Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Крыши Парижа лежат на спине лапками кверху. Рэймон Кено 1 ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Не пытаться сразу же найти определение городу; в нем слишком много всего, и здесь очень легко ошибиться. Сначала составить перечень того, что мы видим. Выявить то, в чем мы уверены. Установить элементарные различия: например, между тем, что является городом, и тем, что городом не является. Заинтересоваться тем, что именно отличает город от того, что городом не является. Посмотреть, что именно происходит, когда город заканчивается. Например (я уже касался этой темы, когда писал об улицах), абсолютно безошибочный метод определять, находимся ли мы в Париже или вне Парижа, заключается в том, чтобы смотреть на автобусные номера: если они двузначные, то мы в Париже; если они трехзначные, то мы вне Парижа (к несчастью, существуют отклонения от правил, хотя в принципе их быть не должно). Признать, что пригороды имеют явную тенденцию к тому, чтобы не оставаться пригородами. Отметить, что город не всегда был таким, какой он есть. Вспомнить, например, что Отэй долго оставался за городом; до середины XIX века врачи, усматривая в ребенке чрезмерную бледность, рекомендовали родителям провести несколько дней в Отэе и подышать чистым деревенским воздухом (кстати, в Отэе до сих пор существует молочная лавка, которая по-прежнему называется «Ферма Отэя»). Еще вспомнить, что Триумфальная арка была выстроена в предместье (это была не совсем сельская местность, а скорее эквивалент Булонского леса, но, во всяком случае, это был совсем не город). Еще вспомнить, что Сен-Дени, Баньоле, Обервилье куда более значительные города, чем Пуатье, Аннеси или Сен-Назэр. Вспомнить, что все, что называется «предместьем», находилось вне города (предместье Сент-Антуан, предместье Сен-Дени, предместье Сен-Жермен, предместье Сент-Оноре). Вспомнить, что Сен-Жермен-де-Пре{6}называли так потому, что там были луга. Вспомнить, что «бульвар» — это изначально променад, обсаженный деревьями, который окружает город и обычно занимает пространство, где раньше находились крепостные стены… Вспомнить, кстати, что город был укреплен… 2 Ветер дует с моря: в Европе тошнотворные городские запахи уносит на восток, в Америке — на запад. Вот почему шикарные районы расположены в западной части Парижа (16-й округ, Нэйи, Сен-Клу и т. д.) и Лондона (Вест-Энд) и в восточной части Нью-Йорка (Ист-Сайд). 3 Город: камень, бетон и асфальт. Незнакомцы, памятники, учреждения. Мегаполисы. Города-спруты. Артерии. Толпы. Муравейники? Что такое сердце города? Душа города? Почему говорят, что один город красивый, а другой — уродливый? Как узнать город? Как познают свой город? Методика: следовало бы отказаться говорить о городе или же заставить себя говорить о нем как можно проще, говорить о нем, конечно же, по-свойски. Гнать любое предвзятое мнение. Перестать думать готовыми словами; забыть все, что говорят урбанисты и социологи. Уже в самой идее города есть что-то ужасающее; кажется, мы можем цепляться лишь за трагические и безнадежные образы: Метрополис, минеральное царство, окаменевший мир; что мы можем лишь беспрерывно накапливать вопросы, остающиеся без ответа. Мы никогда не сумеем объяснить или обосновать город. Вот он, город. Это наше пространство, и другого пространства у нас нет. Мы родились в городах. Выросли в городах. И дышим городским воздухом. Когда мы садимся в поезд, то лишь для того, чтобы переехать из одного города в другой. Все бесчеловечное, что есть в городе, исходит от человека. 4 Мой город Я живу в Париже. Это столица Франции. В те времена, когда Франция называлась Галлией, Париж назывался Лютецией. Как и многие города, Париж строился в непосредственной близости от семи холмов. Это Мон-Валерьян, Монмартр, Монпарнас, Монсури, холм Шайо, Бют-Шомон и Бют-о-Кай, гора Сент-Женевьев и т. д. Разумеется, я не знаю всех улиц Парижа. Но всегда представляю, где каждая из них находится. Даже если бы я захотел, то вряд ли бы сумел потеряться в Париже. У меня много ориентиров. Я почти всегда знаю, в каком направлении нужно ехать на метро. Я довольно хорошо знаю автобусные маршруты: я могу объяснить таксисту, как доехать до нужного мне пункта. Названия улиц мне почти всегда известны, характерные особенности кварталов мне знакомы; я без труда узнаю церкви и прочие памятники; я знаю, где вокзалы. Многие места связаны с конкретными воспоминаниями: это дома, где некогда жили друзья, которых я потерял из виду, или кафе, где я однажды играл на автомате в электрический бильярд шесть часов подряд (начиная игру всего лишь с одной монетой в двадцать сантимов), или же сквер, где я читал «Шагреневую кожу», присматривая за резвящейся маленькой племянницей. Я люблю ходить по Парижу. Иногда с полудня и до вечера, без всякой конкретной цели, но все же не совсем наугад, наобум, а как бы отдаваясь течению. Иногда — садясь в первый остановившийся автобус (сейчас в автобус на ходу уже не запрыгнешь). Или же тщательно и детально разрабатывая какой-нибудь маршрут. Было бы у меня время, я бы охотно составлял и решал задачи, подобные задаче о кенигсбергских мостах или, например, находил путь, который пересекает весь Париж, пролегая только через те улицы, чьи названия начинаются с буквы «C». Я люблю свой город, но вряд ли могу сказать, что именно в нем я люблю. Не думаю, что это запах. Я слишком привык к памятникам, чтобы у меня возникало желание их рассматривать. Я люблю определенный свет, несколько мостов, террасы кафе. Я люблю заходить в места, которые давно не видел. 5 Чужие города О туризме Упражнения Я мало что могу сказать по поводу деревни: ее не существует, это иллюзия. Для большинства мне подобных сельская местность — это развлекательное пространство, которое окружает их загородное жилье и обрамляет ведущий туда участок автодороги, куда они прибывают в пятницу вечером и где в воскресенье пополудни, если хватит мужества, они проходят несколько метров, перед тем как отбыть в город, дабы всю следующую неделю воспевать там возврат к природе. Как и все, я не раз ездил за город (последний раз — в феврале 1973 года, когда, как мне хорошо помнится, было очень холодно). Впрочем, я люблю деревню (я люблю, как уже говорил, и город: я не привередлив), я люблю бывать за городом: ешь деревенский хлеб, дышишь свежим воздухом, иногда видишь животных, которых уже практически отвык встречать в городе, топишь камин, играешь в скрабл или другие коллективные игры. Следует признать: зачастую там больше места, чем в городе, почти так же комфортабельно, а иногда и так же спокойно. Но ничто из этого мне не кажется достаточным, чтобы провести четкую границу. Сельская местность — это чужая страна. Так не должно быть, однако так есть; так могло бы и не быть, но так было и отныне так будет; и уже слишком поздно что-нибудь менять. Я человек городской; я родился, рос и жил в городе. Мои привычки, ритм и словарь — привычки, ритм и словарь городского человека. Город мне принадлежит. В нем я у себя дома: асфальт, бетон, решетки, сеть улиц, гризайль фасадов насколько хватает глаз, — все это может меня удивлять или возмущать, но так же, как может меня возмущать или удивлять, например, крайнее затруднение, возникающее, когда хочешь увидеть собственный затылок, или недоказуемое существование пазух (лобных или челюстных). За городом ничто меня не возмущает; из вежливости я мог бы сказать, что все меня удивляет; на самом же деле все оставляет меня почти равнодушным. Я многому научился в школе, и до сих пор помню, что Мец, Туль и Верден образовывали Три Епископства, что дельта равна b2 минус 4 ас, и что кислота плюс основание дают соль плюс воду, но я ничего не выучил о деревне или же забыл все, чему меня учили. Мне доводилось читать в книгах, что в деревнях живут крестьяне, что крестьяне встают и ложатся с солнцем, что их работа заключается, помимо прочего, в том, чтобы золить, известковать мергелем, чередовать, перебивать сев, удобрять ракушечниковым песком, боронить, мотыжить, полоть, двоить, молотить. Действия, обозначенные этими глаголами, для меня еще более экзотичны, чем те, что предшествуют, например, восстановлению котельной центрального отопления, хотя к этой сфере у меня нет ни малейшего интереса. Конечно, есть большие желтые поля, которые бороздят блестящие машины, рощи, луга, засаженные люцерной, и бесконечные виноградники. Но я ничего не знаю об этих пространствах, они для меня непроходимы. Единственное, что мне может быть знакомо, это пакетики «Вильморен» или «Трюффо», перестроенные фермы, где ярмо быков стало подвесной лампой, мера зерна — корзинкой для бумаг (такая есть и у меня, и я ею очень дорожу), умильные статьи о разведении теляток и ностальгические воспоминания о черешне, за которой надо было лезть на дерево. 2 Деревенская утопия Для начала — в школе вы сидели бы за одной партой с местным почтальоном. Вы бы знали, что мед учителя лучше, чем мед начальника станции (нет, начальника станции не было бы, только станционный смотритель: уже много лет, как поезда здесь не останавливаются, их заменила автобусная линия, но переезд, до сих пор не автоматизированный, еще остался). Вы бы умели определять по форме облаков над холмами, когда пойдет дождь, вы бы знали места, где водятся раки, вы бы помнили о тех временах, когда автомеханик подковывал лошадей (преувеличить слегка, так, чтобы почти захотелось в это поверить, но все же не слишком…). Разумеется, вы бы знали всех в лицо и жизнь каждого как свои пять пальцев. По средам колбасник из Дампьера привозил бы вам сардельки и сигналил бы перед вашим домом. По понедельникам мадам Блез приходила бы стирать. Вы бы ходили с детьми собирать ежевику вдоль тропинок, петляющих между холмами; вы бы отправлялись с ними по грибы; вы бы отправляли их искать улиток. Вы бы обращали внимание на проезд семичасового автобуса. Вы бы любили садиться на единственную скамейку в деревне, под столетним вязом, напротив церкви. Вы бы ходили по полям в высоких башмаках и сбивали верхушки злаков палкой с железным наконечником. Вы бы играли в манилью со станционным смотрителем. Вы бы ходили за дровами в ближайший лес. Вы бы умели распознавать птиц по их пению. Вы бы знали каждое дерево в своем саду. Вы бы следили за тем, как сменяются времена года. 3 Альтернатива ностальгическая (и ложная) Мы живем где-то: в какой-то стране, в каком-то городе этой страны, в каком-то квартале этого города, на какой-то улице этого квартала, в каком-то доме на этой улице, в какой-то квартире этого дома. Границы Страны отделены одна от другой границами. В пересечении границы всегда есть что-то немного волнующее: достаточно вымышленного предела, материализованного деревянным барьером, — который, кстати, никогда не совпадает с линией, которую он призван представлять, а отнесен на несколько десятков или сотен метров ближе или дальше, — чтобы изменилось все, включая пейзаж: тот же воздух, та же земля, но дорога уже не совсем такая, меняется начертание дорожных знаков, булочные не совсем похожи на то, что мы называли булочной минуту назад, у хлеба уже другая форма, на земле валяются другие пачки из-под сигарет… (Подмечать то, что остается одинаковым: форма домов? форма полей? лица? эмблемы «Shell» на заправочных станциях, рекламные щиты «Coca-Cola» почти одинаковы повсюду, как это подтвердила недавняя выставка фотографий: от Огненной Земли до Скандинавии, и от Японии до Гренландии, — правила автомобильного движения (с несколькими вариациями), ширина колеи железнодорожных путей (за исключением Испании) и т. д.) В 1952 году в Иерусалиме я попытался пролезть под колючей проволокой и ступить на иорданскую землю, однако сопровождавшие меня остановили: там, кажется, были мины. Так или иначе, я прикоснулся бы не к Иордании, а к ничейной, нейтральной территории, к по man’s land. В октябре 1970 года, в Хофе, в Баварии, я, как говорится, охватил одним взглядом нечто, принадлежавшее Западной Германии, нечто, принадлежавшее Восточной Германии, и нечто, принадлежавшее Чехословакии: это было сероватое и мрачноватое пространство с редкими насаждениями. Трактир, западногерманский, откуда открывался этот вид, пользовался успехом. В мае 1961 года, неподалеку от руин Сбейтлы, в Тунисе, где-то в районе Кассерина, я увидел алжирскую границу: простая изгородь из колючей проволоки. В нескольких сотнях метров виднелась разрушенная ферма, уже на территории Алжира. «Линия Мориса», которая оставалась все еще действующей, проходила, как мне сказали, прямо за ней. Границы — это линии. Миллионы людей погибли из-за того, что были границы. Тысячи людей погибли, потому что не сумели их пересечь: выжить тогда означало просто переправиться через речку, обойти холмик, пройти лесок. По ту сторону была Швейцария, нейтральная страна, свободная зона… («Великая иллюзия»: в сбежавших пленников уже не стреляли, когда им удавалось пересечь границу…) Люди сражались за крохотные клочки пространства, за склон холма, за побережье в несколько метров, за скалистый бугорок, за участок улицы. Для миллионов людей смерть наступила из-за легкого перепада уровня между двумя точками, расположенными на расстоянии не больше ста метров. Люди сражались неделями, чтобы завоевать или отвоевать высоту 532. (Одним из главнокомандующих французской армии во время войны 1914–1918 годов был генерал Нивель{8}…) 2 Моя страна Одна из пяти частей света Старый континент Европа, Азия и Африка Новый континент Ура, ребята, нас открыли! (один из индейцев при виде Христофора Колумба) Мир Мир велик. Самолеты бороздят его во все стороны, в любое время и в любую погоду. …так что мир и окружающее пространство выглядели зеркалом друг друга — изукрашенные иероглифами и идеограммами, которые могли быть знаками и в то же время могли ими не быть. Известковое отложение на базальте, взметенный ветром гребень на слежавшемся бархане, глазки́ павлиньих перьев (жизнь среди знаков постепенно научила видеть таковые во множестве явлений, существовавших раньше просто так, обозначая лишь свое присутствие, и сделала эти явления знаками самих себя, прибавив их к числу оставленных специально теми, кто хотел оставить знак), полосы, запечатленные огнем на сланцевой породе, четыреста двадцать седьмой — чуть скошенный — желоб на карнизе фронтона мавзолея, череда полосок на телеэкране под влиянием магнитной бури (ряд знаков превращается в ряд знаков знаков, знаков, повторяемых бессчетно, — всегда одних и тех же, но и всякий раз отличных, так как к намеренно оставленному знаку добавлялся появившийся случайно), не вполне прокрашенная ножка буквы Р, пришедшаяся в одном из экземпляров «вечерки» на дефект бумаги, одна из восьмисот тысяч отметин на гудронированной стенке кессона в доках Мельбурна, след неожиданного торможения на асфальте, статистическая кривая, хромосома… Итало Кальвино («Космикомические истории»){10} Мы пользуемся глазами, чтобы видеть. Наше поле зрения открывает нам безграничное пространство: нечто более или менее круглое, которое очень скоро прерывается справа и слева и не продолжается ни ниже, ни выше. Скосив глаза, мы можем увидеть кончик нашего носа; поднимая глаза, мы видим, что есть верх; опуская глаза, мы видим, что есть низ; поворачивая голову, сначала в одну, потом в другую сторону, мы даже не можем полностью увидеть то, что нас окружает; приходится поворачиваться всем корпусом, чтобы увидеть все то, что есть позади нас. Здесь я написал главу о кривых линиях, дабы доказать превосходство прямых… Прямая линия! стезя, по которой… — Эта прямая линия — стезя, по которой должны ходить христиане, — говорят богословы. — Эмблема нравственной прямоты, — говорит Цицерон. — Наилучшая линия, — говорят сажатели капусты. — Кратчайшая линия, — говорит Архимед, — которую можно провести между двумя данными точками. Но автор, подобный мне и многим другим, не геометр; и я уклонился от прямой линии. Лоренс Стерн («Тристрам Шенди», глава 240){11} Измерения Полагаю, что, как и всех, меня привлекают нулевые отметки — те оси и точки отсчета, по которым могут быть определены положение и расстояние до любого предмета вселенной: Играть с большими числами (факториалами, последовательностью Фибоначчи, геометрическими прогрессиями): Расстояние от Земли до Луны: тонкая сигаретная бумажка — их потребуется 1000, чтобы получить толщину в миллиметр — складывается пополам 49 раз подряд; Расстояние от Земли до Солнца: та же бумажка складывается пополам 58 раз подряд; Расстояние от Плутона до Солнца: складывая все ту же бумажку на 4 раза больше, мы почти достигаем нужного соотношения, но, складывая ее еще 4 раза, мы залетаем почти на 3 000 000 000 километров дальше; Расстояние от Земли до Альфы Центавра: складываем на 15 раз больше. Дом на колесах г-на Рэймона Русселя» (отрывок из «Ревю дю Ту ринг-Клуб де Франс») Автор «Африканских впечатлений», гениальность которого восхваляют многие утонченные ценители, создал по своему собственному проекту автомобиль размерами 9 метров в длину и 2,3 метра в ширину. Эта машина — самый настоящий маленький дом. Внутри, в продуманной последовательности расположены: гостиная, спальня, студия, ванная и даже маленький дортуар для обслуживающего персонала, который состоит из трех человек (двух шоферов и одного слуги). Корпус, созданный фирмой «Лакост», весьма элегантен, а внутреннее обустройство одновременно оригинально и изобретательно. <…> Днем спальня превращается в студию или в гостиную; что касается передней части (за сидением водителя), то вечером она становится спальней, где вышеуказанные три человека могут удобно располагаться и совершать туалетные процедуры (раковина находится в багажном отделении <…> слева от места водителя и руля). Интерьеры подвижного дома г-на Рэймона Русселя спроектированы декоратором Мэйплом. Имеется электрическое отопление и печка, работающая как на газе, так и на бензине. Водогрей также работает и на газе, и на бензине. Мебель продумана так, чтобы отвечать всем потребностям, и включает в себя даже сейф «Фише». Безупречное оборудование на основе беспроводной технологии позволяет ловить программы всех европейских радиопередатчиков. Это краткое описание показывает, что в своей вилле на колесах — которая легко укомплектовывается кухней-прицепом — владелец может найти в едва уменьшенных размерах все прелести домашнего очага. Роскошная конструкция смонтирована на раме «Зауэр». На ровной поверхности средняя скорость автомобиля составляет 40 километров в час. Он смело покоряет самые трудные спуски благодаря специальному устройству для торможения двигателем. Управление предусматривает возможность крутого поворота колеса, что оказывается весьма ценным качеством при езде по извилистым горным дорогам. <…> Едва построенный дом на колесах тут же отправился <…> в 3 000-километровый пробег через Швейцарию и Эльзас. Каждый вечер г-на Русселя встречал новый пейзаж. Из этого путешествия он вынес бесподобные впечатления. 2 Святой Иероним в келье» Антонелло да Мессина (Лондон, Национальная галерея) В данном случае келья — это что-то вроде отгороженной деревянной кафедры на подиуме, отделенном от плиточного пола собора тремя ступенями. Она состоит из стеллажей, заставленных книгами и различными предметами (в частности, шкатулками и вазой), и секретера, на котором находятся две книги, чернильница и перо, а на пюпитре — книга, которую читает Иероним. Все элементы скреплены, то есть образуют цельную конструкцию; к ним отдельно прилагаются кресло, в котором сидит Иероним, и сундук. Перед тем, как подняться на подиум, святой муж снял туфли. Свою кардинальскую шляпу положил на сундук. Он облачен в красное (кардинальское) платье, на голове у него круглая шапочка, также красного цвета. Он сидит в кресле, выпрямившись, и очень далеко от читаемой книги. Его пальцы скрыты страницами, словно он перелистывает книгу или, вероятнее, часто обращается к предыдущим, уже прочитанным местам. На одной из верхних полок, напротив святого и очень высоко над ним, висит распятие. К торцовой части стеллажа прикреплены два простых крючка, на одном из которых висит какой-то предмет из белой ткани: возможно, это омофор или епитрахиль, но скорее всего полотенце. На выступе подиума видны два горшка с растениями, одно из которых, должно быть, карликовое апельсиновое деревце, и пребывающий в легкой дреме, судя по позе, полосатый котенок. Над апельсиновым деревцем, на торцовой части секретера, прикреплена этикетка, которая как почти всегда у Антонелло да Мессина указывает имя художника и дату написания картины. По тому, что мы видим по обе стороны кафедры и над ней, можно представить себе, как выглядит остальная часть собора. Он пуст, за исключением льва, справа от кафедры, который поднял лапу, словно боится помешать Иерониму в его работе. В створах высоких узких окон видны семь птиц. Из нижних окон просматривается слегка неровный пейзаж: кипарис, оливковые деревья, замок, река с двумя персонажами в лодке и три рыбака. Вся сцена подается через широкий портал со стрельчатыми сводами, на верхней ступени которого возле великолепной медной купели снисходительно позируют павлин и птенец какой-то хищной птицы. Все пространство организовано вокруг этой мебели (а вся мебель организована вокруг книги). Леденящая архитектура церкви (оголенность плит, суровость колонн) устраняется: ее перспективы и вертикали уже не ограничивают единственное место невыразимой веры; они здесь лишь для того, чтобы принять мебель в свой масштаб, позволить ей вписаться: в центре нежилого пространства мебель задает границы пространству домашнему, которое с умиротворением обживают кошки, книги и люди. 3 Беглец Так на скаку замечаешь дугу виадука Жак Рубо Я забыл о происхождении этой истории, я не смог бы гарантировать ее достоверность и далеко не уверен в точности определений: однако она, как мне кажется, прекрасно иллюстрирует то, о чем я говорю. Одному французу удалось ночью соскочить с поезда, который вез партию заключенных в Германию. Ночь была кромешная. Пленник даже не догадывался о том, где он находится. Он долго шел наугад, то есть прямо. В какой-то момент вышел к воде. Где-то прогудела сирена. Через несколько секунд волны, поднятые проходящим кораблем, достигли берега. Учитывая время, которое прошло между воем сирены и плеском волн, пленник определил ширину реки; зная ширину, он определил реку (это был Рейн), а определив реку, он понял, где находится. Нежилое: загаженное море, ощетинившиеся колючей проволокой берега, плешивая земля, могильный грунт, груда скелетов, заболоченные реки, зловонные города Я бы хотел, чтобы существовали места устойчивые, незыблемые, нерушимые, нетронутые и почти что неприкосновенные, неизменные, исконные; места, которые были бы ориентирами, отправными точками, истоками: АДЛЕР ЛАРИ АЛЬПИНИСТ АМЬЕН АНГУСТУРА АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО БАЗАЛЬТ (Кальвино) БАЙРОТ БАКЛУШИ БАОБАБ БАРОМЕТР БАХ ИОГАНН-СЕБАСТЬЯН БЕГЛЫЙ ВЗГЛЯД БЕЛЬФОРСКИЙ ЛЕВ БЕСПРОВОДНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БИГУДИ БИЛЬЯРД БОЛЬШАЯ КРАСНАЯ БУКВА «О» БОТТЭН БОШАНСКИЕ ПЕСКИ БУКВА «C» БУКВА «R» БУЛЬОН БУТОВАЯ КЛАДКА ВАЛИК «ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ» ВЕРДЕН ВЕСЫ ВЕТЕР ВЕТЧИНА ВЕШАЛКА ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЯЗ ВЯЛЕНАЯ ОЛЕНИНА ГАЙДН ЙОЗЕФ ГАРЕМ ГИЛЬОТИНА ГРАФФИТИ ДАМА ТАРТИНКА ДЕРЕВЕНСКИЙ ХЛЕБ ДОРОЖНЫЙ РАБОЧИЙ ДУША ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ ДЮГОМЬЕ ДЮМА АЛЕКСАНДР ЕЖЕДНЕВНИК ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС ЖЕЛТЫЙ ЖУЛЬНИЧЕСТВО «ЗАПРЕТНАЯ ПЛАНЕТА» ЗЕЛЕНЬ ЗИМНИЙ САД ЗУБНАЯ БОЛЬ ИГРА В ГО ИКАР ИСТОКИ КАМЕШЕК КАНАТ КАРАБИН КАРПАЧЧО ВИТТОРЕ КАШТАНЫ КИПАРИС КОВРОЛИН КОЛЫБЕЛЬ КОЛЯСКА КОСТЬ КРЮЧОК КУВШИН с водой КУХОННАЯ ПЛИТА ЛАМПОЧКА ЛЕВ ЛЕГКАЯ ДРЕМА ЛЕОПОЛЬД БЛУМ ЛИНИЯ МОРИСА ЛОДКИ ЛОЖЕЧКА ЛОШАДКА НА КОЛЕСИКАХ ЛЮДОВИК XVI ЛЮЦЕРНА МАЛЬТИЙСКИЙ КРЕС МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК МАНИКЮРНЫЕ НОЖНИЦЫ МАРМЕЛАД МАРШМЕЛЛОУ МАСЛЯНЫЙ КРЕМ МЕЛЬБУРН МИНЫ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ МИР «МИШЛЕН» МИЧИГАН МОЯ МАЛЕНЬКАЯ ПЛЕМЯННИЦА МУЗЫ НАСАЖДЕНИЯ NO MAN’S LAND «НУВЭЛЬ РЕВЮ ФРАНСЭЗ» НЯНЯ ПАРАДИ ПЕДИКЮРНЫЙ ПЕРЕКУСИТЬ ПИАНИСТ ПИЗА ПИТЕЙНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ БРАТЬЕВ СИМИЧ ПЛАТАН ПЛЕСК ВОЛН «ПОВЕСТЬ О ГЭНДЗИ» ПОДСТАВКА ДЛЯ ДРОВ ПОЛДНИЧАТЬ ПОЛЯКИ ПОНТУАЗ ПОРТУЛАН ПОТЕРН ПОЧТОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРАЧЕЧНАЯ ПРАЧКА ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД ПТИЦА РАЙТ ФРЭНК ЛЛОЙД РАЗВОДНОЙ КЛЮЧ РАЗГОВОР РАКИ РОДИНА-МАТЬ РОЖДЕСТВО РОСТАН ЭДМОН САДОВНИК САМОЛЕТ САНРЕДАМ ПИТЕР САПОГИ СВЯТАЯ ЕЛЕНА СВЯТОЙ ИЕРОНИМ СВЯТОЙ ФОМА АКВИНСКИЙ СВЕЧА СЕЙФ СЕН-ДЕНИ СЕН-ЖАК СЕН-ЖАН-РОРБАК СЕН-ЖЕРМЕН СЕН-КЛУ СЕН-ЛАЗАР СЕН-НАЗЭР СЕНТ-АНТУАН СЕНТ-ОНОРЕ СЕН-ШЕЛИ-ДАПШЕ «СИЛЬВИЯ СКАРЛЕТТ» СИРЕНА СИСЛЕЙ АЛЬФРЕД СКЕЛЕТ СКИННЕРОВСКИЙ ЯЩИК СЛОНЫ СПАГЕТТИ СТАТУЯ СТИЛЬ «ТАЙНА» из МЕРЕНГ С КРЕМОМ ТАРН Т-ОБРАЗНЫЙ КЛЮЧ ТОЛСТЯКИ ТОСТЫ ТРАЗИМЕНО ТРЕХЦВЕТНЫЙ ФЛАГ ТРУБКА ТУЛЬ ТУМАН УРНА С ПЕДАЛЬЮ ФАРФОР ФИСГАРМОНИЯ ФИОЛЕТОВЫЙ ФОТОКАРТОЧКИ ФРЕЙД ЗИГМУНД ХИМЧИСТКА ХОД КОНЯ ХРИСТОФОР КОЛУМБ ХРОМОЛИТОГРАФИЯ ХРОМОСОМА ЦИЦЕРОН ЧЕРДАК ЧЕРЕШНЯ ЧЕРНИЛЬНИЦА «ЧЕРНЫЙ ЛЕВ» ШИТЬЕ ШОТТ ЭБЛЕ ЖАН-БАТИСТ ЭВЕРИ ТЭКС ЭЙЛЕР ЛЕОНАРД ЭКИПАЖИ ЭТРЕТА ЯБЛОКО notes Авторские сноски 1 Я очень люблю делать сноски внизу страницы, даже если мне нечего уточнять. 2 Вот она, самая красивая фраза в этой книге! 3 Проживание, основанное на круглогодичном ритме, практикуют happy few, которые располагают достаточным количеством резиденций для того, чтобы попытаться совместить представление о ценностях, страсть к путешествиям, климатические предпочтения и культурные запросы. Допустим, январь они будут проводить в Мексике, февраль — в Швейцарии, март — в Венеции, апрель — в Марракеше, май — в Париже, июнь — на Кипре, июль — в Байройте, август — в Дордони, сентябрь — в Шотландии, октябрь — в Риме, ноябрь — на Лазурном берегу и декабрь — в Лондоне… comments Примечания 1 Жозе Мария де Эредиа. Трофеи. М.: Наука, 1973. С. 124. Пер. студии М. Лозинского. 2 Фр. néanmoins — однако. 3 Assomnoir — неправильное написание фр. assommoir — западня, ловушка. 4 Псевдо-кенина — сложная стихотворная форма, разработанная поэтами группы УЛИПО и названная именем Р. Кено. Если секстина провансальских поэтов XIII века — комбинаторная последовательность строф по шесть одиннадцатисложных стихов в строфе, имеющих всего шесть различных окончаний, то «псевдо-кенина» строится путем перестановки десяти строф, по десять строк в строфе. Более подробно см.: Т. Бонч-Осмоловская. Порядок, хаосмос, пустота (математические формы и естественно-научные парадигмы в «романах» Жоржа Перека «Жизнь способ употребления») в журнале «НЛО» (2010, № 106). 5 Intra muros — в стенах (лат.), т. е. внутри крепости или цитадели; здесь: в черте города. 6 Фр. pré — луг. 7 Жюль Верн. Вокруг света в восемьдесят дней. М., 1956. С. 38. Пер. Н. С. Габинского. 8 Фр. nivelle — уровень, ватерпас. 9 Фр. hexagone фигурально обозначает Францию, чья форма на карте напоминает шестиугольник. 10 Итало Кальвино. Знак в пространстве // Итало Кальвино. Космикомические истории. М., 2010. С. 52. Пер. Н. Ставровской. 11 Лоренс Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. (Библиотека всемирной литературы). М., 1968. С. 397. Пер. А. Франковского. Date: 2015-09-03; view: 249; Нарушение авторских прав |