Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Междоусобная война в южнорусских землях





Особенно длительной и ожесточенной оказалась междоусобная война 30-х годов XIII в. в южнорусских землях — самая масштабная внутренняя феодальная распря в истории средневековой Руси. Началась она с борьбы за галицкий стол, отошедший после смерти князя Мстислава Удалого (1228) по его завещанию к сыну венгерского короля. В 1233—1234 гг. войну против венгров, союзником которых был черниговский князь Михаил Всеволодич, вел Даниил Романович Волынский в союзе с киевским князем Владимиром Рюриковичем (из смоленских Ростиславичей). Союзником их был также дед жены Даниила половецкий хан Котян и князь Изяслав Мстиславич (вероятнее всего, сын Мстислава Удалого). В 1234 г. Даниил овладел Галичем. На следующий год Михаил Черниговский с перешедшим на его сторону Изяславом начал военные действия против Владимира и Даниила. Последние двинулись в поход на Чернигов, но не смогли взять город и вернулись к Киеву. Тем временем Изяслав привел на Русь половецкое войско. Близ Киева Даниил и Владимир потерпели поражение, Владимир попал в плен к половцам, а Изяслав вокняжился в Киеве. Михаил же двинулся в Галицкую землю и овладел Галичем. Владимир Рюрикович вскоре освободился из плена за выкуп и вновь овладел киевским столом. Однако удержать его ему было не по силам, и тогда Владимир и Даниил пригласили в Киев новгородского князя Ярослава Всеволодича. Михаил Черниговский был давним врагом Ярослава —в 1229— 1232 гг. они вели ожесточенную борьбу за новгородское княжение. Ярослав в 1236 г. сел в Киеве. Тем временем в Галицкой земле продолжалась непрерывная война между Михаилом и Изяславом, с одной стороны, Даниилом и его братом Василько — с другой.

Зимой 1237 - 1238 г. Северо-Восточная Русь подверглась нападению орд Батыя. Великий князь владимирский Юрий Всеволодич (старший брат Ярослава) погиб в бою. Весной 1238 г. Ярослав уходит из Киева в разоренную Владимиро-Суздальскую землю и занимает освободившийся владимирский стол. Воспользовавшись ослаблением коалиции своих противников, Михаил захватывает Киев и становится киевским князем, оставив в Галиче сына Ростислава. Но в следующем году Даниилу удается отвоевать Галич. Осенью 1239 г. монголо-татары разоряют «отчину» Михаила —Черниговское княжество —и начинают угрожать Киеву. Зимой 1239/1240 г. в поход на юг Руси идет Ярослав. Михаил бросает Киев, спасается от погони Ярослава и бежит в Венгрию, потеряв, таким образом, все. В Киеве садится Ростислав Мстиславич (из смоленских князей). Вскоре Даниил Романович свергает его и сажает в Киеве своего боярина Дмитра. Это был уже канун похода Батыя на Киев.

В ходе междоусобной войны русские князья (особенно черниговские Ольговичи и смоленские Ростиславичи) истощили свои силы. Наряду с усилившейся в результате усобицы разобщенностью князей это сыграло свою негативную роль перед лицом монголо-татарского нашествия.

4. 5. Культура в период раздробленности.

Для русской духовной культуры середины XII—XIII в. характерно становление «полицентризма» — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI — начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на «областной» характер летописания, летописцы XII — первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной —Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы — «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств — сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена — были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме «Слова» им посвящены две пространные летописные повести).


«Слово о полку Игореве» в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. При этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена. В 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря. Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей «Слова» (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати — боярству. Основная идея «Слова» —необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, —княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор «Слова» — не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное. Его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, «Слово» одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. «Нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории. Это было редкостью, обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории. Особенностью историзма «Слова» является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси. Автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор «Слова» широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка —предмет спора) в Северо - Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы — «Слово Даниила Заточника». Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. «Слово» насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая «Молением Даниила Заточника». Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции — дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой «Моления» является негативное отношение к высшей знати — боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы — «Слово о погибели Русской земли» — было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава — Юрия. Это произведение, оставшееся незаконченным, содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о «болезни» — усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору «Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели» обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII — начало XIII в. — время появления таких былинных сюжетов, как «Саур Леванидович», «Сухман», новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя — князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII — начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси — Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).







Date: 2015-08-24; view: 318; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию