Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральное агентство по образованию





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НОУ ВПО Институт цивилизации

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

___________ Т.А. Мурадова

«_____» _______________ 2010

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Мировая экономика»

цикла СД для специальности 030602 "Связи с общественностью", 080801 «Прикладная информатика в экономике»

 

 

Составитель Цогоева М.И.

 

 

Владикавказ


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи дисциплины.. 4

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя 6

2.1 Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) 7

2.2. Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям 12

3. Индивидуальная работа преподавателя со студентом. 18

4. Самостоятельная работа студента. 19

5. Рекомендации к написанию эссе: 25

6. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе 25

7.Средства обучения. 26

7.1. Информационно-методические. 26

7.1.1.Основная литература. 26

7.1.2.Дополнительная литература. 27

7.1.3.Учебное пособие. 28

7.1.4.Основные источники справочно-аналитической и статистической информации: 29

7.1.5.Интернет источники данных. 30

8..Материально-технические: перечень программного обеспечения, наглядных пособий и технических средств обучения. 30

9.Стартовый, текущий, промежуточный контроль знаний студентов. 31

9.1. Перечень вопросов для стартового рейтинга по дисциплине «Мировая экономика» 31

9.2. Примерные задания для стартового рейтинга. 32

9.3. Примерные тестовые задания по курсу «Мировая экономика». 34

9.4. Вопросы для экзамена по курсу «Мировая экономика». 41

10. Кейс- методы в изучении курса «Мировая экономика». 43

11. Образец билетов по дисциплине «Мировая экономика». 49

12. Сведения о ППС (по установленной форме) 51

13. Словарь терминов по мировой экономике. 52


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОУ ВПО Институт цивилизации

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ

ДИСЦИПЛИНЫ Проректор по учебной работе

_____________

 

СД

(индекс) (наименование)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

030602 "Связи с общественностью"; 080801 «Прикладная информатика в экономике»

(код) (наименование)

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

(код) (наименование)

Факультет    
Кафедра    

 

ОБЩИЙ ОБЪЕМ работы студента в час. ГОС уч. план Очная форма
    5 лет
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:  
- лекций, по семестрам  
 
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам  
 
- практические занятия, по семестрам  
 
Индивидуальная работа, час  
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:  
- контрольные работы по семестрам  
- курсовые работы по семестрам  
- курсовые проекты по семестрам  
- др. виды работы по семестрам  
Зачеты, по семестрам, час  
Экзамены, по семестрам, час 5 семестр

Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ: учебный план подготовки дипломированного специалиста по специальности 030602 "Связи с общественностью"; 080801 «Прикладная информатика в экономике» одобрен Ученым советом ВУЗа 30.06.2009г. протокол № 9.

АВТОР канд. экон. наук, доцент   Цогоева Марина Ибрагомовна  
  (подпись) (ФИО) (Дата)
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА  
Кафедрой МЭО      
  (подпись) (ФИО) (Дата)
Управлением учебно-методической работы    

 

1. Цели и задачи дисциплины

Дидактические единицы учебной дисциплины «Мировая экономика», согласно государственного образовательного стандарта специальности 030602 "Связи с общественностью"; 080801 «Прикладная информатика в экономике» «Современное мировое хозяйство, понятие, структура, субъекты и тенденции развития; международное разделение труда; теории мировой экономики; глобализация мирового хозяйства; ресурсная база мирового хозяйства; глобальные проблемы в мировом хозяйстве; классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития; неравномерность экономического развития в современном мировом хозяйстве; региональная интеграция; место России в современном мировом хозяйстве; перспективы развития мирового хозяйства.»

 

1.1.Место курса в образовательной программе

Дисциплина «Мировая экономика» предназначена для студентов II курса факультета международных экономических отношений

 

1.2.Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)

Основная цель курса – сформировать у студентов целостное представление о мировом хозяйстве, его потенциале, механизме, основных тенденциях и проблемах, а также об экономике его ведущих стран и регионов.

Образовательные результаты курса:

 

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ  
Знание и понимание: -теорий мирового хозяйства -его механизма -потенциала мирового хозяйства (трудового, предпринимательского, финансового, природно-ресурсного, знаний) -отраслевой структуры мировой экономики -основных тенденций развития мировой экономики в ХХIв. -глобальных проблем человечества -типологии стран мира -состояния и перспектив изменения соотношения сил в мировой экономике -потенциала, тенденций и проблем социально-экономического развития основных групп стран -методики анализа страновых моделей социально-экономического развития -потенциала, тенденций и проблем ведущих стран мира Образовательные методики (формы проведения занятий): -лекции с использованием слайдов по всем темам лекций -семинарские занятия в форме общей дискуссии -семинарские занятия с предварительно назначенными докладами студентов и их последующим обсуждением -семинарские занятия с предварительной разбивкой студентов на две или несколько команд -семинарские занятия в форме анализа статистических документов -семинарские занятия в форме анализа конкретных ситуаций -семинарские занятия в форме круглых столов со специалистами -семинарские занятия в форме деловых игр Формы проверки знаний: -контрольные работы в конце некоторых лекций в форме тестов -контрольные работы в конце некоторых семинарских занятий в форме тестов - домашние работы в форме эссе на заданные темы -домашние работы в форме анализа статистических документов -доклады на организуемой кафедрой в конце семестра научной студенческой конференции по проблемам мировой экономики -информационно-аналитическая справка -экзамен по темам, разбираемым на лекционных, семинарских занятиях и вынесенным на самостоятельную проработку (подробно изложены в учебниках)    
КОМПЕТЕНЦИИ  
Аналитические компетенции -способность к эффективному поиску экономической и социальной информации в интернете, прежде всего на сайтах международных экономических организаций -умение анализировать трудовые, предпринимательские, финансовые, природные ресурсы и ресурсы знаний в мире -умение использовать при экономическом анализе знания об отраслевой структуре мирового хозяйства -способность самостоятельно проводить анализ основных тенденций развития мировой экономики в ХХI в. -умение прилагать глобальные проблемы человечества к отдельным странам и регионам -умение типологизировать страну -владение навыками анализа экономической динамики в приложении к отдельным странам и регионам -умение соотносить потенциал, тенденции и проблемы социально-экономического развития отдельной страны с другими странами -умение анализировать экономику страны и группы стран -владеть навыками ситуационного анализа в сфере мировой экономики -умение готовить информационно-аналитические справки Образовательные методики (формы проведения занятий): -лекции с использованием слайдов по всем темам лекций -семинарские занятия в форме общей дискуссии -семинарские занятия с предварительно назначенными докладами студентов и их последующим обсуждением -семинарские занятия с предварительной разбивкой студентов на две или несколько команд -семинарские занятия в форме анализа статистических документов -семинарские занятия в форме анализа конкретных ситуаций -семинарские занятия в форме круглых столов со специалистами -семинарские занятия в форме деловых игр Форма проверки развития (степени овладения) компетенции: -контрольные работы в конце некоторых лекций в форме тестов -контрольные работы в конце некоторых семинарских занятий в форме тестов - домашние работы в форме эссе на заданные темы -домашние работы в форме анализа статистических документов -доклады на организуемой кафедрой в конце семестра научной студенческой конференции по проблемам мировой экономики -информационно-аналитическая справка -экзамен по темам, разбираемым на лекционных, семинарских занятиях и вынесенным на самостоятельную проработку (подробно изложены в учебниках)
Системные компетенции: -способность к самостоятельной работе и обучению -умение применять знания на практике Образовательные методики (формы проведения занятий): -семинарские занятия в форме общей дискуссии -семинарские занятия с предварительно назначенными докладами студентов и их последующим обсуждением -семинарские занятия с предварительной разбивкой студентов на две или несколько команд -семинарские занятия в форме анализа статистических документов -семинарские занятия в форме анализа конкретных ситуаций -семинарские занятия в форме деловых игр Форма проверки развития (степени овладения) компетенции: -контрольные работы в конце некоторых лекций в форме тестов -контрольные работы в конце некоторых семинарских занятий в форме тестов -домашние работы в форме эссе на заданные темы -домашние работы в форме анализа статистических документов -доклады на организуемой кафедрой в конце семестра научной студенческой конференции по проблемам мировой экономики -информационно-аналитическая справки -экзамен по темам, разбираемым на лекционных, семинарских занятиях и вынесенным на самостоятельную проработку (подробно изложены в учебниках)
Коммуникационные компетенции -умение работать в команде -использование знания иностранных Языков Образовательные методики (формы проведения занятий): -семинарские занятия с предварительной разбивкой студентов на две или несколько команд -семинарские занятия в форме анализа статистических документов -семинарские занятия в форме анализа конкретных ситуаций -семинарские занятия в форме деловых игр Форма проверки развития (степени овладения) компетенции: -домашние работы в форме анализа статистических документов -информационно-аналитическая справка

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

При изучении данной дисциплины необходимо предварительное изучение таких дисциплин как экономическая теория, история экономических учений. «Мировая экономика» является теоретической базовой дисциплиной данной специальности и основой для изучения других дисциплин.

 

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая теория Макроэкономика История экономических учений Экономическая география зарубежных стран Статистика  

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

При изучении курса применяют следующие активные методы обучения:

- имитационные: неигровые – анализ конкретных ситуаций на рынке, индивидуальный тренинг; игровые – деловая игра, ролевая игра;

- неимитационные методы обучения: учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой, практические занятия, обсуждение проблемных статей;

- информационно-развивающие методы: лекция, рассказ, беседа, объяснение;

- проблемно-поисковые методы обучения: эвристическая беседа, учебная дискуссия, проблемная лекция, метод Case-study (анализ конкретных практических ситуаций).

Для активизации процесса обучения применяется следующий прием обучения - демонстрация слайдов,

При изучении курса используются активные формы занятий:

- круглый стол,

- конференция,

- учебная конференция,

- диспут,

- диалог,

- лекция (проблемная, визуальная, лекция-консультация, лекция-диалог, лекция-экскурсия),

- семинар (по изучению нового материала, по обобщению и актуализации знаний, расширение и дополнение знаний по уже изученному ранее материалу, контролирующий, семинар-практикум),

- мозговой штурм, мозговая атака,

- дискуссия.

 

Лекции обозначение Учебные семинары.  
Лекция – визуализация ЛВ Междисциплинарные. МДС
Лекция диалог ЛД Проблемный семинар. ПС
Лекция с заранее запланированными ошибками ЛО Тематические. ТС
Case-study CS
Лекция-пресс-конференция ЛК Контролирующий КС
Лекция-беседа ЛБ Семинар -практикум СП
Лекция-дискуссия ЛД Учебные дискуссии. УДС
Лекция с разбором конкретных ситуаций ЛС Учебные встречи за «круглым столом СКС
Мозговой штурм МШ

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п.2.2.1.,2.2.2. и 2.2.3. в столбце «Методы».

2.1 Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя Кол. час Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
    Лекция 1. Становление и развитие мирового хозяйства. .Понятие мировой экономики (мирового хозяйства, всемирного хозяйства). Процесс формирования мировой экономики, периоды развития мирового хозяйства и их характерные черты. Субъекты современных международных отношений. Основные показатели развития мировой экономики ЛВ
    Лекция 2.. Международное разделение труда. Сущность международного разделения груда и факторы его определяющие. Формы международного разделения труда Международная специализация Международное производственное кооперирование (МПК). Тенденции МРТ   ЛВ
    Лекция 3. Международные корпорации в мировой экономике. Международные корпорации: сущность и виды. Возникновение феномена ТНК Структура ТНК. Механизмы и принципы деятельности ТНК Сфера деятельности и география ТНК Значение в МЭ и МЭО. Положительное и отрицательное воздействие ТНК/ Регулирование деятельности ТНК ЛВ
    Лекция 4 Принципы классификации стран современного мира Типологии стран мира Основные показатели классификации стран по уровню и качеству жизни. Основные признаки развитых стран. Основные модели развития развитых стран. Характеристика развивающихся стран в мировой экономике/   ЛВ
    Лекция 5. Международные валютно-финансовые отношения и миграция капитала, международный кредит   Мировая валютная система: сущность, задачи, функции, элементы. Эволюция мировой валютной системы. Парижская, Генуэзская, Бреттон-вудская, Ямайская валютные системы: характеристика основные принципы. Европейская валютная система, ее особенности и перспективы развития. ЕВРО, функции, особенности и влияние на мировой валютный рынок и Россию. Тенденции развития мировой валютной системы. Валюты и их виды. Условия конвертируемости валют. Валютный курс, факторы его определяющие. Валютные режимы, виды валютных курсов. Валютные рынки, виды, функции, центры. Мировой финансовый рынок, его субъекты. Мировой валютный рынок. Международные и региональные валютно-кредитные организации. Международный валютный Фонд. Группа Всемирного банка. Европейский банк реконструкции и развития. Валютный рынок России: проблемы и перспективы развития. Сущность, этапы, факторы международной миграции капитала. Теории вывоза капитала. Классификация форм вывоза капитала: частный и государственный, денежный и товарный, предпринимательский и ссудный. Прямые зарубежные инвестиции, их особенности, причины, преимущества. Портфельные инвестиции. Инвестиционный климат. Современные особенности миграции капитала в мировом хозяйстве. Показатели участия стран в процессах международной миграции капитала. Мировой рынок ссудного капитала: его структура, особенности, мировые финансовые центры. Международный кредит: сущность, функции и роль в мировом хозяйстве. Формы международного кредита. Условия международного кредита. Основные виды кредитных операций на мировом рынке капиталов. ТНК и ТНБ по перераспределению финансовых ресурсов. Глобализация финансовых ресурсов мира, ее последствия для мировой экономики. Мировой рынок акций. Основные фондовые биржи мира. Биржевые системы. Листинг. Биржевые индексы и котировки. Мировой рынок страховых услуг. Мировой кредитный рынок. Мировой кризис внешней задолженности в мире. Россия в системе мирового долга. Пути урегулирования внешней задолженности в различных странах мира. Мировые финансовые кризисы. Инфляция в мировом хозяйстве. Финансовые ресурсы России. Мировой кризис внешней задолженности: причины, последствия. ЛД
    Лекция 6. Мировой рынок и международная торговля товарами и услугами   Природа и основные черты мирового рынка К истории формирования мирового рынка. Взаимосвязь национального и мирового рынка. Типы и виды рынков. Формирование спроса и предложения, равновесных цен на мировых рынках. Международная конкуренция. Факторы конкурентоспособности на мировом рынке. Мировой рынок и международное движение товаров. Международная торговля: сущность, динамика, товарная и региональная структура. Современные организационные формы экспорта и импорта. Международные товарные номенклатуры. Показатели участия страны в международной торговле. Международная торговля услугами: сущность, динамика, региональная структура и особенности. Международные классификации услуг. Международный уровень регулирования мировой торговли.   ЛД
    Лекция 7. Международная миграция трудовых ресурсов Миграция рабочей силы как форма МЭО. Причины миграции рабочей силы и факторы ее определяющие. Классификация форм миграции. Основные центры международной миграции в мире. Последствия миграции для стран экспортеров и импортеров рабочей силы. Утечка умов и ее последствия. Международный рынок лиц умственного труда. Национальное и международное регулирование миграции. Роль международной организации труда (МОТ) в регулировании миграционных процессов. Деятельность Международной организации по миграции (MOM) и Межправительственного комитета по вопросам миграции (СИМЕ). ЛВ
    Лекция 8. Глобальные проблемы мировой экономики и попытки их совместного решения Понятие и типы и критерии глобальных проблемах мирового развития, критерии глобальности Проблема преодоления бедности и отсталости Проблема мира и демилитаризации Продовольственная проблема Экологический кризис как глобальная проблема Демографическая проблема Проблема устойчивого экологического развития человечества ЛК
    Лекция 9. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Понятие природно-ресурсного потенциала. Ресурсы минерального сырья и топлива. Земельные, водные и лесные ресурсы. Распределение природных ресурсов между странами. Роль природных ресурсов в мировой экономике. ЛВ
    Лекция 10. Человеческие ресурсы мирового хозяйства. Сущность и характеристика демографического потенциала Анализ демографического потенциала мирового хозяйства Религиозный состав населения Семейный состав населения Возрастная структура Плотность населения Рождаемость и смертность населения Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов Процессы урбанизации в мировой экономике Миграции населения ЛВ
    Лекция 11 Научно-технический и информационный потенциал современного мирового хозяйства. Понятие научно-технического прогресса, его роль в мировом хозяйстве. Понятие инновационного потенциала. Инновационная политика развитых и развивающихся стран. Научные ресурсы мира. Отраслевая структура науки Проблемы и перспективы развития инновационной системы РФ. ЛВ
    Лекция 12. Отраслевая структура экономики. Состав и структура мирового народнохозяйственного комплекса Факторы размещения производительных сил и их изменения в эпоху НТР Топливно-энергетическая промышленность. Топливная промышленность Электроэнергетика Металлургическая промышленность Машиностроительный комплекс Химическая промышленность Лесная и деревообрабатывающая промышленность Легкая промышленность состав, особенности размещения Сельское хозяйство Значение транспорта в мировом хозяйстве ЛВ
    Лекция 13 Экономика США. История становления экономики США. Отраслевая структура экономики США П Финансовый кризис в США ЛК
    Лекция.14 Экономика стран Европейского Союза. Особенности формирования экономики стран ЕС:природно-ресурсный потенциал. Единство и различия в развитии национальных хозяйств европейских странах (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия). Общая характеристика экономики стран ЕС.Анализ основных макроэкономических показателей за 2006-2009 гг. ЛК
    Лекция 15.. Социально-экономическое развитие Японии. Основные этапы становления экономики Японии Японская модель экономического развития. Роль Японии в мирохозяйственных связях. Ресурсный потенциал Японии Отраслевая структура экономики Японии ЛК
    Лекция 16. Развивающиеся страны в мировой экономике. Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран мира. Экономика новых индустриальных стран (НИС). Основные тенденции экономического развития новых индустриальных стран. Динамика экономического роста и структурные изменения в национальных экономиках. Слаборазвитые страны и понятие периферии современного мирового хозяйства. Экономическая помощь наименее развитым странам и современные формы их эксплуатации.. ЛВ
    Лекция 17. Экономика Китая. Особенности социально-экономического развития КНР Основные этапы формирования КНР Главные особенности системных реформ в Китае на современном этапе. Анализ социально-экономических показателей развития Китая Ресурсный потенциал Китая Отраслевая структура экономики Китая. ЛК
    Лекция18. Россия в мировой экономике. Ресурсный потенциал России на рубеже ХХ-ХХI веков. Оценка природно-ресурсного, трудового, производственного и научно-технического потенциала. Анализ основных макроэкономических показателей РФ Динамика структуры экономики РФ Перспективы экономического развития экономики РФ на 2010-2012 годы Оценка перспектив изменения места и роли России в мировой экономике. ЛК
    2.2. Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям    
1-2   Семинар 1. Типология стран мира (общая дискуссия) 1. Типологии стран мира 2. Основные показатели классификации стран по уровню и качеству жизни. 3. Основные признаки развитых стран. Основные модели развития развитых стран. 4. Характеристика развивающихся стран в мировой экономике Рекомендуемая литература Мировая экономика. Учебник под ред А.С.Булатова…,М, 2008…Гл.5 Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. М.: Экономика, 2000. Гл.1-3 Нухович Э.С., Смитиенко Б.M., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Учебное пособие.- М.: Изд-во Финансовой Академии при правительстве РФ, 1995. Агабабьян Э.М.Особенности развития мировой экономики и международных экономических отношений в начале XXI века. Выпуск второй. Учебное пособие / Э. М. Агабабьян. — М.: Восток - Запад, 2009. — 96 с. В.М. Кудров, «Мировая экономика». М., Дело, 2004 И.П. Фаминский, «Мировой хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки», М., Магистр, 2007 Колодко Г.В.Мир в движении: Экономический бестселлер: Пер с пол. Характеристика: для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-9776-0102-3. Издательство: Магистр – Москва.Год: 2009 Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для экономич вузов Изд 3, перераб и доп (Золотой фонд российских учебников). Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-238-01121-9. Автор: Издательство: Юнити-Дана – Москва. Год: 2009 Капица Л.М., Шохина Л.И. Индикаторы мирового развития. М., 2005. Гл.II Алексеев П.А. Современные тенденции развития экономики промышленно развитых стран. Характеристика: для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-86476-269-1.: Издательство: Анкил – Москва. Год: 2008 Интернет-сайты http://www.imf.org (World Economic Outlook) http://econ. worldbank.org (World Development Report) http://www.unctad.org (World Investment Report) http://www.wto.org (International Trade Statistics) http://www.imf.org (World Economic Outlook) http://econ. worldbank.org (World Development Report и World Economic Indicators) ПС
3-4   Семинар 2. Основные тенденции развития мирового хозяйства в XXI в 1. Определяющие факторы развития мировой экономики 2. Понятие глобализации. Ее влияние на мировое и национальное хозяйство. Антиглобализм. 3. Понятия регионализации и интеграции, их взаимосвязь. Особенности регионализации и интеграции по странам и формам внешнеэкономических связей. 4. Понятие либерализации экономической деятельности и ее особенности в различных странах и регионах мира. Изменение соотношения между реальным и финансовым сектором в экономике: причины и последствия для национального и мирового хозяйства. 5.Сущность постиндустриализации. Основные черты постиндустриальной экономики и ее проблемы. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство. «Новая экономика» и ее главные черты и последствия Рекомендуемая литература 1. Мировая экономика. Учебник под ред А.С.Булатова…,М, 2008…Гл.5 2. Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. М.: Экономика, 2000. Гл.1-3 3. Нухович Э.С., Смитиенко Б.M., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Учебное пособие.- М.: Изд-во Финансовой Академии при правительстве РФ, 1995. 4. Агабабьян Э.М.Особенности развития мировой экономики и международных экономических отношений в начале XXI века. Выпуск второй. Учебное пособие / Э. М. Агабабьян. — М.: Восток - Запад, 2009. — 96 с. 5. В.М. Кудров, «Мировая экономика». М., Дело, 2004 6. И.П. Фаминский, «Мировой хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки», М., Магистр, 2007 7. Колодко Г.В.Мир в движении: Экономический бестселлер: Пер с пол. Характеристика: для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-9776-0102-3. Издательство: Магистр – Москва.Год: 2009 8. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для экономич вузов Изд 3, перераб и доп (Золотой фонд российских учебников). Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-238-01121-9. Автор: Издательство: Юнити-Дана – Москва. Год: 2009 Интернет-сайты http://www.imf.org (World Economic Outlook) http://econ. worldbank.org (World Development Report) http://www.unctad.org (World Investment Report) http://www.wto.org (International Trade Statistics) http://www.imf.org (World Economic Outlook) http://econ. worldbank.org (World Development Report и World Economic Indicators) УД
5-6   Семинар 3. Глобальные проблемы человечества (индивидуальные доклады) 1. Понятие и типы и критерии глобальных проблемах мирового развития, критерии глобальности 2. Проблема преодоления бедности и отсталости 3. Проблема мира и демилитаризации 4. Продовольственная проблема 5. Экологический кризис как глобальная проблема 6. Демографическая проблема 7. Проблема устойчивого экологического развития человечества Рекомендуемая литература Клупт М. Демография регионов земли. События новейшей демографической истории. М.-Спб.: Питер, 2008 Миграция и денежные переводы: Восточная Европа и бывший Советский Союз: Доклад: Пер с англ (Публикации Всемирного банка). Мансур А., Куиллин Б., ред.Характеристика: для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-7777-0394-1. Издательство: Весь Мир – Москва. Год: 2009 Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. Характеристика: для ВУЗов; Издательство: Экономика – Москва. Год: 2009 Мировая экономика. Учебник под ред. А.С.Булатова…….19.2, 19.5, 19.7 Капица Л.М., Шохина Л.И. Индикаторы….. Гл.I, п.6; Гл.2, пп.1-3, 7-8 Ю. Шишков. Уровень бедности в современном мире // МГИМО. 2006. № 1 Интернет-сайты http://econ. worldbank.org (World Development Report и World Development Indicators) http://www.undp.org (Human Development Report) ПС
7-8   Семинар 4.Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства (индивидуальные доклады) 1. Понятие природно-ресурсного потенциала. 2. Ресурсы минерального сырья и топлива. 3. Земельные, водные и лесные ресурсы. 4. Распределение природных ресурсов между странами. 5. Роль природных ресурсов в мировой экономике. Рекомендуемая литература Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. Булатов А.С., Ливенцева Н.Н., ред. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-9776-0045-3. Издательство: Магистр – Москва. Год: 2008 Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И., Ломагин Н.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб пособие для вузов (Учебный курс: кратко и доступно).Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов;др..; ISBN: 978-5-699-35397-2. Издательство: Эксмо – Москва. Год: 2010 Суэтин А.А. Мировая экономика: Международные экономические отношения Глобалистика: Учебник для вузов. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-390-00171-4.: Издательство: КноРус – Москва. Год: 2008 Мировая экономика: Учебник для вузов (Университеты России) Смитиенко Б.М., ред. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства; для ВУЗов; для Специалистов; ISBN: 978-5-9916-0151-1: Издательство: Юрайт-Издат – Москва. Год: 2009 Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб пособие для вузов Изд 2, перераб и доп (Высшее образование).Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-16-001950-5. Издательство: Форум; Инфра-М - Москва Год: 2010 http://www.iqlib.ru/book/preview/A23A917C5643431BAE323CCBA6D9467E (2005) Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для экономич вузов Изд 3, перераб и доп (Золотой фонд российских учебников). Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-238-01121-9. Автор: Издательство: Юнити-Дана – Москва. Год: 2009 Байков Н.М., Гринкевич Р.Н. Прогноз развития отраслей ТЭК в мире и по основным регионам до 2030 г. М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 82 с. ISBN 978-5-9535-0214-6. http://www.imemo.ru ТС
9-10   Семинар 5. Демографический и научный потенциал. 1. Сущность и характеристика демографического потенциала 2. Анализ демографического потенциала мирового хозяйства 3. Религиозный состав населения 4. Семейный состав населения 5. Возрастная структура 6. Плотность населения 7. Рождаемость и смертность населения 8. Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов 9. Процессы урбанизации в мировой экономике 10. Миграции населения 11. Понятие научно-технического прогресса, его роль в мировом хозяйстве. 12. Понятие инновационного потенциала. 13. Инновационная политика развитых и развивающихся стран. 14. Научные ресурсы мира. 15. Отраслевая структура науки 16. Проблемы и перспективы развития инновационной системы РФ. Рекомендуемая литература Миграция и денежные переводы: Восточная Европа и бывший Советский Союз: Доклад: Пер с англ (Публикации Всемирного банка). Мансур А., Куиллин Б., ред.Характеристика: для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-7777-0394-1. Издательство: Весь Мир – Москва. Год: 2009 Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. Характеристика: для ВУЗов; Издательство: Экономика – Москва. Год: 2009 Колодко Г.В.Мир в движении: Экономический бестселлер: Пер с пол. Характеристика: для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-9776-0102-3. Издательство: Магистр – Москва.Год: 2009 Черников Г.П., Черникова Д.А. Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики: Учеб пособие для вузов. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 5-7107-8190-8. Издательство: Дрофа – Москва. Год: 2006 М.Клупт. Демография регионов земли. События новейшей демографической истории.- Спб.:Питер, 2008.; ISBN: 978-5-91180-5845. Капица Л.М., Шохина Л.И. Индикаторы ………Гл.II, п.8 Инновационный менеджмент.Под ред. В.А.Аньшина, А.А.Дагаева. М.: Дело, 2006.пп.3.3-3.5 Интернет-сайты http://econ. worldbank.org (World Development Report и World Development Indicators) http://www.undp.org (Human Development Report) http://www.unesco.org (UNESCO World Yearbook of Education) ТС CS
11-12   Семинар 6. Отраслевая структура мировой экономики) 1. Состав и структура мирового народнохозяйственного комплекса 2. Факторы размещения производительных сил и их изменения в эпоху НТР Топливно-энергетическая промышленность. 3. Топливная промышленность 4. Электроэнергетика 5. Металлургическая промышленность 6. Машиностроительный комплекс 7. Химическая промышленность 8. Лесная и деревообрабатывающая промышленность 9. Легкая промышленность состав, особенности размещения 10. Сельское хозяйство 11. Значение транспорта в мировом хозяйстве Рекомендуемая литература Доклад о мировом развитии 2008: Сельское хозяйство на службе развития Всемирный банк: Пер с англ. Характеристика: для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-7777-0398-9. Издательство: Весь Мир – Москва. Год: 2008 Алексеев П.А. Современные тенденции развития экономики промышленно развитых стран. Характеристика: для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-86476-269-1.: Издательство: Анкил – Москва. Год: 2008 айков Н.М., Гринкевич Р.Н. Прогноз развития отраслей ТЭК в мире и по основным регионам до 2030 г. М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 82 с. ISBN 978-5-9535-0214-6. http://www.imemo.ru Мировая экономика. Учебник под ред. А.С.Булатова….. 13.2, 13.3, 13.6 Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. Под ред. И.С.Королева. М.: Юристъ, 2003. Гл.9, 12, 13 Интернет-сайты http://www.unido.org (Industrial Development Report) http://www.fao.org (The State of Food and Agriculture) http://www.sipri.org (SIPRI Yearbook) ТС
13-14   Семинар 7.США, ЕС и Япония в мировой экономике 1. История становления экономики США. 2. Отраслевая структура экономики США П 3. Финансовый кризис в США 4. Особенности формирования экономики стран ЕС:природно-ресурсный потенциал. Единство и различия в развитии национальных хозяйств европейских странах (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия). 5. Общая характеристика экономики стран ЕС. Анализ основных макроэкономических показателей за 2006-2009 гг. 6. Основные этапы становления экономики Японии 7. Японская модель экономического развития. 8. Роль Японии в мирохозяйственных связях. 9. Ресурсный потенциал Японии 10.Отраслевая структура экономики Японии Рекомендуемая литература Алексеев П.А. Современные тенденции развития экономики промышленно развитых стран. Характеристика: для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-86476-269-1.: Издательство: Анкил – Москва. Год: 2008 Федорович В.А., Патрон А.П. США: государство и экономика / Ин-т США и Канады РАН. Характеристика: для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-7133-1301-2. Издательство: Междунар. отношения – Москва. Год: 2007 Мировая экономика. Учебник под ред. А.С.Булатова, 2008……п.21.5 Роузфилд С. Сравнительная экономика стран мира: культура, богатство и власть в XXI веке. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. Гл.8 Рыночная демократия в действии. Под ред. В.А.Мау, А.А.Мордашова, Е.В.Турунцева. М.: Издательство Института экономики переходного периода, 2005. Гл.2,4,6 Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М.: РОССПЭН, 2002. Гл.I, п.4; гл.II, пп.2,3; гл.III, п.1 И. Гришин. Шведская модель общественного развития // МЭиМО. 2005. №№ 10-11 Зарицкий Б.Е. Экономика ФРГ: Учеб пособие для вузов. Характеристика: УЧ-КИ + УЧ. пос. + ПРАКТ.пос.,БЕЗ ГРИФА;для ВУЗов; ISBN: 978-5-9776-0105-4. Автор: Издательство: Магистр – Москва. Год: 2009 В.М. Кудров, «Мировая экономика». М., Дело, 2004 «Мировая экономика. Экономика зарубежных стран». Под ред. В.П.Колесова и М.Н.Осьмовой. Учебник. М., изд. «Флинта», 2000. Японская экономическая модель, М, 2005 A. Maddison. The World Economy: A Millennial Perspective, OECD, 2001 Интернет-сайты http://www.eurostat.org ТС CS
15-16   Семинар 8. Развивающиеся страны в мировой экономике 1. Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран мира. 2. Экономика новых индустриальных стран (НИС). Основные тенденции экономического развития новых индустриальных стран. Динамика экономического роста и структурные изменения в национальных экономиках. 3. Слаборазвитые страны и понятие периферии современного мирового хозяйства. 4.Экономическая помощь наименее развитым странам и современные формы их эксплуатации Рекомендуемая литература Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник. Под ред. В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М., Издательство «Флинта». М., 2001, глава 16 В. Мельянцев Экономический рост Китая и Индии: динамика, пропорции и последствия. МЭ и МО №9 2007 А.Потапов. Каковы перспективы азиатского гиганта? МЭ и МЭ №9 2007 М. Чешков. Возрождение Востока и развивающиеся страны в мировом контексте. МэиМЭ№11 2007 Эльянов А. Развивающиеся страны в мировой экономике: тенденции и проблемы – МЭ и МО №2 2007 The World Bank. World Development Indicators 2007. Wash. Oxford Univ. press, 2007 (данные, относящиеся к НИС и СГЭГП) UNCTAD. World Investment Report 2007. UN. New York - Geneva, 2007 (данные, относящиеся к НИС и СГЭГП) ТС CS
17-18   Семинар 9. Россия в мирохозяйственных связях 1. Ресурсный потенциал России на рубеже ХХ-ХХI веков. Оценка природно-ресурсного, трудового, производственного и научно-технического потенциала. 2. Анализ основных макроэкономических показателей РФ 3. Динамика структуры экономики РФ 4. Перспективы экономического развития экономики РФ на 2010-2012 годы 5.Оценка перспектив изменения места и роли России в мировой экономике. Рекомендуемая литература 1. В.М. Кудров. Экономика России в мировом контексте, СПб, 2007 2. В.М. Кудров. Национальная экономика России, М., 2008 3. С. Глинкина. Приватизация: концепции, реализация, эффективность, М., 2006 4. О. Крыштановская. Анатомия российской элиты, М., 2005 1. В.М. Кудров. Экономика России в Европе и мире, ж. «Мировая экономика и международные отношения» № 5, 2007. 2. Е. Гайдар. Долгое время. М., Дело, 2005 Интернет-сайты http://www.cisstat.org http://www.ukraina.ru http://www.evrasianet.org ПС CS

 

 

3. Индивидуальная работа преподавателя со студентом

 

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Методы
1-18   Индивидуальная работа со студентами включает в себя: 1. отработку пропущенных лекционных занятий и семинаров во внеучебное время. Студент самостоятельно прорабатывает пропущенный материал и составляет конспект по учебнику или по практикуму, если пропущено практическое занятие. Отвечает на вопросы по теме. 2. Преподаватель разъясняет то, что оказалось трудным для студента. Если пропущено практическое занятие, студент сначала отвечает на теоретические вопросы, а затем демонстрирует овладение практическими навыками; 2. помощь студентам в овладении трудными темами курса по их просьбе; И

4. Самостоятельная работа студента

 

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Методы
1-18     Самостоятельное изучение отдельных тем курса: 1. Международные экономические организации 2. Особенности развития отдельных стран и групп стран. Самостоятельная работа студентов заключается в углубленном изучении некоторых тем, сбора статистической информации, относящейся к теме, и представление преподавателю презентации о выполненной теме. Темы представлены в таблице. Таблица Темы самостоятельных работ студентов
Тема Трудоемкость, часов Вид самостоятельной работы студента Форма контроля
1.Развитие экономической системы США   Подготовка презентации Оценка
2. Развитие экономической системы ФРГ   Подготовка презентации Оценка
3. Развитие экономической системы Франции   Подготовка презентации Оценка
4. Развитие экономической системы Великобритании   Подготовка презентации Оценка
5. Развитие экономической системы Японии   Подготовка презентации Оценка
6.Развитие экономической системы НИС   Подготовка презентации Оценка
7. Развитие экономической системы КНР   Подготовка презентации Оценка
8. Развитие исламских стран   Подготовка презентации Оценка
9. Развитие стран с переходной экономикой   Подготовка презентации Оценка
10. Развитие экономики РФ   Подготовка презентации Оценка

Рекомендации для подготовки выступления с использованием презентации:

1. Используйте актуальный материал и свежие статистические данные

2. презентация, состоит из трех разделов. В первом разделе изложен характер экономической модели страны, во втором - статистические данные о показателях в динамике (за последние 3 года*), в третьей – отраслевая структура экономики страны Значение * равно текущему календарному году минус единица. Показатели: экономические, социально-экономические, технологических достижений, конкурентоспособности, транснационализации, странового риска.

3. Составьте тезисы к изученному материалу и перенесите их на слайды. Не перегружайте слайды текстом, пользуйтесь правилом «6 на 6» - не более шести строк и на более шести слов в каждой строке.

4. Разбавьте тезисы соответствующими графическими изображениями.

5. Подтвердите факты соответствующими графиками.

6. При использовании таблиц на слайдах, старайтесь максимально их переработать, то есть убрать лишние данные, оставив лишь суть.

Требования к выполнению и защите презентаций:

В ходе презентации должно быть представлено не менее 14, но не более 20 слайдов. Время защиты составляет10 минут. Материал преподносится в форме устного рассказа.

Литература для подготовки презентации

Тема 1. Развитие экономической системы США

1. Государственная экономическая политика США: Современные тенденции.-М.: Наука, 2002;

2. http://www.gksoft.com/govt/en/us.html (официальные ресурсы США);

3. http://www.firstgov.gov/ (официальный правительственный портал США);

 

Тема 2. Развитие экономической системы ФРГ

1. Антропов В.В. Социальная рыночная экономика: путь Германии. - М.2003;

2. http://www.gksoft.com/govt/en/de.html (официальный ресурс Германии);

3. http://www.bmz.de/ (Министерство экономического сотрудничества и развития);

4. http://www.destatis.de (Федеральная статистическая служба);

5. http://www.auswaertiges-amt.de (МИД ФРГ);

6. http://www.bundesfinanzministerium.de (Минфин ФРГ);

7. http://www.bundesbank.de (ЦБФРГ).

 

Тема 3. Развитие экономической системы Франции

1. Черников Г.П., Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции: Учебн.пособие. - М: РОССПЭН, 2002;

2. http://www.minefi.gouv.fr (Минфин Франции);

3. http://www.insee.fr/en/home/home_page.asp (Национальный институт статистики);

4. http://www.service-public.fr/accueil/english.html (официальные ресурсы Франции, ЕС и международных организаций);

5. http://www.banque-france.fr (Банк Франции).

 

Тема 4. Развитие экономической системы Великобритании

1. http://www.gksoft.com/govt/gb.html (Официальный ресурс Великобритании);

2. http://www.statistics.gov.uk (Официальная статистика);

3. http://www.londonstockexchange.com (Лондонская фондовая биржа);

4. http://www.bankofengland.co.uk (ЦБ Англии);

5. http://www.fpc.org.uk (Центр зарубежной политики);

6. http://www.iiss.org.uk (Международный Институт стратегических исследований).

Тема 5. Развитие экономической системы Японии

1. Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004;

2. http://www.gksoft.com/govt/en/jp.html (Ресурсы Японии);

3. http://www.boj.or.jp/en/ (Банк Японии);

4. http://www.nni.nikkei.co.jp/ (Бизнес новости Японии);

5. http://www.jcie.or.jp/ (Японский центр международных обменов)

 

Тема 6. Развитие экономических систем новых индустриальных стран

1. Гладков И.С. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). - М.: Изд-во УРАО, 2000;

2. http://www.globalexchange.org

3. http://www.chamber.org.hk/ (Торговая палата Гонконга);

4. http://www.gksoft.com/govt/en/cl.html (официальный ресурс Чили); /hk.html (Гонконга);

5. http://www.imfo.org/external/np/sec/decdo/sela.html (Экономическая система стран Латинсокй Америки)

 

Тема 7. Развитие экономической системы КНР

1. Экономика КНР на переломе веков/ сост. В.В. Жигулева: Ин-т Дал.Востока РАН. - М.,2001

2. http://www.gksoft.com/govt/en/ch.html (Официальный ресурс КНР);

3. http://www.chinatoday.com/ (Информационная база по КНР).

 

Тема 8. Развитие экономических систем исламских стран

1. Нуруллина Г.Ф. Исламская этика бизнеса. - М., 2003;

2. http://www.irrif.com/lcias.htm (Международный Институт исследования исламских финансов);

3. http://www.islamic-banking.com (Институт исламского банковского дела и страхования);

4. http://www.islamic-finance.net (Исламский бизнес).

 

Тема 9. Развитие экономических систем стран с переходной экономикой

1. Ослунд А. Строительство капитализма: рыночная трансформация стран бывшего советского блока. - М., 2003;

2. http://www.cisstat.com (Международный статистический комитет СНГ);

3. http://www.iet.ru (Институт экономики переходного периода).

Тема 10. Развитие экономической системы России

1. Гайдар Е.Г. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории.-2-е изд. - М.: Дело, 2005;

2. http://www.iet.ru (Институт экономики переходного периода).

 

И    
1-18   Перечень тем для рефератов и эссе 1.Периодизация развития мирового хозяйства в отечественной и мировой литературе 2.Сравнительный анализ подходов международных экономических организаций системы ООН к типологии стран мира 3.Теоретические воззрения на глобализацию в российской и зарубежной научной литературе 4.Анализ экономической динамики и ее факторов (в конкретной стране или регионе по выбору студента) 5.Сравнительный анализ моделей догоняющего развития догоняющего развития (на примере двух-трех стран по выбору студента) 6.Анализ состояния и перспектив решения одной из глобальных проблем (по выбору студента) 7.Социальная политика государства (в конкретной стране по выбору студента) 8.Современное состояние и перспективы развития одного из центров международной трудовой миграции (по выбору студента) 9.Трудовые ресурсы и их использование (в конкретной стране по выбору студента) 10.Возможности для развития предпринимательства в стране или регионе мира (по выбору студента) 11.Особенности и последствия теневой экономики (в конкретной стране по выбору студента) 12.Особенности сбережений и инвестиций в стране или регионе мира (по выбору студента) 13.Анализ инвестиционного климата в стране или регионе мира (по выбору студента) 14.Современный финансовый кризис в мире и его перспективы 15.Техническая помощь организаций системы ООН одному из регионов развивающегося мира (по выбору студента) 16.Экспорт образовательных услуг в мире 17.Анализ социально-экономической модели развития одной из стран мира и перспективы ее эволюции (по выбору студента) 18.Сравнительный анализ положения трех центров развитого капитализма в мировой экономике и перспективы изменения соотношения сил между ними 19.Современные тенденции развития экономики Германии и прогнозы их развития 20.Внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития Германии 21.Современные тенденции развития экономики Франции и прогнозы их развития 22.Современные тенденции развития экономики Италии и прогнозы их развития 23.Современные тенденции развития экономики Великобритании и прогнозы их развития 24.Современные тенденции развития экономики восточноевропейских стран (на примере двух- трех стран по выбору студента) 25. Особенности интеграционных процессов в Северной Америке и их перспективы 26.Современные тенденции развития экономики США и прогнозы их развития 27.США в международном движении капитала 28 «Новая экономика» в США   Э,И
    29.Современные тенденции развития экономики Японии и прогнозы их развития 30.Внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития Японии 31.Современные тенденции развития экономики новых развитых стран Азии и прогнозы их развития (на примере одной из стран) 32.Социально-экономические модели новых индустриальных стран и их эволюция 33.Общие черты и социально-экономические проблемы наименее развитых стран 34.Особенности интеграционных процессов в Латинской Америке (экономический аспект) 35.Современные тенденции развития экономики Бразилии и прогнозы их развития 36.Особенности интеграционных процессов в арабских странах и их перспективы 37. Современные тенденции развития экономики одной из арабских стран (по выбору студента) 38.Современные тенденции развития экономики Индии и прогнозы их развития 40.Внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития Индии 41.Современные тенденции развития экономики Пакистана и прогнозы их развития 42.Современные тенденции развития экономики Ирана и прогнозы их развития 43.Современные тенденции развития экономики Турции и прогнозы их развития 44.Экономическая дифференциация стран Африки южнее Сахары 45.Проблемы социально-экономического развития стран Африки южнее Сахары и пути их решения (на примере одной или группы стран) 46.Современные тенденции развития экономики Юго-Восточной Азии и перспективы их развития (на примере одной или нескольких стран) 47.Особенности интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии и их перспективы 48.Общие черты и различия в проведении системных реформ в странах с переходной экономикой 49.Особенности интеграционных процессов на постсоветском пространстве и их перспективы (экономический аспект) 50.Современные тенденции развития экономики Украины и прогнозы их развития 51.Современные тенденции развития экономики Белоруссии и прогнозы их развития 52.Современные тенденции развития экономики стран Закавказья и прогнозы их развития 53.Современные тенденции развития экономики Казахстана и прогнозы их развития 54.Современные тенденции развития экономики Узбекистана и прогнозы их развития 55.Современные тенденции развития экономики Китая и прогнозы их развития 56.Внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития Китая    

5. Рекомендации к написанию эссе:

1. Рассмотреть ключевые категории и понятия по исследуемой проблеме и дать их сущностную характеристику.

2. Показать, какую эволюцию претерпели исследуемые явления и процессы экономической действительности в ходе развития мирового хозяйства.

3. Оценить современное состояние проблемы со всеми присущими ей сложностями и противоречиями, подтвердив свою точку зрения статистическим материалом.

4. Выявить основные тенденции развития анализируемого явления с учетом экономических реалий начала XXI в.

5. Сделать самостоятельный вывод по результатам своего исследования.

Структура эссе. Эссе состоит из основной части (которую не следует структурировать по главам, вопросам или параграфам), заключения (2—3 абзаца), сносок и списка литературы.

Объем работы 3—4 страницы текста формата А4 (не считая титульного листа и списка литературы). Шрифт — Times New Roman 12, интервал — 1,5.

Критерии оценки эссе:

· способность студента к поиску информации, характеризующей современное состояние объекта исследования (особое внимание обращается на наличие современного статистического материала, поэтому поощряется использование электронных источников информации);

· навыки анализа проблемы, умение вычленить главное, сущностное и через это установить внутренние связи различных элементов исследуемого явления;

· умение связать исследуемые процессы с современной российской экономической действительностью;

· способность делать обоснованные самостоятельные выводы;

· аккуратность оформления и своевременность представления работы.

 

6. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

 

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
1. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Применение учебного пособия Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб пособие для вузов Изд 2, перераб и доп (Высшее образование).Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-16-001950-5. Издательство: Форум; Инфра-М – Москва..-2010. http://www.iqlib.ru/book/preview/A23A917C5643431BAE323CCBA6D9467E (2005) в электронном виде. Гоголева Т.Н., Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И.Международная экономика: Учеб пособие для вузов. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-390-00595-8. Издательство: КноРус – Москва. Год: 2010. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/110068 (2003) Бор М.З. История мировой экономики. Формат: DOC. http://www.hronos-library.ru/history/history-of-economics/academic-literature-history-of-economics/22-istoriya-mirovoj-yekonomiki.html  
2. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ Преподавание ориентировано на программу подготовки специалистов в области «Мировая экономика» ведущих вузов РФ:МГИМО, ВШЭ, СПбГУ, Финансовой академии при правительстве РФ
3. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Проводятся практические занятия по типу «Деловых игр» При этом используется материальное оснащение, имеющееся на вооружении. Студенты заранее получают задание для подготовки (по учебному пособию.

7.Средства обучения

7.1. Информационно-методические

Основная литература

Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник для вузов (Учебники экономического факультета МГУ им М В Ломоносова).Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-16-002010-5. Издательство: Форум; Инфра-М – Москва.- 2009

Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник для вузов: Изд 4, доп (Учебники МГУ им М В Ломоносова)Характеристика: УЧ-КИ + УЧ. пос. + ПРАКТ.пос., БЕЗ ГРИФА;для ВУЗов;для Специалистов; ISBN: 978-5-8018-0386-9. Издательство: Дело и Сервис (ДИС) – Москва. Год: 2008

Фигурнова Н.П.Международная экономика: Учеб пособие для вузов Изд 2 (Б-ка высшей школы).Характеристика: УЧ-КИ + УЧ. пос. + ПРАКТ.пос.,БЕЗ ГРИФА;для ВУЗов;. ISBN: 978-5-370-00698-2. Издательство: Омега-Л – Москва. Год: 2008

Гоголева Т.Н., Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И.Международная экономика: Учеб пособие для вузов. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-390-00595-8. Издательство: КноРус – Москва. Год: 2010. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/110068 (2003)

Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика: Теория и практика: Учебник для вузов (Учебник для вузов). Характеристика: Гриф Министерства образования; для ВУЗов; ISBN: 978-5-388-00035-4. Издательство: Питер - Санкт-Петербург. Год: 2008

Волгина Н.А. Международная экономика: Учеб пособие для вузов (Новое экономическое образование.)Изд. 2. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов;для Специалистов;др. НОВИНКА;др. СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ; ISBN: 978-5-699-35367-5: Издательство: Эксмо – Москва.Год: 2010

Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения Учебник для вузов Изд 2, перераб и доп. Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов; ISBN: 978-5-9776-0094-1. Издательство: Магистр – Москва. Год: 2009

Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. Булатов А.С., Ливенцева Н.Н., ред. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-9776-0045-3. Издательство: Магистр – Москва. Год: 2008

Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И., Ломагин Н.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб пособие для вузов (Учебный курс: кратко и доступно).Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов;др. НОВИНКА;др.; ISBN: 978-5-699-35397-2. Издательство: Эксмо – Москва. Год: 2010

Суэтин А.А. Мировая экономика: Международные экономические отношения Глобалистика: Учебник для вузов. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов; ISBN: 978-5-390-00171-4.: Издательство: КноРус – Москва. Год: 2008

Мировая экономика: Учебник для вузов (Университеты России) Смитиенко Б.М., ред. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства; для ВУЗов; для Специалистов; ISBN: 978-5-9916-0151-1: Издательство: Юрайт-Издат – Москва. Год: 2009

Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб пособие для вузов Изд 2, перераб и доп (Высшее образование).Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-16-001950-5. Издательство: Форум; Инфра-М - Москва
Год: 2010. http://www.iqlib.ru/book/preview/A23A917C5643431BAE323CCBA6D9467E (2005)

Мировая экономика и международные экономические отношения: В 2 ч: Учеб для вузов. Характеристика: Гриф УМО или отраслевого министерства;для ВУЗов;для Специалистов;др. ISBN: 5-8297-0280-0. ISBN: 5-8297-0281-9. Автор: Хасбулатов Р.И., ред. Издательство: Гардарики – Москва. Год: 2006

Раджабова З.К. Мировая экономика: Учеб для вузов Изд 3. Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-16-003755-4. Издательство: Форум; Инфра-М – Москва. Год: 2010

Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для экономич вузов Изд 3, перераб и доп (Золотой фонд российских учебников). Характеристика: Гриф Министерства образования;для ВУЗов;др. ISBN: 978-5-238-01121-9. Автор: Издательство: Юнити

Date: 2015-08-24; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию