Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Адаптация персонала. Направленность и уровни адаптации сотрудников
Направленность и уровни адаптации сотрудников. Адаптация ¾ важный этап процесса интеграции сотрудника в организацию, в ходе которого происходит взаимное приспособление человека и организации. По направленности адаптация может быть: ■ профессиональной ¾ заключается в приспособлении работника к профессии, освоении операций в соответствии с технологическим процессом, готовности к принятию решений в стандартных производственных ситуациях; ■ психофизиологической ¾ означает приспособление работника к условиям труда, режимам труда и отдыха; ■ социально-психологической ¾ приспособление к нормам, правилам поведения (вхождение человека в коллектив). По уровням адаптация делится на: ■ первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта); ■ вторичную (для лиц, изменяющих профессиональную роль или объект деятельности). Цели адаптации персонала. Вхождение нового человека в организацию, переход в другое подразделение ¾ ответственные и важные периоды не только для самого сотрудника, но и для организации. Стремясь оказать помощь новичку, руководство компании преследует следующие цели: ■ достижение необходимого уровня производительности в кратчайшие сроки; ■ сохранение существующей корпоративной культуры и вхождение в нее нового сотрудника; ■ развитие позитивного отношения к работе и компании; ■ снижение чувства страха и неуверенности у новичков; ■ уменьшение уровня конфликтов, связанных с появлением новых сотрудников (в случаях массового найма), минимизация противостояния «старого» и нового персонала; ■ снижение издержек по поиску и найму новых людей; ■ минимизация вложений в обучение новых сотрудников за счет снижения уровня текучести. Достижение этих целей возможно при условии управления процессом адаптации. Для этого разрабатываются и осуществляются специальные программы, в которых учитывается разный характер проблем, возникающих у сотрудника. Управление адаптацией персонала ¾ процесс целенаправленного воздействия на взаимное приспособление работника и организации для повышения скорости и успешности адаптации. Эффективный менеджмент должен обеспечить: ■ наличие программ ориентации; ■ обучение при поступлении на работу в той или иной форме (при наличии потребностей); ■ полную и поддерживающую обратную связь, позволяющую корректировать процесс; ■ стимулирование отношений наставничества. Ориентация как часть адаптации персонала. Ориентация ¾ получение сотрудником информации об организации, в которой он начинает работать. Различают общую и специальную ориентацию. Общая ориентация, как правило, является функцией службы управления персоналом. Она может осуществляться самыми разными способами: видеофильмы, специально подготовленные брошюры (например, справочник сотрудника), тренинги, лекции и т. д. Цель общей ориентации ¾ познакомить сотрудника со следующими аспектами: ■ историей организации, ее современным состоянием, оказываемыми услугами, потребителями, структурой управления; ■ стандартами поведения в организации, правилами внутреннего распорядка, традициями, процедурами, формой одежды; ■ вознаграждением (нормы и способы оплаты, оплата за работу в выходные и сверхурочное время, условия премирования, страхование, возможности обучения, дополнительные социальные льготы); ■ режимами труда и отдыха, порядком предоставления и продолжительностью отпусков, отгулов; ■ охраной труда и техникой безопасности (характеристика степени риска, меры предосторожности, действия при несчастных случаях, требования к состоянию здоровья); ■ технологиями работы с персоналом (процедуры оценки персонала, основания для перемещения, увольнения, перспективы профессионального и служебного роста). Безусловно, значительную часть этой информации заинтересованный сотрудник узнает до момента зачисления в организацию (в процессе поиска работы от знакомых и родственников, во время собеседования, путем наблюдения за сотрудниками во время визитов в компанию). Чаще всего информация, получаемая в процессе неформальных контактов, более полная и доходчивая. Однако формально организованные процедуры имеют свои преимущества: вновь принятому сотруднику важна обстановка внимания и заботы. Недостаток внимания в процессе адаптации новых служащих приводит к тому, что 50% работников ощущают неудовлетворенность, и это сказывается на результатах их деятельности1. Специальная ориентация проводится руководителем подразделения. Современные корпорации обучают линейных руководителей эффективным приемам введения в должность. Руководитель знакомит нового сотрудника с целями подразделения, технологиями и особенностями работы, внутренними и внешними связями, представляет его коллегам, объясняет распорядок работы, персональные обязанности и ответственность. От того, как принят сотрудник на рабочем месте, зависит успешность интеграции. Если новый сотрудник хорошо проинструктирован, он испытывает доверие к руководителю, комфортно себя чувствует, эффективно и с желанием работает. Принципы организации эффективной ориентационной программы: ■ вовлечение всех новых сотрудников; ■ соответствие индивидуальным потребностям (программы для выпускников вузов; бывших военнослужащих; женщин, вышедших из декретного отпуска, и т. п.); ■ обеспечение обратной связи ¾ сотрудник должен получить ответы на все интересующие его вопросы; ■ тщательная проработка программы ¾ четкое указание целей, задач, целевой аудитории, продолжительности курса, содержания и ответственных за проведение. Условия эффективности адаптации. Необходимое условие успешной адаптации ¾ наличие обратной связи. В период адаптации следует установить цели деятельности и проводить анализ работы сотрудника (промежуточный и итоговый) для определения сильных и слабых сторон последнего. Нужно обсудить с работником то, что необходимо улучшить, понять, не нуждается ли он в помощи со стороны организации и т. п. Наставничество ¾ эффективный инструмент успешной адаптации. Наставник (высококвалифицированный специалист, способный передать свой опыт) помогает новому сотруднику осваивать должностные обязанности и адаптироваться в коллективе, участвует в формировании необходимых навыков. Продолжительность адаптационного периода зависит от значительного количества моментов: культуры организации, индивидуальных особенностей, уровня профессиональной подготовки и т. п. Сотрудник может ускорить процесс адаптации на новом месте работы, если будет руководствоваться следующими правилами2: ■ нужно быть дружелюбным, любезным, приветливым; ■ не стоит надеяться, что атмосфера на новой работе будет такой же, как на прежней; ■ лучше меньше говорить, а больше слушать; ■ не следует сходиться близко с любым членом коллектива, пока не известны его лидеры, не определены роли разных лиц, не поняты скрытые от постороннего глаза взаимные симпатии и антипатии работников новой фирмы; ■ надо стараться извлечь пользу из общественной жизни предприятия; ■ нужно думать об общем деле; ■ несмотря на неизбежные неурядицы и мелкие конфликты, необходимо сдерживать эмоции и не впадать в отчаяние. Большое значение для оценки эффективности процесса адаптации имеет определение предела адаптации ¾ того срока, который характеризуется достижением определенных показателей. Среди этих показателей можно выделить: ■ объективные ¾ владение необходимыми знаниями и навыками, достижение требуемых производственных показателей, соответствие поведения нового сотрудника принятым в компании образцам; ■ субъективные ¾ степень, в которой работа вызывает страх, чувство неуверенности, напряжение, насколько она стала привычной; удовлетворенность работой, степень выраженности профессионально значимых личностных качеств. Как правило, подведение итогов адаптационного периода происходит в конце испытательного срока. Однако, для того чтобы полностью раскрыться, человеку требуется около девяти месяцев, процесс полной адаптации занимает до двух лет, а уровень текучести среди вновь принятого персонала значительно сокращается после трех лет работы в компании. Степень интеграции сотрудника в организацию не может рассматриваться как нечто достигнутое и поддерживаемое на одном уровне без постоянных усилий со стороны компании. Человеку часто приходится адаптироваться, даже когда он не меняет место работы. Так бывает при значительных изменениях в личной жизни и условиях труда (например, возникший конфликт между работой и личной жизнью, естественное снижение мотивации после 2-3 лет работы в одной должности и т. п.). Компания должна постоянно отслеживать уровень удовлетворенности сотрудников для своевременного воздействия на мотивацию (предоставление консультаций, гибкие рабочие задания, гибкий рабочий день, учет индивидуальных особенностей при планировании карьеры и пр.).
1 Хаббард Н., Пурселл Дж. Управление ожиданиями нанимаемых служащих // Справочник по управлению персоналом. 2003. № 4. 2 Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: учеб. для вузов. М.: Финстатинформ, 1997. С. 348.
Date: 2015-08-24; view: 1385; Нарушение авторских прав |