Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Грани ньютоновского генияСтр 1 из 2Следующая ⇒
ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Реферативный сборник РАН. ИНИОН. Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям; Отв. редактор Виноградова Т.В. - Сер. Науковедение за рубежом ХОЛЛ А. ГРАНИ НЬЮТОНОВСКОГО ГЕНИЯ HALL A. The facets of Newton’s genius // Interdisciplinary science rev. – L., 1995. – Vol. 20, N 1. – P. 29–32. Было бы ошибкой полагать, по словам автора – английского историка науки, что «современный интерес к слабостям великих людей был порожден викторианской “желтой прессой”, тем не ме- нее действительно в прошлом великих ученых было принято наде- лять нравственными добродетелями, которых лишены простые смертные» (с. 29). Исаак Ньютон первыми своими биографами описывался как носитель чистого интеллекта без какого-либо на- мека на его личностные особенности. Лишь в середине XIX в. од- новременно с открытием неожиданных сторон его деятельности исследователи попытались увидеть в нем живого человека. Ф. Бэй- ли (Baily) описывал Ньютона как нетерпимого, раздражительного, деспотического человека. А. Деморган привлек внимание к не- джентльменскому поведению Ньютона по отношению к Лейбницу. Против подобных нападок выступил Д. Брюстер (Btewster) в своей подробной биографии ученого (1855). Но он все же не мог не упо- мянуть о том, что предпочел бы не обнаруживать увлечения Нью- тона теологическими темами и его длительных занятий алхимией. Первым, кто увидел в Ньютоне не одного лишь автора «Ма- тематических начал натуральной философии» и «Оптики», но по- пытался представить истинного Ньютона, стал Лорд Кейнс (Keynes). В 1836 г. он стал владельцем многих рукописей, смутив- ших Брюстера, на основе их изучения он пришел к мнению, что Ньютона нельзя считать пионером Эры Разума, но скорее «послед- ним из вавилонян и самаритян, последним великим умом, который смотрел на видимый и интеллектуальный мир теми же глазами, что и те, кто начал создавать наше интеллектуальное наследие немно- гим меньше 10 тыс. лет назад» (цит. по: с. 29). Почему «маг»? Потому что, как объясняет Кейнс, он смотрел на универсум как на загадку, как на криптограмму, составленную Всемогущим Богом, которая может быть расшифрована не только с помощью рациональных методов (включая вычисления и экспери- мент), но и путем овладения эзотерическими традициями, восхо- дящими к вавилонянам. Ньютон, безусловно, был христианином (хотя и не ортодоксальным); для него было очевидным, что фунда- ментальные истины мироздания не могут быть открыты также без проникновения в скрытый смысл Священного Писания. Однако Кейнс не учел, что смешение, с современной точки зре- ния, таких разных и необычных интересов, характерное для Ньютона, который, по словам Кейнса, «стоял одной ногой в Средних веках, а другой торил дорогу для современной науки», было свойственно не только ему, но и таким ученым, как Лейбниц и Р. Бойль. «Если Нью- тон и был лишен ментальности двадцатого века, так таковы и его со- временники. Каждый из нас живет между “вчера” и “завтра”» (с. 30). Кейнс также представил новый взгляд на интеллект и лич- ность Ньютона. Подчеркивая необычно развитое интуитивное мышление Ньютона, он писал, что формальные доказательства изобретались Ньютоном только после того, как решение было уже найдено. Согласно Кейнсу, Ньютон был выраженным интровертом и невротиком, что обусловило периодические нервные срывы, наи- более серьезным из них был срыв 1693 г., после которых Ньютон якобы терял работоспособность. По мнению автора, Кейнс явно преувеличивал серьезность таких срывов, равно как и утрату рабо- тоспособности Ньютоном. Последнее поколение исследователей рисует еще более бес- пощадный портрет Исаака Ньютона. Ф. Мануэль (Manuel) припи- сывает ему психопатию, считая ее оборотной стороной гениально- сти. А. Сторр (Storr) нашел, что он был склонен к депрессиям, обладал выраженными параноидальными чертами, был подозри- тельным, агрессивным и вне науки легковерным. Р. Уестфолл (Westfall) в своем обширном труде, посвященном жизнеописанию Ньютона, более умерен, тем не менее он изображает его как чело- века грубого, злопамятного и эгоцентричного (с. 30). Такие описания, как подчеркивает автор, никак не согласуют- ся с существующими свидетельствами общительности Ньютона, его щедрости по отношению к семье, его покровительственным отно- шением к молодым людям, которым он помогал в их карьере. Эти исследователи часто судят о характере Ньютона, исходя из совре- менных мерок. Так, далеко идущие выводы делаются из того факта, что Ньютон не был женат, но среди его великих современников хо- лостяками были Д. Локк, Г. Лейбниц, Р. Бойль, X. Гюйгенс, Р. Гук. Первые исследователи творческого наследия великого учено- го, такие как Кейнс, Брюстер, Деморган, испугались того неожи- данного образа Ньютона, который стал возникать, когда с его ста- рых рукописей была стерта пыль. Его ненаучные исследования сочли просто хламом «как целиком магические и полностью ли- шенные научной ценности» (цит. по: с. 30). Хотя изучать апокри- фические тексты или жития пророков или даже читать труды ал- химиков еще не значит быть «магом». Скорее, как считает автор, за всеми разнообразными занятиями Ньютона стояло одно стремле- ние – достичь универсального знания. Великая цель Ньютона состояла в том, чтобы раскрыть замы- сел Всевышнего через изучение его творений (постигнуть масштаб, цель и строение мироздания) и одновременно через изучение тек- стов, излагающих Божественное Откровение. В той или иной мере эти высокие стремления были свойственны многим его коллегам по Кембриджу, но Ньютон ушел далеко вперед, стремясь к инте- грации науки и теологии. Делом натурфилософии должно стать приближение к постижению Творца через его творения, а задача богословов – совершенствовать проповеди с помощью естествен- ных наук. Об этом он говорил Р. Бентли (Bentley) в 1692 г. и об этом писал во втором издании своих «Начал» (с. 31). Религиозные взгляды Ньютона давно вызывали интерес, но их не так легко интерпретировать. Как отмечает автор, вопреки мнению многих исследователей, у Ньютона не было никаких про- поведческих амбиций. У него были гигантские, но чисто интеллек- туальные стремления; он хотел знать – но лишь для себя. Он не ставил перед собой задачу разделить это знание с другими, обра- щать других в свою веру. Ньютона не занимала проблема, интере- совавшая Дж. Мильтона (Milton) и многих других теологов: грехо- падение человека и явление Богу, управляющему своими слугами. Бог – абсолютный повелитель мира, устанавливающий законы, ко- торые управляют всеми природными процессами в соответствии с его предначертаниями. Отношение творений к Богу – это отноше- ние слуги к хозяину; мир и человек руководимы абсолютным мо- гуществом Бога и никакими другими его атрибутами. Поэтому тво- рения – неотъемлемая часть могущества Бога; лишенное своих творений могущество становится бесполезным. «Мы благоговеем и преклоняемся перед Ним, видя его могущество, которое станет бесплодным в лишенной времени пустоте» (цит. по: с. 31). Бог – это не длительность или пространство, он всегда суще- ствует и везде присутствует, он – не мировая душа, он – правитель мира. Фактически Бог был для Ньютона универсумом, хотя уни- версум не был Богом; его вездесущность в пространстве дает ему возможность знать обо всем, тогда как его всеведение и могущест- во позволяют ему управлять всем в соответствии с их предназначе- нием в великой гармонии всего творения, которую Ньютон и наде- ялся открыть. Никто не сделал так много для целостного понимания разно- направленных поисков Ньютона, считает автор, как Б. Доббс (Dobbs). В своей первой работе она осмелилась предположить, что Ньютон вывел свою сложную схему притяжений и отталкиваний сил и активных принципов, опираясь, в том числе, на труды алхи- миков. В последней книге Доббс идет дальше и показывает, что эти «уединенные и трудные для понимания алхимические опыты Нью- тона, так же как и другие его работы в области механики, оптики, древней истории... были подчинены его великому замыслу пости- жения Мироздания» (с. 31). На самом ли деле Ньютон был легко- верен (как утверждает Кейнс), пытаясь отыскать зерна истины в алхимических мистификациях, трудно сказать, но что его целью не было получение золота, это несомненно. Занимаясь различными областями, Ньютон считал, что таким образом ему будет легче приблизиться к постижению замысла Творца. Т.В. Виноградова
Date: 2015-08-24; view: 264; Нарушение авторских прав |