Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 17. Приятно познакомиться – мы





 

А теперь, уже практически подобравшись к финалу нашей книги, давайте задумаемся над тем, кем являемся мы сами. Причем, под словом «мы» не будем подразумевать совокупность индивидуальностей, но именно наше поколение в целом – тех евреев, которые обитают на планете сегодня: мужчин и женщин, пожилых и новорожденных.

Каждый из нас, безусловно, имеет собственную историю прошлых жизней и собственные цели, которых должен достичь, руководимый этой историей, даже если она скрыта за плотной завесой забытья. Но при этом можно посмотреть на современных евреев и под другим углом зрения – как на единое целое, которому так же, как и каждой его составляющей, пришлось претерпеть целый ряд перевоплощений массового порядка.

Это значит, что на землю могут возвращаться одновременно целые поколения – тысячи или даже миллионы людей, души которых кочуют по эпохам, но при этом всегда остаются душами современников.

Применяя этот принцип при анализе еврейской истории, мы можем, зачастую, по-новому взглянуть на отдельные ее события и по-новому оценить их последствия. Народные драмы и страдания прошлого могут показаться при этом уже не такими острыми и бессмысленными, а будущее вдруг забрезжит особым светом, наделенное явными смыслом и перспективой.

Что касается нас с вами, то существуют веские основания, основанные на утверждениях мудрецов и пророков, позволяющие совершенно конкретным образом воссоздать эпохальное полотно из отдельных фрагментов наших массовых былых воплощений.

Собственно говоря, сейчас нам это будет совсем нетрудно сделать, пользуясь той информацией, которая содержалась во всех предыдущих главах. И в некоторых их героях мы теперь попробуем обнаружить самих себя.

Начнем с двух основных постулатов, которые послужат фундаментом наших дальнейших рассуждений. Первый из них принадлежит известному кабалисту раби Ицхаку Лурии Ашкенази[91]. Он объявил, что перед приходом Мошиаха вернутся в новых телах души целого поколения – поколения исхода из Египта.

Это предсказание Аризаля дает новый ключ к пониманию другого, намного более древнего пророчества, записанного в книге пророка Михи («Миха», 7:15): «Как в дни исхода твоего (народа Израиля) из земли египетской, явлю ему (народу в будущем) чудеса».

Эта фраза является обещанием Всевышнего с приходом Мошиаха и окончательным избавлением всех евреев повторить для своего народа чудеса, подобные чудесам, увиденным бывшими рабами в Египте и по выходе оттуда.

Это обещание всегда поддерживало евреев в час беды и тревоги, и они всегда мечтали, что, вот-вот, и это обещание сбудется во всем великолепии своих деталей.

В свете пророчества Аризаля оно приобретает дополнительный смысл: не только чудеса эры Мошиаха будут похожи на те, что имели место в Египте, а затем у разверзшегося моря, у горы Синай, 40 лет в пустыне и при чудесном завоевании земли Израиля, но и свидетелями этих чудес будут одни и те же души.

Все те, кто не дошел тогда до земли Обетованной, все те, кто погибли в пустыне, став жертвами собственных сомнений и ошибок, все те, кто вследствие малодушия или трусости так и не смогли овладеть своим наделом в Израиле до конца и полностью, должны довершить начатое в очередном, и на этот раз уже последнем, общенациональном гилгуле.

Таков смысл древнего предсказания, и, похоже, что сбываться оно начинает в наши дни. Около двадцати лет назад 7-й Любавичский Ребе – раби Менахем-Мендл Шнеерсон[92]объявил во всеуслышание, что наше поколение – это последнее поколение изгнания и первое поколение полного Освобождения[93]– начала мессианской эпохи. Стало быть, мы и есть массовая реинкарнация евреев, вышедших из Египта.

Мы когда-то, затаив дыхание, стояли берега Средиземного моря и не знали, куда деваться от приближающейся погони. Мы прошли испытание золотым тельцом[94]и множество других испытаний, в которых предавали недавно принятую Тору, Творца и самих себя. Мы сорок лет питались маном[95]. Мы перешли Иордан и впервые вдохнули воздух «земли, текущей молоком и медом»[96].

А теперь еще подробнее и с использованием предыдущих глав этой книги.

Мы с вами рассуждали о причинах греха евреев в Шиттим. Мы пытались понять, откуда пришла к ним жуткой силы тяга к сладострастию. Теперь мы можем точно знать – вся эта история происходила на наших глазах. Мы были свидетелями эпидемии, унесшей 24 тысячи жизней и, кто знает, может быть, среди этих тысяч были и жизни нескольких из нас.

Мы разбирали подробности из биографии Моше. Пытались выяснить, почему он был брошен в Нил в корзине и почему с детства имел дефект речи. Мы выяснили, что это связано с тем, что он был главой поколения, в котором вернулись заново души переживших потоп и души строивших вавилонскую башню.

Теперь мы знаем, что мы сами когда-то были поколением Моше, и, значит, некоторые из нас тонули в водах разыгравшейся стихи и самозабвенно лепили кирпичи, причем, и в долине Шинар, и, впоследствии, в Египте.

Мы объясняли, кем были Надав и Авиу, Пинхас, Итро, как они жили, чем особо отличились. Теперь становится очевидным, что все они не просто книжные герои, сошедшие с пергамента древних свитков или сегодняшних их переизданий в новом удобном формате. Они что ни на есть самые настоящие наши старые знакомые.

Быть может, мы только наблюдали за ними издали, не смея подойти. Быть может, жили в соседних шатрах и здоровались за руку. Быть может, ссорились с ними или, наоборот, помогали им в их делах. Но что-то из этого было и, вероятно, еще прорвется сквозь завесу тысячелетий и всплывет в нашем сознании со всею очевидностью вчерашнего дня.

Что же касается упомянутого нами пророка Элияу, то он, как известно всегда рядом и только ждет подходящего часа, чтобы объявить нам, что мы наконец-то выполнили свое предназначение, закончили длинную череду всевозможных земных воплощений и дождались ее логического итого – прихода Мошиаха.

Только для начала нужно пережить второй раз тот эксперимент, который пророк Элияу когда-то устроил на горе Кармель. И вот на этом, пожалуй, остановимся поподробнее.

Как мы помним, эксперимент заключался в том, что были установлены два жертвенника, на которых были вознесены одинаковые жертвоприношения. Только посвящались они разным адресатам. Одно – языческому идолу, другое – Истинному Единому Б-гу.

Пророк Элияу смог тогда наглядно продемонстрировать народу, кто есть Б-г Израиля. Небесный огонь чудесным образом сошел на нужный жертвенник и посрамил заблуждающихся и утвердил колеблющихся в истинной вере.

Собственно говоря, им было не так уж и трудно поверить, ведь они видели ясный знак, пришедший с Небес своими собственными глазами.

Наше испытание – труднее, ведь еврейские мудрецы предрекли, то перед приходом Мошиаха в подобном эксперименте (понятно, что подобие может быть не внешним, а весьма символическим) огонь специально спустится на «жертвенник Бала».

Это значит, что наше сознание, логика, жизненный опыт, тяжелые последствия воспитания или же просто силы привычки, могут доказывать нам со всей силой очевидности, что мир возник сам собой или по прихоти инопланетян, что человек произошел от обезьяны, что Маркс познал и верно описал все законы социума и что наука противоречит Торе.

Большинство из подобных гуляющих по миру штампов весьма легко рассыпаются в прах под нажимом элементарной критики, но нам трудно принять такую возможность, ибо наши глаза, подпитанные экранами телевизоров, видят, как огонь чудесным образом спускается к ногам Дарвина, обойдя своим вниманием изумленных этим фактом раввинов.

В нашем поколении очень трудно сделать правильный выбор. Очень нелегко понять, что к чему. Да и некогда задаваться серьезными вопросами, ибо глаза отвлекают нас от абстрактных рассуждений, замечая что-то более «важное»: очередь за туалетной бумагой, или сотовый телефон самой последней модификации.

Очень хотелось бы, чтобы эта книга помогла кому-то представить себя на горе Кармель, где когда-то раскрылась истина во всей своей очевидности. А, может быть, и все мы когда-нибудь вернемся на эту гору, или на Храмовую гору, или на гору Синай и скажем друг другу: «Приятно познакомиться – да это же опять мы!»

 

Оптимистическое заключение

 

Ну вот, мы и добрались до конца нашего повествования. Надеемся, что оно было занимательным и полезным, и что оно окажется лишь первой дверью в тот мир, который мы, с Б-жьей помощью, попытаемся воссоздать в следующих книгах.

Что же нам осталось сделать сейчас? Попрощаться с героями предыдущих глав и взять у них на память тот скромный, но ценный дар, который они не против нам протянуть.

Их жизни, как отдельные яркие пятна в палитре художника, вначале могли казаться лишенными внятного смысла, пока мы не попытались соединить их в единое и связное изображение. Пусть сейчас они помогут нам в еще одном важном деле – в нахождении ответов на те вопросы, с которых мы начали наш разговор.

Есть ли смысл у этого мира? Справедливо ли его устройство? И если да, то почему же тогда есть прекрасные и праведные люди, которые незаслуженно страдают, и есть мерзавцы, которые процветают и не знают горестей?

Почему один беден, болен и уродлив, а другой богат, здоров и красив?

Почему умный и талантливый работник вынужден подчиняться бездарному идиоту, который губит на корню все полезные начинания и тем самым наносит непоправимый вред человечеству?

Почему чудодейственные лекарства от страшных болезней появляются в аптеках после того, как кто-то достойный, не дождавшись появления новой панацеи всего неделю, уже ушел в мир иной?

 

А теперь – то же самое, но конкретнее.

Справедливо ли, что юную принцессу вынуждают исполнить роль проститутки? И для чего? Лишь для того, чтобы соблазнить какого-то незнакомого главу какого-то непонятного колена в каком-то странном и непохожем на других еврейском народе?

Можно ли найти логическое объяснение странному поведению юной красавицы – жены прокуратора, которая бросает все: богатство, почести и мужа, чтобы соединиться узами нового брака с престарелым, нищим и гонимым еврейским мыслителем?

Возможно ли оправдать Небеса, которые в своей непонятной ярости изрыгают смерть, и она уносит 24 тысячи жизней избранных и достойных людей – светочей в своем народе?

Существует ли хоть какое-то моральное право примириться с массовым утоплением новорожденных детей? С обращением в рабство народов? С диктатом? С геноцидом?

А с цунами? С землетрясениями? С терактами?

С тем, что любителю музыки отказано в слухе и голосе, а оратору и вождю ниспослан неисправимый дефект артикуляции?

С тем, что мечтающий об искусстве всю жизнь посвящает извлечению из ненавистной формы опостылевших кирпичей?

С тотальным беззаконием? С бесчинством? С обманом? С предательством?

С неожиданной смертью должника, у которого остался твой товар (например, бочки с медом), и без всякой расписки?

Да чего там далеко ходить? Можно ли простить незнакомца, который, выходя из автобуса, задевает своей неуклюжей лапой твою весьма неназойливую авоську, в которой разбивается пара десятков отборных куриных яиц, заливая своим свежим содержимым твои только что забранные из химчистки брюки и только что подписанный договор о трудоустройстве?

Тора говорит, что тот, кто впадает в гнев по такому (как, впрочем, и по любому другому) поводу – тот ведет себя, как настоящий идолопоклонник.

Ведь, если предположить, что та или иная напасть свалилась на тебя СЛУЧАЙНО И НЕЗАСЛУЖЕННО, то это все равно, что отрицать существование Б-га и Его всеведение и справедливость.

Ничего не бывает случайным! Ничего не бывает незаслуженным! А если мы не в состоянии припомнить, за что мы наказаны, то это либо потому, что память у нас короткая, либо потому что память у нас ограничена лишь рамками этой жизни, а ведь она, по крайней мере, не первая.

И, может быть, страдания праведника – это всего-навсего помощь в очищении от последней оставшейся тени былых, тысячелетней давности, ошибок.

И, может быть, успех прожженного негодяя – это лишь награда за былые, трехтысячелетней давности, подвиги?

И, может быть, вместо того, чтобы пенять на злую судьбу, лучше улыбнуться и решить, что жизнь хороша, что оплошности поддаются исправлению, что всегда и все можно наверстать, что каждый шаг, даже в абсолютно темном коридоре, ведет к правильной цели и что приятные сюрпризы происходят гораздо чаще, чем можно было предположить?

А чтобы было легче, вот вам на сладкое еще одна милая история.

 

Date: 2015-09-03; view: 240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию