Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика приобщения детей к изобразительному искусству и развитие творчества в изобразительной деятельности





Изобразительное искусство в художественных образах открывает перед детьми богатое содержание жизни нашей страны, содействует развитию любви к природе, развивает интерес и уважение к творчеству людей. Знакомство детей с искусством способствует расширению жизненного опыта, развивает их любознательность, пытливость. Через образы искусства у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развивается их эстетические чувства. В искусстве перед детьми раскрывается богатство и разнообразие красок окружающего его мира.

Формирование художественной деятельности происходит в конце 1 – начале 2 года жизни, когда у ребенка появляется интерес к рисованию, к карандашу, к линии, который ребенок оставляет.

Первые детские работы в области искусства носят абстрактный характер, к четырем-пяти годам он начинает создавать свои цвета и собственные композиции. Ребенок начинает постигать пространство и его организацию. От экспериментов с цветом и формой ребенок переходит к стадии символов, которые годам к шести могут передавать реальные объектыРеализм приходит к ребенку между восемью-десятью годами – надо помочь ребенку более внимательно наблюдать за окружающим его миром. Позже, от десяти до двенадцати лет, потребность в реализме у ребенка усиливается. Появляется необходимость знания техники рисования для более достоверной передачи изображения. На этом этапе важно, чтобы обучение методике рисования не подавляло творческие возможности ребенка.

Возможности изображения. По мере усвоения изодеятельности у ребенка формируется внутренний план действий. Причем важность художественной деятельности заключается в том, что для психологического развития ребенка важен не результат – рисунок, а те психологические изменения, которые происходят в процессе рисования. В художественной деятельности ребенок познает окружающий мир, получает сенсорный опыт.

Значение: художественная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания, т.е. чтобы нарисовать, надо знать как он называется; формируется ручная умелость ребенка (штриховка), развивается умение создавать и воплощать замысел (функция целеполагания); осваиваются специфические выразительные средства художественной деятельности.

Изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.

Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными.

Про другие виды детского изобразительного творчества тоже нужно рассказать.
30.Современные технологии и формы организации музыкальной деятельности детей.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого р/а. Музыкальные виды деятельности: 1 слушание – восприятие: складывается из следующих действий: -слушания произведений; -слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев. -слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх. 2 детское музыкальное творчество. 3. изучение элементарных сведений о музыке. 3 формы занятий: Фронтальные Индивидуальные небольшими группами. Предполагается использование музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: Музыкотерапия, Ритмопластика, Логоритмика, Сказкотерапия, Игровые технологии, Технология «Синтез искусств», Технология «Са-Фи-Дансе», Театрально-игровая технология, Информационные коммуникационные технологии. ИКТ. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей. Применение мультимедиа в обучении пению, может повысить познавательный интерес дошк-ов во время музыкальных занятий. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ: -предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; -несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; -движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка. Цель такого представления развивающей и обучающей информации -повысить интерес дошкольников к музыкальной деятельности.Задачи: развитие музыкальных способностей дошкольников; дополнение слуховых впечатлений и представлений детей; активизация и развитие эмоционального восприятия музыки; формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Театрально-игровая технология осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. М-о-театрализованная деятельность я/ся источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий р-ка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Игровые технологии: Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме – посредством музыкально-дидактических пособий и игр; Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т.д; Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий. Задачи: Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор. Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального слуха (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях. Технология «Синтез искусств» задачи: Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства.Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности. Развитие воображения и ассоциативного мышления. Формирование эстетического вкуса на лучших достижениях мировой культуры. Развитие речи, обогащение активного словаря. Обогащение положительного эмоционального опыта. Развитие духовных качеств личности. Обеспечение обогащенного интеллектуально-творческого развития детей. Технология «Са-Фи-Дансе» Основной целью я/ся содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Ритмопластика Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента Танцы, ритмические движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы. Сказкотерапия. Танцевально-ритмическая. Игроритмика.. Игрогимнастика.. Игротанец.


31.Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Специалисты считают, что основные психические и физические характеристики человека, определяющие всю его дальнейшую жизнь, закладываются в дошкольном возрасте. Именно поэтому физическое воспитание дошкольников должно быть объектом пристального внимания воспитателей и родителей.

Физическое развитие дошкольников отличается от развития детей младшего возраста, постепенно приближает их к организм к организму взрослых.

Основными особенностями характеризуется физическое развитие дошкольников:

- У детей дошкольного возраста происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата;

-У них еще не закреплены естественные изгибы позвоночника, поэтому очень важно следить за правильной осанкой ребенка: у большинства сколиозов, кифозов и других нарушений осанки «ноги растут» именно из этого возраста;

- Процесс окостенения хрящевой ткани у дошкольников еще не окончен, поэтому чрезмерные нагрузки (особенно на нижние конечности) ребенку противопоказаны: возможны травмы..

- Мышечная система дошкольников отличается от мышечной системы взрослых: дети быстрее утомляются, но утомляемость эта и проходит быстрее, чем у взрослых. В дошкольном возрасте ребенку нужна умеренная физическая нагрузка. Главное – выбрать оптимальный уровень нагрузки: она не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой.

- У них быстрые и импульсивные движения, неустойчивое внимание. Из-за того, что движения дошкольника беспорядочные и неточные,

- Дошкольник быстро устает, но при этом быстро восстанавливается. Поэтому оптимальный вариант –кратковременные нагрузки, перемежаемые частными перерывами.

Целью физического воспитания в дошкольных образовательных организациях являются освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

Задачи: 1- оздоровительные (занятия должны быть направлены на развитие форм и функций организма, костной системы, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхания, внутренних органов; на борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма)

2- образовательные (формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний);

3- воспитательные (выработка потребности, привычки к ежедневным физкультурным упражнениям, развитие нравственно-волевых качеств, положительных черт характера, двигательных качеств, способностей, содействие умственному, трудовому, эстететическому, нравственному воспитанию).

К средствам физического воспитания в детских садах относятся первоначальные основы базовых видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки, плавание) и элементы естественных двигательных действий (катание с горки, по ледяной дорожке, преодоление препятствий и др.).

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении, оптимальная температура – 20-22°C (не ниже). Лучше всего заниматься ежедневно в одно и то же время. Начинать следует с более легких упражнений, постепенно их усложняя. Нужно чередовать упражнения для разных групп мышц. Очень важно не давить на ребенка, не ругать его, если у него что-то не получается. При плохом самочувствии нужно прекратить занятия, пока не наступит улучшение.


32. Значение утренней гимнастики, ее задачи

Утренняя гимнастика я/ся ценным средством оздоровления и воспитания детей. Перед утренней гимнастикой стоят особенные задачи, а именно: «разбудить» организм р/ка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки.

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. Вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

Основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель. Детям первой и второй младших групп дают упражнения с флажками, погремушками, кубиками. В средней группе – с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой. Дети старшего возраста д. уметь проделывать упражнения с разными пособиями: с обручами, гимнастическими палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками.

И необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей. Варианты проведения утренней гимнастики Используются различные формы проведения утренней гимнастики:- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке»- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов; – оздоровительный бег в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);– с использованием полосы препятствий. Условия проведения утренней гимнастики

Утренняя гимнастика может проводиться на воздухе (на участке д/сада, на спортивной площадке) или в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах). Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Влажная уборка


33.Современные технологии экол-ого воспитания детей дошк-го возраста (организация познавательно-исследовательской деятельности детей, организация элементарных опытов и наблюдений и др.)

Современные инновационные тех-ии:- экологический проект;- здоровьесберегающие технологии;- игровые технологии;- коммуникативные технологии;- компьютерные технологии. а)- метод проектов. Один из проектов, используемых в практике работы - это экологический проект «Наш дом-природа». Цель: создание условий для личностной самореализации и разностороннего развития р/ка через приобщение к ценностям природы. Задачи проекта: - сформировать систему знаний и умений ценностных ориентаций, нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды;-развивать способы интегрированной продуктивной деятельности;-обеспечить эмоциональный отклик детей через общение с природой;- воспитывать у детей чувство взаимопомощи и любви к своему родному краю. Основу форм и методов работы с детьми в рамках эко-го проекта составляют эксперименты, наблюдения, самонаблюдения. Систематически знакомить детей с природой начинается в 1ой и 2ой младшей группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, представлений об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег) и его свойствах, о строении растений: стебель, лист, цветок), о внешнем виде животных: (рыбы, птицы) их детенышей, первые знания об отличительных признаках сезонов. В ср-ей, ст-ей, подгот-ьной группах представления детей о свойствах и качествах предметов расширяются и конкретизируются. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Формируются первые навыки поисковой деятельности: умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, делать выводы. К концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию положительного отношения к природе. б) здоровьесберегающие т-ии:. Задачи:- сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление.-знаний о здоровье и развитие умений оберегать его;- развитие физических качеств;- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;- оздоровление средствами закаливания. Во время проведения НОД для снятия усталости с детьми проводятся динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз. в) игровые Задачи:- расширение кругозора детей; познавательная деятельность;применение ЗУН в практической деятельности; развитие трудовых навыков;- развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей, эмпатии, рефлексии;- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение. общению, саморегуляции;- воспитание нравственных эстетических и мировоззренческих установок. Экологические игры - это игры-перевоплощения, в которых дети превращаются в разных животных и растения. Игры-перевоплощения относятся к театрализованным играм. Они формируют в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После таких игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение друг друга, стараются помочь братьям меньшим. г) коммуникативные т-ии: Задачи: - форми-ие всесторонне-развитой личности р/ка; развитие интереса к людям, окружающему миру, стремления понять их взаимоотношения, потребности в общении; - развитие у детей навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей, знаний о нормах и правилах поведения; - воспитание у детей положительного отношения к окружающему миру, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний; Детям очень нравятся коммуникативные игры «Паровозик», а также коммуникативные упражнения «Животные», Дыхательные и ритмические упражнения, речевые игры, пальчиковая гимнастика формируют у детей как двигательные, так и коммуникативные навыки. Все игры можно использовать как в НОД, так и в повседневной жизни. д) компьютерные т-ии: Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками я/ся применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения НОД по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Задачами я/ся: - обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой на основе использования инновационных технологий; - обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов;- сделать родителей активными участниками экол-кой работы в ДОУ. Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Применяя принцип наглядности, к/ый способствует активизации непроизвольного внимания, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме.


33.Современные технологии эколо-ого вос-ия детей дош-го возраста (организация познавательно-исследовательской деятельности детей, организация элементарных опытов и наблюдений и др.)

ЭТОТ МАТЕРИАЛ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Под экологическим образованием дош-ков понимается непрерывный процесс обуч-я, вос-ия и развития р/ка, направленный на формирование его экологической культуры, к/ая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру. Цель дошкольного эко-ого образования заключается в вос-ии начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Рамки экологического вос-ия расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры. Типы экологических занятий: На протяжении дош-ого периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности ч/ка передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Содержание занятий, к/ые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи м/у растениями, животными и внешней средой, в к/ой они нуждаются. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, н-р ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Важным компонентом этих занятий я/ся работа с календарем природы, к/ый дети вместе с воспитателем заполняют каждый месяц в течение одной недели. Рассматривание календаря позволяет увидеть весь сезон сразу со всеми происходящими в нем изменениями, что дает возможность полноценно построить обобщения. В ДОУ можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельностей и имеющими большое развивающее значение. Поход - интересное комплексное мероприятие, в процессе к/го решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Походы, организуемые в разные сезоны, позволяют наблюдать с детьми разное состояние растений и периоды их развития. Проводимые наблюдения не д. быть длительными, чтобы не утомлять детей. Более уместно обращать внимание детей на интересные явления и задавать вопросы проблемного характера, к/ые будут побуждать их самостоятельно искать ответы и наблюдать. На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. С дошкольниками может быть организована уборка и очистка от лесного и бытового мусора своего постоянного места - тропы, поляны, лужайки. Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность р/ка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо и содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца). Многообразие явлений природы, к/ое окружает дош-иков в помещении, на участке д/сада и в ближайшем окружении, создает необходимость частой организации наблюдений. Цель: пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. Содержание наблюдений за живыми объектами в условиях дошкольного учреждения складывается из следующих моментов: 1)рассматривания внешних особенностей строения растений и животных; 2)наблюдения за способами функционирования отдельных органов или частей тела (для животных - это разные формы поведения); 3)знакомства с компонентами внешней среды; 4)выявления зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, к/ые создаются трудом людей). Знакомясь с предметами окружающего мира, дошкольники учатся различать, называть, выделять наиболее яркие характерные особенности небольшого числа растений (деревья, комнатные растения). Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.


34.Создание экологических пространств в дошкольной образовательной организации.

Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:

– интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;– физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей; – игрового развития;– экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;– компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:- познавательному развитию ребенка;- эколого-эстетическому развитию;- оздоровлению ребенка;- формированию нравственных качеств;- формированию экологически грамотного поведения;- экологизации различных видов детской деятельности.

Экологическая комната :- Комнатные растения и картотека к ним;- Карты звездного неба;- Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);- Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и т.д.);- Макет "Скотный двор";- Природный материал;- Оборудование для ухода за живыми объектами. Минилаборатория: - Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);- Микроскоп;- Природный материал. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы. Библиотека :- Познавательная литература о природе;- Литература по уходу за животными;- Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого

Территория детского сада:- Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;- Различные породы деревьев. Огород, цветник:- Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника). Экологический театр: -Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок;- Аудиозаписи. Экологический музей " Зеленый островок" несет в себе познавательную, эстетическую и обучающую функцию. Педагоги проводят здесь занятия, знакомят детей с отдельными компонентами, явлениями природы. В музее постоянно проходят тематические выставки детских работ.

Экологическая тропа - Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Ведь именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.


34.Создание экологических пространств в дошкольной образовательной организации.

Экологическая среда в детском саду — это прежде всего конкретные отдельно взятые животные и растения. В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых; уход за растениями и животными не д. отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания.

Организация зеленой зоны в помещении и на участке д/садаРастения и животных, имеющихся в помещении д/сада, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая тем самым экологические пространства для проведения разнообразной педагогической работы. Экологическое пространство - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными экологическими пространствами как формами организации зеленой зоны в д/саду я/ся групповые уголки природы.

Главная особенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

Комната природы включает крупные объекты - вольеры с птицами, большие клетки с наземными животными, аквариумы, напольные и давно растущие растения. Часть пространства может быть отведена под огород на окне: при специально устроенном дополнительном освещении (лампой дневного света) на нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеленые культуры (укроп, петрушку, лук, чеснок, салат), а также проращивать овес и другую зелень для животных.

В зимнем саду преобладают растения, поэтому он д. иметь хорошее освещение. В таком помещении в полусвободном режиме могут жить декоративные птицы, могут находиться 1 - 2 аквариума. Зимний сад, так же как и комната природы, используется в разных целях - для ознакомительных занятий, труда, отдыха и общения с природой.

На участке д/сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат складывается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. На территории дошкольного учреждения, различные экологические пространства, к/ые можно использовать для оздоровления и экологического воспитания детей.

«Хвойный бор» получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями - елью и сосной. Прогулки детей в бору и вблизи него могут хорошо влиять на их здоровье. Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но могут выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Плоды, к/ые можно получить в огороде и саду, в городе непригодны для питания детей из-за почвенного загрязнения. Но они вполне пригодны для питания животных, к/ые содержатся в дошкольном учреждении. На огороде следует отдать предпочтение кормовым корнеплодам, кукурузе, быстро растущему салату. Учить детей выращивать можно любые растения, в том числе и эти. Целесообразно устроить миниполе с посевом злаковых культур, особенно овса, к/ый в больших количествах необходим в зимнее время для проращивания и кормлении животных. Фруктовый сад - это всегда красивое зрелище; его плоды привлекают птиц - с детьми круглый год можно проводить интересные познавательные и трудовые мероприятия.

На территории д/сада можно создать миниферму, фитополяну, уголок нетронутой природы, экологическую тропу или зеленый маршрут- все эти «экологические пространства» позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

Педагоги, к/ые делают все сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, всего того, что живет и растет на участке, развивают в них равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне д/сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; наблюдение деятельности взрослых; свое практическое участие.

Эти материалы взаимодополняют друг-друга.
35.Развитие сенсорных (предметно-пространственных) способов познания математических свойств и отношений: сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение. Развитие логико-математических представлений о конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, закономерностях.

Сенсо́рика (лат) -восприятие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, я/ся результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное воспитание – основа умственного воспитания. Чтобы сенсорное познание успешно проходило, необходимы планомерность, последовательность, систематичность и разнообразие методов и методик проведения занятий.

В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства, как форма, размер (протяженность в пространстве), количество, пространственное расположение, длительность и последовательность, масса. Первоначально в результате зрительного, осязательно-двигательного, тактильного обследования, сопоставления предметов дети обнаруживают и выделяют в предметах разные их свойства. Дети сравнивают отдельные предметы и группы предметов по разным свойствам, упорядочивают объекты по разным основаниям, разбивают совокупности на группы (классы) по признакам и свойствам. В процессе этих действий дошкольники обнаруживают отношения сходства (эквивалентности) по одному, двум и более свойствам и отношениям порядка. При этом они учатся оперировать «в уме» не с самим объектом, а с его свойствами.Таким образом формируется важнейшая предпосылка абстрактного мышления — способность к абстрагированию.

В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его

3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе. Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).

4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра. Познание этих отношений осуществляется в процессе анализа реальной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально разработанных творческих задач и моделирования.

5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, к/ые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности. Дошкольник постигает сущность числа и действие с числами на протяжении длительного периода. Первоначально малыши выделяют 1 или 2 предмета, сравнивают практическим путем 2 множества. В этот же период или несколько позже дети овладевают счетом. Счет является способом определения численности множеств и способом их опосредованного сравнения. В процессе счета дети постигают число как показатель мощности множества. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом. Знакомятся с цифрами, знаками для обозначения чисел. Решая арифметические задачи, дети осваивают специальные приемы вычислительной деятельности, например присчитывание и отсчитывание по единице. На основе сложившегося логико-математического опыта ребенку 5 - 6 лет становятся доступными познание связей, зависимостей объектов, закономерностей, оценка различных состояний и преобразований. Ребенок определяет порядок следования; находит фигуру, пропущенную в ряду фигур; понимает и исправляет ошибки; поясняет неизменность или изменение состояния объектов, веществ; следует алгоритмам и составляет их самостоятельно.

Дети младшей группы Уже в этой группе детей начинают знакомить с формой предметов, учат различать пространственные направления и ориентироваться во времени. В программе средней группы основное внимание уделяется счету с помощью слов-числительных, в то же время важными разделами в программе этой группы являются «Величина», «Форма» «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Продолжают усложняться и программные задачи по развитию у детей представлений о геометрических фигурах - дети д. уметь видеть геом-кую форму в жизненных предметах.


36. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение и классификация).

Математические представления и умения я/ся своеобразным "инструментарием" средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действования в нём (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т.п.). Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста: 1) Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников я/ся свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию. 2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геом-кие фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. 3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте) 4) Пространственно- временные представления –5) Познание чисел и освоение действий с числами. Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности. Возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом материале.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки и т.д. Сериации можно организовать по размеру, по цвету: по степени интенсивности окраски.

Анализ - выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку. Н/р, задан признак: красный. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «карасный».

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития р/ка. Н/р: Задание на выбор предмета из группы по любому признаку (2-4 года): возьми красный мячик. Возьми красный, но не мячик. Возьми мячик, но не красный.

Сравнение - логический прием, требующий выявления сходства и различия м/у признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это». Методически рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Маленькому р/ку легче сначала найти признаки различия объектов, затем - признаки их сходства. Задания на разделение объектов на группы по какому-то признаку требуют сравнения.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, но может и не указываться (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать). Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить: по наименованию предметов (чашки); по размеру; по цвету; по форме; по др-м признакам (съедобное и несъедобное, домашние звери и т.д.). У детей с раннего детства начинают формироваться представления об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине, об их пространственном расположении, количестве. Так постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных логических представлений и понятий.


37.Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартного решения задачи

В соответствии с ФГОС математическое развитие дошкольников должно осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Математика в детском саду должна быть веселой и занимательной.

По интеллектуальному развитию детей используется комплексно-игровая методика. В основе ее лежат развивающие занимательные игры. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. С детьми нужно «играть» в математику. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, логических упражнений. Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или др. предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.Они настойчиво ищут ход решения, к/ый ведет к результату. В такой деятельности формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с счётными палочками Н/р: воспит. предлагает детям сложить из 5 счётных полочек 2 равных треугольника, из 7 – 2 равных квадрата

Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, из специальных наборов геом-ких фигур. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Н/р: это кубики Никитина, Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Воспит. использует их в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения.

Развитие активности и инициативности детей как основы интеллектуально-творческих проявлений мыслительной деятельности. Роль проблемных и творческих задач, вопросов и ситуаций поиска с элементами экспериментирования в развитии интеллектуально-творческих проявлений детей. Личностно-развивающая направленность содержания мате­матического развития дошкольников – эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и воспитания важнейшего личностного качества – находчивости и самостоятельности в решении интеллектуальных задач. – это план ответа. В тексте не все отражено.

 


38.Связная речь: значение, виды. Методика обучения описательным рассказам в разных возрастных группах.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая. По форме рассказы могут быть описательные и сюжетные.

Методика обучения рассказыванию по игрушкам, по картинам, предметам (описательная речь). Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на к/ые дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. На первом этапе обучения (в ср. гр.) желательно предъявлять детям образные игрушки, чтобы реб имел возможность уловить «состояние» героя или демонстрировать их в движении. Целесообразно внести игрушку за 5 мин до занятия – дать детям её рассмотреть, потрогать, В ст. гр. Такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные, дети с более высоким уровнем развития могут не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3-х предметов, указывая на их расположение на столе, составить описание пары игрушек, сравнивая их по элементам. На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа. Реб, выйдя к столу педагога, берет игрушку в руки, рассматривает её, ощупывает и, повернувшись лицом к группе, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим.

По картине Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. На всех воз этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины. Ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная – установить связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа или пояснения воспит во время предварительного рассматривания. Занятие по сюжетной картине бывает комплексное: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события.

В ср гр детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для детей этого воз немного персонажей, мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспит в первой части занятия организует совместные действия – начинает описание одного объекта, а реб заканчивает его 2-3 предложениями.

В ст гр при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов, но он предшествует аналогичным рассказам детей. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план. Назначение сюжетной, многопредметной картины – помочь реб составить повествовательный (сюжетный) рассказ о действиях героев, опираясь на свои восприятия. Детям могут быть предложены несколько картин на одну и ту же тему («Таня не боится мороза» О.И. Соловьевой и «Зимой на прогулке» Е.И. Радиной). В подг гр педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины.

Описание предметов. Большое восп-образоват значение имеют занятия, но к/х предлагаются предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы, и др. эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Воспит должен накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Н/р, для старшей группы – умывательные, почтовые принадлежности, для подг.гр. – школьно-письменные принадлежности и т.д. Рассказывая, реб тут же объясняет назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

На прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов (небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства). Умения описывать предметы закрепляются и в другой деятельности – на занятиях по конструированию р/ок рассказывает о своей постройке и т.д.


39.Значение худ-ой лит-ры в развитии и воспитании детей. Методика чтения и рассказывания художественных произведений в разных возрастных группах.

Худ/ная литература сопровождает ч/ка с первых лет его жизни. И в дош-ом детстве закладывается фундамент, на к/ый будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает р/ку прекрасные образцы литературного языка.

На занятиях по развитию речи, используется разнообразные методы и приемы, но более эффективным я/ся практический метод, а именно театрализованная деятельность. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Методика проведения занятий пересказу может состоять из следующих частей:1)вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; 2)чтения литературного произведения. не следует делать установку на запоминание текста для будущего пересказа - это может отвлечь от целостного восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать текст; 3)беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы, задаваемые детям, должны быть очень тщательно продуманы. Эта часть занятия не д. быть длительной. Достаточно задать детям 4-5 вопросов; 4)повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка па внимательное прослушивание содержания и запоминание его. так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ или сказку; 5)пересказа произведения детьми. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного.

Основными методами являются следующие: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. 2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей. 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений. 4. Заучивание наизусть.

Методика ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах. В мл-м дош-ом возрасте У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их не достаточно выразительна. В ср-м дош-ом возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к худ/ному слову, образным выражениям.

В ст-м дош-ом возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

Используются словесные методические приёмы в сочетании с наглядными:

• беседы после ознакомления с произведением; • зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); • беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; • знакомство с писателем: демонстрация портрета;• просмотр диафильмов, по литературным произведениям На занятиях можно использовать инсценировки: игра- драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры,т. игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.


40.Методика развития речевого творчества: обучение сочинению загадок, метафор, стихосложению.

Технология обучения детей составлению загадок. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности. 1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине. По ходу ответов детей выбираются лучшие сравнения и заносятся в таблицу "Свойства и качества" (графически или текстом): Какой? Что такое же?.2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице "Действия": Что делает? Кто или что делает так же? 3. Выбирается объект и заполняется таблица "Части": Какая часть? У какого объекта есть такая часть? 4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей с помощью таблицы: "Части и их количество": Часть Сколько? У кого или чего столько же этих частей?.Технология обучения детей составлению метафор. Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.или составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: "Про кого или про что на картине я говорю?" После отгадывания детьми объекта воспитатель повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта. 1.Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.2.У него выявляется специфическое свойство (разноцве тная).3.Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна). 4.Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя). 5.Для метафорической фразы необхо димо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя). 6.Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя). Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека. Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы.


41.Разработайте программу психологической коррекции педагогически запущенных детей.

Современная ситуация развития ребенка неблагоприятно складывается на различных уровнях окружающей его среды – экологические катастрофы, стихийные бедствия, социальные катаклизмы, национальные и региональные потрясения, проблемы реформирования образования, нестабильность семьи и др.

Усложнение социально-педагогической ситуации развития ребенка в первую очередь связано с дестабилизацией семьи, снижение воспитательного потенциала которой во многом обусловлено экономической озабоченностью материально-бытовой и социальной неустроенностью родителей, либо дезорганизацией семьи вследствие погони за сверхвысоким благосостоянием.

Социально-педагогическая запущенность – состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».

Социальная запущенность - в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следстви­ем которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и низкий уровень его субъектности в учебно-познавательном процессе. У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несформированности игровой рефлексии.

Выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы.

Возможны следующие формы коррекционной работы:

· выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,

· привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,

· постепенное усложнение учебных и общественных заданий,

· систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,

· медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,

· формирование правильной самооценки,

· осуществление мер нравственно-полового воспитания,

· физическое воспитание,

· привлечение к участию в добрых делах.

Индивидуальный подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности конкретного ребенка.

Одним из важных условий проведения психокоррекции является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой р/у обстановке.

 

 

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ПО СКОРОБОГАТОВОЙ А.И.

Разработайте программу психологической коррекции педагогически запущенных детей.

Современная ситуация развития ребенка неблагоприятно складывается на различных уровнях окружающей его среды – экологические катастрофы, стихийные бедствия, социальные катаклизмы, национальные и региональные потрясения, проблемы реформирования образования, нестабильность семьи и другие.

Косвенными показателями неблагополучия социально-экономической и социокультурной ситуации развития ребенка в детском возрасте в российских условиях являются рост социального сиротства, низкая рождаемость, высокая детская смертность, ухудшение психосоматического здоровья детей, отклонения в развитии личности и поведении ребенка.

Усложнение социально-педагогической ситуации развития ребенка в первую очередь связано с дестабилизацией семьи, снижение воспитательного потенциала которой во многом обусловлено экономической озабоченностью материально-бытовой и социальной неустроенностью родителей, либо дезорганизацией семьи вследствие погони за сверхвысоким благосостоянием.

Социально-педагогическая запущенность – состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрир

Date: 2015-08-22; view: 2954; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию