Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эгоизм — сердцевина капиталистической идеологии 4 page





В развитых странах эксплуатация собственного населения постепенно вытесняется эксплуатацией других народов. Этим во многом объясняется сглаживание социальных противоречий в странах Запада. Колониальная система не разрушена, а приобрела новое качество. Вместо реальных войн идут торговые войны, вместо военного насилия — экономический диктат. По разным оценкам, доля ВНП западных стран, полученных за счет неэквивалентного обмена и использования дешевой рабочей силы в странах третьего мира, колеблется на уровне 30–40 %.

Таким образом, капитализм в мировом масштабе делает то, что ему свойственно, перераспределяет ресурсы большинства меньшинству — одному золотому миллиарду. В результате, несмотря на все лицемерные разговоры о помощи странам третьего мира, идет нещадная их эксплуатация, и разрыв между бедными и богатыми странами с каждым годом только увеличивается. Всего 258 миллиардеров владеют так же богатством, как почти половина жителей Земли. Иными словами, 0,0001% населения Земли владеет 50% богатства, созданного трудом человечества, а 1% населения, верхушка «золотого миллиарда», — почти 99% всего богатства мира381.

Вся подноготная лицемерия «помощи» развивающимся странам изложена в мировом бестселлере «Исповедь экономического убийцы». В этой документальной книге бывший экономический советник (Дж. Перкинс) рассказывает о подлинных задачах групп экономических советников. Их задача заключается в превращении страны, в которую они приезжают, в экономическую колонию США.

«Экономические убийцы — это высокооплачиваемые профессионалы, которые выманивают у разных государств по всему миру триллионы долларов. Деньги, полученные этими странами от Всемирного банка, Агентства США по международному развитию и других оказывающих “помощь” зарубежных организаций, они перекачивают в сейфы крупнейших корпораций и карманы нескольких богатейших семей, контролирующих мировые природные ресурсы. Они используют такие средства, как мошеннические манипуляции с финансовой отчетностью, подтасовка при выборах, взятки, вымогательство, секс и убийства. Они играют в старую как мир игру, приобретающую угрожающие размеры сейчас, во времена глобализации. Я знаю, о чем говорю. Я сам был ЭУ.

Эта книга и о тебе, читатель, о твоем и моем мире, о первой поистине глобальной империи. История подсказывает, что, если мы не изменим ход повествования, оно закончится трагически. Империи не живут вечно. У всех империй был трагический конец. Стремясь к расширению своих владений, они уничтожают многие культуры, а потом сами приходят в упадок. Ни одна страна или союз нескольких стран не могут бесконечно процветать за счет эксплуатации других

Эта книга была написана для того, чтобы мы задумались и изменили нашу жизнь. Я уверен, что, когда достаточно людей осознает, как нас эксплуатирует экономический механизм, возбуждающий неутолимую потребность в природных ресурсах, и в результате создает системы, взращивающие рабство, мы больше не сможем терпеть это. Тогда мы пересмотрим нашу роль в этом мире, где единицы купаются в роскоши, а большинство задыхается в нищете, грязи и насилии»382.

Обобщенный портрет капиталиста

Чтобы не избежать слишком негативных красок в портрете нового идеала элиты, мы заменим «алчность» на «стремление к высокому уровню потребления, эгоизм на индивидуализм».

Итак, вот обобщенный портрет нового идеала капиталистической элиты: стремление к высокому уровню потребления, индивидуализм.

Конечно, не все представители элиты идеально соответствуют приведенному выше портрету. В любом сообществе, будь то класс или нация, есть люди с разными, в том числе противоположными качествами, и естественно, что качества сообщества в целом определяются по тем из них, которые являются доминирующими. Например, не все немцы одинаковы, но это не мешает нам говорить об определенном немецком национальном характере. Точно так же и среди элиты встречаются разные люди, некоторые из которых критикуют сегодняшнее положение дел, но не они составляют основу элиты. Аналогично тому, как воздухе всегда присутствуют частицы воды, называемые влажностью, а в воде — частицы воздуха. Тем не менее одно вещество мы называем воздухом, а другое — водой, так как судят о вещах по основному элементу, иначе любая классификация вообще потеряла бы смысл.

Не все бизнесмены одинаковы, но существует закономерность: чем выше место бизнесмена в капиталистической иерархии, тем больше качества его личности соответствуют историческому кумиру капиталистической эпохи. Например, для игры на бирже необходимо уметь быстро и правильно строить различные графики, рассчитывать технические индикаторы, все это требует определенных математических способностей. Необходимо также уметь предсказывать изменение цены в зависимости от экономических и политических событий. Люди, которые умеют все это делать в совершенстве, получают свою тысячу долларов. Правда, не все. По статистике, большинство игроков на бирже разоряется. Итак, люди строят графики, предсказывают цены, рассчитывают индексы, и большинство из них разоряется, меньшинство получают сравнительно небольшие деньги. А есть люди, которые без всяких графиков, формул и всего этого ребячества, просто за счет своих связей получают инсайдовскую информацию и путем обмана, например «облавливая» рынок forex, получают миллиарды, как небезызвестный господин Сорос. Такая вот история. Большинство со своими знаниями графиков и формул разоряются, а другие без всяких графиков обманывают и делают миллиарды. Такова общая закономерность в любом бизнесе.

Конечно, в западной психологической науке постоянно появляются концепции, в соответствии с которыми для бизнесменов, особенно топ-менеджеров, главное — не деньги, а свобода, самореализация. Особенно часто подобные выводы подтверждаются в исследованиях, проведенных на гранды, полученных от крупных бизнес-структур. Здесь, как говорится, комментарии излишни. Чтобы расширить выводы данных исследований, есть предложение: опросить продавцов на любом рынке Москвы. В таком исследовании вряд ли выяснится, что для торговцев мандаринами главное — деньги. Более того, выяснится, что большинство из них видят свою миссию в помощи людям и в этих целях снабжают их свежими фруктами. Сплошные альтруисты. Есть и другой хрестоматийный пример. Большинство преступников, находящихся в местах не столь отдаленных, считают, что они осуждены несправедливо и сидят практически ни за что.

«…подавляющее большинство преступников считают приговор и наказание несправедливыми, а себя не признают действительным источником наступивших общественно опасных последствий. Они искренне убеждены, что действительными виновниками являются потерпевшие, свидетели, жизненные трудности и иные обстоятельства, признают же себя виновными лишь формально»383.

Поэтому надо судить не по тому, что каждый думает о себе, известно, что «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы…»384, а по тому, что человек реально делает в жизни. Еще в Библии один из основных заветов Нагорной проповеди постулирует, что судить о человеке надо не по словам, а по делам: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде… По плодам их узнаете их»385.

Множество людей хотят денег, статуса, самоактуализации. Никто не против царства справедливости, счастья для всех и во всем. Просто сказочная жизнь. Однако в реальности ценностные иерархии в психике человека не суммируются. Человек выбирает то, что ему наиболее привлекательно. Фундаментальной проблемой любой экономической системы является проблема —как с помощью ограниченных ресурсов удовлетворить безграничные потребности, или, если упрощенно, что производить в большем количестве — автомобили или пушки? С этим же вопросом сталкивается каждый человек. Хотелось бы посмотреть на топ-менеджеров, которым предложили в два раза больше свободы, например, свободного времени, при условия сокращения зарплаты также вдвое. Согласились бы они на такую свободу?

Каждому человеку приходится выбирать, и его реальный выбор отражается не в том, о чем он рассуждает, нередко стараясь произвести впечатление на окружающих, а в том, на что он реально тратит свою жизнь, силы, время.

Политическая составляющая элиты

А каковы качества тех, кто находился у руля политической власти? О дворянах и монархах говорить не стоит, так как никакой реальной власти у них сегодня нет.

Остатки реальной власти остались у политиков, избираемых на выборах: президентов, губернаторов, мэров, глав администраций. Прежде всего отметим, что вся политическая элита —временная: президенты, губернаторы, мэры получают власть на четыре, максимум на восемь лет. Зато существуют целые банковские династии: Морганы, Ротшильды, Дюпоны и др. Их власть непоколебима десятилетиями или даже столетиями, они зарабатывают деньги, зная, что передадут их своим детям и внукам. И это естественно.

Представим, что бизнесменам навязаны условия, аналогичные тем, в которых находятся политические деятели: через четыре года, максимум восемь лет, необходимо оставить пост. Что они будут делать? Полностью посвящать себя делу? Очевидно, нет, прежде всего они будут думать о том, как получить максимальную личную выгоду и подготовить тепленькое местечко после ухода. Если их не ценят на работе и через четыре года выгонят, то почему они должны ценить работу? Аналогично мыслят и все политики. Вообще, идея о том, что человек может быть у власти не более 8 лет, абсурдна, никто же не говорит, что на любой должности можно работать только 4, максимум 8 лет! Такие ограничения порождают у политиков психологию временщика, у них нет чувства хозяина.

Каковы же качества политиков?

Руководители государства говорят — коррупция разъедает всю вертикаль органов власти, в народе говорят — воруют. Политтехнолог говорит — политики обязаны владеть новыми политтехнологиями, в народе говорят — политики врут. Итак, воруют и врут, так сказать, два больших «В». Почему?

Выборы требуют денег. В следующей части мы коснемся вопроса цены избрания. Естественно, деньги «народные избранники» берутся в долг у определенных бизнес-структур. Естественно, эти деньги надо отдавать. Естественно, с зарплаты мэра их не отдашь. К сведению, официальная зарплата мэра в 2006 году крупного города, центра региона, например Иванова, составляет менее 1000 долл., т. е. сопоставима с зарплатой мелкого менеджера в московской фирме. Значит, остается один единственно возможный выход, и догадаться, о чем идет речь, не трудно. Другими словами, даже если ты кристально честный человек, ты не можешь поступить по-другому, ты просто должен воровать, чтобы отдать долг. Ты, конечно, можешь не брать в долг, но тогда никогда не победишь на выборах. Получается замкнутый круг — политик просто обязан воровать.

Директор Центра культурного консерватизма при исследовательском институте Free Congress Foundation Уильям Линд справедливо отмечает:

«Во многих случаях правительства уже стали, как я их называю, “новым классом”. Их главной целью более не является управление государством. Они существуют только ради того, чтобы наслаждаться привилегиями “нового класса”. Государство для них превратилось в обыкновенную кормушку, из которой они питаются. В результате перед государством встает проблема борьбы с кризисом легитимности, который в разной степени интенсивности мы можем увидеть почти во всех странах мира. Главной сложностью является то, что создавшаяся ситуация очевидна практически всем, кроме людей проживающих в столицах, которые сами и принадлежат к “новому классу”»386.

Воровство политика порождает второе обязательное качество — умение врать. Нельзя же сказать избирателю, что «я ворую и не могу иначе», следовательно, часть сворованных денег тратится на пиар, который внушает избирателям, что данный политик с утра до вечера думает о народе. Беспринципность во всем — главный принцип современного политика.

В результате в США за 20 лет, отделяющих начало 80-х годов от начала 60-х, с 56 до 29 % уменьшилась доля людей, верящих в компетентность политического руководства; в 1981 г. 40 % опрошенных считали, что и правительство, и телевидение, и газеты часто или всегда лгут387.

Не идеи, а доступ к финансовым ресурсам — вот что разъединяет и объединяет политиков, а так как «деньги не пахнут», между политиками возможны любые союзы и расколы. Неслучайно на сленге политтехнологов «проходимцем» называют кандидата, имеющего реальный шанс победить, т. е. пройти на выборах.

Говорят, «политика — грязное дело». Это не верно. Бизнес — всегда грязное дело, и он делает грязным все, до чего он прикасается: политику, искусство, нравственность.

Смертные грехи капитализма

По инерции капиталистическая мораль принимает некоторые нравственные нормы, существовавшие до появления капитализма. Но принимает их формально и как новый тип социально устройства вырабатывает свою капиталистическую мораль. Есть в моральном кодексе строителя капитализма и свои смертные грехи. Смертность этих грехов обусловлена тем, что люди, впадающие в этот грех, оттесняются на периферию капиталистической цивилизации, превращаются в маргиналов, т. е. фактически умирают для капитализма.

Первый и главный грех — аскетизм. Человек, который не стремится максимализировать свое потребление, и, не дай бог, призывает к этому других, является заклятым врагом капиталистической цивилизации.

Логичным продолжением греховности аскетизма является греховность стремления человека к самоактуализации. Напомним, самоактуализация — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление к обнаружению, сохранению и актуализации своей внутренней духовной сущности.

Потребность человека в осмысленности своего существования, потребность в поиске смысла жизни и своего места в ней, потребность в осознании себя как человека никак нельзя обратить в звонкую монету. Человек направлен на осмысление и раскрытие внутренней своей сущности, а не на потребление товаров и услуг, предлагаемой капиталистическими производителями. Такое поведение человека уменьшает совокупную прибыль, а прибыль священна для капитализма и является основной целью функционирования. Поэтому, согласно заключению известного американского психолога А. Маслоу, в современном обществе менее 1 % людей самоактуализируют свой потенциал388.

Третий грех — альтруизм. Альтруизм противоречит духу капиталистического предпринимательства, двигателем которого является конкуренция, т. е. успех одного за счет разорения другого. Чем значительнее бизнес, тем серьезнее становятся методы выживания конкурентов или недопущения их на рынок. Только в голливудских фильмах очень просто начать свое дело, а в действительности разорение фирм не исключение, а правило. По американской статистике, 80 % начавших свое дело становятся банкротами в первый же год, а из тех, кто пережил начальный период, 80 % разорятся за следующие 5 лет.

Следующий грех — порядочность (честность) — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление к соблюдению честности в отношениях с другими людьми, стремление к тому, чтобы эти нормы стали всеобщим правилом.

Как мы помним, суть капиталистической деятельности — перераспределение ресурсов. А перераспределять ресурсы можно наиболее эффективно с помощью насилия или обмана, поэтому ничего случайного нет в том, что прародители многих бизнес-династии были обыкновенными грабителями. Однако неприкрытый грабеж всегда сопряжен с трудностями, прежде всего жертва грабежа может оказать действенное сопротивление, поэтому обман чаще всего более эффективен. Обман прочно вплетен в социальную ткань капитализма. Фундамент капитализма — обман, все начиналось с обмана индейцев, теперь обман стал более изощреннее, а «индейцами» стали все члены общества.

Обман покупателей, а если предоставляется возможность, и партнеров — обыкновенная практика капиталистического предпринимательства. Обман — не изобретение капитализма, обманывали и будут обманывать всегда, но при капитализме обман вплетен в ткань данного социального строя. Реклама — двигатель торговли, а по сути, всей капиталистической индустрии, также есть узаконенный обман покупателей. Ни одна реклама не говорит правду о рекламируемом товаре или услуге.

Нередко сталкиваешься просто с выдающимися примерами лицемерия и обмана. В 2005–2006 годах в отделениях центрального Банка страны — Сбербанка, а также в любом почтовом отделении стали продаваться билеты лотереи «Честная игра». В их оформлении были использованы изображения известных деятелей российской культуры, науки и искусства: М. Ломоносова, К. Станиславского, К. Брюллова, императора Александра I, Д. Пожарского, Ф. Достоевского. Во всю ширину каждого билета написано «Всероссийский выигрышный билет», а наверху красуется надпись «Автомобиль в каждом билете»389 С аналогичной честной игрой мы сталкиваемся постоянно, а символом лицемерия является надпись на каждом казино: «Желаем Вам удачи».

Важным грехом для капитализма является стремление к справедливости. Справедливость — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление к существованию соответствия между практической ролью различных индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием.

Как люди могут покупать себе футбольные клубы, яхты, острова, купаться в роскоши, когда известно, что количество беспризорных детей в России в мирное время достигло 700 тыс. человек, что сопоставимо с числом беспризорников в Советском Союзе после окончания Великой Отечественной войны390. В капиталистической морали нет и не может быть места справедливости. Ведь стремление к справедливости основано на том, что человек думает о других людях, что абсолютно чуждо для капиталистической этики.

Таким образом, основными смертными грехами для капиталистической морали являются пять следующих грехов:

аскетизм;

стремление к самоактуализации;

альтруизм;

порядочность (честность);

стремление к справедливости.

Мораль не меняется в один миг, ее изменение — процесс долгий, поэтому в обществе еще сохраняются остатки старых нравственных норм, но с каждым годом в морали капиталистического общества все меньше остается места аскетизму, стремлению к самоактуализации, альтруизму, порядочности (честности), стремлению к справедливости.

Общая тенденция капитализма — уничтожение морали и совести как регуляторов человеческого поведения, превращение человека в рационально калькулирующего зверя, обесчеловечивание, дегуманизация человека. Эту тенденцию чутко уловил Фридрих Ницше, выступивший с пропагандой аморализма в своих работах391.

Но если Ницше в XIX веке призывал, то в веке XX испанский мыслителей Х. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» пишет о полной утрате нравственности:

«Суть такова: Европа утратила нравственность. Прежнюю массовый человек отверг не ради новой, а ради того, чтобы, согласно своему жизненному складу, не придерживаться никакой... Так что наивно укорять современного человека в безнравственности. Это не только не заденет, но даже польстит. Безнравственность ныне стала ширпотребом, и кто только не щеголяет ею... Массовый человек попросту лишен морали, поскольку суть ее — всегда в подчинении чему-то, в сознании служения и долга. На смену нравственность пришла даже не безнравственность, а “противонравственность”, “антимораль, негатив”»392.

В обществе денег невыгодно быть честным. Честные непорочные личности, искренние патриоты в данном обществе всегда находятся в самом низу социальной лестницы, за ними идут только бомжи.

§4. Этап обесчеловечивания No 3 —«Народ»

Если в мозге не сеют злаков, он производит сорняки.

Дж. Гербе

Элита и народ

Любым обществом управляет господствующий класс. Когда на политическом небосклоне появляется выдающаяся личность, она сразу же окружает себя выдающимися соратниками. Даже Христос нуждался в апостолах. Каждая историческая эпоха выдвигает ту элиту, которая ей необходима: так, во время войны требуются полководцы, а в государстве, стремящемся к покорению новых стран, требуются выдающиеся путешественники и первооткрыватели. Мы уже говорили о функциях господствующего класса, основными из которых являются:

тактическое управление;

стратегическое планирование;

формирование духовной сферы общества.

Мы также выяснили ранее, что господствующий класс может быть представлен элитой и псевдоэлитой, основное различие между которыми заключается в следующем: псевдоэлита управляет обществом, исходя из собственных интересов, а элита — исходя из интересов общества. Можно сказать, что псевдоэлита живет по принципу «общество для меня», а элита — по принципу «я для общества».

Поставим вопрос следующим образом: господствующий класс капиталистического общества представлен элитой или псевдоэлитой? Но сначала коснемся некоторых характеристик обывателя.

Если смотреть правде в глаза, стоит признать, что, во-первых, интересы абсолютного большинства народа материальны — это сердцевина его жизненных целей и мотиваций; во-вторых, миропонимание большинства крайне ограниченно и примитивно; в-третьих, в основе поведения лежит эгоизм. Идеолог и основатель ж¨етой прессы У. Херст в руководстве для своих репортеров писал: «Читатель интересуется прежде всего событиями, которые содержат элементы его собственной примитивной природы. Таковыми являются: самосохранение, любовь, секс и тщеславие». Поэтому немалая доля вины за материализацию и примитивизацию сегодняшнего общества, а также большая роль в росте эгоизма лежит на простом обывателе.

Но ведь эти качества всегда были присущи обывателю, а духовной деградации не было. Почему? Потому что существовала элита, и ее задачей было поддержание соответствующего морального климата. Элита создавала в обществе такую атмосферу, что худшие качества природы человека не вырывались наружу.

Сегодняшний господствующий класс всячески раздувает все низменные инстинкты и страсти. В природе большинства людей есть отрицательные качества — это неоспоримо, но это не обязательно означает болезнь общества. В организме любого человека есть болезнетворные микробы, но это не означает, что их носитель болен. Функция иммунитета — не допустить развития болезни. Соответственно, функция элиты — не допустить развития болезни общества. Человек, лишенный иммунитета, очень быстро умирает — в этом, собственно, и состоит механизм действия синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа). Нетрудно предположить, что будет с обществом, лишенным элиты. Элита — это иммунитет общества, поэтому обесчеловечивание по праву можно назвать социальным СПИДом.

Трагедия нашего общества в большей степени даже не в том, что элита плохая, а в том, что ее просто нет. Мы живем в обществе, лишенном иммунитета.

Народ тянется к лучшему

Задача господствующего класса не в том, чтобы способствовать патологическому развитию всего самого низменного в человеческой природе, а в том, чтобы усиливать потенциальную тягу человека к совершенству. Простые люди подобны пассажирам корабля: все они хотят прибыть в пункт назначения, но никто не умеет управлять судном, и, доберутся они до места или нет, зависит от экипажа. «Самая опасная дырка на корабле – это дырка в голове капитана»393

Влияние элиты громадно для развития общества, ведь если рыба и гниет, то с головы. Простые люди тянутся к духовному росту, но часто не способны на самостоятельное развитие. Например, большинство людей осуждают воровство как таковое, считают, что вор должен сидеть в тюрьме, но в то же время многие могут не устоять перед соблазном взять чужое. Отсюда проистекает всем известное явление, когда в чужом глазу замечают сучок, а в своем бревна не видят. Обыватель стремится к хорошему, но часто не в состоянии пересилить в себе отрицательное начало.

Большинство людей очень доверчивы и очень подвержены чужому влиянию, поэтому элита должна состоять из лучших — тогда и большинство будет стремиться к лучшему. Сейчас господствующий класс тянет общество на дно. Основной его интерес — деньги, и естественно, что это мировоззрение прививается всему обществу.

Простые люди интересуются тактикой и стратегией развития страны только в той степени, в какой это касается их и их близких: заплатили зарплату — тактика хорошая; выдали премию — и стратегия тоже ничего. На самом деле в такой примитивной оценке нет ничего страшного — большинство людей не обязано быть невероятно умными, и уж тем более не все должны быть альтруистами. Если все будут альтруистами, общество просто погибнет. Умны и альтруистичны всегда единицы — так было, так есть и так будет. Страшно не то, что большинство примитивно и эгоистично, страшно, что примитивен и эгоистичен господствующий класс, определяющий направление развития общества в целом. Аналогично тому, как нет ничего страшного в том, что большинство пассажиров самолета не умеют им управлять, — но если управлять не умеют или не хотят пилоты, это означает гибель для всех.

Господствующий класс не думает не только о нравственном здоровье общества, но и о его будущем в целом. Коренное население западных стран вытесняется выходцами с Востока. Это грозит вымиранию наций, которые основали эти государства, но господствующий класс ничего не делает в направлении спасения своих собственных наций. Ни в одной стране.

В скором времени нельзя будет говорить о господствующем классе как о некоей внутригосударственной силе, как это было тысячелетиями. Идет процесс глобализации, следствием которого будет подчинение общества уже не национальному, а интернациональному капиталу. Придет время, и на развитие России, лоббируя свои интересы, подкупая чиновников, будет влиять, например, американский производитель продуктов питания. Вопрос, насколько американского бизнесмена волнует моральное развитие российского общества, можно считать риторическим.

Изменения, произошедшие с простым народом

С зарождением капитализма началась не только все усиливавшаяся переработка сырья в продукт, но и переработка человека в работоспособных роботов — постлюдей.

В Европе при зарождении капитализма на протяжении нескольких веков сгоняли крестьян с земли, заставляя тем самым «добровольно» продавать свой труд на фабриках и заводах. Перед людьми, насильственно согнанными со своих земель, было два пути: либо продавать свою рабочую силу, либо нищенствовать, бродяжничать и разбойничать. На протяжении длительного времени людей заставляли работать на капиталистов поркой, пытками, казнями. А тех, кто этого «добровольно» делать не хотел, ловили, сажали в клетки, как животных, а затем казнили за бродяжничество. Только за время правления Генриха VIII в Англии было повешено 75 тысяч человек. Так происходил переход от феодализма к капитализму. Капитализм был построен на костях людей. С помощью насилия людей приучали к определенной модели поведения, к определенным взглядам, выгодных капитализму, при которых главенствуют материальные потребности.

«Материальные потребности стали ведущими, соответственно, изменилась структура духовного опыта людей. Стало моральным все, что приносило материальный успех. Достоинство человека стало определяться количеством богатства»394.

На начальном этапе становления капитализма происходил отбор населения с соответствующими качествами, неподходящих просто вешали или предоставляли право свободно умирать с голоду. Сегодня идет второй этап: с помощью средств массмедиа создана система массовой штамповки определенного типа сознания.

Особую роль в штамповке определенного типа сознания, а по сути оглупления и унификации людей, отведена телевидению. Американский журналист Мэтт Тэйби писал в 2000 году в статье «Человек-ящик. Если в Америке отключат телевизор»:

«В первую же ночь без телевидения в США президент Клинтон объявит зоной бедствия всю страну. Возможно, даже введет чрезвычайное положение. Потому что жизнь в Штатах, насколько мы о ней знаем, без телевидения просто прекратится. Отсутствие телевидения заставит американцев думать самостоятельно, и большинство лишиться рассудка за несколько часов. Так долго сдерживаемые гнев и ненависть вырвутся наружу, и столь хорошо вооруженное гражданское население превратится в агрессивную, одержимую манией убийства толпу, справиться с которой смогут только самые отборные войска... Ты работаешь — и ты одинок. Тебе не с кем выпить или уколоться, если ты даже вдруг захочешь... Все это превращает работу и телевизор в единственное пространство для жизни. Работа — единственный допустимый порок, людей приучают быть жадными. “Ящик” —- единственная отдушина... Бесконечно разнообразный мир, который так отличается от твоей изматывающей и приземленной жизни. И это так отвлекает... Но многим телевизора уже мало. По крайней мере, раз в неделю какой-нибудь американец заходит в офис и с криками “С меня хватит!” расстреливает сорок или пятьдесят человек и стреляется сам. Этот человек дошел до точки. Телевизор не смог отвлечь его от того, что у него нет ни семьи, ни друзей, а его жизнь, растраченная на унизительной службе бездушной корпорации, пуста»395.

Раньше человека заставляли продавать свое тело — трудиться на феодала, платить дань и тому подобное. Теперь, манипулируя нашим сознанием, нас принуждают продавать душу. Продавая тело, еще можно быть духовно свободным, но, продавая душу, удается сохранить лишь иллюзию свободы — неслучайно именно душу стремится купить дьявол. Сегодня наступает эра нового типа рабства, рабства духа.

Вообще, если бы дьявол существовал в реальности, то, без сомнения, можно было бы сказать, что капитализм — это программа дьявола. Дьявол всегда предоставляет любые удовольствия, власть, деньги, проповедует разврат, извращения, эгоизм и обязательно стремится уничтожить нашу душу. Зло, которое есть на Земле, является социальным. Одним из главных его прародителей являются Деньги. Люди забыли предупреждение из «Фауста» Гуно: «Сатана там правит бал, люди гибнут за металл»396.

Date: 2015-08-24; view: 253; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию