Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эгоизм — сердцевина капиталистической идеологии 2 page





Элитарно-властный дисбаланс — показатель несоответствия положения элиты по отношению к господствующему классу (рис. 5). Часть элиты, которая входит в состав господствующего класса, можно назвать господствующей элитой. Часть элиты, которая не входит в господствующий класс, нередко стоит в оппозиции к господствующей элите, можно назвать контрэлитой. Часть господствующего класса, не являющегося элитой, но в то же время находящегося у власти, можно назвать псевдоэлитой.

Основное различие между элитой и псевдоэлитой заключается в следующем. Псевдоэлита управляет обществом, исходя из собственных интересов, а элита — исходя из интересов общества. Можно сказать, что псевдоэлита живет по принципу «общество для меня», а элита — по принципу «я для общества».

Механизм развития общества

В ходе количественного и качественного разрастания общества в нем появляется элита, которая со временем берет на себе профессиональное исполнение процессом управления обществом.

У людей наличествуют потребности. Это есть отправная точка в анализе механизма создания, функционирования и развития общества. Потребности бывают материальные и духовные. Потребности общества формируются благодаря взаимодействию двух факторов — внутреннего и внешнего. Внутренний фактор — доминирующие ценностные ориентации, формирующие мировоззрение общества. Внешний — конкретная историческая ситуация. Например, большинство людей ценят безопасность (это мировоззренческий аспект), во время войны возникает угроза этой безопасности (это ситуативный аспект). В результате общество требует от элиты организации отпора внешней агрессии. Элита пытается организовать народ для решения этой проблемы.

Если же элита не способна или не хочет разрешать проблемы, поставленные жизнью перед обществом, то общество не всегда деградирует, потому что появляется новая элита, адекватная данному этапу развития общества. В этом и заключается механизм развития общества. Сам по себе народ способен на революционные выступления, но они никогда не умеют успех, будь то восстание Спартака или бунт Степана Разина. Только тогда, когда потребности в изменении институтов общества осознает часть элиты, только тогда становится возможным свержение старой элиты и последующие социальные преобразования. Как правило, приход новой элиты сопряжен с нарушением стабильности в обществе, но это часто единственный способ спасти общество от деградации. Алгоритм развития общества представлен иллюстративно (см. рис. 6).

Если же элита не способна разрешить проблемы, стоящие перед обществом, и не появляется новая элита, то общество деградирует. Процесс деградации может быть довольно долгим, но точку в этом процессе, как правило, ставит внешняя сила — другой народ.

* * *

От краткого анализа механизма развития общества перейдем к конкретике механизма развития капиталистической социальной системы.

Объективная закономерность, а не заговор

На определенном этапе развития человечества возникли условия, благодаря которым стало возможным оформление общественной системы, в наибольшей степени ориентированной на удовлетворение материальных потребностей отдельного человека и всего общества. Оформился социальный заказ к элите. Старая элита не смогла его выполнить, поэтому ей на смену пришла элита новая. Как правило, эта смена происходила насильственно — путем революций. Новая капиталистическая элита после прихода к власти стала соответствующим образом управлять обществом, формировать стратегию его развития, формировать духовную сферу социума.

Если посмотреть на всю историю человечества, то можно увидеть, что она состоит из различных эпох: этап оформления, этап познания (Древняя Греция), этап нравственного роста (Средние века). И капитализм является вполне закономерной ступенью в развитии человечества. У человека существуют материальные потребности, и капиталистическая система сделала многое для их удовлетворения. Как отмечается даже в коммунистической БСЭ329,

«буржуазная революция является на определенном этапе исторически необходимой и прогрессивной, выражая потребности развития общества»330.

Нельзя не сказать о положительной роли капитализма в человеческой истории. Благодаря капитализму значительно улучшились материальные основы жизни. У нас появились комфортабельные жилища, достаток в еде, новые действенные лекарства, средства связи и многое другое, без чего современного человека невозможно представить. За это можно объявить капиталистическим производственным отношениям благодарность.

Но сегодня все кардинально изменилось: капитализм из средства решения задач превратился во всепоглощающего монстра, подчиняющего все сферы бытия. Огонь приносит тепло и радость в дом, когда находится под контролем человека, но беда для людей и их жилищ, если пламя выходит из повиновения, сжигая и захватывая все. Но так же как огонь должен быть подчинен человеку, а не наоборот, экономика должна быть подчинена обществу — только так и человек, и общество могут развиваться нормально. Капитализм решил свою историческую миссию и теперь должен уйти в небытие, как ушли в небытие иные социальные системы.

Однако не стоит переоценивать влияние капитализма на процесс роста благосостояния общества Капитализм лишь ускорил этот процесс, ведь научный, технический, экономический прогресс идет вне зависимости от того, есть капитализм или его нет. Как мы помним, открыла космическую эру человечества не капиталистическая держава. Известный физик и историк науки Дж. Бернал очень точно сказал:

«...хотя капитализм имел существенное значение для раннего развития науки, впервые дав ей практическую ценность, наука превосходит капитализм по важности для человечества, и в действительности полное развитие науки на службе человечеству несовместимо с продолжением капитализма»331.

Созревание

Для того чтобы произошел перелом в жизни общества, должны созреть силы, способные совершить этот перелом. Если речь идет не о дворцовом перевороте и о смене одной правящей верхушки на другую, а о смене общественно-политического строя, то должен сформироваться достаточно большой слой людей, во-первых, сплоченных общим мировоззрением, во-вторых, обладающих достаточной силой для совершения кардинального перелома.

Капитализм появился не вчера и не позавчера, основы капиталистического устройства были заложены еще в XIII–XIV веках. Главной движущей силой капиталистического перелома стала буржуазия. По мере того как буржуазия богатела, она стремилась подчинить себе все сферы жизни общества, и в первую очередь — политическую власть.

§2. Этап обесчеловечивания No 1 — «Капитал»

Цивилизация — это стадия развития общества,

на которой ничего нельзя сделать без финансирования.

Неизвестный автор

От традиционного общества к капиталистическому

Общество, существовавшее до прихода капитализма, называют по-разному: феодальное, традиционное — но не в названии дело. Докапиталистическое общество жило по закону, описанному в стихотворении А. С. Пушкина «Золото и булат»:

«Все мое», — сказало злато;

«Все мое», — сказал булат.

«Все куплю», — сказало злато;

«Все возьму», — сказал булат.

Это коротенькое стихотворение очень точно передает настроения, царившие в обществе до XIX века. Мужество, «булат» определяли развитие человечества. Экономика не имела решающего значения в жизни страны. Те, кто занимался ростовщичеством, торговлей и другим бизнесом, как бы они ни были богаты, не пользовались уважением и почетом. Бизнес был делом презренным, уделом незнатных людей, занятием, недостойным благородного человека.

«…на протяжении столетий коммерческая деятельность как таковая не пользовалась уважением. Хотя организации, требующие управления (прежде всего коммерческие), возникли очень давно, предпринимательская деятельность рассматривалась как унизительное занятие. Например, Аристотель считал куплю-продажу “противоестественным деланием денег”. А. Смит также довольно презрительно высказывался о “деловых” людях: “Это тип людей… которые заинтересованы в том, чтобы обманывать и даже угнетать народ”. Известна и негативная характеристика, данная Наполеоном англичанам как “нации лавочников”. Негативное отношение к коммерческой деятельности как к недостойному занятию не только имеет очень давние исторические корни, но оказалось и очень стойким, дойдя до нашего времени»332.

В латыни слово «продавец» произошло от слова «жулик»; Меркурий, бог – покровитель торговли, считался также богом лукавства, «в Греции, и в Риме промышленность и торговля были презираемыми занятиями»333. Такое же отношение к «бизнесменам» бытовало и в Европе.

«Деятельность на поприще бизнеса, вообще говоря, считалась занятием низших классов — даже если речь шла о тех, кому удавалось пробиться к вершине успеха в рамках ремесленных гильдий, — и не давала возможности вырваться из своего сословия»334.

Конечно, богатство всегда сопутствовало власти, но именно власть была определяющей силой, а богатство — лишь спутником. Булат мог «взять» все.

Предпосылка No 1. «Грабеж колоний»

Существовали две основные предпосылки развития капитализма: грабеж колоний и антихристианское движение.

Огромную роль в процессе развития капитализма сыграли Великие географические открытия, имевшие очень важные экономические и социально-экономические последствия. Важнейшими из них для западноевропейцев были:

открытие Х. Колумбом Америки (1492 г.);

открытие Васко да Гамой морского пути в Индию (1497–1499 гг.);

первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана, доказавшее шарообразность Земли (1519–1522 гг.).

Известная к тому времени территория увеличилась за XVI век в шесть раз, на ней оставалось все меньше белых пятен. Торговые пути из Северного, Балтийского и Средиземного морей переместились в Атлантический, Индийский и Тихий океаны.

Первыми колониальные империи создали Португалия и Испания, поделив мир по меридиану, проходящему через Атлантический океан. Однако сама Португалия в 1580 году была завоевана испанским королем Филиппом II, и к середине XVI века на территории Центральной и Южной Америки сложилась огромная испанская колониальная империя.

Главным методом эксплуатации были неприкрытый грабеж, неэквивалентная торговля, приносившая до 800 % прибыли.

«В колониальном грабеже участвовали и другие европейские страны. Кроме Португалии и Испании заокеанские колонии имели Голландия, Англия, Франция, Германия, Швеция и др. Размеры нграбленного были огромны: так, Испания за 1521–1660 гг. вывезла из Америки 18 тыс. тонн серебра и 200 тонн золота»335.

Это дало право известному французскому этнографу и социологу К. Леви-Строссу сказать: «Запад создал себя из материала колоний». По данным историка Ф. Броделя, Англия в середине XVIII века ежегодно инвестировала в свою экономику 6 млн ф. ст., и треть этих инвестиций, т. е. 2 млн ф. ст., ежегодно извлекались только из одной Индии. Ф. Бродель писал:

«Капитализм является порождением неравенства в мире; для развития ему необходимо содействие международной экономики… Он вовсе не смог бы развиваться без услужливой помощи чужого труда»336.

Захват колоний сопровождался звериной жестокостью. Использовались самые изощренные методы: продажа одеял, зараженных оспой, отравленная еда, убийства вождей во время переговоров, полное истребление народов, включая стариков, детей, женщин. Так, при захвате Америки колонизаторы платили охотникам по 5 долл. за скальп взрослого индейца, и 3 долл. — за скальп женщины или ребенка337.

Изначально при завоевании колоний территория захватывалась, а коренное население истреблялось. Индейцев в Америке, аборигенов в Австралии, негров в Южной Африке в большинстве своем уничтожали, остатки загоняли в резервации. Однако потом выяснилось, что это экономически неэффективно, гораздо прибыльнее заставить аборигенов работать на новых хозяев. Работорговля стала одним из самых прибыльных бизнесов.

Предпосылка No 2. «Антихристианское движение»

Второй важнейшей предпосылкой перелома был переворот в сознании. Первый и основной удар зарождающимся классом буржуазии был нанесен сначала по главенству церкви в обществе, а затем по основам христианской веры.

Очень закономерный процесс. Вследствие грабежа колоний буржуазия сколотила громадные состояния. Капиталы надо было легализовать. Христианство, со своими заповедями «Горе вам богатые»338, мягко говоря, мешало. Христианство должно было быть лишено власти, и оно было лишёно власти.

В XVI в. оформляется идеологическое движение, принявшее форму религиозной борьбы против католического учения и церкви, получившее название Реформации. Движение Реформации возглавили М. Лютер, Т. Мюнцер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Центром и исходным пунктом реформационного движения явилась Германия, а точкой отчета — 31 октября 1517г., когда Лютер прибил к дверям дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов против продажи индульгенций.

Во многом идейно реформацию подготовила эпоха Возрождения с ее критикой средневекового миросозерцания и утверждением принципов буржуазного индивидуализма.

Основная причина Реформации заключалась в стремлении новой элиты, находившейся пока вне власти, сформировать мировоззрение, отвечающее взглядам представителей данной элиты. Как отмечается в БСЭ, «самые общие, глубинные причины, вызвавшие реформацию, связаны с разложением феодального способа производства, зарождением новых, капиталистических отношений и новых классов»339.

Идеологи Реформации сформулировали учение, которое имеет четыре отличительных особенности:

Материализация. Спасение человека достигается не внешним проявлением религиозности (не «добрыми делами»), а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа. Протестантство отрицает возможность добиться спасения путем аскетизма, таинств, добрых дел. Как же тогда можно добиться спасения? Никак, Бог одних избрал к спасению, других — нет. Казалось бы, такое положение дел предопределяет пассивность человека, однако это не так, секрет в том, что можно при жизни узнать, на ком лежит печать «богоизбранности». И в этом состоит основной посыл. Кальвинизм объявил признаком «богоизбранности» богатство, т. е. стяжание материальных ценностей. Кто богат, того Бог и избрал для спасения. Стремление к богатству стало главной целью протестантской трудовой этики. Произошло оправдание нового, эгоистического экономического уклада —капитализма, смявшего прежние христианские ограничения, запрет ростовщичества и т. п.

Этот процесс имеет дальнейшее развитие, и некоторые религиозные круги даже выдвигают требование «богослужения нации», связанное с поклонением принципам свободного предпринимательства. Американский капитализм, по мнению современных «религиозных правых», подтвержден «божественным авторитетом».

Упрощение. В рамках протестантизма упрощается все: практически упраздняются таинства, осуждаются монашество, безбрачие, становится проще культ, ликвидируется догматическое иерархическое различие священника и мирянина, отрицается молитва за умерших, почитание мощей и икон, преклонение перед святыми, т. е. все очень просто и рационально, но при этом выхолащивается сама суть христианства. Наиболее радикальным упрощением отличается кальвинизм, в рамках которого упразднен епископат, отброшены такие атрибуты культа, как алтарь, иконы, свечи, крест.

Сегодня, в соответствии с данными отчета Института Гэллапа и ряда других исследований, появился новый феномен в религиозном пространстве США — идет процесс конфессионального обезличивания Бога340.

Эгоизм. Одной из основных идей Реформации стала идея о том, что человек для спасения своей греховной души не нуждается в посредничестве церкви в ее католическом понимании. Отрицалась необходимость католической церкви со всей ее иерархией во главе с папой, духовенства как особого слоя, которое, по учению католической церкви, одно может передать человеку «божественную благодать». Иначе говоря, протестантство провозглашает индивидуальную связь каждой души с Богом, право каждого на личное (а не только церковное) понимание Его слова, т. е. Библии. По сути, протестантство встало на колею индивидуализма.

Ненормальность. Исключительную роль в протестантстве отводится догмату о грехопадении, в результате которого природа человека была полностью извращена, человек утратил способность к добру.

Не менее важно и то, что если одни люди изначально избраны для спасения, а другие нет, то в жизни можно грешить сколько угодно, ведь твое место на том свете уже предопределено. Таким образом, протестантство неосознанно возводит фундамент для оправдания любого порока и ненормальности.

По сути, реформация была прологом к духовному вырождению. В то время, конечно, этого предвидеть было нельзя, были заложены только семена, которые сегодня дали всходы. Однако реформация появилась не на пустом месте, она была не случайностью, не заговором кучки злодеев, а закономерным процессом. Многие феодалы подержали реформацию, т. к. это дало им право на изымание церковных земель в свою пользу. Простой народ поддержал реформацию, т. к. выступал против поборов с помощью церковной десятины и индульгенций. Многие церковные служители были недовольны разложением папской власти. Нарождающаяся буржуазия ратовала за удешевление и упрощение церковной организации, придание божественной санкции нормам буржуазной практики и морали.

Политический перелом

Итак, буржуазия окончательно оформилась. С одной стороны, у нее появились достаточные капиталы, полученные в основном от грабежа колоний, так называемое первоначальное накопление капитала. С другой стороны, общество с помощью Реформации было идеологически подготовлено к восприятию нового строя, новой иерархии ценностей и стереотипов поведения.

Когда буржуазия окрепла, последовали первые буржуазные революции. Основной задачей буржуазной революции стало уничтожение феодального строя или его остатков, установление власти буржуазии, создание буржуазного государства.

В зависимых и колониальных странах буржуазные революции были также направлены на завоевание национальной независимости. Примером может послужить Голландская буржуазная революция, одной из целей которой было освобождение от испанского владычества.

Основными буржуазными революциями в Западной Европе являлись следующие:

Голландская буржуазная революция 1566–1579 гг.;

Английская буржуазная революция 1640–1649 гг.;

Великая французская буржуазная революция 1789–1794 гг.

Большинство революций продолжалось месяцы, а то и годы, проходя в своем развитии ряд этапов, связанных с изменениями в соотношении, расстановке классовых сил, участвующих в ней.

Нередко за буржуазными революциями (например, Английской и Французской) следовала реставрация свергнутых династий. Но капиталистический строй, утвердившийся в ходе революций, восторжествовал. Восстановленные в своих правах монархи были вынуждены признать основные завоевания революции.

Движущими силами данных революций была буржуазия и угнетенные феодализмом крестьяне, ремесленники. Руководителем, гегемоном народных масс была буржуазия. Главным вопросом всякой революции является вопрос о власти. Поскольку буржуазная революция была призвана обеспечить простор для развития капиталистического строя, она закончилась переходом власти из рук дворянства в руки буржуазии.

Экономический перелом

За политическим переломом последовал экономический — такова общая закономерность: сначала происходит политических перелом, а затем перелом в сфере жизни общества, являющейся объектом преобразований новой элиты.

Начиная с конца XVIII века общество стало глубоко и стремительно меняться, и причиной этому послужил произошедший в странах Европы промышленный переворот.

Промышленный переворот — система экономических и социально-политических изменений, в которых нашел выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии. Начало промышленного переворота — изобретение и применение рабочих машин, а завершение — производство машин машинами.

Начался промышленный переворот в конце XVIII века в Англии. Основой переворота в текстильной промышленности были челнок-самолет Дж. Кея, прядильная машина Дж. Харгривса, мюль-машина С. Кромптона, водяная машина (ватермашина) Р. Аркрайта. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. После того как последние получили распространение, хлопчатобумажная пряжа стала изготовляться только фабричным путем.

Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его и здесь, надо было безотлагательно вводить машины. Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства — добычу угля, производство железа и т. п.

Важнейшим изобретением эпохи промышленного производства стало изобретение парового двигателя, запатентованного в 1782 году Дж. Уаттом341. К 1810 году в Великобритании насчитывалось около 5 тыс. паровых машин. Производительность труда до промышленного переворота росла не более чем на 4 %… за сто лет. Появление парового двигателя означало революцию в производстве, которая, в свою очередь, сопровождалась скачком в росте производительности труда.

«Великий гений Уатта обнаруживается в том, что в патенте, который он получил, его паровая машина представлена не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности»342.

Быстрый рост масштабов промышленного производства и дальнейшее расширение рыночных связей требовали совершенствования средств транспорта. В 1-й четверти XIX века начинает функционировать пароходное сообщение и паровой железнодорожный транспорт.

То, чего, казалось, было невозможно добиться с помощью производства еще несколько десятилетий назад, теперь становилось реальностью. За много столетий и даже тысячелетий такое транспортное средство, как телега, не подвергалось изменениям. За один XX век человечество прошло путь от телеги до межпланетных станций.

В 10–20-х годах XIX века крупная машинная индустрия в Великобритании одержала решающую победу над мануфактурой и ремесленным производством; страна стала крупной промышленной державой, «мастерской мира». Вслед за Великобританией на путь быстрого развития крупной промышленности вступили США, Франция, Германия и другие страны.

Господство капитала

Пытаясь затушевать сущность реально существующего строя, многие западные социологи утверждают, что на Запале капитализма давно уже нет, что там возникло качественно иное общество — постиндустриальное, информационное и т. п. Это совершенно неверно. Западное общество и было, и остается капиталистическим. Но капитализм за время своего существования действительно претерпел существенные изменения.

Французский экономист М. Альбер в книге «Капитализм против капитализма» показывает, что капитализм в своем развитии прошел три четко различимые фазы, каждая их которых характеризуется определенным его взаимоотношением с государством.

Первая фаза, начавшаяся с 1791 года, может быть охарактеризована так: капитализм против государства. С 1891 года начинается развитие капитализма в рамках, очерченных государством. С 1980-го начинается и в 1991-м завершается переход к третьей фазе: капитализм вместо государства. Для нее характерно господство принципа: рынок — хорошо, государство — плохо.

Факт вытеснения духовно-культурных ценностей экономико-технократическими основами современной цивилизации был замечен многими культурологами и философами XIX и XX веков, начиная от Ницше, Шопенгауэра, Шпенглера и заканчивая Хайдеггером, Фроммом343 и многими другими. Ушли в прошлое времена рыцарства, когда за оскорбление вызывали на дуэль. Пришло время, когда нравственный ущерб стал измеряться в долларовом исчислении.

«Современному французскому буржуа ни героизм, ни идеалы уже не под силу… Теперь у него своя республика, республика спроса и предложения, республика накопления богатств, в которой не будет ни “приключений”, ни “горизонтов”»344.

В современном западном обществе механизм власти крупной буржуазии достаточно сложен и хорошо закамуфлирован. Около 40 % промышленной элиты занимают ведущие посты в правительстве345. Вообще политика и бизнес настолько срослись, что даже трудно понять, что из них бизнес, а что политика. Более века назад Ф. Энгельс писал, что «местечко на государственной службе не [должно] служить мостиком для перепрыгиванья на высокодоходные должности в банках и в акционерных обществах, как это бывает постоянно во всех свободнейших капиталистических странах»346. С тех пор ничего не изменилось.

Но дело не только в прямом управлении обществом крупной буржуазией, или, как часто говорят, крупным бизнесом. Экономика, деньги, финансы захватили сознание людей. Американский экономист Р. Фэйер создал формулу для предсказания победы кандидата на президентских выборах в США. Ее основные элементы — рост доходов в течение шести месяцев до выборов и темп увеличения цен за два года, предшествующие выборам. Надо сказать, что с помощью этой формулы были успешно предсказаны результаты 13 из 16 президентских выборов347.

Теперь все чаще после встречи руководителей двух стран сообщают в первую очередь о том, какие контракты были заключены и на какие суммы. Это волнует общество больше всего. Лет 200 тому назад такое, конечно, и представить было невозможно.

«…какое гигантское значение имеют сегодня экономические факторы в жизни народов и отдельных людей. Промышленность, коммерция, финансы — это, кажется, единственное, что сегодня принимается в расчет… Политика полностью контролируется финансами, и торговая конкуренция оказывает решающее влияние на отношения между народами»348.

Когда убивают представителя политической элиты, все говорят, что это связано с профессиональной деятельностью убитого, и среди сфер профессиональной деятельности указывают только, чьи экономические интересы были этим деятелем ущемлены.

После того как в октябре 2002 года в Москве был убит губернатор Магаданской области Валентин Цветков, все сразу стали перечислять возможные причины его убийства: он пересек контрабанду золота, навел свои порядки в сфере торговли икрой и т. д. Золото, торговля,… как будто убили крупного бизнесмена, а ведь убили политика. Никто даже не заикнулся о политической составляющей этого убийства, и не заикнулся только потому, что ее просто нет. Золото и торговля — вот атрибуты современной политики. В России к этим составляющим может прибавиться еще икра. Национальная особенность. А ведь в России и до этого убивали губернаторов — в царской России, но их убивали из-за политики, а не из-за золота, торговли и икры.

Капитал разрушает все иерархии, создававшиеся человечеством на протяжении тысячелетий. Разрушается половая иерархия, разрушается возрастная иерархия, разрушается иерархия ценностей, и все заменяется одной-единственной — иерархией денег. Капитал освободился от влияния традиций, этики и религии и стал сам определять контуры традиции, этики и религии.

«Радикальный гедонизм и безудержный эгоизм не могли бы возникнуть как руководящие принципы экономического поведения, если бы в XVIII веке не произошло коренного изменения. В средневековом обществе, как и во многих других высокоразвитых и примитивных обществах, экономическое поведение определялось этическими принципами. Так, для теологов-схоластов такие экономические категории, как цена и частная собственность, были частью нравственной теологии… В несколько этапов капитализм XVIII века претерпел радикальное изменение: экономическое поведение отделилось от этики и человеческих ценностей»349.

Символично, что должности руководителей крупных компаний имеют то же название, что должность главы государства, — президент. Капитал стал править обществом. Это приходится признавать и некогда ярым защитникам процесса демократизации России, каким был профессор А. Панарин:

«В эпоху Просвещения (XVIII в.) институт абсолютной монархии препятствовал попыткам полного и безраздельного влияния рыночной среды на политику. Может быть, поэтому ХVII–ХVIII века стали эпохой наиболее впечатляющих фундаментальных открытий, послуживших толчком промышленного переворота. В эпоху массовых парламентских демократий ситуация существенно изменилась: влияние бизнеса на политику постепенно становится решающим. Те, кто и сегодня готов уповать на суверенитет массового избирателя и его волю как главный источник важнейших политических решений, являются либо запоздалыми политическими романтиками, либо догматиками текстов, подготовленных еще до прихода парламентаризма и выражающих антиабсолютистский, антимонархический протест. Нынешняя “демократизация”» России и постсоветского пространства еще раз подтвердила, что демократия в ее прежнем виде быстро и неминуемо ведет к прибиранию политики к рукам влиятельных финансовых групп, не только подкупающих исполнительную, законодательную и судебную власть, но и специально оплачивающих “четвертую власть” — СМИ, назначение которой — обработка массового избирателя»350.

Богатство и власть всегда шли рука об руку. Но теперь богатство стало не просто спутником власти, а перешло из подчиненного состояния к господствующему. Отныне власть превратилась в спутник богатства. Деньги, капитал из пассивного спутника власти стали превращаться в ее активное и единственное средство. Капитал стал главным двигателем общественного прогресса. Наиболее экономически развитые страны становятся и наиболее влиятельными. Экономика определяет образ мыслей, выдвигает на властные высоты политиков, определяет пути развития государства. Сегодня все — власть, искусство, спорт, наука — вращается вокруг прибыли и денег.

Date: 2015-08-24; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию