Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Июля 2015 г.: Н. В. Каклюгин, кандидат медицинских наук

 

< предыдущая часть оглавление следующая часть >

Всем пострадавшим от наркомании посвящается…

 

В данном материале на основании изучения сведений из научных и информационно-аналитических отечественных и зарубежных источников, публикаций в интернете специалистов и самих потребителей в промежутке времени с 2004 по 2014 гг. описаны история противодействия распространению на территории Российской Федерации и психосоциальные последствия приема прекурсоров дезоморфина, препаратов, из которых наркозависимые лица позже научились изготавливать этот высокотоксичный наркотик – комбинированных кодеинсодержащих лекарственных средств, злоупотребление которыми приводило к формированию выраженного синдрома наркотической зависимости, инвалидизации и высокой смертности.

 

До недавнего времени один из наиболее распространенных на территории Российской Федерации наркотик из группы опиатов и самый токсичный из них – дезоморфин. Рядом с ним в статистических отчетах правоохранительных органов по объему изъятий и продаж был только героин. В 2011 году дезоморфин являлся вторым по популярности в России нелегальным наркотиком после героина и занимал более четверти российского наркорынка [19].

 

Источник наркотика все тот же – аптеки, производитель – российские и иностранные фармацевтические компании. Процесс его изготовления основан на элементарных знаниях школьного курса химии, не требует сложного оборудования и длится от 40 до 60 минут. Для производства одной дозы дезоморфина требуется 10 таблеток любого кодеинсодержащего лекарственного препарата, в составе которого есть 8-15 мг кодеина или кодеина фосфата, а также 2 столовых ложки соды, 200-300 мл бензина, 3-5 капель концентрированной соляной кислоты, незначительные количества йода, т.н. «черкашки» – сера с боковых поверхностей спичечных коробков и несколько миллилитров воды. Подробная информация о технологии изготовления данного наркотика до недавнего времени была размещена в свободном доступе на сайтах сети «Интернет» и доступна каждому индивидууму, владеющему основами работы с компьютерами, имеющему сетевой доступ, а также желающему испытать сильные наркотические переживания с помощью современной фармацевтики. Слава Богу, что на сегодняшний день доступ к прекурсорам дезоморфина, комбинированным кодеинсодержащим препаратам надежно закрыт – они поставлены на строгий рецептурный учет! Но так было не сразу, около 10 лет по ряду причин, о которых будет сообщено далее, не удавалось закрыть этот вопрос.

 

Для начала обратимся к истории создания этого наркотика. В начале прошлого века в США были предприняты попытки на основе морфина получить новые лекарственные вещества, которые обладали бы мощным обезболивающим эффектом, но при этом не вызывали химической зависимости. В результате ученые получили несколько фармакологически активных веществ. Наиболее перспективным из них оказался дезоморфин. Исследуя его действие на животных, было выявлено, что в отличие от морфина он оказывает более быстрое и мощное анальгетическое действие. Но позднее оказалось, что этот эффект длится в среднем около 4-х часов, и от него наркотическая зависимость возникает быстрее – дезоморфин обла­дает в 5 раз более выраженным наркогенным потенциалом, чем морфин. Именно по этой причине дезоморфин не нашел практического применения в качестве обезболивающего средства и очень непродолжительное время применялся за рубежом как средство для купирования послеопера­ционных болей. В виде соли бромистоводородной кислоты он был выпущен в продажу под названием «Permonid» (производитель – швейцарская фармацевтическая компания «Рош» («Roche»). Его стандартная обезболивающая доза составляла 1 мг. Для сравнения: действующие дозы морфина составляют от 1 до 10 мг, кодеина – от 8 до 60-100 мг.

 

Основным источником прекурсора дезоморфина – кодеина, являются комбинированные лекарственные препараты, содержащие кроме него парацетамол, анальгин (метамизол натрия), кофеин, фенобарбитал. Содержание кодеина в виде хлористоводородной соли или фосфата в таких препаратах не превышает 8 мг на одну таблетку. Из них в среде наркоманов наиболее популярны были следующие комбинированные кодеинсодержащие препараты: «Коделак», «Пенталгин», «Пиралгин», «Седал-М», «Седальгин-Нео», «Терпинкод» и «Тетралгин».

 

 

Причем изначально в России после 2000 года получил широкое распространение не дезоморфин, а комбинированные кодеинсодержащие лекарственные средства, из которых значительно позже, к 2007-2008-му годам наркоманы научились извлекать это высокотоксичное, обладающие наркотическим эффектом вещество, став очевидной проблемой для специалистов наркологических учреждений. Первая публикация об опасности безрецептурной продажи комбинированных кодеинсодержащих средств и появлении нового вида наркомании – в результате приема этих медицинских препаратов была опубликована в специализированном наркологическом журнале «Вопросы наркологии» в 2005-м году [4]. Среди кодеинсодержащих препаратов на тот момент самым популярным среди наркоманов со стажем и начинающих экспериментаторов над своим сознанием были «Терпинкод» и «Коделак».

 

Уже тогда тревогу забили общественники, представители Русской Православной Церкви, а также депутаты Московской городской думы. В конце марта 2005 года председатель комитета по охране здоровья Московской городской Думы Людмила Васильевна Стебенкова направила в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации официальный запрос, в котором потребовала включить кодеинсодержащие препараты в Перечень лекарственных средств, отпускаемых строго по рецепту врача. Проанализировав объемы продаж этих препаратов в Москве, столичные депутаты пришли к выводу, что «в городе распространилась кодеиновая наркомания». После того, как кодеинсодержащие препараты появились в свободной продаже, «в Москве начался неадекватный спрос на эти таблетки». Так, по данным комитета по охране здоровья Мосгордумы, в 2003 году по объемам продаж среди всех продаваемых в московских аптеках лекарственных средств противокашлевой препарат «Терпинкод» занял второе место.

 

 

В связи с этим Мосгордума повторно обратилась в государственную структуру, призванную в соответствии со своими функциональными обязанностями оберегать здоровье сограждан, с требованием отнести все кодеинсодержащие препараты к разряду медикаментов, подлежащих строгому рецептурному отпуску, и включить их в Перечень лекарств, подлежащих предметно-количественному учету в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях. Подобный запрос Мосгордума направляла в Минздравсоцразвития России и в 2004 году, однако никаких мер так и не было принято. В марте 2005 года депутаты просили главу этого ведомства, Михаила Зурабова, объяснить, почему он до сих пор разрешает продавать кодеинсодержащие таблетки без рецепта. Внятных объяснений снова не последовало. Российские производители препаратов, содержащих в различных пропорциях кодеин или его соли, тогда решили воздержаться от официальных комментариев на этот счёт, ссылаясь на то, что «не желают влезать в личные разборки между Московской городской Думой и Минздравом», а сами они не являются контролирующими и регламентирующими органами. «Россия далеко не единственная страна, где кодеинсодержащие препараты продаются свободно, - заявила тогда журналистам газеты «Коммерсантъ» директор по маркетингу одного из заводов-производителей, пожелавшая остаться неизвестной, – Всемирная организация здравоохранения утвердила определенный регламент по содержанию кодеина в препаратах, отпускаемых безрецептурно, – до 10 мг в одной таблетке. Мы строго соблюдаем этот регламент и удивляемся, почему московские депутаты обвиняют в наркомании пациентов, страдающих кашлевым синдромом или, к примеру, туберкулезом». На самом деле таковых были тысячи, а злоупотребляющих этими препаратами – десятки и сотни тысяч, если не миллионы. В том же интервью журналистам издания «Коммерсантъ» заместитель директора ФСКН России Олег Харичкин сообщил, что «наркоконтролеры зачастую сталкиваются с таблеточной наркоманией». «Использование кодеинсодержащих препаратов не в медицинских целях действительно чрезвычайно распространено, – добавил он, – меры реагирования должны быть сиюминутными. Если проблему не стабилизировать, последствия могут быть печальными».

 

Удивляться тогда пришлось всем тем, кто видел вопиющее бездействие Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с тем руководящим составом во главе. Одним из первых на популярность кодеинсодержащих таблеток среди наркоманов, как и в целом, на проблему так называемой «аптечной наркомании», обратил внимание руководитель Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии (далее – ДПЦ), доктор медицинских наук, тогда иеромонах, а сейчас – игумен Анатолий (Берестов).

 

В ДПЦ за помощью из числа обращающихся за помощью в освобождении от наркотической зависимости более половины потребляли препараты из аптеки. Переписка отца Анатолия с государственными служащими, способными оказать воздействие на игнорирующее опасность формирования и динамичного развития в России «аптечного» наркорынка Минздравсоцразвития, началась с середины 2005 года. Свою первую победу в борьбе с фармацевтической индустрией, производящей и внедряющей на российский рынок наркосодержащие препараты, он вместе с соратниками одержал в 2002-м году. Это было внесение 15 декабря 2002 года обезболивающего средства «Трамал», ставшего чрезвычайно популярным среди наркоманов, в список наркотиков с соответствующим включением его в перечень медицинских препаратов, отпускающихся населению в рамках строгого предметно-количественного учета, исключающего свободные продажи этого вызывающего сильнейшую зависимость вещества. Однако, находчивый производитель, немецкая фармацевтическая фирма «Грюненталь», отреагировала мгновенно на это принятое с таким трудом решение российского Минздравсоцразвития – 1 января 2013 года на прилавках российских аптек, а, значит, и в руках, желудках и венах наркоманов, оказался трамадолсодержащий препарат «Залдиар», куда в качестве дополнительного, балластного, вещества, был добавлен парацетамол. Наркозависимым людям просто пришлось покупать больше таблеток «Залдиара», чтобы достичь того же эффекта, как у «Трамала». Кроме того, научиться «отбивать», убирать из инъекционной смеси лишний в этом случае парацетамол. В этом им помог интернет, вовремя «заботливо» предложивший соответствующие рецепты. Кто не умел это делать или потреблял «Залдиар» неинъекционным путем, внутрь, запивая таблетки водой, очень быстро либо погибал, либо оказывался на больничной койке – столь непривычно высокие дозы для организма с уже изношенной печенью и в подавляющем большинстве случаев к тому же с вирусными гепатитами «B» и «C» – очень тяжелый удар. До сих пор некоторые эксперты утверждают, что выбор парацетамола также был определен неспроста, повысив уровень смертности среди наркозависимых этой группы… Но вернемся к кодеинсодержащим препаратам.

 

В числе первых на запросы руководителя ДПЦ, иеромонаха Анатолия (Берестова) ответил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко. В своем письме №А50-3506 от 14.05.2005 г. он подтвердил опасения врача и священника Анатолия Берестова: «Действительно, свободная реализация таких лекарственных средств как «Терпинкод», «Коделак», «Кодипронт», «Тетралгин» (обезболивающее), содержащих наркотическое средство «Кодеин», … ранее неоднократно обращала на себя внимание органов ФСКН России, в связи с увеличением числа случаев их немедицинского употребления. Употребление указанных препаратов наркоманами со стажем приводит к облегчению наркотической абстиненции (ломки), а у лиц, впервые их потребляющих в качестве средства, вызывающего наркотическое одурманивание (в основном несовершеннолетних), ведёт к привыканию, которое в дальнейшем, как показывает практика, может привести к употреблению «тяжелых» наркотиков». Дополнительно он сообщил: «В связи с тем, что указанные лекарственные препараты не числятся в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации…, планируется проработать вопрос о внесении лекарственных средств «Терпинкод», «Коделак», «Кодипронт», «Тетралгин» … в список сильнодействующих веществ ПККН России (прим. авт. - Постоянный комитет по контролю наркотиков при Минздравсоцразвития России)». Был указан и срок внесения этих документов на рассмотрение в Правительство Российской Федерации – четвертый квартал 2005 года. Дополнительно в письме приводился положительный пример решения вопроса: «Управлением здравоохранения Орловской области по инициативе Управления ФСКН России Орловской области, фармацевтическим учреждениям дано указание отпускать «Терпинкод» и «Коделак» только по рецепту врача. Это, в свою очередь, привело к уменьшению числа аптечных киосков (на 87 единиц), которые осуществляли реализацию этих препаратов несовершеннолетним». Пример, наглядно демонстрирующий, на каких препаратах делали тогда, делают и сейчас выручку подобные киоски с фармацевтической продукцией, особенно, реализующие свою продукцию в ночное время. И для какой возрастной группы в основном работают. Тем временем сроки, указанные в письме Г.С. Полтавченко, прошли – кодеинсодержащие таблетки продолжали отпускаться без рецепта, кодеиновых наркоманов становилось все больше, Минздравсоцразвития бездействовало. Более того, оно вообще ОТРИЦАЛО наличие проблемы!

 

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа еще в 2004 году в своей информации о выполнении Закона Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) – Югры от 27.05.2004 г. № 25-ОЗ (с изменениями) «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту” на 2004-2007 годы», указывал на опасность возникающей проблемы и предлагал ввести продажу всех кодеинсодержащих лекарственных препаратов по рецепту в связи с постоянным ростом злоупотребления ими. С 1 января 2005 года в этом регионе вступило в силу распоряжение главы города Урай ХМАО-Югры Александра Петрова об ограничении продажи кодеинсодержащих препаратов без рецепта. Этот документ рекомендовал работникам аптек продавать некоторые наркогенные лекарственные средства только по рецептам врачей. Власти города решили, что таким образом смогут эффективно бороться с наркоманией, а точнее с тем, что эти лекарства все чаще после определенной обработки стали применять внутривенно. В списке из 7 препаратов, которые не отпускались без рецепта – два вида «Пенталгина», «Седал-М» и «Седалгин», «Терпинкод», «Коделак». Единственная неудобная вещь – теперь, чтобы купить «Пенталгин», приходилось потрудиться – отстоять очередь в поликлинике, взять рецепт у врача и только потом идти в аптеку к провизору за препаратом. Работники местных аптечных учреждений отметили, что за первые два месяца после вступления в силу данного распоряжения с рецептами на вышеперечисленные лекарственные средства обратились всего несколько человек, что, в свою очередь, наглядно продемонстрировало истинную потребность граждан в них. При этом молодых людей, которые стремятся получить удовольствие от кодеина, на учете у наркологов стало меньше. Чтобы избавить от лишней волокиты тех, кто о рецепте еще не позаботился, провизоры предложили посетителям аптек заменить кодеинсодержащий препарат его аналогом – тоже обезболивающим средством, но уже без всякого кодеина. Например, вместо «Пенталгина» от головной боли можно применять другие медикаменты: дешевле, безопаснее и без рецепта, сообщало местное информационное издание. 12 апреля 2006 г. депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обратились к Правительству Российской Федерации с предложением о необходимости внесения изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 578 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» в части исключения из Перечня препаратов, содержащих наркотическое вещество кодеин. На заседании Думы об этом докладывал председатель комиссии по социальной политике, заместитель председателя Думы ХМАО-Югры Александр Сальников. По его словам, речь в обращении идет об исключении из этого перечня кодеинсодержащих препаратов. Известно о смертельных случаях, когда подростки, наглотавшись таблеток с кодеином, запивали их спиртным. И таких случаев в ХМАО отмечали уже не один и не два... Далее Александр Сальников пояснил: «В Думу ХМАО-Югры поступают многочисленные обращения от представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, выражающие серьезную обеспокоенность ситуацией, связанной со свободным отпуском (без рецепта врача) аптеками препаратов, содержащих наркотическое вещество кодеин. Кодеин оказывает наркотический эффект, что порождает приобретение кодеинсодержащих препаратов молодежью с целью получить одурманивающий эффект при их применении. Сложившаяся ситуация, связанная со свободным отпуском подобных лекарственных средств, порождает разгул наркомании среди молодежи».

 

 

26 апреля 2006 года глава того же ханты-мансийского города Урай подписал дополнительное постановление, согласно которому специалисты Центральной городской больницы стали выписывать больным кодеинсодержащие препараты на рецептурных бланках врача, а городские аптеки – отпускать лекарства только по данным бланкам.

 

За день до этого события, 25 апреля 2006 года в вышедшем в свет №15 (420) официального издания российской фарминдустрии, бюллетене «Фармацевтический вестник» была опубликована разъяснительная статья «Меры контроля за оборотом комбинированных кодеинсодержащих лекарственных препаратов». Автор – Наталья Михайловна Николаева, в то время работающая в должности заместителя начальника отдела нормативно-правового регулирования в сфере обращения лекарственных средств Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования. Запомните, пожалуйста, эту фамилию, к ней мы еще вернемся. В преамбуле к статье сразу же было сказано: «На сегодняшний день Минздравсоцразвития России не располагает данными о том, что надвигается “кодеиновая” наркомания. На основании отчетности, представляемой в Постоянный комитет по контролю наркотиков при Минздравсоцразвития России, зарегистрированы лишь единичные случаи кодеиновой наркомании». Таким образом, были подвергнуты сомнению результаты аналитических данных ФСКН России, депутатов Московской городской думы, думы ХМАО-Югры, целого ряда общественных и церковных реабилитационных учреждений. В качестве контраргумента Н.М. Николаевой была упомянута лишь некая, никому неведомая отчетность ПККН. Причем, что любопытно, за два месяца до публикации материала Н.М. Николаевой, 2 февраля 2006 года в интервью газете «Аргументы и факты – Здоровье» (№05 (495)), руководитель Постоянного комитета по контролю наркотиков профессор Эдуард Арменакович Бабаян сообщил: «Полгода назад мы тоже проявили инициативу по препаратам с кодеином, только по противокашлевым. Предложили запретить их продавать без рецепта врача и ограничить отпуск в одни руки десятью таблетками, не больше. Наше предложение приняли, и Росздравнадзор подготовил решение об этом». Но почему-то упоминания об этом в разъяснительной статье чиновницы Н.М. Николаевой мы не находим. «Комбинированные безрецептурные кодеинсодержащие лекарственные средства применяются в качестве анальгезирующих, жаропонижающих, противомигренозных, противокашлевых препаратов при болевых синдромах слабой и умеренной выраженности: артралгии, миалгии, невралгии, мигрени, головной и зубной боли, посттравматических болях, лихорадочном синдроме», – вот все, что сообщила Н.М. Николаева в своем разъяснении. Больше ни слова о проблеме роста злоупотребления данными «лекарственными средствами» наркозависимыми и только начинающими этот путь молодыми людьми! Ни слова и о тех обращениях, которые многократно поступали в адрес Минздравсоцразвития, начиная с 2004-го года. Тем временем эта проблема продолжала становиться все более актуальной и злободневной для российских городов и сел, мегаполисов и малонаселенных поселков, правоохранительных структур, наркологической службы, общественных и церковных социально ориентированных организаций. Соответственно с этим, и проблем у общества тоже становилось все больше: рост преступности в процессе поиска денег на покупку кодеинсодержащих препаратов, возросший уровень лиц с впервые выявленными инфекционными заболеваниями, передающимися инъекционным и половым путем, возрастающая нагрузка на психиатрические, наркологические и общесоматические стационары и так далее.

 

Тем не менее, за это время удалось добиться внесения ряда других наркосодержащих лекарственных средств или медицинских препаратов, самих являющихся наркотиками, в соответствующие перечни их жестко контролируемого отпуска населению. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №785 от 14.12.2005 г. «О порядке отпуска лекарственных средств» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.10.2006 г. №703) наркотиками стали считаться «Буторфанол» («Стадол», «Морадол»), «Коаксил» (тианептин) и «Залдиар» (трамадола гидрохлорид 37,5 мг + парацетамол 325 мг).

 

Однако, в этом перечне комбинированных кодеинсодержащих препаратов почему то опять не оказалось. Научно-методический отдел Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, секретарем которого в то время являлся автор данного материала, продолжал писать запросы в Минздравсоцразвития России, где продолжали изображать видимость некой активности. Более или менее внятно оттуда смогли ответили лишь осенью 2006-го. На строгий рецептурный учет никто ставить кодеинсодержащие препараты не собирался, все который год было только в планах. Цитата из письма №4799-ВС от 11.09.2006 г. за подписью заместителя министра здравоохранения В.И. Стародубова (исполнитель – все та же, указанная выше Н.М. Николаева): «Вопрос о целесообразности исключения комбинированных кодеинсодержащих лекарственных препаратов («Терпинкод», «Коделак», «Кодтерпин», «Тетралгин», «Пенталгин», «Седалгин Нео», «Седал М», «Нурофен плюс») из Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 г. №578, планируется рассмотреть на заседании Фармакологического комитета Минздравсоцразвития России. О решении комитета Вам будет сообщено дополнительно». Почти полтора года прошло от того момента, как общество и Русская Православная Церковь стали бить в набат, ощутив уже практически эпидемию аптечной наркомании. Таблетки с производными кодеина продолжали отпускать без рецепта пока чиновники из года в год, как они нам сообщали, разбирались с «бумажными», протокольными вопросами. Эту паузу тогда В.И. Стародубов объяснил так: «До настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден План мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия незаконному обороту таких средств и веществ, разработанный ФСКН России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Поэтому Минздравсоцразвития России, в инициативном порядке проводит работу по подготовке, обсуждению и согласованию проекта постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка применения мер контроля в отношении препаратов, содержащих малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров”». Подготовка, обсуждение и согласование проекта постановления, инициативный порядок, утверждение плана мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы – за этими малопонятными российскому наркоману словами скрывался только один нужный для него момент. Просто и цинично: «Иди в аптеку и покупай совершенно свободно наркотик в каких угодно количествах, потребляй сколько хочешь пока не умрешь». Здравоохранения здесь, как мы видим, никакого нет – скорее, это можно назвать здравоубиением.

 

Устраивало это и наркопотребителей, и наркоторговцев, в качестве которых в данном случае выступили фармацевтические компании-производители и аптечные учреждения-реализаторы. Но не устраивала такая ситуация священника и врача Анатолия Берестова.

 

6 октября 2006 года им был направлен запрос с приведением новых фактов роста наркотизации российского общества и города Москвы, в частности, одновременно на ряд ключевых государственных служащих, способных обеспечить должное выполнение Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации своих обязанностей по этой самой вмененной им в обязанность охране здоровья наших соотечественников. Основным адресатом обращения стал генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка. Копии письма были направлены директору ФСКН России, сопредседателю Попечительского совета ДПЦ, генералу полиции В.В. Черкесову; председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, и.о. председателя Национального антикоррупционного комитета Российской Федерации К.В. Кабанову. Отец Анатолий на тот момент практически в одиночку стучался во все двери. Информация одна для всех: «Некомпетентность и преступная халатность ответственных за наркоситуацию чиновников Минздравсоцразвития переходит всякие допустимые границы». Цитата из обращения о. Анатолия: «Переписка с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации продолжается уже не один год… В течение нескольких лет никаких реальных действий, уменьшающих масштабы распространения немедицинского употребления всех вышеперечисленных лекарственных средств, до сих пор свободно реализуемых через сеть аптечных учреждений, так и не было предпринято. В итоге все большее количество молодых людей попадает в сети фармацевтических концернов...

 

К сожалению, на конкретные запросы о происходящем в сфере контроля отпуска из аптечных учреждений наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также препаратов, содержащих в малых дозах наркотические вещества, руководитель ДПЦ и сотрудники получали лишь короткие, порой противоречащие друг другу ответы. Так, например, в своем письме от 14.05.2005 г. №2086-Пр на имя Председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Федерального Собрания Российской Федерации В.Е. Шудегова все тот же чиновник Минздравсоцразвития, тогда занимавший пост заместителя министра, господин Стародубов сообщал, что «”Терпинкод таблетки №10” (состав: кодеин 8 мг, натрия гидрокарбонат 250 мг, терпингидрат 250 мг) отпускаются из аптек и аптечных пунктов по рецептам формы №107/у, утвержденным приказом Минздрава России от 23.08.1999 г. №328. А уже в письме, подписанном им же 11.09.2006 г. №4799-ВС и отправленном на имя руководителя Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского иеромонаха Анатолия (Берестова) сообщается, что “вопрос о целесообразности исключения комбинированных кодеинсодержащих лекарственных препаратов, включая “Терпинкод”, из перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 г. №578 планируется рассмотреть на заседании Фармакологического комитета Минздравсоцразвития России»... Никаких развернутых ответов о дальнейших запланированных мероприятиях по противодействию распространению злоупотребления кодеинсодержащими препаратами с конкретными сроками исполнения в тексте Минздравсоцразвития обнаружено не было. Соответственно, понять, что происходит на самом деле с отпуском вышеуказанных лекарственных средств через аптечную сеть на тот момент было невозможно. Таким образом, уже тогда, на раннем этапе борьбы с фармацевтическим нарколобби, была продемонстрирована полная потеря контроля учреждением, прямо отвечающем за здоровье нации, над ситуацией, угрожающей нашей популяции! Несмотря ни на что, представители этого ведомства и после, на протяжении ВОСЬМИ лет продолжали упорно настаивать на том, что они контролируют ситуацию и свободная реализация кодеинсодержащих препаратов не представляет угрозы национальной безопасности государства… В ответном письме священник Анатолий Берестов совершенно справедливо заявил: «Чтобы ни говорили или писали высокопоставленные чиновники из Минздравсоцразвития России, дальше эти смертоносные медицинские препараты беспрепятственно попадают в руки людей, жаждущих вкусить максимум искусственного удовольствия, вскоре превращающегося в мучительные страдания. Не только для самих наркозависимых, но и для их близких родственников и друзей. Жизнь для всех них превращается в ад на земле…И в этом виноваты мы с вами, поскольку продолжаем молчать, делая вид, что ничего страшного не происходит. Опустили руки там, где можно и нужно бороться!».

 

В длинном списке конкретных предложений отца Анатолия, способных уже тогда реально оздоровить ситуацию в этом секторе, первым номером шло следующее: «Включить все лекарственные средства, содержащие малые количества кодеина и его солей в Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учёту в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами».

 

В октябре 2006 года сотрудники ДПЦ просили генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайку и других вышеуказанных адресатов «использовать все рычаги воздействия на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также органы исполнительной и законодательной власти на всех уровнях, для принятия молниеносных решений в отношении устранения ситуации, угрожающей нашему народу». В завершении обращения был задан вопрос: «Кто будет отвечать за легальное распространение наркомании в стране, гибель тысяч молодых соотечественников, искусственное превращение многих из них в глубоких инвалидов и ответит ли?» Ответа, адекватного степени серьезности заданного вопроса, нет и по сей день. Как можно увидеть из предыдущих частей данного информационно-аналитического материала, чиновники Министерства здравоохранения Российской Федерации и по сей день продолжают находиться в «глухой обороне» когда дело касается свободного, вопреки здравому смыслу, отпуска населению наркосодержащих медицинских препаратов. Только социально активная общественность и Русская Православная Церковь совместно с федеральными и территориальными органами ФСКН России не позволяет довести состояние в этой сфере до полного беспредела. И так продолжается уже на протяжении как минимум более чем 10 лет!!!

 

Душепопечительский православный центр святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии продолжал атаковать не желающее признавать существование «аптечного наркорынка» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 15 декабря 2006 года в конференц-зале Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка под председательством иеромонаха Анатолия (Берестова) был проведен круглый стол, посвященный проблеме употребления наркотических средств, доступных для населения в аптечной сети и розничной торговле. Все вопросы, обозначенные в повестке дня, касались последствий роста употребления с целью одурманивания населением Российской Федерации некоторых лекарственных средств, а также наркотических веществ, изготовленных из семян пищевого мака, способных в процессе злоупотребления сформировать синдром зависимости.

 

В рамках данного мероприятия были рассмотрены следующие вопросы: рост немедицинского употребления населением Российской Федерации кодеинсодержащих препаратов, а также «Коаксила» (тианептина), незаконное изготовление и распространение ацетилированного опия, изготовленного из семян пищевого (кондитерского) мака; последствия злоупотребления всеми вышеназванными препаратами и веществами; законодательное обеспечение мер по прекращению свободной безрецептурной продажи лекарств, содержащих наркотические вещества в малых дозах, а также соблюдения контроля за рецептурным отпуском медицинских препаратов, подлежащих предметно-количественному учету [5].

 

В круглом столе приняли участие научные работники, практикующие врачи различных специальностей. В том числе представители Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, Национального научного центра наркологии, Наркологической клинической больницы №17 Департамента здравоохранения г. Москвы, офтальмологического отделения Московского областного научно-исследовательскиого клинического института им. М.Ф. Владимирского, московской городской клинической больницы имени О.М. Филатова №15, ГУЗ «Наркологический диспансер» Департамента здравоохранения Краснодарского края, Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН) при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, некоторых подразделений ФСКН России и ФСБ России, а также священнослужители Русской Православной Церкви. Свою точку зрения на обсуждаемую ситуацию изложили и пациенты, прошедшие курс лечения от наркотической зависимости в наркологических стационарах столицы.

 

Завершило череду основных докладов выступление старшего научного сотрудника отделения терапии больных наркоманией и алкоголизмом Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, кандидата медицинских наук, врача психиатра-нарколога Юлии Бронюсовны Шевцовой, которая остановилась на проблеме злоупотребления населением комбинированных кодеинсодержащих препаратов. Обобщив все полученные в результате собственных клинических наблюдений данные, она пришла к выводу, что любой медицинский препарат, содержащий в своем составе кодеин или его соль, при систематическом приеме в больших дозах способен сформировать развёрнутый, клинически очерченный, синдром опиоидной зависимости с точным соответствием его критериям, изложенным в Международной классификации болезней 10-го пересмотра, МКБ-10. Позже автор дополнила свой материал и оформила его в научную статью, опубликовав в специализированном журнале «Наркология» [21]. По ее мнению, все комбинированные кодеинсодержащие медицинские препараты должны быть включены в Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами, и все обсуждаемые на том круглом столе медицинские наименования лекарственных средств могут быть проанализированы с учетом требований данной классификации. И тогда, без всякого сомнения, каждое из них, в соответствии со своими фармакологическими свойствами, будет соответствовать четко сформулированным в ней критериям для выявления синдрома зависимости и синдрома отмены вследствие их употребления. Врачи-практики почему-то это уже дано поняли, врачи-теоретики из российского министерства здравоохранения никак понять это не могли. Или не хотели?!.

 

После завершения заседания и подведения итогов с учетом всех дополнений и замечаний была подготовлена и единогласно утверждена резолюция о мерах по предотвращению последствий дальнейшего распространения потребления медицинских препаратов с высоким аддиктивным потенциалом и доступного наркотического сырья (семян пищевого мака) на территории Российской Федерации. В адрес органов исполнительной и законодательной власти, призванных противодействовать распространению наркомании, были направлены рекомендации, реализация которых могла бы снизить уровень потребления «легальных», аптечных наркотиков.

 

Через четыре дня после мероприятия, 19 декабря 2006 года на очередном заседании Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, о подготовке к которому сообщал ранее заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубов и исполнитель документа Н.М. Михайлова, все-таки был рассмотрен вопрос о мерах контроля за реализацией комбинированных кодеинсодержащих лекарственных средств, из которых возможно выделение (извлечение) наркотиков легкодоступными способами. Видимо, обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации руководителя ДПЦ, иеромонаха Анатолия (Берестова) достигло цели. Однако, все оказалось не так просто и в этот раз. Согласно информации В.И. Стародубова, Минздравсоцразвития России предложило несколько путей решения существующей проблемы немедицинского применения лекарственных средств, как было отмечено, «не снижая при этом качества оказания медицинской помощи населению». Один из пунктов звучал следующим образом: «принимая во внимание целесообразность наличия в свободной продаже широкого ассортимента лекарственных средств для лечения, необходимо установление нормы отпуска безрецептурных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры». Для этого специалистами данного ведомства были подготовлены соответствующие ограничения норм отпуска комбинированных кодеинсодержащих лекарственных средств до двух упаковок. Они и стали итоговым решением того заседания по данному вопросу. Насколько этот оригинальный ход Минздравсоцразвития помог изменить текущую напряженную ситуацию в этом сегменте фармацевтического рынка, нетрудно догадаться. А вот какое количество человеческих трагедий произошло с момента принятия подобных бессмысленных решений подсчитать очень сложно.

 

Между тем, как показала практика, предложенный чиновниками Минздравсоцразвития выход из положения оказался абсолютно неэффективен – вопрос легко решался наркоманами, приобретающими кодеинсодержащие препараты сразу же в нескольких аптечных учреждениях или через небольшой промежуток времени в одной и той же аптеке. У многих в то время создалось стойкое убеждение, что Министерство здравоохранения просто издевается над здравым смыслом и насмехается над теми, кто продолжает заботиться о здоровом будущем российской молодежи.

 

Верхом цинизма стал ответ основного органа, надзирающего по линии Минздравсоцразвития за текущим состоянием дел в сфере отпуска населению наркосодержащих лекарственных средств – Росздравнадзора. Он поступил в адрес ДПЦ в нарушение всех отпущенных законодательством России сроков направления ответов гражданам и организациям из госслужб, через 3 месяца и 10 дней после подачи обращения в Генеральную прокуратуру!!! По их документации он проходит за №09-Б-6108/2 от 16.01.2007 г. Вот что сообщил в нем на тот момент глава Росздравнадзора Р.У. Хабриев: «В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» государственный контроль за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Государственный контроль за соблюдением требований к отпуску лекарственных средств в аптечных учреждениях осуществляется Росздравнадзором и его территориальными управлениями в субъектах Российской Федерации в ходе инспекционных проверок. При выявлении нарушения аптечными учреждениями порядка отпуска лекарственных средств, установленного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2006 г. №785 «О порядке отпуска лекарственных средств», составляется протокол об административном правонарушении. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. №416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности» несоблюдение аптечными учреждениями правил розничной торговли лекарственными средствами, в том числе порядка отпуска лекарственных средств, является грубым нарушением лицензионных требований и условий, за которое предусмотрено административное взыскание в виде наложения штрафа или приостановления действия лицензии. Решение по каждому конкретному случаю принимается Арбитражным судом». Вот и весь ответ. Как должно быть, было известно и до этого письма, а вот что происходило на самом деле в то время в этом абсолютно не контролируемом Росздравнадзором сегменте – на это данное ведомство ответить не смогло.

 

6 декабря 2006 года, собрав еще более весомую доказательную базу по росту злоупотребления населением кодеинсодержащих препаратов, руководитель ДПЦ, доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий (Берестов) и на тот момент клинический ординатор отделения терапии больных наркоманией и алкоголизмом Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Н.В. Каклюгин направили обращение на имя председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова. Именно тогда впервые в документах прозвучало страшное наименование нового чрезвычайно ядовитого наркотика – ДЕЗОМОРФИНА. Наркоманов к тому моменту через интернет и так называемое «сарафанное радио» уже активно обучали из отпускаемых свободно в течение нескольких лет «аптечных наркопродуктов» добывать гораздо более сильнодействующее и высокотоксичное психотропное вещество.

 

Экспертами тогда уже был известен, совместно с сотрудниками ДПЦ подготовлен и передан Б.В. Грызлову полный перечень медицинских препаратов, используемых для изготовления дезоморфина.

 

Лекарственный препарат Состав Порядок отпуска лекарственных препаратов
Терпинкод Кодеин 8 мг, натрия гидрокарбонат 250 мг, терпингидрат 250 мг Без рецепта
Коделак Кодеин 8 мг, натрия гидрокарбоната 200 мг, солодки корни 200 мг, термопсиса трава 20 мг Без рецепта
Тетралгин Кодеин 8 мг, кофеин 50 мг, метамизол натрий 300 мг, кофеин 50 мг, фенобарбитал 15 мг Без рецепта
Солпадеин Кодеин 8 мг, кофеин 30 мг, парацетамол 500 мг Без рецепта
Пиралгин Кодеин 8 мг, напроксен 100 мг, метамизол натрий 300 мг, кофеин 50 мг, фенобарбитал 10 мг Без рецепта
Каффетин Кодеина фосфат сесквигидрат 10 мг, кофеин 50 мг, парацетамол 250 мг, пролифеназон 210 мг Без рецепта
Нурофен Плюс Кодеина фосфат 12,8 мг, ибупрофен 200мг Без рецепта
Седалгин-Нео Кодеина фосфат полугидрат 10 мг, кофеин 50 мг, метамизол натрий 150 мг, парацетамол 300 мг, фенобарбитал 15 мг Без рецепта
Седальгин Кодеин 10 мг, фенацетин 200 мг, фенобарбитал 25 мг, кофеин 50 мг, ацетилсалициловая кислота 0,2 г По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 107-у
Седал-М Кодеин 10 мг, парацетамол 300 мг, метамизол натрий 150 мг, кофеин 50 мг, фенобарбитал 15 мг По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 107-у
Пенталгин Кодеин 10 мг, аминофеназон 0,3г, метамизол 0,3 г, кофеин 10 мг, кофеина бензоат натрия 50 мг, фенобарбитал 10 мг По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 107-у
Дикафен Кодеин 15 мг, метамизол натрий 250 мг, фенацетин 250 мг, кофеина бензоат натрия 50 мг По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 107-у

 

Все вышеуказанные лекарственные средства на тот момент отсутствовали в «Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 г. №681 (в ред. от 17.11.2004 г.), а также в «Списках сильнодействующих и ядовитых веществ» Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН) при Минздравсоцразвития России по состоянию на 1 марта 2003 г. (в редакции от 22.10.2003 г.). То есть, их мог приобрести практически каждый и, придя домой, после нехитрых манипуляций, приготовить один из самых сильнодействующих наркотиков в мире!

 

Здесь необходимо отметить, что в то время при рассмотрении рецептуры лекарственных препаратов, содержащих наркотические или сильнодействующие средства, в соответствии со своими полномочиями и исходя из требований международного права и характеристик фармакологического действия препаратов Постоянный комитет по контролю наркотиков при Минздравсоцразвития России, ПККН самостоятельно решал вопрос об отнесении конкретного комбинированного препарата к наркотическим средствам или сильнодействующим веществам и соответственно о разрешении его отпуска по наркотическим рецептам или по врачебным рецептам с печатью лечебного учреждения. Эти решения ПККН обязательны для всех органов здравоохранения. Если решение Комитетом не принято и рассматриваемые лекарственные средства не включены в «Перечень наркотических и психотропных веществ» или в «Список сильнодействующих и ядовитых веществ», то такие комбинированные наркосодержащие лекарственные средства могут отпускаться без рецепта врача. Что и происходило в случае с кодеинсодержащими препаратами. Проблема по каким-то причинам который год просто замалчивалась, а фармацевтические корпорации и аптечные учреждения тем временем зарабатывали колоссальные прибыли.

 

Время шло и в этом случае работало против России. Общественность продолжала пытаться бить во все колокола, регулярно в Минздравсоцразвития уходили депутатские запросы и коллективные письма. На один из таких запросов, пришедший из Ханты-Мансийского автономного округа, снова ответил отказом в ужесточении мер отпуска комбинированных кодеинсодержащих препаратов все тот же заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубов. Исполнитель документа – все та же Н.М. Михайлова. Цитата из их коллективного письма за №2731-ВС от 6 апреля 2007 г.: «Включить все препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, невозможно. Как известно, действующие Конвенции («О наркотических средствах» 1961 года, «О психотропных веществах» 1971 года, «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 года), Стороной которых является Российская Федерация, ставят задачу перед своими участниками обеспечивать больных по медицинским показаниям обезболивающими средствами, в том числе содержащими наркотические средства. Для выполнения этой задачи важно иметь большую номенклатуру обезболивающих средств, не отнесенных к контролируемым веществам, каковыми являются комбинированные кодеинсодержащие лекарственные препараты. Комбинированные лекарственные препараты, содержащие кодеин в малых дозах до 10 мг, применяются при оказании самопомощи и взаимопомощи в качестве анальгезирующих, жаропонижающих, противомигренозных, противокашлевых препаратов при болевых синдромах слабой и умеренной выраженности: артралгии, миалгии, невралгии, мигрени, головной и зубной боли, постравматических болях, лихорадочном синдроме». Таким образом, со ссылкой на международные договора, которые вправе иметь в виду, но не неукоснительно исполнять, если речь идет о национальной безопасности, был подписан приговор еще тысячам наркоманов и их родственникам. Причем слова В.И. Стародубова об использовании кодеинсодержащих препаратов «в качестве анальгезирующих, жаропонижающих, противомигренозных, противокашлевых препаратов» и т.п. до боли напоминают фрагмент статьи Н.М. Николаевой годичной давности, образца апреля 2006-го года «Меры контроля за оборотом комбинированных кодеинсодержащих лекарственных препаратов». Число трагедий, связанных с появлением на российском наркорынке дезоморфина, получаемого из кодеиновых таблеток, за год выросло в разы, а тексты ответов на запросы писались, что называется «под копирку». Резюме письма В.И. Стародубова в ХМАО-Югру таково: «Минздравсоцразвития России полагает, что утвержденные требования по порядку выписывания, учета и отпуска лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также лицензирование указанных препаратов в рамках фармацевтической деятельности позволяют осуществлять действенный контроль за их легальным оборотом». Вот тогда совершенно точно стало понятно, на ком конкретно лежит персональная ответственность за все возрастающее число жертв такого решения среди наркозависимых и их родственников… Эти фамилии мелькали в исходящих из Минздравсоцразвития и Росздравнадзора документах, начиная с 2005 года не раз и не два. Но никто из них до сих пор так и не ответил за содеянное и даже более того – получил повышение или почетную пенсию вместе с сохранившимся тесным контактом с министерством через созданные при их содействии общественные организации.

 

Продолжение следует…

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | на 20___ − 20___ н. р

Date: 2015-08-24; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию