Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.5 Культура Европы XVII-XIX вв





I. Задания для самостоятельной работы

1. Дать характеристику общим чертам эпохи Просвещения: 1) исторический оптимизм; 2) вера в разум; 3) толерантность по отношению к другим; 4) утопичность; 5) энциклопедизм; 6) научный скептицизм.

2. Описать идеи “просвещения” в Европе: идея "Разума" и идея "Просвещения" в трудах Д. Локка, Д. Беркли, Вольтера, И. Канта.

3. Дать характеристику художественного воплощения идей Просвещения у Д. Дефо, Д. Свифта, Ф. Шиллера, И. Гете. Драматургия от Ж.Б. Мольер до Бомарше. Музыка И. С. Баха и Г. Генделя.

II. Рекомендации по выполнению заданий

Необходимо разобраться, почему эта эпоха вошла в мировую историю как «Век разума», «Эпоха Просвещения», как изменилась культурная парадигма уже в ХVII в., когда познание стало рассматриваться как результат «очищения разума», какую эволюцию прошла демократическая культура Европы, выдвинув идеи свободы, равенства и братства. Особый интерес представляют условия, которые сделали век Просвещения провозвестником и предпосылкой революций.

Совокупность изменений в культуре можно рассматривать как проявление процесса модернизации, через которую проходят страны Европы на всем протяжении позднего Средневековья и Нового времени. Главными из них были:

§ массовый рост городов, т.е. урбанизация, которая привела к увеличению в составе населения европейских стран свободного, третьего сословия. Позднее именно принцип свободы стал основной ценностью европейской культуры и цивилизации;

§ дифференциация светского и религиозного образования, которое протекало некоторое время в условиях «двойственной истины» (признание равноправия религиозной и научной истины), что привело к победе рационализма как важной черты европейской цивилизации;

§ эпоха Возрождения породила и передала Новому времени такую мировоззренческую ценность как гуманизм (напомним, что суть его в признании человека целью, а не средством бытия);

§ в русле гуманизма рождаются идеалы свободомыслия и достоинства личности.

Таким образом, эпоха Нового времени была подготовлена сложившейся к тому времени системой ценностей: формированием городской культуры с ее идеалами свободы третьего сословия, рационализмом ученых схоластов и его оборотной стороной – еретизмом, на основе которого шла последующая критика официального мировоззрения и догматики разного рода, гуманизмом, свободомыслием и человеческим достоинством, развитием наук и свободой воли, книгопечатанием и возможностью широчайшего распространения знаний.

Следует подчеркнуть, что наука Нового времени была вызвана к жизни освобождением от религиозной догматики и фанатизма средневековой эпохи, потребностью изучить реальный мир, закономерности его развития и законы развития самого процесса познания. И хотя многие великие ученые ХVI – ХVII в.в. были глубоко религиозными людьми, т.е. мыслили в русле «двойственной истины», их открытия привели к выделению науки в самостоятельную сферу духовной культуры. Здесь уместно и даже необходимо упомянуть имена и открытия Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Френсиса Бэкона, Иоганна Кеплера, Рене Декарта, Блеза Паскаля, Готфрида Лейбница, Исаака Ньютона, Дидро, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гольбаха и др. Их исследования, наряду с успехами промышленной революции привели к рождению механицизма как характерного для этой эпохи мировоззрения, которое стало идейной основой цивилизации Европы Нового времени.

III. Рекомендованная литература

Основная литература

1. Кравченко А.И. Культурология, учебное пособие. М., 2000 С 549-571.

2. Столяренко Л.Д. Культкрология: Учебн. пособие. Ростов-н/Д:, 2004 С 78-89.

3. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология, учебное пособие для студентов. М., 2000 С 260-281.

 

Дополнительная литература

1. Век Просвещения. М. – Париж. 1970.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М. 1990.

3. Гвардини Романо. Конец Нового времени. // Культурология. Ростов-на-Дону. 1995.

4. История и культура. Учебное пособие. / под ред. Н.В. Шишовой. М. 2000.

5. Косырева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. М. 1989.

6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М. 1987.

7. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону. 1992.

8. Просветительское движение в Англии. М. 1991.

9. Согрин В.В., Патрушева А.И., Токарева Е.С., Фадеева Т.М. Либерализм Запада ХVII – ХХ веков. М. 1995.

10. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб. 1992.

11. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М. 1983.

12. Французское Просвещение и революция. М. 1989.

 

 







Date: 2015-08-24; view: 314; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию