Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое история





( греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном)

I. Процесс развития II. Комплекс общественных

природы и общества наук, изучающих прошлое

человечества во всей его

конкретности и

многообразии

 

 

 

 

- Тема 2. Формирование Древнерусского государства и его распад. Киевская Русь в мировой цивилизации.

План

1. Происхождение славян. Образование Древнерусского государства.

2. Особенности социально - политического развития Киевской Руси.

3. Феодальная раздробленность: причины и последствия.

История славян начинается с VI века н.э. в процессе Великого переселения народов. Прародиной славян было междуречье Эльбы и Днепра. Интенсивное движение славян позволило в короткое время заселить достаточно большую территорию. Территория, на которой к концу I тысячелетия н.э. сложилась древнерусская народность, охватывала лесостепную и лесную части восточно-европейской равнины. Ее границами были междуречье Буга и Вислы (запад), верхнее течение Волги (восток), Финский залив (север), Причерноморские степи (юг).

Появившиеся в Приднепровье и на севере славяне жили родами и племенами, но обширные пространства нов
ых мест подталкивали их к постепенному забвению
кровных связей и установлению связей территориаль-
ных. Начальная летопись, рассказывая о событиях VII — VIII вв., отмечает не племена, а племенные союзы (на указанной территории, сложилось 12 союзов-племен), названия которых свидетельствуют о привязке к опре-
делённой местности: поляне, древляне, северяне, полоча-
не (от р. Полоты), дреговичи (от «дрегва» — болота)
т. п. Каждый из этих союзов имел свое княжение, хо-
тякнязьями пока назывались старые племенные вожди.
Под ихпредводительством славяне совершали набеги на Византию и других соседей, захватывая рабов и добычу. Вокруг князей — вождей постепенно складывалась дружина — постоянные отряды воинов советников.

Основой хозяйства славян было пашенное земледелие. Применялись железные орудия труда. Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, рыболовство и бортничество. Хозяйственной ячейкой была малая семья.

Низшим звеном социальной организации была сельская или соседская община-вервь. Члены верви совместно владели сенокосами, пастбищами и лесными угодьями. Пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами.

В VII-VIII веках происходит разложение родоплеменного строя и выделение знати. Основу последней составляла военно-служилая организация (княжеская дружина).

Первое русское государство слагалось в IX-XI веках. Первоначально сформировалось два протогосударственных объединения:

1) на севере в землях словен, вокруг озера Ильмень с центром в городе Новгороде;

2) в среднем Поднепровье в землях полян с центром в Киеве.

В IХ в. у восточных славян возникает классовое об-
щество и появляется государство.
Эти процессы также
вызывают споры историков, породившие, по крайней ме
ре, две теории: норманнскую и естественную (автохтонную).

Согласно
первой, появившейся в ХVIII в., создание Русского го-
сударства приписывается скандинавским викингам (на
Руси их называли варягами). В основе этой теории ле-
жит рассказ о призвании в Новгород варяжских князей
Рюрика,
Синеуса и Трувора. Сразу отметим, что Синеус
и Трувор являются мифом, невольной ошибкой (на
древне-шведском языке эти слова означают — «с домом
и дружиной»). Рюрик же — фигура действительно историческая.

Появление его в Новгороде может объясняется двоя-
ко. Новгород был центром многоплеменным, так что, не
сумев договориться о выборе «своего» князя, кривичи,
чудь и меря могли обратиться к варягам, как нейтраль-
ной стороне, с просьбой прислать какого-либо предво-
дителя дружины. Город мог быть и захвачен варягами,
а впоследствии захват, в интересах благопристойности,
превратился в «добровольное» призвание. Как бы то ни
было, речь в летописях идет не о создании государст-
венности, а о призвании варяжской династии на уже
существующий престол. «Навязать» государство или «
научить» ему невозможно, во всяком случае, невозмож-
но, как показывает история, насильно создать долго-
временное государственное объединение.

Экспансия варягов из Новгорода на юг началась,
практически, сразу после вокняжения Рюрика. Сначала
его дружинник Аскольд и Дир освободили полян от
уплаты дани хазарам и остались править Киевом, а в
882 г. родственник Рюрика Олег хитростью выманил дружинников из города и, убив их, объединил русскую землю от Новгорода до Киева, сделав последний своей столицей. Эта дата является отправной точкой в истории русского государства.


Первые русские князья (Олег, Игорь, Ольга, Святослав) решали 3 основные задачи:

объединение всех восточно-славянских племен под властью киевского князя;

приобретение заморских рынков для русской торговли и защита торговых путей;

защита границ русской земли от нападения степняков-кочевников.

Игорь (сын Рюрика), наследовавший Олега в 912 г.,
продолжил экспансионистскую политику предшественника
. Его борьба с соседними племенами закончилась для
князя трагически. В 945 г. он был убит древлянами, но
обстоятельства его гибели заставляют остановиться на
этом событии подробнее. В Древней Руси государство являлось верховным собственником земли и ее природ-
ных богатств. Дружинники получали от князя часть да-
ни, в сборе которой они принимали непосредственное участие. Походы за данью («полюдье») имели важное экономическое значение и занимали до полугода.

Однако «полюдье» являлось и политической акцией, поскольку каждый сбор дани с подвластных племен—
это принесение ими своеобразной присяги на верность
киевскому князю. В 945 г. дружина («коллективный- феодал»
) заставила Игоря вторично вернуться за данью в земли древлян. Древляне убили князя, совершив тем
самым не просто убийство, а «государственное преступление». Жена Игоря Ольга жестоко отомстила «мя-
тежникам», убив их послов и уничтожив столицу древ-
лян Искоростень. Она же отменила опасное «полюдье»,
установив твердый размер дани, сроки ее сдачи и место
сбора.

Сын Ольги и Игоря Святослав (945 — 972) много времени проводил в походах, уделяя внимание внешним де-
лам. Его походы стали подлинным бедствием для хазар,
волжских болгар, Византии. В Киеве он появлялся ред-
ко, успев подчинить своей власти лишь вятичей (пле-
менная группа на северо-востоке Руси). Еще при жизни Святослав сделал старшего сына наместником в
Киеве, среднего — в Древлянской земле, а младшего, Владимира, призвали к себе новгородцы.

Святослав погиб в бою с печенегами, -ми подкупленными Византией, по-
желавшей расправиться с неудобным для нее русским
князем. После его смерти между Святославичами раз-
горелась борьба за киевский престол. Наиболее успеш-
но в этой борьбе действовал Владимир, который в 980 г.
захватил Киев. В его княжение Русь в 988 г. соверши-
ла один из самых значительных выборов в своей истории — приняла православие. Причины этого шага но-
сили как политический, так и эстетический характер.
С одной стороны, давние тесные связи славян с Визан-
тией диктовали выбор религии. С другой, Русь должна
была сделать серьезный и окончательиый выбор между
христианской Европой и иудаистско-мусульманским Во-
стоком, который к этому времени окружил европейский
континент с юга и юго-эапада (Испания, север Афри-
ки) и востока (хазары, волжские болгары).

Причины принятия христианства:

Внутренние:

§ укрепление единства страны;

§ пресечение сепаратизма местностей с их языческими культами;

§ освещение власти князя свыше;

§ оправдание власти феодалов и социального неравенства;

Внешние:

§ необходимость укрепления международного положения Руси, признание

§ европейским сообществом;


§ включение в экономическую и политическую международную жизнь.

-
Крещение Руси являлось длительным и трудным
процессом, поскольку жители различных земель и обла-
стей цепко держались за своих старых богов, прежние духовные традиции.

Принятие христианства Русью духовно связывало ее
части друг с другом, открывало более широкие перспек-
тивы для развития контактов с Европой. Перенесение небесной и церковной иерархии на
земные порядки укрепляло -власть князя и феодалов. Вместе с православием на- Русь пришли письменность, школы, суды, новые законы
. Церковь опекала нищих, больных, убогих. Церковь -
повлияла на крепость семейных отношений славян, воздействовала
на их нравственность.

Однако принятие христианства в византийском варианте, как оказалось, несло в себе семена идейной изоляции, не делало Русь полноправным членом европейской
семьи. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стремление к самосовершенствованию и не давало стимулов для социального и общественного прогресса.

После смерти в 1015 г. Владимира между его детьми
вспыхнула рознь, в результате которой власть в
Киеве перешла к княжившему до этого в Новгороде
Ярославу
(1019 — 1054). Этот князь, получивший прозвище-звище Мудрый, был известен как образованный чело-
век, знавший несколько иностранных языков и имевший
богатую библиотеку. Он успешно породнился с иностранными королевскими домами, выдав замуж своих до-
черей за королей Франции и Венгрии. Ярославу принадлежит мысль о первой кодификации русских законов,
именуемых Сводом « Русской Правды ». Свод — источник сложный и многослойный. Он состоит из Краткой,
Пространной и Сокращенной частей. В свою очередь Краткая Правда делится на Правду Ярослава (ок.1016 г.) и Правду Ярославичей (вторая половина XI в.).

Большинство учёных рассматривают Киевскую Русь как раннефеодальное государство, в котором сосуществование различных укладов вполне
естественно. Гораздо большего внимания заслуживает
концепция «государственного феодализма», согласно ко-
торой, крестьянство подвергалось эксплуатации не столь-
ко индивидуальными феодалами, сколько феодальным
государством.

Феодализм – аграрное европейское общество эпохи средних веков и начала Нового времени, для которого характерно:

§ сочетание крупной земельной собственности с подчиненным ей мелким крестьянским хозяйством;

§ сословно-корпоративная организация общества;

§ низкий уровень развития техники;

§ натуральный характер производства;

§ господство религии в духовной сфере.

На начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители подчинялись государственной власти. На 2 этапе – складывается и растет частная земельная собственность (вотчина). Непосредственные производители попадают в зависимость от частных землевладельцев. Киевское государство имело много общего с западно-европейскими странами. Оно строилось на основе института вассалитета (взаимозависимости), характерного для Западной Европы. Высший слой общества - бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Но одновременно они являлись полными хозяевами на «своей» территории, в свою очередь имели вассалов, менее знатных. За боярами признавалось право отъезда к другому сюзерену (господину).


Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьей и сборщиком налогов. Вокруг князя располагалась дружина, жившая на княжеском дворе и делившая со своим главой дань и военную добычу. Князь советовался с близкими людьми по всем вопросам, в противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли
совет («думу») и назывались боярами. Некоторые из
них имели и свою дружину. Бояре часто выступали
в качестве воевод, «отроки» же становились младшими
администраторами. Появление дружины знаменовало
собой процесс феодализации государственной жизни.
Сначала дружинники заменили всеобщее вооружение
народа, затем превратились в административно-воен-
ный слой, а позже — в класс феодалов. Княжеско--
дружинная власть была до поры ограничена элемента-
ми самоуправления, сохранившегося от предыдущих вре-
мен. Во всяком случае, народные собрания («вече») и
«старцы градские» играли значительную роль в жизни
русских княжеств. Особенно сильны были эти институты
на окраинах страны, в землях, которые не являлись при-
чиной княжеских раздоров.

Лично свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для рабов слуг использовались термины челядь и холопы. Особую категорию составляли смерды. Во второй половине XI в. появляется категория закупов – людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги ивынужденных работать на господина до выплаты суммы.

Скандинавы Русь называли Гардарикой – Страной городов, ввиду большого числа городов и оживленной городской жизни.

В X-XII веках раннесредневековые государства Европы начинают распадаться. К середине XII века в рамках общеевропейского процесса дробится и Киевская Русь. Период феодальной раздробленности является закономерным этапом в развитии любого феодального государства и свидетельствует о зрелости феодальных отношений.

После смерти Ярослава (1054). Киевское государство было разделено между пятью его сыновьями, что, однако, не предотвратило усобицы. В 1097 г. В Любече собрался княжеский съезд, который принял совершенно новые правила организации власти на Руси, призвав каждого князя «держать отчину свою». Внуку Ярослава Мудрого Владимиру Мономаху и его сыну Мстиславу удалось с 1113 г. по 1132 г. возродить единство земли, но после их смерти она распалась окончательно.

Раздробленность раннефеодального государства сигнализирует о том, что во-первых, старые институты власти не могут больше обеспе­чить внешней и внутренней безопасности страны, во-вто­рых, говорит о таком развитии производительных сил отдельных районов, которое позволяет им существовать самостоятельно и заставляет делать это. Иными слова­ми, раздробленность является необходимым этапом в жизни феодального государства, в результате которого уровни экономического, социального, политического раз­вития его областей выравниваются, получают новый им­пульс, а последующее их объединение происходит на более высокой ступени. Главной причиной является изменение характера отношений между великим князем и его дружинниками в результате оседания дружинников на землю. В первые полтора века существования Киевской Руси дружина полностью находилась на содержании у князя. По мере того, как дружинники получали землю и получали от князя право собирать налоги и пошлины самим, они пришли к выводу, что доход от военно-разбойничьей добычи менее надежен, нежели сборы от крестьян и горожан. В первой половине XII в. преобладающей формой собственности становится вотчина, владелец которой мог распоряжаться ею по своему усмотрению.

Причины феодальной раздробленности:

развитие экономики;

в развитии феодальной вотчины, в использовании ею хозяйственного потенциала. Боярские вотчины становились самостоятельными. Связь бояр с князем ослабевала. Господство натурального хозяйства;

формирование устойчивых региональных корпораций военно-служилой знати;

распри внутри правящей династии и неотрегулированность княжеского престолонаследия.

обширность территории и непрочность государственного образования, держащегося на силе оружия и угрозе извне.

На рубеже XII в. произошел не распад Древней Ру­си, а превращение ее в своеобразную федерацию кня­жеств и земель. Номинально киевский князь оставался главой государства. Отношения между князьями регу­лировались соглашениями и обычаями, экономически же княжества не отгородились друг от друга, к тому же религия и культура оставались для них общими. Но на какой-то период раздробленность ослабила силы госу­дарства, делала его уязвимым перед внешней опас­ностью.

Количество княжеств и земель, на которые распа­лось Древнерусское государство, не было постоянным, доходя до 15-ти.

В конце XI—XII вв. этот край подвергся бурной ко­лонизации со стороны Юго-Западной Руси и Новгород­ской земли. Опасность половецких набегов, экстенсив­ный характер земледелия, перенаселение «старых» зе­мель, бегство от притязаний оседавших на землю дру­жинников заставили крестьян искать лучшей доли на новом месте. Отметим одну принципиальную особенность зарождающегося нового центра русских княжеств. При­днепровье сначала было колонизировано, а затем здесь возникла княжеская власть. Северо-Восток же был колонизирован по инициативе или, во всяком случае под эгидой уже существующей княжеской власти. В резуль­тате, северо-восточные князья сразу получили власть, которой не знали их собраться в Киеве или Литве. Им принадлежали земли, леса, города, луга. Люди, пришед­шие на эти места, не могли претендовать на неотъемле­мые экономические права. Расцвет Северо-Восточной Руси связывают с дея­тельностью Андрея Боголюбского (1157—1174 гг.) и Всеволода Юрьевича (1176—1212). Боголюбский еще в юности, нарушив волю отца, сбежал из Киевской Руси в недавно основанный Владимир-на-Клязьме. Он был удачливым и храбрым полководцем, целеустремленным жестоким государственным деятелем, заносчивым и властолюбивым человеком. Боголюбский являл собой ярко выраженный тип динамичного феодального пра­вителя.

Он вел успешные войны с Волжской Болгарией, в 1169 г. его войска взяли и разграбили Киев. Но, полу­чив титул великого князя, Андрей Юрьевич не переехал в Киев, а попытался возвысить любимое Владимирское княжество. Для этого он старался подчинить Владими­ру Новгород. В военных походах против вольного горо­да князь не преуспел, зато установив хлебную блокаду, усилил свое влияние в новгородских землях. Постоянно заботясь о повышении авторитета своего княжества, Бо­голюбский насаждал в нем культ Богородицы (ее чудотворная икона находилась во Владимире) в проти­вовес культу Софии, издавна утвердившемуся в Киеве и Новгороде. Во Владимир из Ростова был перенесен и епископский престол. Военные предприятия князя, а также многочисленное каменное строительство, осуще­ствленное в это время, ложилось тяжелым бременем на население. Жестокость и самовластие князя было опасным для его жизни. В 1174 г. оскорбленные им ра­нее бояре Кучковичи ворвались ночью в покои Андрея Юрьевича и изрубили его мечами. Убийство князя вы­звало радостное восстание горожан. Они разграбили княжеский дворец и убили мастеров-строителей, посад­ников и дружинников.

После короткой схватки за Владимирский престол на него в 1176 г. вступил Всеволод Юрьевич. Большим Гнездом его назвали позже, когда на всех, за исключе­нием Рязанского, престолах Северо-Восточной Руси си­дели его потомки. Всеволод продолжал политику Боголюбского, воюя с Волжской Болгарией и добившись подчинения Рязанского княжества. Его рука чувствова­лась на Руси повсюду, вплоть до Киева и Галицко-Волынского княжества. Однако победить тенденции раз­дробленности не мог и он. После смерти Всеволода в 1212 г. само Владимирское княжество распалось на семь образований, причем, Владимирский князь стал лишь первым среди равных князей тех государств, на кото­рые распалась Владимирская земля. В итоге, Северо-Восточная Русь на новом месте и с новыми лицами по­пыталась повторить то, что делал старый Киев (подчи­нение своей власти другие княжества, великий владимир­ский престол и т. д.). Однако и эта попытка закончи­лась неудачей.

С самого начала для Новгорода было характерно призвание князей на престол из других земель, причем, надолго они на нем не задерживались. Права и обязанности князей оговаривались в догово­ре («ряде»), заключавшемся между князем и городом, причем, город в любой момент мог прогнать князя. Выс­шим органом власти в Новгороде номинально являлось вече — собрание владельцев городских усадеб (макси­мально — 500 человек). Иными словами, настоящими хозяевами республики были бояре и купцы. Новгород­ское боярство, в отличие от других земель, являлось кастовым, т. е. боярином здесь можно было только родиться. Богатство бояр шло от участия в дележе государственных доходов, ростовщичества и эксплуатации ремесленников, живших в их усадьбах.

Сам Новгород делился на две стороны, каждая из которых распадалась на концы и улицы. Их представи­тели и избирали на вече посадника, тысяцкого, влады­ку (епископа) и архимандрита. Посадник вместе с кня­зем руководил военными походами, участвовал во внешнеполитических акциях, заключал с князем «ряд». Тысяцкий являлся главой налогового ведомства, а также представлял в городском управлении небоярское насе­ление Новгорода, участвовал и в торговом суде. Архие­пископ, помимо управления делами церкви, был храни­телем эталонов мер и весов, скреплял печатью догово­ры с иностранцами. Архимандрит являлся главой чер­ного (монастырского) духовенства. Все эти должности, кроме тысяцкого, замещались боярами, т. е. новгород­ская феодальная республика оказывалась государством, в котором власть, фактически, принадлежала феодалам и купцам. В течение веков город оставался торговым, политическим и военным форпостом на северо-западных рубежах страны.

Последствия феодальной раздробленности:

Положительные:

Подъем средневековых обществ. Это выразилось в увеличении средневековых площадей, в совершенствование орудий труда и агротехники, в использовании лошадей в с/х, в распространении водяных и ветряных мельниц, разделении труда между сельским хозяйством и ремеслом, что способствовало развитию торговли и росту городов. Города становятся новой политической силой в обществе.

Демографический рост.

Развитие культуры и образования.

Отрицательные:

В конце XII века усилился натиск половцев, в результате набегов Киев был разграблен и потерял былое политическое и экономическое значение. Население юго-западной Руси мигрировало на северо-восток.

На фоне упадка Киева проявился относительный подъем Владимиро-Суздальских и Смоленских княжеств.

Завоевание Руси в XIII веке монголо-татарами и нападение на западе – немецких, датских и шведских рыцарей.

Контрольные вопросы:

1.На какой территории были расселены восточнославянские племена в VI- VII вв.? Каковы были особенности хозяйственного уклада и политической организации у этих племен?

2.Какие дискуссии идут в исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян?

3.Как можно охарактеризовать Древнерусское государство при первых князьях?

4.Какие вы можете назвать особенности экономического, политического и социального строя Древней Руси?

5.Каково значение принятия христианства для Руси?

6.Что такое политическая раздробленность? Каковы ее основные причины в Древнерусском государстве?

7.В чем вы видите особенности развития Владимиро-Суздальского княжества в XII- XIII вв.?

8.В чем вы видите особенности развития Новгородской земли в XII-XIII вв.?

 

 

 

       
 
 
   

 

 


ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

 

Обособление от Киева Территория:

В 30-е гг. XII в. Северо-Восточная

Русь, междуречье Оки

и Волги

 

Особенности развития в удельный период:

  1. Основная отрасль хозяйства — земледелие вследствие обилия

плодородных земель, пригодных для растениеводства

  1. Постоянный приток населения в поисках защиты от набегов

кочевников и нормальных условия для ведения хозяйства

  1. Нахождение княжества на пересечении торговых путей

(по рекам Ока и Волга)

4. Быстрый рост городов старые: Владимир, Суздаль, Ростов,

Ярославль

новые: Москва, Кострома,

Переяславль-Залесский

 

  1. Неограниченный характер власти князя и совещательные

полномочия вече

 
 








Date: 2015-08-24; view: 558; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию