Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Авторское право и права, смежные с авторским
Важнейшим компонентом правового регулирования интеллектуальной собственности является авторское право. Предыстория авторского права уходит своими корнями в глубокую древность и сопряжена с попытками людей творческих профессий защитить свое авторство на созданные ими произведения. В Государственном Эрмитаже, например, есть древнегреческая ваза, датированная 500 г. до н. э. На ней написано: «Гесхил сделал. Эпиктет расписал». Так два древних мастера на тысячелетия вперед закрепили свое авторство на произведение искусства[54]. Авторские права определяются п. 1. ст. 1255 ГК РФ как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. В соответствии с п. 2 ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения. Автором произведения науки, литературы или искусства ГК РФ (ст. 1257) признает гражданина, творческим трудом которого оно создано: «лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». К объектам авторских прав относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: 1) литературные произведения; 2) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; 3) хореографические произведения и пантомимы; 4) музыкальные произведения с текстом или без текста; 5) аудиовизуальные произведения; 6) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; 7) произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; 8) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; 9) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; 10) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; 11) другие произведения. К объектам авторских прав также относятся: а) программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения; б) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; в) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Вместе с тем, специалисту по связям с общественностью следует учитывать, что к объектам авторских прав не относятся: 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). В процессе реализации многих PR-мероприятий специалист по связям с общественностью активно использует познавательные и психо-эмоциональные возможности аудиовизуальных произведений. В соответствии с п.1. ст.1263 ГК РФ под аудиовизуальным произведением понимаются произведения, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Авторами аудиовизуального произведения являются: 1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. ГК РФ различает право авторства и право автора на имя. Согласно ст. 1265 под правом авторства понимается право признаваться автором произведения и право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. В случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнении я в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. В отношении охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора в ст. 1267 ГК РФ указано, что авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 «Исключительное право» ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. В отношении знака охраны авторского права, ст. 1271 ГК РФ отмечает, что правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: 1) латинской буквы «C» в окружности; 2) имени или наименования правообладателя; 3) года первого опубликования произведения. Например: «© Сидоров В.В., 2011». Вместе с тем, знак охраны авторских прав «©» имеет исключительно лишь информационное значение и указывает только на то, что определенное лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Сам по себе знак охраны авторских прав не является основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение. «Абсолютно никакого правового значения не имеют согласно российскому законодательству надписи вроде «все права защищены» («All rights reserved»), пришедшие к нам из американской практики. В ряде случаев подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов», – отмечают И. А. Близнец и К. Б. Леонтьев[55]. Апеллируя к понятию «охрана авторского права» важно заметить, что «несмотря на то, что охрана возникает автоматически и ее предоставление не зависит от способа выражения произведения, все же для ее возникновения …. необходимо выражение произведения в объективной форме. До тех пор пока произведение не будет выражено в какой-либо объективной форме, она вообще не нуждается в какой-либо правовой охране»[56]. В пункте 3 ст. 1259 ГК РФ содержаться лапидарный перечень основных форм, в которых могут быть выражены произведения (рис. 7.) [57].
Рис. 7. Объективная форма выражения произведений
В континентальной системе права традиционно большое внимание уделяется вопросам охраны личных неимущественных прав авторов. Российское законодательство предусматривает целый комплекс личных неимущественных прав, основным предназначением которых считается обеспечение всесторонней защиты нематериальных интересов автора. Согласно положениям ст. 150 ГК РФ принадлежащие авторам личные неимущественные права неотчуждаемы и не передаваемы иным способом, причем даже сам автор не может от них отказаться. Например, недопустима какая-либо передача права авторства по договору. При этом автор сам должен определить, как будет указываться его имя при использовании произведения и разрешает ли он публиковать произведение анонимно или вносить в него изменения. Личные неимущественные права автора можно представить в виде рис. 8.
Рис. 8. Личные неимущественные права автора В отношении срока действия исключительных прав на произведение следует заметить, что согласно общему правилу, предусмотренному ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (отсчет при этом в целях упрощения ведется с 1 января года, следующего за годом смерти автора). По истечение срока действия исключительного права произведение науки, литературы и искусства, как обнародованное, так и необнародованное, согласно п. 1 ст. 1282 ГК РФ, переходит в общественное достояние. Появление различных способов радиовещания звуко- и видеозаписи, распространение радиовещания и телевизионного вещания потребовало принятие эффективных мер в плане защиты интересов артистов, исполняющих музыкальные, литературные, драматические и иные произведения. Более того, различные вещательные организации стали выражать свою обеспокоенность в отношении того, что бесконтрольная ретрансляция их передач будет сопровождаться причинением им значительных убытков. «Каждая из этих групп заинтересованных лиц постепенно добилась закрепления в законодательствах ряда стран особых смежных прав, позволяющих в той или иной степени контролировать использование соответственно исполнений – результатов творческой деятельности артистов-исполнителей, фонограмм и передач вещательных организаций[58]. В статье 1304 ГК РФ перечисляется пять видов объектов смежных прав, содержание прав в отношении каждого из которых раскрывается в самостоятельных параграфах главы 71 ГК РФ: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений. В отношении знака правовой охраны смежных прав необходимо заметить, что согласно ст. 1305 ГК РФ изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов – латинской буквы «P» (®) в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.
Date: 2015-09-03; view: 475; Нарушение авторских прав |