Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление государственным долгом ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов государственной финансовой политики. Оно представляет собой комплекс мероприятий правительства но реализации следующих направлений деятельности: • обслуживание долгов, т.е. погашение основной суммы и выплата • взаимоотношение с кредиторами по поводу урегулирования старых долгов и предоставления новых кредитов; • реструктуризация долгов; • рефинансирование долгов и др. Управление государственным долгом обусловливает деление его на капитальный и текущий. Капитальный государственный долгпредставляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долгсоставляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Долговая политика страныпредставляет собой систему мер государства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов страны размера долга и расходов по его обслуживанию в соответствии с текущими и стратегическими финансовыми целями в рамках общего экономического курса правительства. В ходе реализации политики в области управления государственным долгом правительство оперирует такими количественно измеряемыми и качественно оцениваемыми показателями, как объем совокупного государственного долга, объем внешнего государственного долга, объем внутреннего государственного долга, темп роста государственного долга, объем финансовых ресурсов, отвлекаемых из бюджета. При управлении государственным долгом важно достижение сбалансированности между бюджетной и долговой политикой государства, поскольку любые послабления в сторону дефицитного финансирования разрушат равновесие и проблемы с обслуживанием задолженности обострятся. В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» различаются государственный и общегосударственный долг.Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ и органов управления субъектов Федерации, но и местных органов власти. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей правительство может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Рефинансированием государственного долганазывают размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Вместо погашения долговых обязательств по старому долгу правительство выпускает новый заем и обменивает старые ценные бумаги на новые с целью пролонгации срока погашения. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга. Однако непременными условиями предоставления новых займов являются хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. Статья 105 Бюджетного кодекса РФ дает понятие реструктуризации долга следующим образом: «Под реструктуризацией долга... понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма погашения основного долга за счет реструктуризации долга не включается в объем обслуживания долгового обязательства в текущем году. Управление государственным долгом предполагает также использование таких методов, как конверсия, консолидация, обмен облигации по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Все названные методы предназначены для ослабления долгового бремени на государственный бюджет, повышения эффективности государственного кредита посредством: • корректировки первоначальных условий займа в части снижения уровня номинального процента (конверсия); • изменения, чаще всего в сторону удлинения сроков займа, например превращения краткосрочных облигаций в средне- и долго • сокращения количества выпущенных займов путем объединения нескольких и обмена их на один вновь выпущенный заем (унификация). Эти методы чаще всего используются для управления внутренним государственным долгом. Проблема управления государственным долгом в России особенно остро встала в связи с кризисом августа 1998 г. Отсутствие единой политики управления долгом привело к тому, что спустя несколько лет после первой реструктуризации советских долгов Россия вынуждена была объявить дефолт по внутреннему и частично внешнему долгу. Неравномерное наращивание объема обязательств привело к образованию высоких пиковых нагрузок на экономику по обслуживанию долгов. Попытки использовать механизмы управления долговыми обязательствами Россия предприняла незадолго до кризиса 1998 г. Задачей управления государственным долгом является вопрос выбора валютной структуры долга, прежде всего — принципиального выбора между евро и долларом. Важной задачей управления временной структурой долга является контроль за графиком долговых платежей, с тем чтобы избежать пиковых нагрузок и обеспечить совпадение основных выплат по долгам на периоды ожидаемого роста экономики. Ключевым моментом является непрерывность управления для обеспечения корректировки политики заимствований в зависимости от текущего состояния экономики. Главным итогом управления государственным долгом должна быть замена дорогих заемных средств более дешевыми. Для повышения эффективности управления государственным долгом желательно иметь агентство по управлению государственным долгом, как внешним, так и внутренним. Его функциями могут быть: • изменение структуры долга в пользу долгосрочных государственных обязательств; • формирование валютной структуры долга; • управление процентными выплатами; • управление кассовыми потоками; • регулирование ликвидности рынка долговых инструментов. К настоящему времени разработана «Концепция единой системы управления государственным долгом РФ», Основными ее целями являются сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне, сокращение стоимости его обслуживания, обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по более низкой стоимости. Существенное влияние на долговую ситуацию оказывает срок долга, валюта обязательств, способ формирования процентного дохода. Для России сложность долговой ситуации состоит в том, что в ближайшие б лет необходимо погасить около половины внешнего долга и практически весь рыночный внутренний долг. Способность государства обслуживать свои долги зависит и от эффективности налоговой системы. В части управления внешним долгомсуществуют свои особенности, обусловленные, в частности, традициями и правилами мировой финансовой практики и международного финансового права. Мировой долговой кризис обусловил необходимость создания системы мер по урегулированию внешней задолженности стран. К ним относятся варианты базовых условий реорганизации официального долга в рамках Парижского клуба для стран с низким средним уровнем дохода, методы сокращения коммерческих долгов в рамках Лондонского клуба кредиторов. Долговая проблема достаточно остро стоит для большинства стран и поэтому хорошо изучена в теории финансов и мировой финансовой практике. Острота проблемы внешнего долга возрастает в связи с тем, что страны одновременно обслуживают старые долги и берут новые займы, т.е. создают новые долги. Имеет место рефинансирование долгов, когда выплаты по прошлым долгам производятся за счет новых долгов, т.е. выпуска новых займов. Страна не может жить исключительно за счет займов, но жить, используя заемные средства, выгодно, поскольку суверенные займы выполняют весьма важную функцию по обеспечению экономического роста. Существенная корректировка политики в области государственных заимствований предусмотрена в федеральных бюджетах на 2003 — 2004 гг.: сокращение объемов внешних заимствований, уменьшение привлечения связанных кредитов и нефинансовых кредитов от международных финансовых организаций, осуществление новых займов лишь для рефинансирования старых долгов и т.д.
|