Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы личностей
Решающее влияние структуры личности на судьбу человека не нуждается в длительном обосновании. Вот почему каждый серьезный исследователь, исходя из своей клинической или психологической практики и собственных теоретических воззрений, строил свою систематику личности. В литературе известны систематики Шелдона, Кречмера, Фрейда, Адлера, Юнга, Хорни, Фромма, Берна и многих других, Пристраиваясь к концепции Э.Берна и Хорни, я описал семь малоадаптивных личностных комплексов (М.Е.Литвак, 1995) и установил корреляции структуры личности с жизненной траекторией и структурой невроза. Такой подход вполне устраивал и устраивает меня, когда речь идет о клинической практике. На прием ко мне приходит больной человек, часто с запущенными формами невроза. Здесь без коррекции личностного комплекса уже не обойтись. Да и больные, находясь в тупиковой ситуации, охотно идут на такие часто болезненные воздействия. Иная ситуация складывается при семейном, а особенно, производственном консультировании. Здесь на прием приходят здоровые люди (по крайней мере, они считают себя здоровыми), часто люди успеха, нередко очень большого успеха, занимающие значительные должности и материально неплохо обеспеченные, для решения каких‑либо проблем (семейные или производственные конфликты, проблемы взаимоотношений с начальником и подчиненными). Здесь нужны немедленно конкретные рекомендации, которые облегчили бы им жизнь. Им (по крайней мере с их точки зрения) нет необходимости менять ни себя, ни окружение. На глубинную психоаналитическую психотерапию они согласия не дают. На длительное обучение и групповой тренинг у них просто нет времени. В данных случаях скорее нужно подсказать как им вести себя в той или иной ситуации. С учетом своих психологических особенностей и психологических особенностей своего окружения правильно расставить кадры на производстве, изменить стиль отношений с близкими и т. п. Вот примерные фразы: «Вы мне четко скажите, что я сейчас должен сказать своей жене, когда приду чуть позже домой, а она мне устроит скандал, хотя я задерживаюсь в силу производственной необходимости. Она мне ставит ультиматумы, и грозит разлучить меня с детьми!», «Вы мне сейчас скажите, что мне делать с Н. Не хочет он выполнять мое распоряжение, а я знаю, что может это сделать. Уволить его я не хочу. Он хороший специалист». Тем более не всегда подходят систематики, созданные для лечения, при проведении профилактической работы, когда следует не столько менять структуру личности, сколько «подгонять» человека под ситуацию, требования производства или решать вопросы психологической совместимости при подборе партнеров для производственной деятельности и при формировании семьи. Меня всегда интересовали отличники учебы, которые в дальнейшем не смогли оправдать надежд своих родителей и педагогов, хотя в школе, да и в институте всегда подавали большие надежды. Нередко судьба их складывалась неудачно, а иногда и трагично, но тем не менее дело до болезни не доходило. Речь шла лишь о консультировании проблем, хотя мне было ясно, что это больные люди, но сами они этого не осознавали. Конечно, для них не подходила типология, основанная на изучении тяжелых больных. Возникла потребность в создании новой типологии. Такая систематика должна помочь и реабилитации больных неврозами и психосоматическими заболеваниями, ибо здесь уже стоит не проблема коррекции, а только проблема адаптации. Менять при таком подходе уже ничего не нужно, а следует лишь нарабатывать новые навыки. В основу этой типологии легли описанные мною возникающие практически в любом коллективе три неформальные группы: учебно‑карьеристская, культурно‑развлекательная и алкогольно‑сексуальная. Анализ структуры личности представителей этих групп (457 человек) показал, что вхождение личности в ту или иную группировку часто зависит не столько от усилий руководства, сколько от структуры личности, которая сформировалась в процессе воспитания в раннем детстве и дальнейшим ходом личностного развития. Это привело нас к выводу, что кроме организационных мероприятий, которые проводит руководитель, необходима не столько коррекция личности, сколько правильная расстановка кадров, а при семейном консультировании – просто указать им на тот стиль взаимоотношений друг с другом, который позволил бы сделать жизнь счастливой. Не всегда следует корригировать эти типы, чаще следует использовать их свойства в социально‑полезном плане, раз уж случилось, что с этим типом личности приходится работать и общаться. А если этого не делать, то у такой личности может развиться невроз. Так, не стоит человека домашнего круга заставлять заниматься научной работой или организовывать вечера. Лучше, чтобы на производстве он выполнял строго регламентированный раздел работы. Тогда можно будет руководителю за этот раздел не волноваться. А мужу‑производственнику не следует требовать от своей жены карьеры, если она относится к личностям домашнего круга. Пусть удовлетворится тем, что у него будет обеспечен тыл. А врача, относящегося к кругу общественному, лучше сделать заместителем по организационно‑методической работе, чем заведующим отделения. Основными методами обследования были биографический, клинический, наблюдение в процессе беседы и тренингов, интервью, сбор объективных данных (рассказы родных и близких, друзей и сослуживцев), анализ отчетов и самоотчетов, разработанный мною цветовой социометрический тест и тест анализа судьбы. В этом плане я выделил три основных личностных типа: производственный, домашний и общественный. Хочу сразу предупредить, что из этих названий вовсе не следует, что носитель производственной ориентации плохой семьянин или не получает удовольствия от развлечений и общественных мероприятий, или человек домашнего круга – слабый производственник или не умеет развлекаться, а тот, кто относится к общественному типу, плохо работает или является развратником. Дело в том, что речь идет о достойных людях, но при выборе профессии и спутника жизни ими самими и их начальниками и супругами не были учтены эти личностные характеристики, что привело к тому, что эти индивиды неполностью реализовали свои возможности, недодав обществу и сделав себя несчастными. Часто недоучет личностных особенностей в производственной деятельности и семейной жизни приводил к ненужным конфликтам и к болезням. Конечно, представитель каждого из этих типов кроме основной характеристики имеет и признаки других типов, просто одно из этих свойств в структуре личности всех типов более ярко выражено. Есть и четвертая группа, где пропорционально смешаны все тенденции, и, наконец, имеются промежуточные варианты. Все это можно свести в графу логической структуры:
Прежде, чем продолжить систематическое изложение признаков вышеназванных личностей, хочу еще раз предупредить, что все это личности, которые не числятся в хронических больных. Напротив, когда они болеют, то чаще болезни переносят на ногах, продолжают выполнять свои обязанности. Нередко у них бывают острые приступы какой‑либо болезни, но едва достигнув улучшения, они снова выходят на работу и продолжают выполнять свои обязанности по производству и по дому. Производственный тип заряжен всегда на карьеру. Направление такое нередко они получают уже в семье, где все время речь идет о продвижении по службе. Усвоив такое направление, они уже в школе отличаются своими характерологическими особенностями и поведением. Уже тогда среди будущих «производственников‑карьеристов» можно выделить три типа: организатор, генератор идей и исполнитель.
Date: 2015-09-03; view: 310; Нарушение авторских прав |