Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды информационных ресурсов⇐ ПредыдущаяСтр 59 из 59
В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов: Можно говорить также о делении информационных ресурсов по другим признакам. А именно:
Разнообразие социальных услуг, субъектов деятельности по их оказанию, а также различных уровней управления социальной сферой определяют сложность и разветвленность ее информационного обеспечения. Описание социальных процессов осуществляется многообразными информационными потоками, которые в настоящее время формируются часто изолированно друг от друга. В результате информация, характеризующая процессы социального развития, несмотря на свое многообразие, разрознена и мозаична. На каждом уровне управления социальной сферой используется определенная взаимосвязь различных информационных потоков, при этом какой-либо один из них играет ведущую роль. В настоящее время сформированы следующие основные каналы информации, характеризующие социальное развитие: § государственная статистика; § ведомственная статистика; § социологические исследования; § внутренняя информация учреждений социальной сферы § маркетинговые исследования; § прочие источники внешней информации (например, данные общества потребителей, информация о состоянии финансовых и фондовых рынков и др.). Рассмотрим кратко особенности отдельных составляющих информационной системы. Государственная статистика при изучении социальной сферы производит сбор и анализ информации в разрезе регионов и страны в целом. Ведущим направлением развития государственной статистики выступает сбор и обобщение информации, характеризующей население и домашние хозяйства. Статистические данные собираются в результате проведения переписей населения (в 1970,1979,1989 гг., ожидается в 1999 г.), микропереписей (1985 и 1994 гг.). Ежемесячно осуществляется сбор данных по выборке бюджетов домашних хозяйств, что позволяет дать характеристику дифференциации доходов и потребления населения. Периодически проводятся выборочные обследования отдельных категорий населения, например одиноких пенсионеров, молодых семей и др. Другим направлением развития государственной статистики является ведение общероссийского регистра предприятий и организаций. В настоящее время действует Единый Государственный Регистр Предприятий и Организаций (ЕГРПО), разработан Государственный Статистический Регистр (ГОСТАР). Каждая хозяйственная единица, в том числе и учреждение социальной сферы, при регистрации получает идентификационный номер, уникальный на территории России. Регистр также содержит ряд основных экономических показателей, характеризующих каждое предприятие (учреждение). Третье направление развития государственной статистики – обобщение данных ведомственной статистики, например в области образования, здравоохранения, культуры и искусства, социального обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства. Ведомственная статистика включает сбор и обобщение информации о развитии субъектов данного ведомства и обычно носит отраслевой и закрытый характер. Именно такими особенностями обладает статистика здравоохранения, образования, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и искусства и др. Отличительной особенностью ведомственной статистики является практическое отсутствие полной, сопоставимой и накопленной во времени информации по каждому субъекту, хозяйственной единице (больнице, поликлинике, школе, доме и др.). Информация по каждой хозяйственной единице собирается на уровне административного района, а затем используется только в сводном виде. Такой характер сбора и обобщения информации обусловлен сложившейся системой отраслевого и территориального управления. По мере развития негосударственного сектора в социальной сфере усугубляются проблемы ведомственной статистики. При этом наблюдаются две тенденции: либо ее разрушение (что произошло со статистикой туризма и отдыха), либо создание новых предпринимательских структур в социальной сфере в недрах каждого ведомства. Последнее ведет к усилению «закрытости информации», что происходит, например, с данными о вкладах населения в коммерческие банки, таможенной статистики о поступлениях гуманитарной помощи и др. Однако, если ведомственная статистика ведет учет деятельности учреждений только данного ведомства, то государственная статистика имеет возможность сопоставить деятельность учреждений социальной сферы с численностью и составом населения и домашних хозяйств на данной территории. В результате возможности государственной статистики шире и многообразнее, чем ведомственной. Если государственная и ведомственная статистика носит регулярный, постоянно возобновляющийся характер и основана на стабильной системе показателей, то социологические и маркетинговые исследования проводятся периодически, очень часто по различным, несопоставимым программам, с разными интервалами времени. Социологические и маркетинговые исследования нацелены на решение конкретной, часто очень острой и неотложной задачи. В этой связи между социологическими и маркетинговыми исследованиями имеются сходные черты: конкретизация задачи, оперативность проведения, поиск приемлемой стратегии и формы реализации поставленной задачи. Вместе с тем, между социологическими и маркетинговыми исследованиями существуют существенные различия. В социологических исследованиях основной задачей является описание интересов определенных слоев населения и выяснение наиболее вероятных сценариев их поведения в социальной жизни. Социологические исследования проводятся с целью выяснения общественного мнения по самым разнообразным проблемам. Наиболее часто проводятся социологические опросы по выяснению предпочтений населения: а) накануне проведения выборов (рейтинги личностей и событий); б) по использованию различных средств массовой информации (оценка восприятия рекламной информации); в) при оценке качества деятельности сферы обслуживания и др. В маркетинговых исследованиях основной задачей является поиск наиболее эффективных сценариев поведения организации, учреждения, фирмы. Маркетинговые исследования охватывают сбор и анализ информации, характеризующей: а) спрос (потенциал и объем рынка, покупательную способность, сезонные колебания спроса и др.); б) предложение товаров или услуг (цена, сервис, конкурентоспособность и др.); в) возможность и эффективность использования инструментов маркетинга (эластичность сбытовых цен, действенность рекламы, использование средств массовой информации и др.) Таким образом, существующие информационные потоки в настоящее время развиваются изолированно. Социологические опросы лишь частично позволяют судить об интересах различных категорий населения. Ведомственная статистика собирает информацию о развитии учреждений социальной сферы. Государственная статистика осуществляет сбор данных, характеризующих население (состав, доходы, потребление). Маркетинговые исследования изучают возможности регулирования спроса и предложения. Такое разграничение информационных потоков приводит, с одной стороны, к многообразию и множественности данных, а с другой – при описании социальных процессов образуются «белые пятна», находящиеся на стыках существующих информационных потоков. Среди них можно отметить следующие. Каким образом взаимосвязаны изменения состава населения со спектром потребностей и интересов? Насколько существующая социальная сфера удовлетворяет потребности различных слоев населения? Какие направления реструктуризации финансирования социальной сферы наиболее безболезненны? Создание каких новых социальных институтов наиболее актуально? Какие слои населения в них наиболее заинтересованы и могут участвовать в создании новых социальных институтов? На эти и другие вопросы существующие изолированные потоки информации ответить не в состоянии. Поэтому следует реформировать не только каждый информационный поток изолированно, а разрабатывать концепцию создания единого информационного пространства для изучения социальных процессов и координации существующих источников информации. Создание единого информационного пространства, особенно при изучении социальных процессов, возможно в рамках формирования муниципальной статистики. Содержание муниципальной статистики зависит от круга проблем, входящих в предмет ведения органов местного самоуправления. Переход от жестко детерминированного федерального управления социальной сферой к более гибкому муниципальному, требует соответствующей перестройки системы информационного обеспечения. Врезка. Исторически прообразом муниципальной статистики в России следует считать развитие земской статистики во второй половине XIX – начале XX в. В результате реформ 60-х годов XIX в. в 33 губерниях России были созданы органы местного самоуправления – земства. Земства стали инициаторами многосторонних и глубоких статистических исследований, посвященных описанию населения и быта, землевладения, средств производства и капитала хозяйств, организации и бюджета, товарного хозяйства, социальных отношений крестьянства и других вопросов. Статистические работы проводились земствами на протяжении 40 лет, работы прекратились с началом первой мировой войны (1914 г.). В большинстве губерний с середины 70-х годов XIX в. создаются статистические бюро, работа в которых отличается многообразием и интенсивностью. Например, в Курской губернии подворная перепись каждого уезда была проведена за 5 лет (1883-1887 гг.), по ее итогам было издано 14 поуездных статистических сборников. Статистические исследования земств проводились в 27 губерниях, результаты были опубликованы в 1442 томах. Материалы крестьянских подворных переписей охватывали около 4 млн. крестьянских дворов – примерно четверть всего населения России. Программы исследований земской статистки были очень подробными, достоверность получаемых данных намного превосходила официальную правительственную статистику. Одним из важнейших результатов развития земской статистики становится подготовка высококвалифицированных специалистов (В.И. Орлов, П.П. Червинский, В.Е. Варзар, Ф.А.Щербина и др.). Работа земских статистиков была тяжелой, иногда рабочий день продолжался 10 и более часов, но и труд оплачивался довольно высоко. Недостатками земской статистики были разбросанность и разновременность наблюдений, разнообразные способы сбора и обработки результатов, что затрудняло сопоставимость и обобщение данных по России в целом. Важным направлением муниципальной статистики в современных условиях выступает методологическое и методическое обеспечение взаимосвязи, состыкованности и координации государственной и ведомственной статистики с социологическими и маркетинговыми исследованиями. Муниципальная статистика призвана собирать и анализировать информацию, характеризующую взаимодействие населения с системой социальных институтов на территории региона и координировать взаимодействие существующих информационных потоков, характеризующих социальные процессы. Cоздание единого информационного пространства при изучении социальных процессов на уровне региона позволит соединить различные части мозаичного полотна информационных потоков в единое целое. Это даст качественно новый уровень проработки социальных проблем для достижения баланса интересов разнообразных слоев населения, явится импульсом развития каждого ведомства; откроет новые возможности для обоснования перераспределения финансовых и материальных ресурсов. Именно создание муниципальной статистики поменяет акцент во взаимосвязи ведомств с местными органами управления. В результате процесс достижения ведомственных интересов будет заменен на политику управления развитием ведомств в интересах различных категорий населения, проживающих на территории региона. 30. Информация как предмет и как средство труда. Понятие информации Информационные ресурсы Информация в качестве предметы труда Информация в качестве стредства труда Разные примеры использования информации как предмета и как средства труда в организациях соц.сферы Информация — это сведения, представленные в документах и массивах информации на машинных носителях. Информация ИС отвечает на вопрос «что?», соответствует понятию предмета и средства труда. Как предмет труда информация является объектом сбора, регистрации, обработки, хранения, передачи. Как средство труда управляющая информация воздействует на объект управления. (Стр 70 желт пособие) 31. Информационные продукты и услуги в системе ресурсов управления организацией социальной сферы. (Страница 78 желтое пособие) Понятие информации Понятие инф.продукта и информ. Ресурса Отличие инф.продукта и инф.услуги Примеры инф.продукта и услуги в качестве… организации соц.сферы 1 Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. - М.: Наука, 1995. - С. 30. Date: 2015-08-24; view: 788; Нарушение авторских прав |