Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки сцены





В этой главе вы познакомитесь с основными положениями системы, которые помогут вам подготовиться к уверенной игре на сцене.

 

2.1. Для актёрской игры нужно отдаться бессознательному воспроизведению движений и фраз такими, какими их сделала сама природа. Так же возможно небольшое преувеличение недостатков и смешных черт обычного человека, которые в повседневной жизни не заметны. ЕСТЕСТВЕННОСТЬ И ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ.

 

2.2. Мимикой можно изобразить всё: переживание, испуг, радость и многое другое. Попробуйте изобразить переход от солнечного дня к сильной грозе, прокрутив все действия и переживания в голове. Когда начнёте, следите за тем, чтобы не переигрывать, иначе общее действие будет разрознено и непонятно из-за «скачковых» эмоций. Также можно изображать действия в паре. Например, то, как человек делает первый раз укол другу. Здесь сложнее, так как вводится взаимодействие. Нужно почувствовать партнёра, играть наравне. Очень важно не переигрывать и не тянуть одеяло на себя – зрители могут не понять переживаний партнёра. При этом очень помогает зрительный контакт с партнёром. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ МИМИКОЙ.

 

2.3. Используйте пластику. Пластика – это, в первую очередь, непрерывность движений.

Прокрутив медленно руку в плечевом суставе, попытайтесь разделить движение на 4 такта, следя за плавностью каждой отдельной части. Если разделить каждый такт ещё на 2, то общее движение получится ещё более плавным, а если разделить ещё...

Можно провести параллель в драматургии. Играть переживания и эмоции нужно пластичнее - это приведёт к более выразительной и понятной игре. Сперва стоит попробовать на движениях, разделяя одно от другого плавным переходом. И не говорите, что вы не пластичны, даже самый несуразный человек сможет сделать плавное, цельное движение, если поймёт саму суть пластики. Позже попробуйте перенести всё это на игру с эмоциями. Начните с простых: сделайте их как можно выразительней и понятней. Не забывайте про такое прекрасное изобретение человечества, как зеркало. Впрочем, если вы консерватор, можете использовать лужу или озеро. ПЛАСТИКА – ЗАЛОГ ВАШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

 

2.4. Походка на сцене всегда должна быть плавной и понятной, ни в коем случае не разрозненной. Конечно, воспроизведение её составных частей зависит от характера героя, которого вы играете. Уверенную, ровную походку показать сложнее всего, так как мы с вами до того разбалованы, что ленимся следить за тем, что «и так само собой получается». В общем, походка у многих из нас, мягко говоря, корявая. Итак, если вы выходите на сцену, играя уверенного человека, и действуете при этом решительно, то вы должны нести своё тело вперёд за счёт ног, как бы стремясь к объекту воздействия. Ни в коем случае не раскачивайтесь (очаг раскачки чаще всего происходит из-за бёдер или плеч): длинна и скорость шага регулируется силой толчка стопы, а не увеличением угла между ногами. ХОДИТЕ КРАСИВО.

 

2.5. Часто актёр понимает как играть ту или иную роль, и играет её с душой, а всё никак не получается то, что нужно. Ведь даже хороший водитель может не справиться с управлением автомобиля. Так и актёру бывает трудно донести все свои эмоции. Непонятно, зачем человек выходит на сцену и говорит какую-то несмешную бяку. Однако если правильно воспользоваться прекрасным природным инструментом под названием «Речь», можно приковать внимание зрителя так, что он откроет рот, какую бы ересь вы не несли, потому что будет слышно не просто каждое слово, а каждую букву, и это заслуживает интерес. В этом случае зрителю вполне ясно, зачем артист вышел на сцену.

Есть множество уроков по искусству владения речью. Самое главное –иметь желание донести до кого-то всё то, что у вас готовится выйти наружу, всё, до последней точки. Не нужно пустых, неподготовленных фраз: вас могут не понять, и ваша самооценка, как актёра, понизится.

 

Вот основные принципы работы над речью:

а) Физика речи.

Звуковые волны, выходящие изнутри, прежде чем дойти до слушателя, проходят через различные части головы; отражаясь от них, они попадают непосредственно на объект воздействия. Чёткость восприятия ваших чувств зависит от того, от какой части головы отражается звуковой посыл. Если отражается от мягких тканей, то получается как от ваты, если же звук отразится от кости (нёба), то посыл будет звонким и чётким; таким, каким вы этого хотели с самого начала. Поэтому, практически всегда оперные певцы прижимают подбородок к шее, тем самым они делают отражение от кости, и звук идёт к зрителю. Посылайте звук вперёд, а не в голову – там куча мягких тканей.

б) Речь состоит из букв.

Произнося слова, необходимо отделять каждую букву. Просто попробуйте произнести каждую букву отдельно несколько раз, определяя специфику каждого звука. Некоторые из них образованы путём слиянии двух звуков. Это, в первую очередь, касается звонких согласных. Затем пробуйте соединить гласную и согласную, не забывая при слиянии проговаривать каждую букву; позже соедините три, четыре буквы и так далее.

в) Гласные – реки, а согласные - берега (С. М. Волконский*).

Согласно этой цитате, гласные должны фиксироваться согласными, то есть гласные должны быть протяжнее (литься, как реки), а согласные чётче (чтобы берега не стали обрывами), тогда речь будет понятна до мельчайших подробностей. Если тянуть согласные, что не возбраняется, реки сольются с берегами, и у вас получится широкая река – этот приём, в основном, используется во время пения. Станиславский рекомендует: «Как поёшь, так и говори». Я же так не считаю (может потому, что не умею петь?).

г) Говорите интересно.

Обратите внимание на расслабление гортани во время зёва - это природное спокойное положение, которое не ломает звуки, а даёт им ту чистоту и первоначальность, которая нужна. Попробуйте поймать и зафиксировать работу мышц во время этого естественного рефлекса и воспроизвести в будущем.

Есть простой приём для того, чтобы сделать речь понятной. Нужно вторую часть слова произносить не тише, чем первую, а можно и громче. Вы наверняка замечаете, как люди говорят: они первую часть как бы выкрикивают (выталкивают), а затем звук идёт на спад. Получается так, что первая часть услышана, а вторую мы додумываем сами – это плохо. Произнесите вторую часть так же чётко и громко (ведите до конца), и слушатель получит полное представление о вашем слове.

Самая лучшая тренировка - это общение с окружающими. Попробуйте, и вы увидите, как к вам начнут прислушиваться люди, потому что ваша речь будет ясна. Сперва вы будете постоянно сползать с правильного произношения – это не страшно. Зато вы сразу ощутите разницу во внимании людей к вам до и после. Старайтесь подготавливать в голове слова и фразы, прежде чем произнести. Как правило, нужно следить за чёткостью своей речи не меньше года, чтоб научиться говорить красиво не задумываясь.

 

2.6. Воспринимайте свои слова не ушами, а глазами. Одно и то же слово можно представлять и произносить совершенно по-разному.

Старайтесь представить объект, например девушку, которая идёт в вашу сторону. Постарайтесь рассказать себе какая она: как одета, какие волосы и так далее. Затем попробуйте предположить, что она любит, что ест и где живёт (у родителей, у бабушки, в гараже), с какой целью она идёт и смогли бы вы стать парой. В общем, делайте то, что делаете в таких случаях в жизни. На всякий случай приведу совсем другой пример: представьте тюленя. Какого он цвета, какие на нём пятна, много ли у него подкожного жира, самец или самка; есть ли у него мысли, смогли бы вы содержать его у себя дома, ел бы он Kitekat. Воздействуйте на придуманный объект со всех сторон фантазии, и когда вы наконец произнесёте: «ТЮЛЕНЬ!», зритель точно получит представление именно о ВАШЕМ ТЮЛЕНЕ. Пробуйте с простых воображений. Только не спешите: тщательнее всё рассмотрите и поверьте в то, что представили, а только потом произносите. ДАЙТЕ СЛОВАМ ЖИЗНЬ.

 

* С. М. Волконский - русский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор; камергер, статский советник.

 

2.7. Утверждение: «играть на сцене нужно, так как мы ведём себя в жизни» немного неверно, на мой взгляд. Играть нужно максимально приближённо к жизни, но по–особенному. Почему? Да потому, что в жизни много безграмотности и затянутости. Смотреть на жизнь человека со стороны, без всяких прикрас не очень-то интересно. БУДЬТЕ ЕСТЕСТВЕННЫМИ И ПРИ ЭТОМ ЯРКИМИ.

 

2.8. Не забывайте, что помимо пунктуационных пауз, есть ещё психологические - не пренебрегайте ими. Они ставятся для того, чтобы усилить любопытство зрителей к роли. Мой совет: попробуйте поэкспериментировать с одним текстом, ставя психологические паузы так, как вам кажется лучше, подберите более выразительный и логичный вариант. ПОМНИТЕ О ПАУЗАХ.

 

2.9. Бывало так, что я сидел на балконе театра и смотрел спектакль, в котором играл очень хороший актёр; я зачаровано смотрел на него, а потом спрашивал себя: «А, что он говорил?». Я не слышал, потому что в зале была плохая акустика (а может, я просто глуховат?), но всё равно смотрел с удовольствием. Это – есть сила эмоционального воздействия; актёр смог перенести все переживания даже с «неуслышанными» словами. ПРЕДСТАВИЛ И ДОНЁС.

Ощутив, какую-либо эмоцию, попробуйте запомнить ваше ощущение, поведение, причину возникновения этой эмоции до мельчайших подробностей. Придя домой, рассмотрите со всех сторон интересный момент, который реально произошёл сегодня с вами и попробуйте воспроизвести его. Не забывайте, что реакция на ситуацию не может быть одной и той же. В одном случае вы были абсолютно счастливы и не заметили какие-то негативные моменты, а в другом - крайне раздражены и готовы были выплеснуть всё наружу и даже сказать что-то лишнее. НАБЛЮДАЙТЕ, РАСКЛАДЫВАЙТЕ, СРАВНИВАЙТЕ, ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЙТЕ И ВЫНОСИТЕ НА СЦЕНУ.

 

2.10. Для усиления эмоции не обязательно кричать, нужно лишь повысить интонацию. Крик противоречит членораздельной речи - этого нельзя допускать. С помощью высокой интонации, напротив, будет не только понятно, что вы сказали, но и хорошо воспринято зрителем. Очень важен плавный переход к повышенной интонации - не допускайте скачки. Бывает, что высокую интонацию нужно произнести резко – даже в этом случае нужно подготовить зрителя. Сделать это можно с помощью психологической паузы. ИНТОНАЦИЯ, А НЕ КРИК.

 

2.11. Вернёмся к воображению слов и их произношению. Порой бывает, что человек представил фразу: «Умный студент», точнее недопредставил, и вынес на публику. Он как бы поставил галочку для себя, вроде как то: «Понял кто это. Ну, там, Димка с группы». Не нужно довольствоваться лишь тем, что вы сами поняли! Нужно донести до зрителя ваше представление, О КОМ именно идёт речь - это гораздо важнее. Ведь часто из-за недопредставления люди выделяют, подчёркивают каждое слово: «УМНЫЙ.....СТУДЕНТ» - получилось два отдельных слова. Не забывайте об одном удивительном свойстве русского языка - усилении слова другим словом, например существительное прилагательным. Так вот, если усилить два слова одновременно, то не понятно, что конкретно вы имеете в виду.

Бывают случаи, когда прилагательное выделяют больше. Это сложнее сделать, ведь определяемое слово здесь - студент. Гораздо легче, если противопоставить «умного» и «не очень умного» студентов. Возьмём для примера двух студентов - трудолюбивого отличника и ленивого троечника. Вы, само собой, скажите «Умный студент» с ударением на прилагательное. После этого упражнения, как правило, хочется выделять слова всё чаще. Но не стремитесь подчеркнуть каждое слово. НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙТЕ.

Не пытайтесь убирать слова, после того как поняли, что многие из них вы выделяете; найдите то слово, которое надо вознести (то, на которое падает логическое ударение). ВЫДЕЛЯЙТЕ ТОЛЬКО НУЖНЫЕ СЛОВА.

 

2.12. Разделите текст на логические части, и проговаривайте каждую с той интонацией, которая необходима в ней. Интонация зависит от того, что вы хотите донести. ОПРЕДЕЛИТЕ ХАРАКТЕР КАЖДОЙ ЧАСТИ.

 

2.13. Бывает, что автор текста заставляет вас выделять слишком много слов. Из-за этого может возникнуть непонимание: вам просто не хватит внимания отследить за всеми нужными словами. Тяжело постоянно выделять главные слова, и при этом не смазывать вспомогательные, которые, в свою очередь, несут информационно - подготовительную функцию. Выделить то или иное слово можно интонационно. Таким образом, вы можете выделить как первую часть слова, так и последнюю; сделать паузу и так далее. Мой совет - попробуйте сначала с простым текстом, и когда вам наконец понравится то, что получается, отдохните, попейте водички и возьмите текст посложнее. Не стесняйтесь: пробуйте как можно больше, и не забывайте представлять в голове то, о чём говорите. Но, учтите, что у каждого более – менее серьёзного автора есть свои требования к выделению слов, и их порой бывает совсем немало. ИНТОНАЦИЯ – ПОМОЩНИК ВЫДЕЛЕНИЯМ.

 

2.14. «Закон двух перспектив». Перспектива роли – очень трудоёмкая работа: хороший актёр должен разобрать все переживания героя в каждую определённую минуту, его мысли, мечты, надежды; его планы и действия. Перспектива актёра – это уже отслеживание силы игры на самой сцене: актёр в любую минуту должен знать, что реально ждёт его героя в ближайшем будущем, должен регулировать силу эмоций, интонации, выделений, чтобы мог сымпровизировать. Эти принципы актёр должен держать в голове во время игры. Простой пример – спектакль из трёх актов. Первый акт смотреть очень интересно: актёры играют хорошо, сильно. Во время второго акта чувствуется какое-то повторение, и становится как-то скучновато. Ну а третий смотреть уже совсем в тягость… Вы наверняка бывали на таких спектаклях, и не раз. Начало никогда не должно быть наравне с последующей частью, и тем более не должно сильнее выделяться.

В последующих частях нужно играть как-то по-новому: сильнее выделять некоторые слова, проявлять больше эмоций. Ведь какой бы удачный ни был текст, зрителя напрягает слушать его слишком долго. НЕ ПОВТОРЯЙТЕСЬ И ИГРАЙТЕ ПО НАРАСТАЮЩЕЙ.

 

2.15. Для каждой ситуации есть свои темп и ритм – они очень помогают актёру на сцене. Ну, сами посудите, вы спокойно сидите себе на подоконнике, ждёте друга; минута длится целую вечность… а мох вокруг вас становится тёплым и уютным. И тут же другое условие. Вы на том же самом подоконнике сидите, неуверенный в своих знаниях, и ждёте, когда преподаватель примет у вас экзамен: ритм сердца явно учащён, одна минута тревожней другой. Вы уже не просто сидите без движения, а вы замерли в ожидании – и зритель должен почувствовать это через вашу актёрскую игру.

Что касается темпо–ритма вообще, то было бы не лишним проштудировать труды Великого Станиславского: они дают полное представление о темпо–ритме, как об одном из основополагающих принципов актёрской игры.

 

Date: 2015-08-24; view: 306; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию