Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бак Виктория Федоровна - учитель биологии, руководитель лаборатории Гуманной педагогики (г. Артемовск, Донецкая область, Украина). 4 page
Имеется вина и у государства нашего. И здесь у меня очень много вопросов. Один из них: почему детское пособие с Нового года всего 150 рублей? Я провел чистый эксперимент с собственной черепахой. Не хватает этой суммы в месяц даже на ее кормление. А черепаха всего лишь пресмыкающееся, а не растущий детский организм. Со своими умозаключениями пришел я совсем к не веселому и даже трагическому выводу. Смута и Большая Беда в государстве Российском, и от того Большая, что Беда Детская. Давно, очень давно пора кричать на Лобном месте: «Дети – SOS!» Если всех детей, обездоленных и проданных, изнасилованных и брошенных, собрать на Красной Площади, превратится она в Площадь Черную от почерневших детских судеб. Представилась бы возможность, я бы громко заявил нашему Президенту и Думе: «Нужно немедленно создавать Государственную Национальную программу спасения Детей! И не надо умалчивать. Все еще серьезнее, чем кажется. Нам детям, виднее! Спасите наши души!»
10 лет
Остров Масок
Очень далеко, в лиловом Океане, находится остров. Он так мал, что даже не обозначен на карте. На этом острове правит Бессмертный Король. Когда-то у Короля был Друг-Мудрец, который вел с Королем поучительные Беседы о биологии, истории, философии и астрономии. Но Короля интересовало только одно: как он может укрепить и сделать богатым свое Королевство. Мудрец ответил, что ценность королевства – его подданные. И чтобы оно было сильным, нужно прежде всего заботиться о людях и особенно об их добродетелях. Сильные, умные, добросердечные люди будут помогать не только друг другу, а также Королю и Королевству. Еще Мудрец рассказывал, что когда человек рождается, он еще чист и безгрешен и лицо его светло. Но вот он взрослеет, и приходят к нему и злые мысли, и жестокие поступки, ложась глубокими отвратительными тенями на лицо. Другие люди видят это и невольно начинают вести себя плохо и агрессивно. А от злобы и агрессии не случалось в этом мире ничего хорошего. Скончался Друг-Мудрец. А Бессмертный Король решил провести эксперимент в своем Государстве. К сожалению, он был очень жаден. Не хотел тратить деньги из казны королевской на воспитание и образование, добрые книги и умных учителей. Решил Король изготавливать маски, которые носили название Великодушие, Милосердие, Благочестие, Добропорядочность и всех других добрых чувств человеческих. И непременно надеть эти маски на лица всех живущих, а детям сразу же при рождении. Глупый Король полагал, что если его подданные будут видеть только лица в масках, выражающих высокие эмоции, то все в его Королевстве будет замечательно. Но часть граждан категорически отказались одевать маски на свои лица и лица своих детей. Разгневался Бессмертный Король и повелел заточить непослушные семьи в подземелье и давать им только хлеб и воду. Единственным желанием узников было взять с собой книги. Король великодушно позволил им это. Прошло время. Жители Королевства ходили в масках. Они сжились с ними, как со второй кожей. Но Король стал замечать нечто совсем странное. Он любил прогуливаться по острову. И все чаще и чаще становился свидетелем очень некрасивых картин. Так, например, он видел, как человек в маске Благодушие дерется с человеком в маске Любезность или продавец в маске Вежливость хамит покупателю в маске Участие, а тот, в свою очередь, оскорбляет его. Да, изменились его подданные в дурную сторону. Хитрили, лгали, ленились, воровали. И жизнь на острове стала безрадостной и бедной. Даже Солнце стало реже появляться над островом, урожаи становились более скудными, а ветер дул все сильнее и злее. Устал бедный глупый Король от своего эксперимента. Велел он глашатаям прочитать свой указ о том, что ждет он свой народ около дворца. Собрались люди, ждут выхода Бессмертного Владыки. Появился Король, окинул взором подданных и важно произнес: «Отныне я запрещаю вам носить маски! Когда протрубят трубы, снимите их!» Раздались звонкие трубные звуки, и люди сняли Маски. Посмотрев на людей, Король растерялся и содрогнулся. Вокруг него не было Человеческих лиц. А было множество отвратительных РЫЛ, в которых застыли все Грехи человеческие. Жадность и зависть, раболепие и обман и многое, многое другое. Король отвернулся и горько заплакал от стыда и жалости к людям. Вот к чему могут привести эксперименты над собственным народом. Провидение, увидев глубокое раскаяние Бессмертного Владыки, послало ему свою милость. Вспомнил он об узниках подземелья. Сам подошел к крепким дверям, открыл тяжелые засовы и воскликнул: «Это Я, ваш Повелитель! Выходите, ВЫ СВОБОДНЫ!» Медленно из темной зловонной пасти тюрьмы стали подниматься узники. Они были очень исхудавшими и бледными, но глаза их горели Огнем Непреклонности и Духа. А в руках они держали единственные свои сокровища – КНИГИ. О чудо, их лица озарял необыкновенный внутренний Свет. Это были даже не лица, а лики. Страдания в заточении не озлобили узников, а наоборот, сплотили. Общее горе стало для них поучением и осветило их изнутри. Изумился и восхитился Глупый Король. Пришлось ему просить прощения у Невинно пострадавших. Поклонился он им низко и попросил бывших заключенных стать Учителями для людей, снявших маски. А также всех побороть свою скаредность, открыть кошелек на строительство школ, детских садиков, воспитательных центров. С громадным трудом шло превращение РЫЛ в ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЛИЦА!!! Но очень многие люди ослушались приказа Короля, они уже зависели от масок и не хотели жить без них. Снова надев их, они смешались с другими жителями острова. Если вдруг когда-то по туристической путевке вы посетите этот остров, не пугайтесь, если из-за приятного лица, выражающего Любезность и Кротость, вылезет ужасное Рыло, постарайтесь просто не общаться с ним!!!
Снежная, снежная сказка
Над землей висела огромная черно-фиолетовая снеговая туча. Туча была очень довольна собой. Она раздувалась все больше и больше от важности. Ведь в ее глубинах было огромное количество снежинок и снежонков. Они все были такими неповторимо прекрасными, непохожими друг на друга, ослепительно белыми. Туча их очень берегла, как казалось ей, они были ее личной собственностью, которая придавала ей вес и значимость. Только не знала она, что глубоко в ее низинах жил маленький Снежонок, был он не особенно мил и красив, но очень любопытен. Своим пальчиком он процарапал в туче маленькое оконце, и пока его друзья играли в салки и в прятки, водили хороводы и пели песенки, Снежонок наблюдал за проплывающими мимо легкими облаками, небом, птицами. Но все чаще и чаще его взгляд падал на распростертую под ним землю. Был конец осени. Снежонок видел оголенные ветви, поднимающие к небу свои искривления, и деревья казались Снежонку такими страшными деревянными чудовищами, что он иногда даже зажмуривался. Но чаще Снежонку было жаль деревья, гнущиеся под порывами ветра, терзающими их, они казались хрупкими и незащищенными. Останки покрывающей землю травы были грязно-серого цвета, как будто припорошенные пеплом, где-то еще оставались зеленые ростки, но на общем фоне они терялись. Жалко было Снежонку землю, он чувствовал, что она замерзает от нахлынувших морозов. Иней накипью лежал на ней и стягивал жестоким льдом замерзшей воды. Снежонка обуревала мысль, что же делать, как помочь земле. Снежонок не знал и очень терзался этим. Однажды, наблюдая в окошко, он заметил шагавшее по облакам существо, похожее на человека-великана в длинном пальто, с капюшоном на голове. Существо осматривало тучу, что ей явно не нравилось, и туча пыталась отодвинуться от него. Снежонок крикнул: «Господин, кто вы, как попали сюда, можно мне с вами поговорить?» И о чудо, он был услышан. Существо наклонилось над его оконцем и провозгласило: «Здравствуй, малыш! Я Господин Время. Ходил по земле, а теперь поднялся к облакам, осматривая свои владения. На земле очень холодно, наступила пора вам, снежинкам и снежонкам, покинуть тучу. Вы можете украсить и согреть землю, вы будете согревать ее долго, больше 120 дней». Снежонок задумался: «Но как это сделать?» Господин Время ответил: «У тучи есть дверь, она должна открыть ее для вас, но этого ей совсем не хочется, когда вас не будет в ней, она исчезнет. Ты смышленый Снежонок, действуй, будь уверен в себе, и все обязательно получится!» И Господин Время отправился дальше гулять по облакам. А Снежонок стал подниматься наверх, чтобы поговорить с тучей. Но туча и слышать его не хотела и грозно задышала на него: «Ты мал и глуп, если я открою дверь, вы все улетите, а лететь до земли долго и страшно. И разве вам так плохо во мне, я забочусь о вас, берегу, лелею. Ты, оказывается, очень неблагодарный, даже не подумаю открывать дверь, ступай играть с другими!» Снежонок и не собирался сдаваться. Он побежал к своим друзьям, рассказал о разговоре с Господином Время, показал в свое оконце замерзающую землю. Многие из снежинок и снежонков промямлили: «Ну, что мы можем, мы такие маленькие, а туча большая. Даже если мы найдем дверь, как мы ее откроем?» Снежонок убеждал друзей: «Не сдавайтесь, нас много, и мы обязательно справимся!» К вечеру дверь была найдена. Когда небо покрылось синим бархатом, снежинки и снежонки надавили на дверь тучи, и она открылась. Подул ветер, и белоснежные друзья, смеясь, высыпались из тучи, а она стала сдуваться, как продырявленный аэростат, и вскоре исчезла совсем. Снежинки и снежонки в свободном, мягком полете падали на землю. И наш Снежонок летел, кружился, задыхаясь от счастья свободы и нужности земле. Он видел, как постепенно она покрывалась их маленькими узорчатыми тельцами, преображалась, сверкала, успокаивалась. Деревья ловили своими веточками снежинки и снежонков, покрывались снежным мехом, прихорашивались. Люди, шедшие в это время по своим делам, останавливались, поднимали вверх головы и восхищенно шептали: «Какая красота!» Где-то далеко, за снежным занавесом, улыбался Господин Время, он, как всегда, очень спешил по своим делам.
Девочка и Скрипка
Девочка на сцене. Нежное лицо сосредоточенно, взгляд как будто спрашивает, ищет что-то внутри себя. Ей предстоит нелегкая работа. Нежные пальчики левой руки держат под подбородком Скрипку. В правой – смычок. Глубокий вздох, и начинается... трепетное рождение музыки. Волос смычка бежит всего по четырем струнам, они дрожат, как крылышки мотыльков. Стараниями девочки каждая струна воспроизводит неповторимые звуки. То они разноцветные, искрящиеся, блестящие, подобно распускающимся удивительным цветам миндаля и сандалового дерева, то даруют запах кориандра и амбры, охватывают волнами воображения. То становятся более нежными, ласкающими, как пушистый розовый котенок, греющий сердце. И вдруг врываются напряжением, натянутостью. Кажется, что разорвутся струны и руки девочки вздрогнут от неожиданности и удивятся. Ее лицо озарено каким-то потусторонним, мистическим светом. Большие глаза стали еще больше. Она вносит в исполнение всю искренность своих рук и одновременно свои размышления и думы, вопросы и желания, грусть и радость. Таинство, великое таинство Музыки озаряет всех, меняет колебания воздуха, освещает лица людей. Уносит, тянет за собой в далекое прошлое девятого века, в Северную башню Софийского собора, что во граде Киеве, и отражается от фрески, на которой изображен музыкант, играющий на смычковом инструменте. А потом перебрасывает в Италию, страну, подарившую нашей планете, нашему галактическому домику лучших скрипичных мастеров Амати, Гварнери, Страдивари. Задумываешься, как всего лишь из пластинок клена или ели стараниями мастеров могли получиться инструменты-волшебники, способные изменить ощущения мира, облегчить страдания, дать веру и надежду. Девочка продолжает играть. Она не с нами, а в чудесной, солнечной Музыкальной стране, которая выбрала девочку своим послом, чтобы напомнить замечательные произведения Вивальди и Баха, Бетховена, Глазунова и Брамса. А на сцене звучит, выливается потоком нот «Аделаида» Вольфганга Амадея Моцарта. Девочка лепит звуки своими чуткими руками, вяжет из нот сеть светлого вдохновения композитора. И это светлое, радужное огромным шаром врывается в наш мир, пытаясь на мгновение сделать его гармоничным и прекрасным, окутать мелодичностью и мудростью Вселенной. Девочка бросает нам эту сказку. Я вижу, что ей нелегко, от стараний напряжена спина, она изо всех сил балансирует на музыкальном канате, протянутом между нею и залом. Люди слушают, ощущая глубину непознанного. Тают последние звуки, опускается смычок, а покой, чистота, умиротворение остаются на дне сердца, которое желает благодарить за подаренный лучик счастья. Девочка вновь медленно поднимается на сцену, одаривая нас звуками Скрипки. И пока она играет, я уверен, все будет хорошо.
10 лет Журнал «Культура и время». Москва, 2008, № 1
А.С.Разводовская
Жизнь как познание
Рассказ о юном философе Давиде Володине
Нужно искать новых среди детей и даже, может быть, среди младенцев, которые и будут строить Новую Страну. Е.И. Рерих
...Жить трудно, мой мальчик, помни приказ: жить, не бояться и верить. Остаться свободным и сильным. Н.К.Рерих
Встреча с одаренным ребенком в наши дни уже не редкость. С каждым годом их на Земле появляется все больше и больше. Они зажигают взрослые сердца и заставляют верить – в них, в нас самих и в лучшее будущее человечества. Они учат терпению и состраданию, учат беречь каждую искру добра и любви в человеческой душе. Мир каждого из этих детей абсолютно уникален, а вместе они – светлое воинство маленьких сердец, выполняющих общую Задачу: пробудить наши сознания и сердца, помочь нам всем понять истинное предназначение человека во Вселенной и уберечь Землю от гибели. В нашем журнале уже стало традицией знакомить читателей с такими детьми, носителями нового сознания. Их истории почти всегда и вдохновенны, и трагичны одновременно, поскольку взрослые чаще всего по привычке отворачиваются от любой необычности, чем глубоко ранят маленькое существо, ни минуты не сомневающееся в правильности своих устремлений. Герою сегодняшнего рассказа, тульскому мальчику Давиду Володину, повезло. На его пути, рядом с ним оказались по-настоящему заботливые люди, окружившие его искренней любовью. Его мама Марина Николаевна сумела вовремя поддержать ребенка и в то же время реально оценить способности мальчика. Еще один человек, умело помогающий развитию наклонностей Давида, – его педагог (научный руководитель) в планетарии Дворца детского (юношеского) творчества города Тулы Андрей Геннадьевич Зимин. Это люди, на помощь и понимание которых Давид всегда может рассчитывать, что немаловажно в жизни каждого человека, а в жизни необычного ребенка особенно. Сейчас Давид уже совсем взрослый. Ему четырнадцать лет. Он окончил девятый класс тульского лицея, имеющего художественный профиль. Однако изобразительное искусство – лишь один из способов самовыражения Давида. С самого раннего детства он больше всего стремился понять устройство этого мира во всех его проявлениях. Он пришел сюда с огромной жаждой познания и утоляет эту жажду, буквально впитывая знания, на постижение которых у других людей обычно уходят многие годы. Он жадно изучает Природу и звездное небо, человека и его пути во Вселенной, и этот крайне редкий по своей глубине и интенсивности процесс познания стал для него абсолютной жизненной необходимостью.
Мать и сын
В семье их двое – мать и сын. Еще до появления ребенка она знала, что у нее родится именно Давид. Мама назвала мальчика в честь великого мудреца – библейского царя Давида, имя которого означает «возлюбленный». Сын родился болезненным, и потому в первые годы его жизни из-за серьезных опасений за здоровье малыша мама отказалась от престижной работы и занималась низкооплачиваемым трудом в разных учреждениях города, чтобы брать ребенка с собой и постоянно наблюдать за ним. «Особенно запомнилась зима, – рассказывает Давид. – Темнело рано. Пока мама работала, я забирался на огромные сугробы, которые наметали дворники, и в бинокль смотрел на звезды. Это было такое впечатление!..» Каждый день они затемно возвращались домой, и маленький мальчик продолжал с увлечением разглядывать огромное звездное небо над своей головой. Так он начал познавать законы устройства мира. Мама вспоминает: «Давид очень удивлял и радовал меня своими вопросами о звездах. Я боялась, что ребенок запомнит совсем другое...» Мама воспитывала мальчика в христианской традиции. Ее рассказы о небесном и земном мирах оставили глубокий след в его душе. Давид до сих пор вспоминает свои первые религиозные размышления и открытия. Этот интерес со временем перерос в настоящую веру и стал крепкой духовной основой личности мальчика. А еще в сердце маленького Давида очень рано возникло чувство дома, семьи, родины. По рассказам мамы, пятилетний малыш завороженно слушал патриотические песни, декламировал их и даже сам сочинял. Сейчас мальчик мечтает пойти в армию, но Марина Николаевна, по понятным причинам, пока его отговаривает. Первое впечатление от встречи с Давидом – его скромность, граничащая с замкнутостью. Следующее, что производит сильное впечатление, – его способ мышления и язык, совершенно взрослые, мало похожие на мышление и речь подростка. Из-за этой особенности некоторые недоверчивые люди считают, что Давид «умничает», изъясняется заученными, книжными формулами. Но это не так. Его взрослость – не наносная, не сухая и не вызубренная. Она выросла из глубины его существа. При всем том это живой и непосредственный ребенок, его недетские суждения и умозаключения естественно уживаются с яркими и непосредственными эмоциональными детскими реакциями. До знакомства с Давидом я посмотрела две видеобеседы, записанные его педагогом в 2006 и 2007 годах, и меня поразило, как этот мальчик, еще ребенок, совершенно по-взрослому формулирует для себя смысл жизни, жизненную программу. На вопрос педагога, для чего человек рождается на Земле, Давид, ни секунды не раздумывая, ответил: «Выполнить свой долг перед Богом». И пояснил: «Очень важно, милосерден ли человек, добр ли он. Только добрые поступки человека подтверждают право его души на существование. А если человек появился на Земле и ничего хорошего не сделал, зачем он тогда вообще нужен?! Как испытание для близких? Зачем? Опять-таки для того, чтобы посмотреть, как они будут себя вести, могут ли они прощать». Наш разговор с Давидом состоялся в планетарии Дворца детского (юношеского) творчества города Тулы, куда мама привела его четыре года назад. Беседа получилась искренней, я задавала мальчику вопросы, которые меня давно волновали. Прежде всего мне хотелось понять особенности его мировоззрения, круг интересов и устремлений. Позже мы говорили с его педагогом, а потом и с мамой, они прояснили некоторые проблемы как бы извне, со стороны. И вот что мне удалось узнать об этом удивительном ребенке. Маленький Давид никого не оставлял равнодушным. Его воспитатели из детского сада и сейчас вспоминают о нем с большой любовью, справляются у мамы об успехах мальчика и приглашают его в гости. Десять лет назад они называли Давида профессором: вместо игрушек мальчик носил с собой в сад учебник по астрономии, он был серьезно увлечен наукой о светилах. И еще физикой (особенно его интересовали электрические явления). У Давида вызывали любопытство буквально все области человеческой мысли и все явления природы. Видя такую необычайную жажду знаний, мама всячески старалась поддержать его интересы, внимательно следила за тем, как развиваются наклонности Давида. И как только замечала, что он увлекся чем-то новым, тут же покупала соответствующие книги. Книги приносили Давиду большую радость. Так он изучил первые энциклопедии по астрономии, физике, истории. И ему все больше хотелось проводить собственные исследования. «Ужасно тянуло исследовать пещеры и подземелья, – вспоминает Давид. – Я даже решил стать диггером. Очень хотелось заниматься “проходчеством”, если можно так сказать. И сейчас хочется». Около шести лет Давид увлекся культурой Древнего Египта. Он был очарован этой страной и постоянно рассказывал о прочитанном, о своих впечатлениях и открытиях. В начальной школе, кроме обязательной программы, мальчик изучал энциклопедии и справочники по естественным наукам, особенно интересовался ботаникой и биологией. В третьем классе нарисовал ауру человека и его различные энергетические тела, но учительница не поощрила отступление от школьной программы. Не одобрила она и увлечение Древним Египтом, обвинив Давида в нелюбви к Родине и преклонении перед чужой страной. Мама с болью вспоминает, как над ним смеялись, как его унижали. Ситуация разрешилась только с переходом Давида из начальной в среднюю школу. К счастью, все это не отбило у него тягу к познанию. Мальчик продолжал жадно интересоваться законами мира, и Марина Николаевна продолжала покупать ему книги, бинокли и микроскопы. Три года начальной школы стали для мамы и ее сына первым серьезным испытанием. Они увидели, как могут быть несправедливы и дети, и педагоги. Но их обоих поддержала искренняя взаимная любовь и понимание. То, что доминирует в поведении большинства подростков – нетерпимость к мнению родителей, – абсолютно отсутствует у Давида. За любыми словами и эмоциями он всегда умеет увидеть главное, внутреннюю суть человека, И потому никогда не противоречит маме, заботится о ней и признается ей в любви.
Утолить жажду
В пятом классе Давид наконец-то испытал радость от общения со сверстниками. Дети стали называть его ученым. Мальчика снова захватила физика. Случайно ему в руки попал журнал «В мире науки» под редакцией академика С.Капицы, и с этого момента они с мамой ежемесячно ездили на другой конец города, чтобы купить этот журнал – его чтение стало жизненной необходимостью. Поскольку школьная программа давала слишком поверхностные и ограниченные знания, он перечитал все интересующие его книги не только из домашней, но и из районной библиотеки. Но, как это ни парадоксально, знания мальчика не помогали ему освоить школьную программу. Предметы, связанные с изучением «сухих формул» (физика, химия, математика), давались ему труднее, а география, биология, история и обществознание, напротив, очень легко. Видимо, его наука была совсем другой. Но учителя не позволяли делиться своими знаниями и размышлениями – это мешало стандартному течению уроков. «Физика не может быть сухой наукой, – убежденно говорит Давид. – Наука, которая объясняет наше существование, должна быть легче для понимания, чтобы человек мог разобраться, откуда он берет свое начало». Само пребывание в школе давалось Давиду не очень легко, он с трудом выдерживал атмосферу постоянного шума, неуравновешенных эмоций и антипатий отдельных сверстников и педагогов, которым была не по душе его необычность. Мир мальчика был не здесь, не за школьной партой, а на страницах любимых книг: «Из школьной программы помню только то, что прочитал сам. Очень нравились книги по физике и астрономии, но больше всего я любил и люблю читать биографии великих людей. Это так интересно! Я изучил биографии Альберта Эйнштейна, Марии и Пьера Кюри, Льва Ландау, Николы Тесла...» Давид был настолько потрясен жизнеописанием М.Кюри, что очень долго вспоминал прочитанное. Его кумиром стал Эйнштейн, он даже нарисовал его портрет, который до сих пор висит над столом. Из двух профильных в лицее предметов – живописи и декоративно-прикладного искусства – мальчик сначала выбрал живопись, а через несколько лет, уже в старших классах, занялся ДПИ. Изобразительное искусство не стало главным делом Давида, но время от времени очень помогает ему выражать себя, свой внутренний мир. А в декоративно-прикладном творчестве он достиг таких успехов, что по окончании девятого класса получил по этому предмету красный диплом. Среди родственников Давида было много медиков, и у него довольно рано возникла тяга к медицине. С десяти лет мальчик стал коллекционировать медицинские инструменты, приносимые дедушкой из военного госпиталя. Часто помогал маме лечить животных, которых она из сострадания подбирала на улице. Мама вспоминает, как Давид спас кошку – с помощью микроскопа обнаружил у нее огромное количество клещей, в то время как мама не могла понять причину заболевания животного. Мальчик рисовал строение человеческого глаза и мозга, с увлечением читал художественные произведения, посвященные жизни врачей и медицинской науке, что опять-таки вызывало неадекватную реакцию среди знакомых взрослых (им казалось, что в интересе Давида к медицине есть что-то нездоровое). Но в реальности Давид просто утолял жажду познания, с которой пришел сюда. С каждым годом его любопытство к устройству мира возрастало, он с головой уходил в осмысление процессов, происходящих вокруг, пытался понять и общие законы жизни, и смысл каждой ее составляющей – человека, птицы, огня, звезды. Кроме того, росло подсознательное стремление использовать свои знания для помощи людям. «Когда я прочитал “Собачье сердце” и “Записки юного врача” Булгакова, мне так захотелось стать нейрохирургом! Я мечтал об этом», – рассказывает Давид. А булгаковская повесть «Морфий» вдохновила его на создание глубоко психологической картины-триптиха, бережно сохраненной мамой (картину чуть не выбросил один из учителей, но Давид спас ее). Кроме Булгакова, в пятом классе Давид прочитал повести Гоголя (особое впечатление оставил «Вий») и «Фауста» Гете. Философский шедевр немецкого классика оказался столь близким душе мальчика, что в течение нескольких лет он постоянно его цитировал. В седьмом классе за активность, любознательность и достижения в познании окружающего мира Давид был признан в своем лицее «Лучшим учеником года». Тогда же мальчик всерьез заинтересовался причинами атомного взрыва в Чернобыле: «Я решил во что бы то ни стало разобраться в этой проблеме. У меня уже был дозиметр, средства химзащиты, я сделал генератор электричества, с помощью которого устраивал красочные фейерверки». Юный исследователь проводил бесконечные опыты, смастерил макет черной дыры, описанной в одной из книг по физике, сделал телескоп и микроскоп, потом под впечатлением книг по истории Средневековья начал делать арбалет, но не закончил из-за недостатка средств. Легко представить, какую реакцию у сверстников мог вызвать такой неохватный, непривычный круг интересов подростка. А в Давиде кипела огромная, присущая детям нового сознания энергия, которая неукротимо ведет к воплощению всех творческих начинаний ребенка и вовлекает в этот процесс окружающих его взрослых. Во Дворце творчества, впервые переступив порог планетария, мальчик сразу привлек внимание своего будущего педагога. С первого момента началось их творческое общение, и Андрей Геннадьевич Зимин стал научным руководителем Давида в его исследованиях. В 2006 году он пригласил мальчика на встречу с летчиком-космонавтом С.В.Залетиным, который был поражен знаниями и размышлениями необычного школьника. Давиду в это время было 12 лет, он увлекался квантовой механикой, открывшей ему новые грани законов устройства мира. Мальчик задал космонавту серьезный научный вопрос, касающийся теории струн и суперсимметрии Вселенной. Пообщавшись с Давидом, С.В.Залетин записал в своей рабочей тетради: «Зачислить в Тульский центр аэрокосмического образования», – космонавт в тот год был увлечен идеей создания в Туле такого центра. Кроме квантовой механики, Давида интересовали исследования ауры человека и других живых существ. Начал он с экспериментов над растениями. Мальчик воспроизвел опыт, описанный в книге современного ученого К.Г.Короткова: создал прибор, который подавал электромагнитный разряд к поверхности листа растения и делал видимой его ауру. «Излучение листа похоже на светящиеся кисточки, – объясняет Давид. – И аура человека в принципе выглядит так же». Мальчик понял, что подобные приборы можно использовать для диагностики заболеваний человека – ведь болезнь всегда отражается на его ауре. Видя серьезный подход Давида к этой проблеме, А.Г.Зимин предложил ему принять участие в конференции «Навстречу звездам», которая проходила в тульском Дворце творчества в 2006 году. На первой в своей жизни юношеской конференции Давид выступил с докладом «Эффект Кирлиан. История открытия», после чего был приглашен на взрослый семинар Международного Центра Рерихов «К вопросу регистрации ауры человека». А в скором времени очередная случайность открыла неутомимому исследователю имя П.А.Флоренского: «Я пошел в аптеку за каким-то лекарством и увидел в витрине надпись: “Целебный йод отца Павла Флоренского”. Мне очень захотелось узнать, кто этот Павел Флоренский. Поинтересовался у Андрея Геннадьевича, начал читать, все больше и больше...» Это открытие стало началом нового этапа в жизни Давида.
На пути к синтезу
Во Флоренском Давид увидел родную душу. Его поразило совпадение своих переживаний и стремлений с детскими мечтами мыслителя. К примеру, их роднили любовь к морю, к подземельям и пещерам, увлечение историей Средневековья. Очень близким оказалось восприятие предметов и ассоциаций как проводников в мир иной, описанное у Флоренского. «Любой предмет ассоциируется с чем-либо, – говорит Давид. – А ассоциация – это уже проводник. Вот у меня, например, определенный запах ассоциируется с какой-то эпохой, частью моей жизни. Ассоциация очень много значит!» Но главное, что привлекло Давида в этом человеке, – то, что он был одновременно и священником, и ученым, то есть соединил в себе и науку, и религию. Мальчик убежден, что в будущем эти сферы, эти два начала человеческой жизни – материальное и духовное – будут развиваться в тесном сотрудничестве. Date: 2015-08-24; view: 500; Нарушение авторских прав |