Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические центры цивилизационного развития: их структура и взаимодействие
Формирование и взаимодействие центров становления производящих форм экономики исчерпывающе рассмотрено в трудах В.А. Шнирельмана, так что на этом вопросе специально можно не останавливаться. Однако существенно обратить внимание на тот факт, что в большинстве случаев первые цивилизации возникают не на территории неолитических центров опережающего развития, а на их периферии. Как известно, центры перехода к ранним формам земледелия в Новом Свете были расположены в континентальных гористых областях Мексиканского плато и Перуанско-Боливийских Анд, тогда как первые цивилизации (около рубежа II—I тыс. до н. э.) складываются на побережьях Мексиканского залива (ольмеки) в Мезоамерике и предгорьях Анд (культура Чавин) в Южной Амери- Отдельная цивилизация как дискретное целое ______________________________________ 111 ке. Однако в обоих случаях цивилизационный процесс на побережье и в возвышенных районах вскоре выравнивается и к приходу конкистадоров уровень цивилизационного развития там был приблизительно одинаков. Об отдельных, состоящих из нескольких взаимодействующих цивилизаций культурных ойкуменах Мексики и Перу речь может идти уже, как минимум, с рубежа эр. Однако все эти общества, даже пережив фазы подъема, деструкции и нового подъема, не превзошли уровня Шумеро-Аккадской цивилизации и Древнего Египта. Их гибель была связана с началом испанской колониальной экспансии, хотя деградация социокультурной системы майя в силу не вполне ясных причин началась несколькими веками ранее. Воздействия на ход истории в Старом Свете они, до их открытия европейцами, не имели. Еще ярче закономерность образования первых цивилизаций на периферии первичных центров становления производящего хозяйства обозначилась в Пе-реднеазиатском регионе, где областью первичного перехода к земледелию и животноводству был так называемый "плодородный полумесяц", охватывающий предгорные районы Ближнего Востока от Палестины через Сирию и Верхнюю Месопотамию до Иранского Курдистана. Однако высокие энеолитичес-кие культуры предцивилизационного типа появляются на порубежье этой зоны (Четал-Гуюк в Центральной Анатолии, самаррская культура в районе Багдада, еще дальше — протоцивилизационный конгломерат обществ, оставивших древ-неземледельческие культуры расписной керамики Балкано-Дунайского ареала с их северной филиацией в виде общности Кукутени-Триполье на территории Молдовы и Правобережной Украины). Цивилизации же, начиная с рубежа IV—III тыс. до н.э., складываются в поймах великих рек полосы сухих субтропиков — в Египте, Нижней Месопотамии и Эламе, а потом (не без некоторого влияния со стороны шумерско-эламского центра) и в долине Инда. При безусловном наличии контактов с уже вышедшими на цивилизационный уровень обществами процесс становления цивилизации далее охватывает Левантийско-Анатолийско-Эгейский регион, давая наиболее яркие и оригинальные формы на некотором удалении от уже сложившихся государств (Миной-ский Крит и пр.), с одной стороны, и обширные области Восточной Аравии, Иранского плато и юга Средней Азии, оказывающиеся в зоне перекрестного воздействия Месопотамско-Эламского и Индского центров и затухающие по мере (хотя и не только по этой причине) упадка последнего во II тыс. до н. э. По всей же периферии Восточносредиземноморско-Переднеазиатского центра опережающего цивилизационного развития конца энеолита — эпохи бронзы складываются и, как правило, погибают свои протоцивилизационные, но в ряде случаев перерастающие в ранние цивилизации структуры. Среди них, в крайних точках удаления от Египта и Месопотамии, можем назвать высокоразвитые мегалитические культуры Западного Средиземноморья типа Лос-Милья-рес в Испании, общество майкопской культуры Предкавказья, среднеазиатские преддивилизации и ранние цивилизации, оставившие такие памятники, как Ал-тын-депе и Намазга в Южном Туркменистане, Саразм на р. Зерафшан или Джар-кутан в Сурхандарьинской области Узбекистана, наконец, культуры Йемена, развившиеся к концу II тыс. до н. э. в Сабейскую цивилизацию. Понятно, что обитатели крайних точек очерченной ойкумены понятия не имели о существовании друг друга. Однако в целом этот сложный конгломерат центральных и периферийных цивилизаций и предцивилизационных образова-
О т Ж V I 2 а "я \ О 3 1 а, аОтдельная цивилизация как дискретное целое
V о а я 3 а а S OJ X IS о X а а S I 114 Теоретические основы понимания всемирной истории ний функционировал как в некоторой мере структурное целое. Важно подчеркнуть, что само его ядро представляло собой не какую-то одну цивилизацию-гегемон, а узел высокоразвитых, первенствующих среди прочих, но по культурному потенциалу приблизительно равных друг другу цивилизаций. Среди последних следует в первую очередь назвать Египет и Месопотамию, сохранявших лидерство до первой половины I тыс. до н. э. В зоне их перекрестного воздействия находились западносемитские общества Палестины, Финикии и Сирии, их совместное влияние (сперва более сильным было месопотамское, потом египетское) охватывало Анатолию. Самостоятельными, но связанными с этими двумя, были Крито-Микенская в Эгеиде (непосредственно контактировала с Египетской) и Хараппская в долине р. Инд (непосредственно связанная с Эламом и Месопотамией) цивилизации. Прямым ответвлением Египетской в Принильском Судане была Нубийская цивилизация с державой Напаты и Мэрое. Такого рода обзор можно было бы продолжать и конкретизировать, однако более важно сейчас отметить то, что в силу изначальной полицентричности Сре-диземноморско-Переднеазиатской цивилизационной ойкумены, социокультурное развитие протекало здесь, так сказать, на "альтернативной основе". Ведущие центры "наравных" предлагали свои цивилизационные стандарты, соседние формирующиеся цивилизации обычно по-разному реагировали на исходящие от них импульсы и зачастую не просто заимствовали те или иные их достижения и эталоны, но и предлагали собственные формы творческого синтеза своего и воспринимаемого. Наиболее ярким примером тому в духовной области было формирование древнееврейской культуры, системообразующим началом которой является монотеизм Торы. И, безусловно, не случайным является то обстоятельство, что становление этого, по своей сути совершенно нового, культурного типа происходило в напряженнейшем пункте силового взаимодействия Египта и Месопотамии при самом тесном контакте с финикийцами, транслировавшими на Ближний Восток информацию о Средиземноморье. Цивилизационный полицентризм Средиземноморско-Переднеазиатской ойкумены позднего энеолита — эпохи бронзы (когда в ее состав, в сущности, входила и доарийская цивилизация долины Инда) принципиально отличен от положения дел в большинстве иных регионов земного шара, в которых выразительно доминировала некая одна цивилизация, по отношению к которой все остальные выступали периферийными и зависимыми, если не всегда политически, то по крайней мере в культурном отношении. Классическим примером тому может служить Китайско-Дальневосточная ойкумена, формировавшаяся вокруг Северокитайского (долины р. Хуанхэ) центра опережающего развития, сложившегося уже в неолитическое время (культура Яншао и пр.). То же следует сказать и об Индийско-Южноазиатской цивилизационной ойкумене, базовой для которой выступала Индийская цивилизация. Индийская и Китайская цивилизации взаимодействовали не только в зонах их перекрещивающихся влияний, но что первая в религиозно-культурном плане (по мере распространения буддизма и связанного с ним богатейшего культурного комплекса индийского происхождения) сыграла существеннейшую роль в трансформации второй (равно как и в становлении зависимых от нее корейской, японской и пр. культур) около середины I тыс. Причем, как предполагает Л.С. Васильев, духовное воздействие индийской культуры на китайскую началось значительно ранее, не позднее третьей четверти I тыс. до н. э., что отрази- о fi I — Античная цивилизация: 1-1 — Латинская субцивилизация; 1-2 — Эллинская субцивилизация II — Иранско-Зороастрийская цивилизация: П-1 — Персидско-Западноиранская субцивилизация 11-2 — Бактрийско-Восточноиранская субцивилизация Ш — Эфиопско-Йеменский цивилизационный регион IV — Индийско-Южноазиатская цивилизация: IV-1 — Североиндийская (арийская) субцивилизация (Арьяварта) IV-2 — Южноиндийская (дравидийская) субцивилизация (Дакшинападха) V — Китайско-Дальневосточная цивилизация: IV-1 — Северокитайская субцивилизация, IV-2 — Южнокитайская субцивилизация VI — Мезоамериканский цивилизационный мир и его основные цивилизации: 1 — майя; 2 — Теотихуакан; 3 — сапотеков VII — Перуанский цивилизационный мир и его основные цивилизации: 1 — Мочика; 2 — Яаска Карта 6. Основные цивилизации начала I тысячелетия и направления их влияния к я х 0) й о. а и a а т S а pa о и О г^ а Отдельная цивилизация как дискретное целое ____________________________________ 117 лось в становлении даосской концепции, космогоническом мифе о Паньгу и пр. Равномасштабного китайского воздействия на Индию не было. Учитывая сказанное, можно ставить вопрос о существовании в средние века некоей суперцивилизационной Индийско-Китайской общности, включавшей обе традиционные, с широкой переходной зоной между ними, циви-лизационные ойкумены. При этом каждая из двух последних была самодостаточной и сохраняла свою моноцентрическую природу. Индия и Китай, соответственно в пределах Южной и Восточной Азии, оставались непререкаемыми культурными авторитетами, тогда как другие ориентировались на них, что, естественно, не означало отсутствия в них собственного творчества (Япония и пр. по отношению к Китаю, Шри-Ланка по отношению к Индии и пр.). Более того, в Индии и Китае мы можем усмотреть принципиально сходную территориально-цивилизационную структуру, в основе которой лежало разделение на первичный цивилизационный центр (в обоих случаях — на севере) и былую, оформленную первым, периферию (на юге). В Индии эти две части (которые никогда не были полностью объединены в рамках единого государства — этого не достигли даже Маурьи и Гупты) представляли собою арийско-язычную Арьяварту Индско-Гангской низменности и дравидоязычную Дакши-напатху южнее гор Виндхья. В Китае (где с эпох Цинь и Ранней Хань они обычно входили в состав единой империи) им соответствуют территории в бассейне Хуанхэ и рисоводческие (в древности преимущественно лесные) пространства по р. Янцзы и к югу от нее, населенные изначально вьетскими китаизированными впоследствии этносами. Таким образом, приблизительно с первой половины I тыс. мы можем говорить об образовании обширнейшей духовно-культурной суперцивилизационной общности, включавшей в той или иной степени причастные ей государства Южной, Восточной, Юго-Восточной и Центральной Азии. На западе ее рубежи долгое время оставались неопределенными, и буддизм, как известно, в первые века н. э. имел сильные позиции в восточных областях Ирана и на территории Средней Азии. Однако решительные действия в IV—VI вв. иранских Сасани-дов, направленные на утверждение ортодоксального зороастризма, и тем более арабские завоевания с середины VII в. очертили их достаточно резко. Понятно, что выделяемая суперцивилизационная общность реально существовала лишь в сфере высших (но весьма разнообразных, включая и философию, и художественно-назидательную литературу, и изобразительное искусство) проявлений индуистско-буддийского комплекса. В политическом, социально-экономическом и пр. отношениях Индия и Китай с их перифериями жили совершенно самостоятельной жизнью, причем на судьбы Индии события, имевшие место на Ближнем Востоке, оказывали куда большее воздействие чем то, что происходило в Восточной Азии. Но некие базовые принципы мировосприятия и мироосмысления в пределах Южной и Восточной Азии оказывались принципиально подобными, особенно если их сравнивать с теми, что получили преимущественное распространение с переходом к средневековью в Передней Азии, Средиземноморье и Европе. Однако эта мировоззренческая общность никоим образом не снимает принципиальные отличия между Китайско-Дальневосточной и Индийско-Южноазиатской цивилизационными ойкуменами — отличия, глубоко раскрытые М. Вебером при его анализе хозяйственной этики мировых религий, в частности 118 ____________________________ Теоретические основы понимания всемирной истории индуизма и конфуцианства. Если традиционно-индийский тип мироотношения немецкий социолог определил как этику бегства от мира, в результате чего религиозное отношение к активной хозяйственной (с неизбежностью преобразовывающей мир) деятельности здесь вообще приобретает негативную оценку, то традиционно-китайский тип, по его мнению, связан с этикой приспособления к миру — и не только к существующим общественным отношениям, но и к природной среде при высокоорганизованной системе поддержания экологического равновесия (недавно специально изученной Э.С. Кульпиным). Совершенно различны, даже диаметрально противоположны по своим базовым принципам, и традиционные социально-политические системы Индии и Китая. Первая основана на кастовом строе и почти полностью блокирует социальную мобильность, тогда как другая, бюрократическая в своей основе, допускает ее в весьма широких пределах. Не менее существеные, глубинного цивилизаци-онного плана, различия между Китаем и Индией можно показать и почти во всех прочих сферах жизнедеятельности. Однако вернемся к вопросу о структуре рассматриваемых цивилизацион-ных ойкумен. Как уже отмечалось, они, во-первых, пересекаются между собой, так что обширные пространства Центральной и Юго-Восточной Азии оказываются в зоне их совместного воздействия, во-вторых, состоят из определенного цивилизационного центра и периферии и, в-третьих, сам их цивилизационный центр как бы дуален, состоит из двух субцивилизационных частей, имеющих существенные хозяйственно-культурные, антропологические, этнографические и пр. различия. В Индии это выражено ярче, чем в Китае, но и в последнем южные китайцы разительно отличались и отличаются от северных. Не менее сложной, в чем-то подобной, а в чем-то совершенно иной, к первым векам н. э. система цивилизационного взаимодействия оказывается и в западной половине Старого Света. Истоки ее лежат глубже. К моменту греко-персидских войн первой половины V века до н.э. цивилизации древнего Ближнего и Среднего Востока оказываются включенными в состав мировой империи Ахеменидов, тогда как оставшиеся за ее рубежами берега Эгейского, Средиземного и Черного морей втягиваются в орбиту преимущественно эллинского влияния, эффективно противостоять которому не смогли ни этруски, ни Карфаген. Так были заложены основы двух принципиально различных, но столетиями взаимодействующих цивилизаций — Античной и Древне-иранской, связанной с комплексом зороастрийских представлений. Между ними также существовала зона перекрестного воздействия, включавшая народы — потомков великих цивилизаций Ближнего Востока: египтян, иудеев, финикийцев, арамейскоязычных на тот момент сирийцев, армян, вавилонян и пр. Более того, одна из социокультурных систем, а именно Античная в ее эллинистической форме, на некоторый, пусть и непродолжительный момент охватила территорию другой, так или иначе воздействовав на ее облик. Это, казалось бы, напоминает положение народов Центральной и Юго-Восточной Азии между Индией и Китаем, но все же эта ситуация по существу совершенно отлична от последней. Дело в том, что зажатые между Античным и Иранским мирами страны Ближнего Востока, во-первых, некогда составляли цивилизационный центр по отношению к этносам как Средиземноморья, так и Иранского плато, а вовсе не были приобщаемой греками и иранцами к цивилизации периферией; во-вторых, были, как правило, разде- Отдельная цивилизация как дискретное целое ____________________________________ 119 лены между двумя соответствующими военно-политическими системами (Афинская архэ, греко-македонские державы эллинистического времени, Римская империя, с одной стороны, державы Ахеменидов, Аршакидов и Сасани-дов — с другой), а не образовывали буферной зоны плавного перехода от одной к другой (как на протяжении веков Тибет, Бирма или Таиланд); и в-третьих, распространение эллинистической культуры до предгорий Памира и Гиндукуша осуществлялось не в виде мирной проповеди принципов высокой религиозной духовности (как то делали буддийские миссионеры), а силой оружия, при переселении на восток десятков тысяч колонистов из Греции, принесших свой цивилизационный комплекс на завоеванные земли. В Античной цивилизации, вполне оформившейся (в территориально-структурном отношении) к рубежу эр в рамках Римской империи, общеизвестны два основных субцивилизационных региона — латиноязычный Западносредиземно-морский и грекоязычный Восточносредиземноморский, при длительном анклавном сохранении синкретизировавшихся с первым, а в особенности со вторым, культурных форм древневосточных народов (армян, сирийцев, египтян и пр.) и принципиально оберегавших свою религиозно-культурную идентичность (особенно после появления христианства и разрушения Второго храма) иудеев. Древнеиранская цивилизация не имела такого богатства форм и проявлений, однако и здесь не трудно усмотреть как этнокультурные различия между западноиранскими (Мидия, Персида-Фарс и пр.) и восточноиранскими (Бакт-рия, Согдина и пр.) областями, так и анклавные, синкретизировавшиеся с иран-ско-зороастрийскими формами культуры таких древневосточных народов, как вавилоняне, сирийцы, армяне, при наличии, как и в Античном мире, оберегавших свою исключительность иудеев. Важно отметить также, что приблизительно с момента сложения полисного строя в Эгеиде в мировом масштабе на цивилизационной ступени оказываются представленными уже не только восточный, социоцентрический (государственный, азиатского способа производства), но и западный, антропоцентрический, пути социокультурного развития. Античная цивилизация по своим истокам и базовым принципам была вполне (хотя, конечно, не в той мере, как Западноевропейская Нового времени) антропоцентрична, чего нельзя сказать о Древнеиранской. Последняя вполне относится к цивилизациям восточного типа, хотя в религиозном отношении она постулирует яесть и свободу индивида в куда большей мере, чем, скажем, прямо влиявшая на нее Вавилонская. Добавим также, что по флангам основной линии римско-византийского и иранского противостояния первой половины — середины I тыс., пересекавшей Верхнюю Месопотамию и Сирию, образовались зоны напряженного взаимодействия двух указанных цивилизаций как друг с другом, так и с местными субстратными формами. Имеется в виду на севере — Армянское нагорье и Закавказье, а на юге — Аравия. Первый регион вскоре становится частично христианским (Армения, Грузия) — даже раньше, чем христианство в качестве государственной религии было признано Римом, а второй частично принимает иудаизм (Химъяритский Йемен) и через несколько столетий порождает ислам как социокультурную основу новой цивилизации. Века, традиционно называемые переходными от Древности к Средневековью, ознаменовались в западной половине Старого Света трансформацией прежних цивилизационных систем, в результате чего вместо Античного и Древнеиранско- о о. і is и V < и н I ГО Я В Re n S pa s л I и О а Є о. аОтдельная цивилизация как дискретное целое 121 зороастрийского миров с их обширными перифериями образуются три новых, родственных по своим духовным основаниям — Мусульманский, Восточнохрис-тианский (оформившийся чуть раньше названного) и Западнохристианский (несколько веков находившийся в тени двух первых). Эти три средневековые цивилизации, в отличие от Индийско-Южноазиатской и Китайско-Дальневосточной, теистичны и в известном (очень расширенном) смысле слова — персоналистичны. Для них трансцендентной первоосновой-первопричиной бытия является Бог как личность, творящая, всесильная и всеблагая, а сущность человека мыслится как сотворенная Богом (по собственному образу и подобию) душа, наделенная разумом и свободой выбора и отвечающая после своей единственной земной жизни (пропагандировавшаяся в орфизме, пифагореизме, платонизме и гностицизме идея перевоплощений была отвергнута) за совершенные деяния перед Творцом. В основе этого взгляда был ветхозаветный подход, во многом дополненный древнеегипетскими, античными и древнеиранскими (особый упор на свободе выбора и ответственности) идеями, преобразованными в контексте христианства и ислама. Такого рода мироощущение санкционировало внешнюю, направленную на окружающий общественный, а затем и природный мир активность, что отмечено М. Вебером при анализе духовных оснований хозяйственной деятельности великих религий. Человек оказался призванным реализовывать божественные установления в мире своей активностью, а не уходить от мира, что, скажем, считалось похвальным в Индии. Особенно ревностными в этом смысле были мусульмане раннего средневековья и протестанты на заре Нового времени, тогда как в восточном христианстве склонность к аскетике и мистике пробудилась уже с IV в. (Фиваида Египетская и пр.). Не вдаваясь в специальный анализ социокультурных и территориально-пространственных структур средневековых Западнохристианской, Восточно-христианской и Мусульманской цивилизаций, их взаимодействия между собой и (в случае с миром ислама) Индийско-Южноазиатской и, в меньшей мере, Китайско-Дальневосточной ойкуменами, отметим лишь некоторые принципиальные моменты. Прежде всего следует подчеркнуть, что эти цивилизационные миры, взаимодействующие и образовывавшие суперцивилизационную общность (которой предшествовали отмеченные выше более древние формы Средиземномор-ско-Переднеазиатского цивилизационного взаимодействия), относились к различным выделяемым ныне путям развития, связанным, соответственно, с формами западной эволюции и воспроизводством структур азиатского (государственного) способа производства. В этом смысле различия между позднесред-невековыми Западнохристианским и Мусульманским мирами были куда более принципиальными, чем между последним и, скажем, Индией или Китаем. Однако все эти три цивилизации оказываются глубочайшим образом сопряженными в религиозно-мировоззренческом отношении, что существенно облегчило сперва заимствования арабами и обращенными в ислам иранцами античного научно-философского наследия через посредство восточных христиан (особенно сирийских несториан), а затем приобщение к знаниям мусульманских народов и византийских греков западных европейцев. Далее, не трудно заметить, что все три рассматриваемые цивилизационные миры имели на каждом этапе истории свой цивилизационный центр и подклю- 122 Теоретические основы понимания всемирной истории чающуюся к нему периферию (могущую со временем перебрать на себя функции соответствующего центра). Так, в состав Восточнохристианской цивилизации включаются многие балканско-дунайские народы (болгары, сербы, румыны, молдаване) и восточнославянский мир, а в состав Мусульманской — тюрки Центральной Азии и Восточной Европы, негритянские государства Западного и Центрального Судана, а потом — многие народы Южной и Юго-Восточной Азии (Мальдивские острова, Восточная Бенгалия — Бангладеш, Малайзия, Индонезия и пр.). При этом базовая цивилизация каждой цивилизационной ойкумены обычно состоит из двух или более субцивилизационных компонентов. В средневековом Мусульманском мире их видим сперва два — арабский и иранский, к которым вскоре добавляется и тюркский (в его нескольких территориальных формах). Западнохристианский мир Средневековья представлен прежде всего романским и германским компонентами при меньшей роли иноэтничных — западнославянского, венгерского, кельтского (ирландского), баскского. В Восточнохристианском мире центральным сперва был греко-византийский компонент, наряду с которым развивались армянский, коптский и эфиопский (монофизитские) и сирийский (несторианский). Со временем последний утратил свою былую роль, однако возросло значение Болгарии и Сербии, Руси и Грузии, а с конца XV в., после гибели Византии, начинается подъем Московского царства, провозгласившего себя преемником Византии — "Третьим Римом". Как видим, в каждой из великих цивилизаций прослеживаются некоторые общие структурные черты. Все они так или иначе связаны с некими базовыми принципами мировосприятия и облегчающимися этим фактом культурными заимствованиями, состоят из ведущего центра, образуемого двумя-тремя суб-цивилизационными компонентами (имеющими характер макроэтнических общностей) и примыкающими, вовлекаемыми в жизнь данной цивилизации периферийными структурами. Date: 2015-08-24; view: 466; Нарушение авторских прав |