Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2.4 Культура эпохи Возрождения и Реформации
I. Задания для самостоятельной работы 1. Установить хронологические рамки периодов и перечислить их основные черты: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее возрождение. 2. Охарактеризовать гуманизм как характерную черту культуры и искусства эпохи Возрождения. 3. Назвать художников – титанов Возрождения, описать их творчество. 4. Ответить на вопросы: § Каковы основные черты итальянского Возрождения? § Каково искусство эпохи Возрождения? § Почему XVII в. называют «веком гениев»? 5. Охарактеризовать движение Реформации в странах: Нидерланды, Швейцария, Англия, Франция. II. План семинарского занятия 1. Возрождение античных представлений о человеке. 2. Творцы и титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело). III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Рассматривая вопросы развития культуры эпохи Возрождения, следует учитывать их исключительность с точки зрения небывалого взлета и масштабов культурных явлений в жизни всех европейских стран. Что касается рождения самого термина «Возрождение», следует иметь в виду, что кроме трактовки его со времен Петрарки как возвращения к идеалам и ценностям античности, оно отождествлялось еще и с Христовым Воскресением – Пасхой (возрождением к новой жизни после страдания и смерти). Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от «средневековой дикости, темноты и невежества» (состояние смерти) «к свету культуры и человечности» (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни – Воскресение). Среди множества вопросов, представляющих большой интерес в связи с культурой этой эпохи, важно остановиться для более подробного рассмотрения именно на возрождении античных представлений о человеке. Это объясняется тем, что гуманизм и антропоцентризм Ренессанса в первую очередь выделяют его как на фоне предшествующего средневековья, так и в сравнении с последующим Новым временем, временем побеждающего и победившего капитализма. Нельзя говорить о Ренессансе, не затронув условий его формирования, поэтому следует обратить внимание на город и его влияние в жизни Европы. Многое в этой связи роднит античный полис и средневековый город, особенно по степени воздействия на формирование новых ценностей и мировоззрения. В связи с этим, важно обратить внимание на то, что античный человек и человек эпохи Возрождения существенно отличаются друг от друга именно в восприятии окружающего мира. Цельность и гармоничность античности, единство человека с природой уже не были свойственны средневековому человеку. Пройдя школу христианства, он утратил ощущение гармоничного единства мира, так как сам оказался расколот на человека внешнего – природного и внутреннего – духовного. Вся возрожденческая культура стремится преодолеть этот раскол, но сделать этого не может. По мнению Н.А. Бердяева, Ренессанс, обратившись к античному искусству, ко всем формам античной жизни, античному познанию, античному государству, не мог их повторить, он своеобразно «преломил их в новом духе, в новом содержании». Необходимости отметить деятелей этого времени (Макиавелли, Кампанеллы, Петрарки, Боккаччо, Боттичелли, Донателло, Брунеллески и многих других). Желательно, насколько это будет возможно, осветить хотя бы коротко период Возрождения и в странах Северной Европы, где оно было связано с реформационным движением, которое во многом определило своеобразие Северного Возрождения (это Нидерланды, Германия, Швейцария, Англия). Завершая разговор о культуре эпохи Возрождения, важно подчеркнуть, что феномен Возрождения нельзя рассматривать лишь в тесных для него рамках отдельных отраслей духовной культуры, как бы ни были высоки ее взлеты в этот период. Эта эпоха заложила основные системы ценностей западноевропейской цивилизации.
IV. Рекомендованная литература Основная литература 1. Кравченко А.И. Культурология, учебное пособие. М., 2000 С 448-511.2. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология, учебное пособие для студентов. М., 2000 С 241-259.
Дополнительная литература 1. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб. 1996. 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М. 1995. 3. Античное наследие в культуре Возрождения. М. 1984. 4. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М. 1987. 5. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций. М. 1998. 6. История и культура. Учебное пособие. /под ред Н.В. Шишовой. М. 2000 г. 7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1978.
Date: 2015-08-24; view: 431; Нарушение авторских прав |