Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объектное и субъектное в деятельности критикаСтр 1 из 6Следующая ⇒ Двойственная природа литературной критики Двойственность заключается с одной стороны, литературный критик, сочиняющий, пишущий в этом ключе, — он, безусловно, писатель, он тоже творит, создает некие художественные, эстетические ценности. И мы ожидаем от критика, что он владеет литературным языком, что он пишет не нудно, не скучно, не чересчур академичен, а обладает живостью и какими-то возможностями ярких примеров, аналогий, метафор.А с противоположной стороны, критик склонен и вообще обязан соблюдать некую объективность, а именно стремиться к справедливости своего суждения, к честности, к обоснованности и аргументированности своих оценок, выводов, пользоваться и логикой, и системой доказательств, выводить следствие из причины и т. д. С одной стороны, нужно иметь горячее сердце, а с другой — холодную голову, холодный разум. Играть, но не заигрываться, не переигрывать.Конечно же, критик выражает свою личную точку зрения, свою позицию. Литературный критик — на том же самом поле, на той же площадке, что и прозаики, поэты, драматурги. Двойственное положение у литературного критика образовалось не вчера, однако в новейшей истории оно пришибло его, по крайней мере, до полуобморочного состояния. №2 Объектное и субъектное в деятельности критика Двойственность заключается в том, что с одной стороны лит. критик сочиняющий, пишущий в этом ключе - он, безусловно, поэтик, он тоже творит, создает некие художественные, эстетические ценности. И мы ожидаем от критика, что он владеет литературным языком, что он пишет не нудно, не скучно, не чересчур академичен, а обладает живостью и какими-то возможностями ярких примеров, аналогий, метафор. Если вы скажите какому-нибудь критику профессионалу, что например - во встрече в доме литератора приняли участие писатели и критики - он скажет: "Ну критик уже не писатель что-ли?". Не случайно в союзах писателей критики состоят на равных отношениях. Это - с одной стороны. А с противоположной стороны критик склонен, и вообще, обязан соблюдать некую объективность, т.е. стремиться к справедливости своего суждения, к честности, к обоснованности и аргументированности своих оценок, выводов, т.е пользоваться и логикой, и системой доказательств, выводить следствие из причины и.т.д. Что отчасти противоречит первому свойству критика - только что мы говорили о свободе, о том, что выражается личная точка зрения критика, и тут же оказывается, что надо быть - с свободным сердцем, с холодным умом подходить ко всему этому. Критик представляется здесь человеком, который сидит на двух стульях. Потому что, с одной стороны нужно иметь горячее сердце, а с другой стороны - холодную голову, холодный разум. Играть, но не заигрываться, не переигрывать. Конечно же критик выражает свою личную точку зрения, свою позицию, ну, а если он принадлежит к какому-то направлению, к какой-то школе, к какой-то группе? Тут уже возникает и чисто корпоративное чувство локтя. Это то, что касается литературной критики. Но возникает тогда такой вопрос - ну а почему, собственно говоря, мы двойственную природу распространяем именно на литературную критику? ведь есть же другие области критики - критика художественная, театральная критика, есть критика балета, есть критики, которые пишут о цирковом искусстве, о музыке. Это так, но не совсем так. Потому что все-таки в этих всех областях - критике балета, критике цирка - авторы разборов своих не обязаны быть цирковыми артистами, они пользуются другими средствами. А литературный критик пользуется теми же средствами, что и прозаик, поэт – словом, языком. Если литературный критик будет упрекать некоего литератора-беллетриста в том, что он не владеет словом, что он пишет коряво, не умеет строить фразу, а сам будет писать через пень колоду, то какое же будет доверие такому критику? Если сам критик двух слов связать не может, нарушает законы построения фраз, предложений, а критикует литератора - что тот не справляется с системой стихосложения, или еще что-то такое, то, очевидно, критика слушать никто не станет. Литературная критика двойственна по своей природе. Она обнаруживает взаимопроникновение и противостояние, а в идеале — органический сплав художественной интуиции и логико-понятийной выверенности рассуждений. Интуиция как высшее напряжение человеческого духа чаще всего первична в литературно-критическом сознании. Подкрепляя и корректируя интуицию, литературно-критическая логика (рассудительность) неизбежно вступает с ней в драматически сложные отношения: интуиция предопределяет логику, логика же, при всём чрезвычайном усердии и убедительности, не в состоянии объять интуицию, исчерпывающе ее «озвучить» и объяснить. №3 Методы анализа литературных произведений. Форма и содержание Идейное содержание включает: 1. тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2. проблематику - наиболее существенные для автора стороны и свойства уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3. пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность). Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действиям героя или коллектива свойственна свободная инициатива, к тому же эти действия обычно направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Формы трагического пафоса весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека неличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Большое значение в искусстве приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается важность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и автора. Общей эстетической категорией отрицания негативных проявлений является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Б. Художественная форма включает: 1. Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве); 2. Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа); 3. Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом. №15 Статья Статья́ — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. Передовая статья выражает точку зрения редакции по самому актуальному вопросу в данный момент. Передовая статья помогает правильно ориентироваться в проблемах общественной жизни, реагирует на самые актуальные вопросы. Передовые статьи могут быть:общеполитическими — публикуются в связи с знаменательными датами, событиями; пропагандистскими — раскрывают перспективы созидания, осуществление тех или иных идей; оперативными — отражают наиболее актуальные на данный момент политические и хозяйственные задачи. Теоретико-пропагандистская На примерах конкретных ситуаций дается научно-теоретическое объяснение текущих событий. В таких статьях анализируются теоретические аспекты экономики, политики, литературы и искусства. Проблемная статья рассматривает актуальные политические и идеологические проблемы. Для проблемной статьи характерно: постановка, обсуждение путей решения проблемы, вопросов общественной жизни.
|