Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И мифология гениальности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
FARA P. Catch a falling apple: Isaac Newton and myth of genius // Endeavour. – Oxford etc., 1999. – Vol. 23, N 4. – P. 167–170. Ньютон, по словам автора, сотрудницы Кембриджского уни- верситета (Великобритания), очень быстро стал скорее легендар- ной фигурой, принадлежащей далекому прошлому, чем реальной личностью, жившей в определенный исторический период. Жизне- описания Ньютона содержат большое число анекдотов и легенд, однако наибольшей известностью пользуется эпизод с падающим яблоком. Этот эпизод оброс таким количеством аллегорий и ассо- циаций, что исследование его исторической точности теперь имеет меньшее значение, чем выявление тех мифов, которые нашли в нем свое воплощение. Поскольку отдельные заинтересованные группы формируют различные версии прошлого, анализ мифов способен обнаружить фундаментальные, хотя и противоречивые установки и допущения, касающиеся науки и ее практик. Даже тем людям, которые ничего не знают о физике Ньюто- на, известно, что он сделал открытие, увидев, как с дерева падает яблоко. Эта история, ставшая в конечном итоге величайшим анг- лийским научным мифом, была инициирована самим Ньютоном в начале XVIII в., однако известность она получила лишь спустя сто лет. Согласно легенде, молодой Ньютон сидел в саду в своей род- ной деревне Вульсторп (где он спасался от чумы, свирепствовав- шей в Кембридже), когда падающее яблоко напомнило ему о Луне, движущейся вокруг Земли, и подтолкнуло его к открытию закона всемирного тяготения. Позднее Б. Дизраэли добавил еще один эф- фектный штрих к этой истории: по его словам, падая, яблоко якобы стукнуло Ньютона по голове. Легенда о яблоке впервые получила широкий резонанс в 1820– 1830 гг., фигурируя в споре между французским и шотландским био- графами Ньютона: Ж. Бийо и Д. Брюстером. Книга Бийо, опублико- ванная в 1858 г., привела англичан в ярость, поскольку он утверждал, что после пережитого Ньютоном в 1692–1693 гг. временного психиче- ского расстройства он утратил свои блистательные способности. Шот- ландский оптик Д. Брюстер, автор знаменитой двухтомной биографии Ньютона, где он всеми способами пытался доказать совершенство и безупречность своего великого соотечественника, выступил с острой критикой книги Бийо, включая и его рассказ о том, как Ньютона в вуль- сторпском саду посетило вдохновение. В XIX в. эта история вовсе не считалась тривиальным анек- дотом. Вызывая ассоциации с запретным плодом познания в садах Эдема, она одновременно содержала намек на философский и тео- логический спор относительно знания и прогресса, вызывая в во- ображении типично английскую сцену уединенных размышлений в деревенской тиши. Горячность, с которой исследователи проверяли достоверность анекдота, свидетельствует, что в данном случае речь шла не только о том, имел ли место этот эпизод или нет. Выводы, которые могли быть сделаны из этой истории, имели прямое отно- шение к академическим спорам относительно науки и природы от- крытия, а также к более широким социальным вопросам, касав- шимся структуры общества, образования и этики. Многочисленные анекдоты и легенды о Ньютоне, появляю- щиеся как в массовых изданиях, так и в научных биографиях, несут важную информацию о том, как Ньютон стал признанным символом научной гениальности, а также об изменениях в научной идеологии. Мифы структурируют наше восприятие истории и реальности, по- могают создавать, дифференцировать и объединять сообщества, да- вая им прошлое и предсказывая их будущее. Эпизод с яблоком име- ет много общего с другими романтическими версиями открытий: криком «Эврика!», который раздался из уст Архимеда, лежащего в ванне, или неизгладимым впечатлением, которое произвел на ма- ленького Дж. Уатта кипящий чайник. Поэтому многие авторы, от- стаивавшие кумулятивную модель научного прогресса, старались подчеркнуть общую родословную и преемственность между такими великими учеными, как Галилей, Кеплер и Ньютон. На протяжении всего XIX в. анекдоты о Ньютоне продолжа- ли активно обсуждаться. Это было связано с тем, что в руках неко- торых авторов они могли разрушить, вместо того чтобы консоли- дировать, мифы, управляющие научными исследованиями и социальными иерархиями. Переписывание жизни Ньютона для разных аудиторий носило не просто декоративный характер, но и несло на себе определенную идеологическую нагрузку. История о падающем яблоке артикулировала на мифологическом уровне из- меняющиеся представления о природе гения, этичном поведении и нормах научной практики. Ученые вынуждены были разрываться между противоречи- выми образами Ньютона. С одной стороны, предлагалась концеп- ция уникального творческого гения, который смог сделать свои фундаментальные открытия, лишь отказавшись от принятых мето- дов. С другой стороны, существовала совсем иная ролевая модель – неутомимого труженика, занятого методичными корпоративными исследованиями. Поэтому научные полемисты, озабоченные леги- тимностью собственного статуса и пытающиеся формировать образ науки, отдавали предпочтение тем версиям научного гения Ньюто- на, которые подтверждали их собственные установки. Та внутренняя полемика, которая скрывалась за различными версиями, объясняющими феномен Ньютона, касалась преимущест- венно двух главных тем: о природе креативности и роли наследствен- ности и среды в становлении гения. В начале XIX в. получила распро- странение новая романтическая концепция гения в искусстве – одаренного человека, которого внезапно посещает вдохновение, и он творит практически без усилий. Привязывая открытие к определен- ному моменту времени, рассказы о «падающем яблоке Ньютона, ка- чающейся лампе Галилея и кипящем чайнике Уатта» проводят парал- лель между научным инсайтом и литературным творчеством. Они создают тот же образ легкости и неожиданности творче- ского озарения, который совпадает с мнением Шелли, согласно ко- торому «было бы ошибкой считать лучшие поэтические места про- дуктом напряженного труда и точного анализа» (цит. по: с. 168). Хотя эта аналогия и подтверждала статус Ньютона как гениального ученого, она вступала в противоречие как с научной идеологией корпоративных экспериментальных исследований, так и с мифом о кумулятивном научном прогрессе. Поэтому многие авторы, писав- шие о Ньютоне, стремились подчеркнуть зависимость Ньютона от предшествующего знания, помощь, которую ему оказали его совре- менники, и то, каким образом современные ученые опираются на его достижения. По словам одного из них, «больше всего ценят Ньюто- на те, кто меньше всего думает о популярной истории о падающем яблоке» (цит. по: с. 168). Кроме того, представление о научном открытии как о твор- ческом озарении, не требующем особых усилий, противоречило викторианским этическим нормам, прежде всего протестантскому принципу, согласно которому награда всегда предполагает труд. «Идея о том, что Ньютон получил непосредственный доступ к ис- тине, подрывала научный манифест о том, что знания можно дос- тигнуть лишь с помощью человеческих усилий, а не благодаря божьему дару» (с. 169). Так, шотландский математик первой поло- вины XIX в. А. Морган, высмеивая попытки изобразить открытие как внезапное озарение, доказывал, что научные исследования ско- рее должны напоминать методичную бухгалтерскую работу, чем сочинение стихов. Он подчеркивал, что Ньютон, прежде чем сфор- мулировать свою теорию гравитации, прошел через 13 лет деталь- ных вычислений, ложных шагов и несбывшихся ожиданий (с. 169). Не только ученые, но и авторы, писавшие для менее образо- ванной аудитории, в частности для детей, пытались объяснить нью- тоновский гений его необыкновенным трудолюбием. Они включили Ньютона в пантеон британских героев, которые добились славы и благополучия благодаря самопожертвованию и тяжелому труду. Книги для детей и юношества, опубликованные в XIX в., были пол- ны анекдотов о Ньютоне, но предпочитали не упоминать о яблоке. В тех же случаях, когда в них все-таки включалось упоминание об этом эпизоде, он использовался для того, чтобы укрепить образ Ньютона как усердного труженика. Подобное событие, как писал в 1859 г. С. Смайлс (Smiles), «могло быть понято лишь подготовлен- ным разумом, после многих лет обдумывания и изучения проблемы гравитации» (цит. по: с. 169). Авторы этих работ призывали детей моделировать себя по образцу великого естествоиспытателя, кото- рый упорно шаг за шагом продвигался u1082 к своей цели. Столь сильный акцент на трудолюбии Ньютона был тесно связан с религиозными догмами, прежде всего верой протестантов в свободу воли и в то, что только личные усилия прокладывают дорогу к Спасению. Поэтому достижения Ньютона связывали не только с его трудолюбием, но и с его верностью христианству, в нем видели истинного «христианского философа». Совместив ге- ниальность с христианскими добродетелями, авторы этих нраво- учительных произведений внесли свой вклад в культурную канони- зацию Ньютона, настаивая на том, что «он был хорошим человеком, равно как и великим философом» (цит. по: с. 169). Таким образом, в многочисленных дидактических интерпретациях «падающее ябло- ко» символизировало не внезапное открытие, а великие моральные ценности – упорство и трудолюбие. Спор относительно роли наследственности и среды (гениями становятся или рождаются?) имел серьезные последствия для науки и образования. Большинство авторов, стоящих на разных позициях, стеснялись подчеркивать природную гениальность Ньютона, потому что это противоречит идее личного развития. Для тех, кто использо- вал феномен Ньютона в пропагандистских целях (например, Британ- ская ассоциация содействия науки), связывать его достижения с врожденной гениальностью значило отрицать ценность усилий, предпринимаемых по совершенствованию научного предприятия. Поэтому многие авторы предпочитали компромисс, превра- щая Ньютона в необычного ребенка, чей истинный гений смог рас- цвести в удобренной земле английской системы образования. Ут- верждение Брюстера о том, что Кембридж стал истинным местом рождения ньютоновского гения, в дальнейшем было повторено многократно. Например, Г. Броугхам (Brougham), один из лидеров Британской ассоциации содействия науке, также настаивал, что гений Ньютона не проявлял себя в раннем возрасте. Таким обра- зом, он мог называть Ньютона «непревзойденным гением» и одно- временно интерпретировать его в рамках концепции непрерывного научного прогресса, достигаемого с помощью образования. Преклонение перед отдельными гениями противоречит де- терминистской идеологии, которой придерживаются сторонники эгалитарного подхода к знанию. Радикально настроенные политики и журналисты XIX в. унаследовали демократические взгляды на образование, выраженные Дж. Пристли. Он подчеркивал трудолю- бие Ньютона и его упорные раздумья, отводя центральное место в его формировании u1074 влиянию среды, чтобы противостоять элитар- ным иерархическим моделям гения, делающего открытие с помо- щью озарения. Т. Ходжкин (Hodgkin), журналист начала XIX в., оказавший влияние на К. Маркса, пошел еще дальше, сводя фено- мен гениальности к умению воплощать веяния времени. Ставя знак равенства между географическими, научными и технологическими открытиями, Ходжкин посчитал, что люди типа Колумба, Уатта и Ньютона принадлежат к тем, кто хорошо чувствует «дух времени». «Они собирают и концентрируют внутри себя некоторые великие, но разрозненные истины, представляющие собой следствия бес- численных прежних открытий, которые, к счастью для них, только начали прорастать в обществе к тому моменту, когда эти люди дос- тигли периода своего творческого расцвета» (цит. по: с. 169). В наши дни, как отмечает автор в заключение, Ньютон пред- ставляет собой легендарную фигуру, чьи достижения имеют к ней слишком отдаленное отношение, чтобы изображать их в героиче- ских историях об открытиях, которые объединяли бы современные сообщества ученых. Тем не менее «падающее яблоко» по- прежнему остается мощным в своей наглядности символом науки, несущим на себе определенный мифологический груз (с. 170). Т.В. Виноградова
Date: 2015-08-24; view: 330; Нарушение авторских прав |