Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критический рационализм» - новейшая субъективистски-агностическая философия науки 5 page25 Feyerabend P. Wider den Methodenzwang..., S. 388. 26 Wissenschaftstheorie, Wissenschaft und Philosophic. Abhandlungen des internationalen Kolloquiums uber die Philosophic der Wissenschaft (London, 1965, Bd 4). Braunschweig, 1974, S. 199-201. друг с другом 27. Но Фейерабенд не замечает того, что и его собственное учение о несоизмеримости теорий, претендующее на выражение «самой верной» позиции в методологии, несоизмеримо со всеми теми научными теориями (гипотезами), к которым он желал бы его применить, а значит, утрачивает не только силу, но и вообще смысл. Свои антидиалектические конструкции Фейерабенд не случайно называет анархическими и дадаистскими. Как и наиболее экстремистские анархисты в политике, он понимает свободу как произвольное и бесконтрольное поведение. Как и дадаисты в искусстве, он одобряет любые эксперименты и любую «неожиданность». Он высказывается за «плюралистическую методологию»28, с помощью которой он намерен отправиться в плавание по «морю взаимонесовместимых (а может быть и несоизмеримых) альтернатив...»29. Следует отметить, что в идее о многообразии методологических альтернатив есть определенное «рациональное зерно». Ф. Энгельс в «Диалектике природы» высказал мысль, что в рамках диалектико-материалистиче-ского метода могут и должны применяться самые разные частные методы 30, но каждый из них, если начинают на него уповать как на некую палочку-выручалочку, т. е. на абсолютный, всеобщий метод, рано или поздно заводит в тупик: возникают ситуации, когда «старые, удобные, приспособленные к прежней обычной практике» методы превращаются в тормоз31. Широкая альтернативность частных методов — это реальная проблема, а не выдумка Фейерабенда. Но он шаблонно перенес проблему альтернативности с методов на теории и искусственно истолковал историю познания как процесс произвольных пертурбаций в теории, идущий рука об руку с произвольностью в выборе методов познания. Таким образом, он сделал метафизические выводы из развития диалектического процесса науки, изобразив революции в ней как возникновение несоизмеримых тео- 27 Там же, с. 211, 219. 28 peyerabend P. Wider den Methodenzwang..., S. 48. 29 Там же. 30 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 540, 555; сравни: там же, с. 146. 31 См. там же, с. 608. рий, а возникновение новых методов — как полное «равноправие» их всех. В действительности речь должна идти об относительной самостоятельности как методов, так и теорий. Ф. Бэкон, например, разрабатывал новый метод познания, оставаясь в рамках прежних научных теорий, в том числе птолемеевской геоцентрической системы мироздания, тогда как И. Ньютон создал новую механику при помощи прежних методов и не произвел в последних никакой революции. Фейерабенд сам лишил себя творческих перспектив, оборвав пути, которые могли бы привести его к верному пониманию диалектико-материалистической методологии. Зачислив «реалистов», т. е. всех материалистов, в «догматики», а марксистов — в сторонников «догматической религии»32 и не скрывая своих симпатий к позитивизму, он пришел к субъективному идеализму. Чего стоит, например, следующее его рассуждение: «Нужен мир иллюзий (eine Traumwelt), чтобы познать свойства действительного мира, в котором, как мы верим, мы живем (и который в действительности может быть есть лишь иной, иллюзорный мир)»33. Иного финала в рассуждениях и не могло быть у методолога, не понявшего диалектического характера развития науки. Из того факта, что всякий метод имеет некоторое реальное гносеологическое основание, содержит определенный рациональный момент и что возможности применения любого метода конкретного исследования ограниченны, он сделал неверный, метафизический вывод, что «все методы обманывают, и лучше от них отказаться вообще»34. П. Фейерабенд считает себя преемником Э. Маха, в свое время нападавшего на материализм ^Л. Планка как на «помеху» на пути к «свободе мышления»35. Безудержная «свобода мышления», за которую ратует Фейерабенд, привела к методологической немощи и утрате ориентации в познании. Получилось так, как сказал поэт: Есть на картах моря, острова, вся земля... Капитана же хвалим за то, что для нас он достал: карту лучшую взял, на которой нет ничего!36 32 Feyerabend P. Science in a Free Society, p. 75. 33 Feyerabend P. Wider den Methodenzwang..., S. 51. 34 Там же, с. 52. 35 Там же, с. 12. 36 Цит. по: Корнфорт М. Наука против идеализма. М., 1948, с. 236 Фейерабенд критикует К. Поппера и Т. Куна, но без их концепций не было бы и его эпистемологического «анархизма»: его принцип умножения гипотез опирается на тезисы Поппера, а принцип их устойчивости — на идеи Куна. В результате возникло не только глубоко антидиалектическое, но и эклектическое построение. И даже само соединение этих двух идей наметилось еще до Фейерабенда: уже И. Лакатос соединял их, хотя и пытался ограничить их действие. Но то, о чем до Фейерабейда говорили вполголоса, он провозгласил громко и без стеснения. Есть ли выход из бездорожья, в которое толкает науку и теорию познания Фейерабенд? Да, и это прежде всего овладение учеными методологией диалектического материализма. Категории материалистической диалектики служат основанием для разработки частных методов познания. В принципе частных методов и приемов множество, но мощность их по крайней мере на порядок меньше мощности множества свойств всех познаваемых объектов, процессов, связей и отношений. Овладение методами и приемами познания не тождественно овладению самой объективной действительностью, а ее содержание не покрывается бесконечным многообразием гипотетических теорий. Однако, вопреки Фейерабенду, прогресс в познании происходит. Да, содержание объективного мира неисчерпаемо, но для выражения этой неисчерпаемости фиктивная бесконечность методов, выражаемая максимой «Делай, что хочешь», — самое неподходящее средство, ибо эта бесконечность не направляет на путь познания, а дезориентирует исследователей и загоняет в тупик само познание. Глава VII
|