Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и закономерности целостного педагогического процесса





Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей

и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее

намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств

воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором

социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности).

Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов

воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность,

общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.

Что же следует понимать под целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В

общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство

объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с

другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих

в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их

свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического

процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки,

так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее

значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.

§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса

Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она

объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс

обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании,

такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения.

А для реальной педагогической практики – единство образовательной,

развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов

выполняет и сопутствующие функции в целостном образовательном процессе:

воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и

образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему

воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и

методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения

преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов,

принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и

на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование

убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же

время формируются представления знания и умения. Таким образом, оба процесса

ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует

достижению этой цели присущими ему средствами. На практике этот принцип

реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью

учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.

В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность

процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации,

находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и

навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний,

умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его

изменения.

Структура целостного педагогического процесса

Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные

части:

- общие основы;

- теория воспитания;

- дидактика – теория обучения;

- школоведение.

Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто

накладывается друг на друга.

Структура – это расположение элементов в системе. Структуру системы

составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты

системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в

целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения

организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической

системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат

процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога,

применяемой технологии и ученика.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе

наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое

включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие,

усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в

воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического

взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами

воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в

обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-

деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и

самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во

многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи

управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и

другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать

и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например,

выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом

процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его

совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные

связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной

форме. Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли

качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность,

многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному

математическому описанию.Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов –

обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому,пересекаясь,

друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально

отличаются друг от друга методами и формами организации.

Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.

 

Date: 2015-09-03; view: 520; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию