Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Федеральное агентство по образованиюСтр 1 из 7Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОУ ВПО Институт цивилизации
«Утверждаю» Проректор по учебной работе ___________ Т.А. Мурадова «_____» _______________ 2010
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Мировая экономика» цикла СД для специальности 030602 "Связи с общественностью", 080801 «Прикладная информатика в экономике»
Составитель Цогоева М.И.
Владикавказ СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины.. 4 2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя 6 2.1 Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) 7 2.2. Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям 12 3. Индивидуальная работа преподавателя со студентом. 18 4. Самостоятельная работа студента. 19 5. Рекомендации к написанию эссе: 25 6. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе 25 7.Средства обучения. 26 7.1. Информационно-методические. 26 7.1.1.Основная литература. 26 7.1.2.Дополнительная литература. 27 7.1.3.Учебное пособие. 28 7.1.4.Основные источники справочно-аналитической и статистической информации: 29 7.1.5.Интернет источники данных. 30 8..Материально-технические: перечень программного обеспечения, наглядных пособий и технических средств обучения. 30 9.Стартовый, текущий, промежуточный контроль знаний студентов. 31 9.1. Перечень вопросов для стартового рейтинга по дисциплине «Мировая экономика» 31 9.2. Примерные задания для стартового рейтинга. 32 9.3. Примерные тестовые задания по курсу «Мировая экономика». 34 9.4. Вопросы для экзамена по курсу «Мировая экономика». 41 10. Кейс- методы в изучении курса «Мировая экономика». 43 11. Образец билетов по дисциплине «Мировая экономика». 49 12. Сведения о ППС (по установленной форме) 51 13. Словарь терминов по мировой экономике. 52
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОУ ВПО Институт цивилизации
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ ДИСЦИПЛИНЫ Проректор по учебной работе _____________
СД (индекс) (наименование) СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030602 "Связи с общественностью"; 080801 «Прикладная информатика в экономике» (код) (наименование) СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (код) (наименование)
Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана. ОСНОВАНИЕ: учебный план подготовки дипломированного специалиста по специальности 030602 "Связи с общественностью"; 080801 «Прикладная информатика в экономике» одобрен Ученым советом ВУЗа 30.06.2009г. протокол № 9.
1. Цели и задачи дисциплины Дидактические единицы учебной дисциплины «Мировая экономика», согласно государственного образовательного стандарта специальности 030602 "Связи с общественностью"; 080801 «Прикладная информатика в экономике» «Современное мировое хозяйство, понятие, структура, субъекты и тенденции развития; международное разделение труда; теории мировой экономики; глобализация мирового хозяйства; ресурсная база мирового хозяйства; глобальные проблемы в мировом хозяйстве; классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития; неравномерность экономического развития в современном мировом хозяйстве; региональная интеграция; место России в современном мировом хозяйстве; перспективы развития мирового хозяйства.»
1.1.Место курса в образовательной программе Дисциплина «Мировая экономика» предназначена для студентов II курса факультета международных экономических отношений
1.2.Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции) Основная цель курса – сформировать у студентов целостное представление о мировом хозяйстве, его потенциале, механизме, основных тенденциях и проблемах, а также об экономике его ведущих стран и регионов. Образовательные результаты курса:
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана При изучении данной дисциплины необходимо предварительное изучение таких дисциплин как экономическая теория, история экономических учений. «Мировая экономика» является теоретической базовой дисциплиной данной специальности и основой для изучения других дисциплин.
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя При изучении курса применяют следующие активные методы обучения: - имитационные: неигровые – анализ конкретных ситуаций на рынке, индивидуальный тренинг; игровые – деловая игра, ролевая игра; - неимитационные методы обучения: учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой, практические занятия, обсуждение проблемных статей; - информационно-развивающие методы: лекция, рассказ, беседа, объяснение; - проблемно-поисковые методы обучения: эвристическая беседа, учебная дискуссия, проблемная лекция, метод Case-study (анализ конкретных практических ситуаций). Для активизации процесса обучения применяется следующий прием обучения - демонстрация слайдов, При изучении курса используются активные формы занятий: - круглый стол, - конференция, - учебная конференция, - диспут, - диалог, - лекция (проблемная, визуальная, лекция-консультация, лекция-диалог, лекция-экскурсия), - семинар (по изучению нового материала, по обобщению и актуализации знаний, расширение и дополнение знаний по уже изученному ранее материалу, контролирующий, семинар-практикум), - мозговой штурм, мозговая атака, - дискуссия.
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п.2.2.1.,2.2.2. и 2.2.3. в столбце «Методы». 2.1 Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
3. Индивидуальная работа преподавателя со студентом
4. Самостоятельная работа студента
Литература для подготовки презентации Тема 1. Развитие экономической системы США 1. Государственная экономическая политика США: Современные тенденции.-М.: Наука, 2002; 2. http://www.gksoft.com/govt/en/us.html (официальные ресурсы США); 3. http://www.firstgov.gov/ (официальный правительственный портал США);
Тема 2. Развитие экономической системы ФРГ 1. Антропов В.В. Социальная рыночная экономика: путь Германии. - М.2003; 2. http://www.gksoft.com/govt/en/de.html (официальный ресурс Германии); 3. http://www.bmz.de/ (Министерство экономического сотрудничества и развития); 4. http://www.destatis.de (Федеральная статистическая служба); 5. http://www.auswaertiges-amt.de (МИД ФРГ); 6. http://www.bundesfinanzministerium.de (Минфин ФРГ); 7. http://www.bundesbank.de (ЦБФРГ).
Тема 3. Развитие экономической системы Франции 1. Черников Г.П., Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции: Учебн.пособие. - М: РОССПЭН, 2002; 2. http://www.minefi.gouv.fr (Минфин Франции); 3. http://www.insee.fr/en/home/home_page.asp (Национальный институт статистики); 4. http://www.service-public.fr/accueil/english.html (официальные ресурсы Франции, ЕС и международных организаций); 5. http://www.banque-france.fr (Банк Франции).
Тема 4. Развитие экономической системы Великобритании 1. http://www.gksoft.com/govt/gb.html (Официальный ресурс Великобритании); 2. http://www.statistics.gov.uk (Официальная статистика); 3. http://www.londonstockexchange.com (Лондонская фондовая биржа); 4. http://www.bankofengland.co.uk (ЦБ Англии); 5. http://www.fpc.org.uk (Центр зарубежной политики); 6. http://www.iiss.org.uk (Международный Институт стратегических исследований). Тема 5. Развитие экономической системы Японии 1. Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004; 2. http://www.gksoft.com/govt/en/jp.html (Ресурсы Японии); 3. http://www.boj.or.jp/en/ (Банк Японии); 4. http://www.nni.nikkei.co.jp/ (Бизнес новости Японии); 5. http://www.jcie.or.jp/ (Японский центр международных обменов)
Тема 6. Развитие экономических систем новых индустриальных стран 1. Гладков И.С. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). - М.: Изд-во УРАО, 2000; 2. http://www.globalexchange.org 3. http://www.chamber.org.hk/ (Торговая палата Гонконга); 4. http://www.gksoft.com/govt/en/cl.html (официальный ресурс Чили); /hk.html (Гонконга); 5. http://www.imfo.org/external/np/sec/decdo/sela.html (Экономическая система стран Латинсокй Америки)
Тема 7. Развитие экономической системы КНР 1. Экономика КНР на переломе веков/ сост. В.В. Жигулева: Ин-т Дал.Востока РАН. - М.,2001 2. http://www.gksoft.com/govt/en/ch.html (Официальный ресурс КНР); 3. http://www.chinatoday.com/ (Информационная база по КНР).
Тема 8. Развитие экономических систем исламских стран 1. Нуруллина Г.Ф. Исламская этика бизнеса. - М., 2003; 2. http://www.irrif.com/lcias.htm (Международный Институт исследования исламских финансов); 3. http://www.islamic-banking.com (Институт исламского банковского дела и страхования); 4. http://www.islamic-finance.net (Исламский бизнес).
Тема 9. Развитие экономических систем стран с переходной экономикой 1. Ослунд А. Строительство капитализма: рыночная трансформация стран бывшего советского блока. - М., 2003; 2. http://www.cisstat.com (Международный статистический комитет СНГ); 3. http://www.iet.ru (Институт экономики переходного периода). Тема 10. Развитие экономической системы России 1. Гайдар Е.Г. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории.-2-е изд. - М.: Дело, 2005; 2. http://www.iet.ru (Институт экономики переходного периода).
| И | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-18 | Перечень тем для рефератов и эссе 1.Периодизация развития мирового хозяйства в отечественной и мировой литературе 2.Сравнительный анализ подходов международных экономических организаций системы ООН к типологии стран мира 3.Теоретические воззрения на глобализацию в российской и зарубежной научной литературе 4.Анализ экономической динамики и ее факторов (в конкретной стране или регионе по выбору студента) 5.Сравнительный анализ моделей догоняющего развития догоняющего развития (на примере двух-трех стран по выбору студента) 6.Анализ состояния и перспектив решения одной из глобальных проблем (по выбору студента) 7.Социальная политика государства (в конкретной стране по выбору студента) 8.Современное состояние и перспективы развития одного из центров международной трудовой миграции (по выбору студента) 9.Трудовые ресурсы и их использование (в конкретной стране по выбору студента) 10.Возможности для развития предпринимательства в стране или регионе мира (по выбору студента) 11.Особенности и последствия теневой экономики (в конкретной стране по выбору студента) 12.Особенности сбережений и инвестиций в стране или регионе мира (по выбору студента) 13.Анализ инвестиционного климата в стране или регионе мира (по выбору студента) 14.Современный финансовый кризис в мире и его перспективы 15.Техническая помощь организаций системы ООН одному из регионов развивающегося мира (по выбору студента) 16.Экспорт образовательных услуг в мире 17.Анализ социально-экономической модели развития одной из стран мира и перспективы ее эволюции (по выбору студента) 18.Сравнительный анализ положения трех центров развитого капитализма в мировой экономике и перспективы изменения соотношения сил между ними 19.Современные тенденции развития экономики Германии и прогнозы их развития 20.Внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития Германии 21.Современные тенденции развития экономики Франции и прогнозы их развития 22.Современные тенденции развития экономики Италии и прогнозы их развития 23.Современные тенденции развития экономики Великобритании и прогнозы их развития 24.Современные тенденции развития экономики восточноевропейских стран (на примере двух- трех стран по выбору студента) 25. Особенности интеграционных процессов в Северной Америке и их перспективы 26.Современные тенденции развития экономики США и прогнозы их развития 27.США в международном движении капитала 28 «Новая экономика» в США | Э,И | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.Современные тенденции развития экономики Японии и прогнозы их развития 30.Внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития Японии 31.Современные тенденции развития экономики новых развитых стран Азии и прогнозы их развития (на примере одной из стран) 32.Социально-экономические модели новых индустриальных стран и их эволюция 33.Общие черты и социально-экономические проблемы наименее развитых стран 34.Особенности интеграционных процессов в Латинской Америке (экономический аспект) 35.Современные тенденции развития экономики Бразилии и прогнозы их развития 36.Особенности интеграционных процессов в арабских странах и их перспективы 37. Современные тенденции развития экономики одной из арабских стран (по выбору студента) 38.Современные тенденции развития экономики Индии и прогнозы их развития 40.Внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития Индии 41.Современные тенденции развития экономики Пакистана и прогнозы их развития 42.Современные тенденции развития экономики Ирана и прогнозы их развития 43.Современные тенденции развития экономики Турции и прогнозы их развития 44.Экономическая дифференциация стран Африки южнее Сахары 45.Проблемы социально-экономического развития стран Африки южнее Сахары и пути их решения (на примере одной или группы стран) 46.Современные тенденции развития экономики Юго-Восточной Азии и перспективы их развития (на примере одной или нескольких стран) 47.Особенности интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии и их перспективы 48.Общие черты и различия в проведении системных реформ в странах с переходной экономикой 49.Особенности интеграционных процессов на постсоветском пространстве и их перспективы (экономический аспект) 50.Современные тенденции развития экономики Украины и прогнозы их развития 51.Современные тенденции развития экономики Белоруссии и прогнозы их развития 52.Современные тенденции развития экономики стран Закавказья и прогнозы их развития 53.Современные тенденции развития экономики Казахстана и прогнозы их развития 54.Современные тенденции развития экономики Узбекистана и прогнозы их развития 55.Современные тенденции развития экономики Китая и прогнозы их развития 56.Внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития Китая |
5. Рекомендации к написанию эссе:
1. Рассмотреть ключевые категории и понятия по исследуемой проблеме и дать их сущностную характеристику.
2. Показать, какую эволюцию претерпели исследуемые явления и процессы экономической действительности в ходе развития мирового хозяйства.
3. Оценить современное состояние проблемы со всеми присущими ей сложностями и противоречиями, подтвердив свою точку зрения статистическим материалом.
4. Выявить основные тенденции развития анализируемого явления с учетом экономических реалий начала XXI в.
5. Сделать самостоятельный вывод по результатам своего исследования.
Структура эссе. Эссе состоит из основной части (которую не следует структурировать по главам, вопросам или параграфам), заключения (2—3 абзаца), сносок и списка литературы.
Объем работы 3—4 страницы текста формата А4 (не считая титульного листа и списка литературы). Шрифт — Times New Roman 12, интервал — 1,5.
Критерии оценки эссе:
· способность студента к поиску информации, характеризующей современное состояние объекта исследования (особое внимание обращается на наличие современного статистического материала, поэтому поощряется использование электронных источников информации);
· навыки анализа проблемы, умение вычленить главное, сущностное и через это установить внутренние связи различных элементов исследуемого явления;
· умение связать исследуемые процессы с современной российской экономической действительностью;
· способность делать обоснованные самостоятельные выводы;
· аккуратность оформления и своевременность представления работы.
6. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных методов | Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения |
1. | Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий | Применение учебного пособия Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб пособие для вузов Изд 2, перераб и доп (Высшее образование).Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-16-001950-5. Издательство: Форум; Инфра-М – Москва..-2010. http://www.iqlib.ru/book/preview/A23A917C5643431BAE323CCBA6D9467E (2005) в электронном виде. Гоголева Т.Н., Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И.Международная экономика: Учеб пособие для вузов. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-390-00595-8. Издательство: КноРус – Москва. Год: 2010. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/110068 (2003) Бор М.З. История мировой экономики. Формат: DOC. http://www.hronos-library.ru/history/history-of-economics/academic-literature-history-of-economics/22-istoriya-mirovoj-yekonomiki.html |
2. | Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ | Преподавание ориентировано на программу подготовки специалистов в области «Мировая экономика» ведущих вузов РФ:МГИМО, ВШЭ, СПбГУ, Финансовой академии при правительстве РФ |
3. | Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. | Проводятся практические занятия по типу «Деловых игр» При этом используется материальное оснащение, имеющееся на вооружении. Студенты заранее получают задание для подготовки (по учебному пособию. |
7.Средства обучения
7.1. Информационно-методические
Основная литература
Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник для вузов (Учебники экономического факультета МГУ им М В Ломоносова).Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-16-002010-5. Издательство: Форум; Инфра-М – Москва.- 2009
Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник для вузов: Изд 4, доп (Учебники МГУ им М В Ломоносова)Характеристика: УЧ-КИ + УЧ. пос. + ПРАКТ.пос., БЕЗ ГРИФА;для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-8018-0386-9. Издательство: Дело и Сервис (ДИС) – Москва. Год: 2008
Фигурнова Н.П.Международная экономика: Учеб пособие для вузов Изд 2 (Б-ка высшей школы).Характеристика: УЧ-КИ + УЧ. пос. + ПРАКТ.пос.,БЕЗ ГРИФА;для ВУЗов;. ISBN: 978-5-370-00698-2. Издательство: Омега-Л – Москва. Год: 2008
Гоголева Т.Н., Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И.Международная экономика: Учеб пособие для вузов. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-390-00595-8. Издательство: КноРус – Москва. Год: 2010. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/110068 (2003)
Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика: Теория и практика: Учебник для вузов (Учебник для вузов). Характеристика: Гриф Министерства образования; для ВУЗов; ISBN: 978-5-388-00035-4. Издательство: Питер - Санкт-Петербург. Год: 2008
Волгина Н.А. Международная экономика: Учеб пособие для вузов (Новое экономическое образование.)Изд. 2. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов;для Специалистов;др. НОВИНКА;др. СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ; ISBN: 978-5-699-35367-5: Издательство: Эксмо – Москва.Год: 2010
Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения Учебник для вузов Изд 2, перераб и доп. Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов; ISBN: 978-5-9776-0094-1. Издательство: Магистр – Москва. Год: 2009
Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. Булатов А.С., Ливенцева Н.Н., ред. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-9776-0045-3. Издательство: Магистр – Москва. Год: 2008
Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И., Ломагин Н.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб пособие для вузов (Учебный курс: кратко и доступно).Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов;др. НОВИНКА;др.; ISBN: 978-5-699-35397-2. Издательство: Эксмо – Москва. Год: 2010
Суэтин А.А. Мировая экономика: Международные экономические отношения Глобалистика: Учебник для вузов. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-390-00171-4.: Издательство: КноРус – Москва. Год: 2008
Мировая экономика: Учебник для вузов (Университеты России) Смитиенко Б.М., ред. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства; для ВУЗов; для Специалистов; ISBN: 978-5-9916-0151-1: Издательство: Юрайт-Издат – Москва. Год: 2009
Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб пособие для вузов Изд 2, перераб и доп (Высшее образование).Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-16-001950-5. Издательство: Форум; Инфра-М - Москва
Год: 2010. http://www.iqlib.ru/book/preview/A23A917C5643431BAE323CCBA6D9467E (2005)
Мировая экономика и международные экономические отношения: В 2 ч: Учеб для вузов. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов;для Специалистов;др. ISBN: 5-8297-0280-0. ISBN: 5-8297-0281-9. Автор: Хасбулатов Р.И., ред. Издательство: Гардарики – Москва. Год: 2006
Раджабова З.К. Мировая экономика: Учеб для вузов Изд 3. Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-16-003755-4. Издательство: Форум; Инфра-М – Москва. Год: 2010
Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для экономич вузов Изд 3, перераб и доп (Золотой фонд российских учебников). Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-238-01121-9. Автор: Издательство: Юнити
Date: 2015-08-24; view: 468; Нарушение авторских прав