Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Михаил Кузмин





АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ ПЕСНИ: ОТРЫВКИ

Когда мне говорят: "Александрия",

я вижу белые стены дома,

небольшой сад с грядкой левкоев,

бледное солнце осеннего вечера

и слышу звуки далеких флейт.

 

Когда мне говорят: "Александрия",

я вижу звезды над стихающим городом,

пьяных матросов в темных кварталах,

танцовщицу, пляшущую "осу",

и слышу звук тамбурина и крики ссоры.

 

Когда мне говорят: "Александрия",

я вижу бледно-багровый закат над зеленым морем

мохнатые мигающие звезды

и светлые серые глаза под густыми бровями,

которые я вижу и тогда,

когда не говорят мне: "Александрия!"

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре любили, но все имели

разные "потому что":

одна любила, потому что так отец с матерью ей велели,

другая любила, потому что богат был ее любовник.

третья любила, потому что он был знаменитый художник,

а я любила, потому что полюбила.

 

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре желали, но у всех были разные желанья:

одна желала воспитывать детей и варить кашу,

другая желала надевать каждый день новые платья,

третья желала, чтобы все о ней говорили,

а я желала любить и быть любимой.

 

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре разлюбили, но все имели разные причины:

одна разлюбила, потому что муж ее умер,

другая разлюбила, потому что друг ее разорился,

третья разлюбила, потому что художник ее бросил,

а я разлюбила, потому что разлюбила.

 

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

а, может быть, нас было не четыре, а пять?

Что за дождь?

Наш парус совсем смок,

и не видно уж, что он - полосатый.

Румяна потекли по твоим щекам,

и ты - как тирский красильщик.

Со страхом переступили мы

порог низкой землянки угольщика;

хозяин со шрамом на лбу

растолкал грязных в коросте ребят

с больными глазами

и, поставив обрубок перед тобою,

смахнул передником пыль

и, хлопнув рукою, сказал:

"Не съест ли лепешек господин?"

А старая черная женщина

качала ребенка и пела:

"Если б я был фараоном,

купил бы я себе две груши:

одну бы отдал своему другу,

другую бы я сам скушал..."

Михаил Кузмин

 

Утраченного чародейства

Веселым ветрам не вернуть!

А хочется Адмиралтейству

Пронзить лазоревую муть.

Притворно Невской перспективы

Зовет широкий коридор,

Но кажется жестоко лживым

Былого счастия обзор.

Я знаю, будет все, как было,

Как в старину, как прошлый год;

Кому семнадцать лет пробило,

Тому осьмнадцатый пойдет.

Настанет лето, будет душно,

Летает детское серсо,

Но механично и бездушно

Природы косной колесо.

За ивовым гоняйся пухом,

Глядись, хоть день, в речную тишь,

Но вольным и влюбленным духом

Свои мечты не оживишь.

Все схемы — скаредны и тощи,

Освободимся ль от оков,

Окостенеем ли, как мощи,

На удивление веков?

И вскроют, словно весть о чуде,

Нетленной жизни нашей клеть,

Сказав: «Как странно жили люди:

Могли любить, мечтать и петь!»

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)______51

(Николай II, Львов-Кер-ий, В.И.Ленин, Калин.-Рыков)

«Великая радость — работа. Всё счастье земли — за трудом!»

«Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.»

«Если можешь, иди впереди века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века.»

Выдающийся русский поэт, переводчик, исследователь литературы.

Родился в Москве и зажиточной купеческой семье, Б. выступил как один из зачинателей декадентства в России. Мотивы воинствующего индивидуализма, уход от действительности в мир фантазии и условной экзотики, эротизм, защита реакционной теории «искусства для искусства»- составляют характерные черты поэзии Б. раннего периода.

В 1893 году Б. учился на историко-фил-ом ф-те Московского университета. В течение 1894-95 выпустил три сборника «Русские символисты». С 1904 по 1909 Б. руководил органом символистов - журналом «Весы».

Однако в эти же годы в связи с событиями революции 1905 начинает меняться весь строй поэзии Б. Поэт стремится понять реальную жизнь. Он пишет знаменитые стихи «Каменщик» (1902), «Кинжал» (1903), и «Довольным» (1905), направленное против мещанского довольства буржуазной действительностью.

В годы реакции поэт создал стихотворение «Хвала человеку» - настоящий гимн творческим силам человека. Лирика поэта полна раздумья над историч. ролью родной страны и ее судьбой (стихотворение «Старый вопрос», 1914). В ряде стихотворений Б. прославляет труд («Работа», 1917).


Б. приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

Поэт активно работал в органах Советской власти. В 1920 вступил в партию большевиков. С 1921 Б. был профессором МГУ. В 1921 по инициативе Б. был создан Высший литературно-художественный ин-т, носивший имя поэта. В стихах этого периода Б. славит Великую Октябрьскую социалистическую революцию, свою великую Родину, русский народ («России», 1920; «Третья осень», 1917-20; «Серп и молот», 1921; «Родное», 1923; «СССР», 1923, и другие). Он уверен, что Россия станет мощной индустриальной державой («Лесная тьма», 1923). В ряде произведений Б. пытается нарисовать образ В. И. Ленина («Ленин», 1924, «После смерти В. И. Ленина», 1924).

один из лучших представителей старой культуры, поднявшихся до понимания величия Октябрьской социалист. революции. Б. резко критиковал пореволюционные произведения символистов и акмеистов. Он приветствовал Маяковского как поэта новой России. Б. отличался исключительной эрудицией, широтой интересов. В 1923 Президиум В ЦИК, в специальном постановлении отметил, что Б. «внес ценный вклад в культуру своей родины».

 

Валерий Яковлевич Брюсов(1873-1924)

 

КОНЬ БЛЕД

И се конь блед и сидящий на нем, имя ему Смерть.

Откровение, VI, 8

Улица была - как буря. Толпы проходили,

Словно их преследовал неотвратимый Рок.

Мчались омнибусы, кебы и автомобили,

Был неисчерпаем яростный людской поток.

Вывески, вертясь, сверкали переменным оком

С неба, с страшной высоты тридцатых этажей;

В гордый гимн сливались с рокотом колес и скоком

Выкрики газетчиков и щелканье бичей.

Лили свет безжалостный прикованные луны,

Луны, сотворенные владыками естеств.

В этом свете, в этом гуле - души были юны,

Души опьяневших, пьяных городом существ.

 

 

И внезапно - в эту бурю, в этот адский шепот,

В этот воплотившийся в земные формы бред,-

Ворвался, вонзился чуждый, несозвучный топот,

Заглушая гулы, говор, грохоты карет.

Показался с поворота всадник огнеликий,

Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах.

В воздухе еще дрожали - отголоски, крики,

Но мгновенье было - трепет, взоры были - страх!

Был у всадника в руках развитый длинный свиток,

Огненные буквы возвещали имя: Смерть...

Полосами яркими, как пряжей пышных ниток,

В высоте над улицей вдруг разгорелась твердь.

 

И в великом ужасе, скрывая лица,- люди

То бессмысленно взывали: "Горе! с нами бог!",

То, упав на мостовую, бились в общей груде...

Звери морды прятали, в смятенье, между ног.

Только женщина, пришедшая сюда для сбыта

Красоты своей,- в восторге бросилась к коню,

Плача целовала лошадиные копыта,

Руки простирала к огневеющему дню.

Да еще безумный, убежавший из больницы,

Выскочил, растерзанный, пронзительно крича:

"Люди! Вы ль не узнаете божией десницы!

Сгибнет четверть вас - от мора, глада и меча!"

 

 

Но восторг и ужас длились - краткое мгновенье.

Через миг в толпе смятенной не стоял никто:


Набежало с улиц смежных новое движенье,

Было все обычном светом ярко залито.

И никто не мог ответить, в буре многошумной,

Было ль то виденье свыше или сон пустой.

Только женщина из зал веселья да безумный

Всё стремили руки за исчезнувшей мечтой.

Но и их решительно людские волны смыли,

Как слова ненужные из позабытых строк.

Мчались омнибусы, кебы и автомобили,

Был неисчерпаем яростный людской поток.

 

 

Июль-декабрь 1903-1904

Николай Константинович Рерих(1874-1947)____73

(Николай II, Львов-Керенский, В.И.Ленин, К-Рыков, К-Молотов, Калинин-Сталин, Шверник-Сталин)

«Защита Родины есть защита и своего достоинства.»

«Сознательная дисциплина - разве это не есть истинная свобода?»

«Мы должны внимательно различать предрассудок и суеверие от скрытых символов древнего знания.»

Русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель, писатель и философ; человек-легенда. Оказал значительное влияние на мировую культуру.

родился в Петербурге, Н.К. Рерих учился в известной гимназии К.И. Мая, в те же годы у него проявились способность к рисованию и интерес к археологическим раскопкам.

В 1893г. он становится студентом одновременно Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете, участвует в деятельности Императорского Русского археологического общества (с 1896), изучает древние летописи, грамоты, рисунки.

В Высшем художественном училище Академии художеств он занимается в мастерской А.И. Куинджи,

1901 г. Н.К. Рерих женился на Елене Ивановне Шапошниковой, дочери известного архитектора, очаровательной и одарённой женщине. Вместе с женой Н.К. Рерих отправляется в арх экспедиции, путешествует по древнерусским городам, знакомится с русским фольклором, архитектурой. Результатом поездок 1903–1904 гг. стали свыше 90 картин, посвящённых истории Руси.

1906 г. Н.К. Рерих возглавил Рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств – крупнейшее в России художественно-промышленное учебное заведение.

1910 г. он становится председателем художественного объединения «Мир искусства», в состав которого входили А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, и многие другие.

1916 г. поездка в Сердоболь (Сортавала), на севере Ладожского озера. Затем, по приглашению С.П. Дягилева, который проводил Русские сезоны в Лондоне, приехал в Англию, писал декорации и создавал костюмы для русских опер «Снегурочка», «Князь Игорь», «Сказка о Царе Салтане».

В 1920 г. Рерих принял от Чикагского университета предложение по организации выставки. В Америке, где он пробыл три года, Его организаторский талант проявился в создании Института Объединённых Искусств, Международного художественного центра «Corona mundi» («Венец мира»). Тогда же был создан Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке.


Рерих посещает также Аризону и Нью-Мексико, чтобы изучить и запечатлеть на полотне следы древнеамериканских цивилизаций. Однако главной мечтой Н.К. Рериха был Восток.

Начиная с 1923 г., в течение пяти лет, семья Рерихов совершает грандиозное путешествие по Индии и Центральной Азии, в Тибет, Северо-западный Китай, на Алтай, в Монголию. За эти годы было написано около 500 картин (циклы «Его Страна», «Знамёна Востока», «Святыни и Твердыни» и др.), исследованы памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы, собраны многочисленные коллекции. Рерих создаёт образы великих Учителей человечества, мыслителей, просветлённых – Христа, Будды, Кришны, Магомета, Конфуция, Лао-цзы, Падма Самбхавы, Миларепы, Нагарджуны, Цонкапы.

В 1926 г. Рерихи прибыли в Москву. Художник передал советскому правительству послание Махатм, духовных учителей Востока, встречался с Г.В. Чичериным и А.В. Луначарским, подарил России цикл картин «Майтрейя», после чего путешествие по Азии было продолжено.

По окончании грандиозной центрально-азиатской экспедиции Рерихом были опубликованы путевой дневник «Алтай-Гималаи» и книга «Сердце Азии», в которой он представил путь своей экспедиции через 35 горных перевалов, сумел проникнуть в смысл пророчеств и легенд, идущих из незапамятной древности, прикоснулся к тайнам Шамбалы. Путь в Шамбалу – это путь сознания.

В 1928 г. в индийской долине Кулу Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи основывают Институт гималайских исследований «Урусвати», (Институт, привлёкший внимание многих крупных учёных, в частности, А. Эйнштейна, Н.И. Вавилова, Д. Боше, Дж. Туччи, прекратил свою деятельность в связи со Второй мировой войной.)

Усилия Николая Константиновича, а также круга его единомышленников приводят к подписанию 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в Белом доме Пакта Рериха – «Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников в военное и в мирное время».

В 1934–1935 гг. Рерих едет в Китай и Монголию (Манчжурская экспедиция). Кроме того, велась большая общественно-просветительская работа.

С 1935 г. Рерих живёт в Кулу, много занимаясь живописью, публицистикой, ведя громадную переписку, обширную общественную работу, встречаясь с прогрессивными индийскими деятелями (гостями его дома были Д. Неру, И. Ганди).

Свойство, отличавшее этого великого человека до последних его дней – поразительная работоспособность. Общее число его живописных полотен колеблется по оценкам искусствоведов от пяти до семи тысяч. Литературное наследие Рериха не менее велико: при жизни было опубликовано десять томов, но это далеко не полное собрание рассеянных по всему миру записей, очерков, статей, писем и выступлений, лучшее определение для которых подобрано индийским профессором Генголи – «духовные воззвания».

13 декабря 1947 г. в долине Кулу Н.К. Рерих уходит из жизни. На месте его кремации установлен памятник.

Николай Константинович Рерих

"Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь.
 Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса".

Николай Константинович Рерих (1874-1947)







Date: 2015-08-24; view: 398; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.041 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию