Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бак Виктория Федоровна - учитель биологии, руководитель лаборатории Гуманной педагогики (г. Артемовск, Донецкая область, Украина). 2 page
На конференции «Дети нового сознания» произошло знакомство Лёвы с работами удивительного десятилетнего художника из Санкт-Петербурга Гриши Мисюры, который рисует парусники, и с самим художником. Теперь Гриша будет иллюстрировать новую книгу Лёвы. У Лёвиных книг есть свои поклонники. Составленные им задачи решают школьники разных возрастов. Четвероклассникам они не всегда по зубам. В письмах они высказывают предположение о том, что некоторые задачи решений не имеют, что в них недостаточно данных, необходимых для решения. Лёва рад таким письмам-отзывам. По его словам, они помогают решить, что нужно включить в следующую книгу. Своим корреспондентам-сверстникам он отвечает: «Жаль, что вы не смогли решить все задачи. Это не потому, что в задачах не хватает данных, а потому что вы только в 4 классе. Когда вы будете в 5 или 6 классе, вы сможете решить все». Включать задачи полегче он не согласен, ведь это неинтересно. Но готовящуюся книгу готов переадресовать ученикам не 4-5 классов, а 6 и 7, или выпустить ее с подзаголовком «Книжка для старших и младших детей и их родителей». Сила творческого горения Лёвы зажигает других людей, они тоже начинают созидать нечто свое, уникальное. Тем, у кого есть своя точка зрения на уровень сложности задач, он предлагает составить задачник самостоятельно: ведь это так увлекательно и нетрудно – пусть каждый составит по 2-3 задачи, а умеющие рисовать выполнят к ним иллюстрации. Его одноклассницы, вдохновленные его примером, пишут приключенческий роман, мальчишки самостоятельно составляют кроссворды. Лёва знает, что задачи можно решать разными способами, он сам решает их по-разному, со временем приобретая новые знания и опыт решений. Он готов привести варианты решений для тех, кто знает, как решаются задачи на пропорции, и для тех, кто этого еще не знает и не умеет. Свои особенные способности Лёва подтвердил в математическом конкурсе «Кенгуру» в Киеве и в конкурсе эрудитов «Самый умный», в котором принимали участие группы по 12-15 человек от каждого региона Украины и из России. Из каждой группы выбирали по одному игроку для участия в основном туре. Лёва был запасным от Юга Украины и оказался самым маленьким игроком за всю историю программы. Его очень хвалили, хотя отмечали, что ему пока не хватает сдержанности и спокойствия. Из приобретенных в последнее время книг он выделяет «Историю» Ключевского, а одно из самых сильных впечатлений, полученных при посещении Киева, – опера «Борис Годунов». Ему вообще свойственна музыкальность. Он хороший исполнитель, осваивающий флейту, и начинающий композитор, уже обративший на себя внимание на конкурсах юных музыкантов. К живой природе Лёва относится как к миру, проникнутому сознанием. В его планах – «Словарь кошачьих выкриков», в котором сойдутся особый строй слышания, ярко выраженное стремление к систематизации и внимание и тяга ко всему живому. Его радуют черепашка и аквариумные рыбки, африканская шпорцевая лягушка с рыбьей головой и туловищем, ногами как у человека и руками-веточками, которыми она запихивает в рот мотыля, и обещание мамы взять в дом щенка. Все новое, что узнает Лёва о мире, он сразу же оформляет в новые занимательные задания, создавая контурные карты, придумывая загадки. Они могут быть изящно зарифмованными: «Черная птица на людей злится, водой обливает, гулять не пускает». А иногда представляют собой систему обратных сравнений, идущих от разъятой механистической картины мира: «Ходит, но не часы, думает, но не компьютер, говорит, но не радио». Вы узнали здесь человека? А отголосок размышлений о принципиальной разнице любви к вещи и человеку заметили? Разве эта Лёвина загадка не образец парадоксального мышления представителей эстетизма? За десять уроков он самостоятельно освоил грамматику английского языка. За год с учителем – программу за 4 и 5 классы по французскому. Его поглощенность освоением накопленных человечеством знаний, сосредоточенность на возможности их использования во благо людям накрепко защищают его от бахвальства и греха гордыни. Он словно бы не замечает многочисленных газетных публикаций, с готовностью и большой ответственностью выступает перед самыми разными аудиториями, в библиотеках, школах, на встречах одаренных детей, где собираются полторы сотни победителей различных конкурсов, перед слабослышащими детьми с переводчиком, перед детьми с ослабленным зрением, всякий раз находя нужный тон и возможность увлечь, повести за собой. Сегодня, когда усиленная стандартизация школьного образования ориентирует детей, вопреки велению времени, не на умение мыслить, а на необходимость знать (как иначе оценить тестовые задания единого государственного экзамена? Только так: тебя не спрашивают, что ты думаешь, нужно не думать, а знать), многие педагоги находят время и силы говорить с детьми о самом важном, связанном со смыслом человеческого существования. Осмелившись на подобные беседы, они получают поразительные результаты: дети открывают кладези принесенной в мир мудрости. Возвращаясь к началу статьи, где мы говорили о противоречии между новым сознанием детей и старыми проблемами взрослых, приходим к очевидному выводу: на пути к новой педагогике, к установлению новых принципов отношений с детьми и к детям, сознание придется менять прежде всего нам, взрослым, иначе именно мы можем оказаться тормозом на пути развития нового. О важности изменения педагогического сознания велись рассуждения на страницах альманаха «Три ключа», который еще в 2000 году опубликовал программу продвижения к обществу детствоцентризма. Тогда говорилось о том, что именно стоит за словами «способствовать изменению стандартизованного педагогического сознания». Это значит, что в современном обществе отцовство и материнство должны рассматриваться как высшие ценности и обязанности человека и гражданина. Ребенок должен восприниматься как носитель особой информации о мире, обладающий собственной точкой зрения и программой действий, которые требуют внимания, умелого прочтения и корректного управления. Новая концепция взросления подразумевает формирование чувства и осознания ответственности за тех, кто идет следом, и умения понимать функцию прихода того или иного человека в мир. Мы должны утверждать самоценность каждого человека, в особенности в работе с нестандартными детьми, с детьми, требующими особого внимания. Термин «дети, требующие особого внимания» прижился. Видимо, в педагогической практике победит здравый смысл, и экзамены-тесты будут со временем отменены. Недавние события показали, что защитить сверхсекретные экзаменационные пакеты от утечки информации невозможно, их содержание становится известным не только заинтересованным чиновникам, но и школьникам, которым доступен Интернет. Сверхсекретностью может обладать только то, что находится внутри человека, что человек думает, как он мыслит, а не то, что он знает. Выявлению этого и следует посвящать экзамен. Особенно если таким экзаменом оборачивается сама жизнь.
Лев Бондарев
Феодосия Из книги «С востока на запад. Задачник-путеводитель по Крыму для детей» Этот путеводитель, уважаемые читатели, совершенно детский. В него включены задачи на движение, на пропорциональное деление, на сообразительность и т. д. Как-то мы с мамой ехали на экскурсию на Южный берег Крыма. Я по дороге придумал задачу про движение нашего автобуса. И после этого у меня появилась мысль написать эту книгу. Я живу в Феодосии и очень люблю свой город. Я хочу, чтобы тем, кто приезжает в наш город, он тоже понравился, чтобы в Феодосии было интересно и взрослым и детям. Поэтому я начинаю эту книгу с Феодосии. Если пойти по Новокарантинной вниз и потом по Старокарантинной, то очутишься перед перекрестком и тремя магазинами. Это место называется «мост». В одном из них, кроме продуктов, продаются игрушки. Задача 2. Я пошел в магазин «На мосту» со скоростью 40 м в минуту. В следующую минуту за мной увязалась собачка Ярик. Ярик бежал со скоростью 45 м в минуту. За сколько минут он меня догнал? В центр можно пройти по улице Горького. На этой улице, напротив самого красивого дома, есть киоск с пирожками, белый в зеленую полоску. Пирожки бывают там разные: с капустой, с картошкой, с фруктами, с повидлом, со спрятанной внутри сосиской, жареные и печеные. Когда отойдете от киоска с пирожками, идите прямо. Вы увидите старый фонтан Айвазовского, который похож не на фонтан, а на маленький домик. А рядом в скверике – совсем новый фонтан Айвазовского. Он изображает бассейн, рядом с которым на постаменте стоит фигура доброго гения и держит ракушку, из которой льется вода. Возле фонтанов расположен кинотеатр «Крым», напротив – парк с электромобилями, качелями, каруселями и аттракционом «Солнышко». Электромобили есть разные: и медленно едущие, и быстро едущие. Есть и электромотоциклы. Задача 4. Один мальчик катался на электромобилях до тех пор, пока у его папы не закончились все деньги, – 21 раз. Он катался на электромотоциклах, закрытых электромобилях и открытых. Сколько раз он катался на электромотоциклах, если известно, что на закрытых электромобилях мальчик катался в 10 раз меньше, чем на открытых? Рядом с парком, где расположены аттракционы, есть еще одна башня генуэзской крепости. Она называется башня Константина, но башни, которые возле Чумки, интереснее, потому что они лучше сохранились и возле них можно играть в путешествие на машине времени. Рядом с парком еще находится моя музыкальная школа. Там бывают интересные концерты. На них играют ученики и учителя школы, а слушать можно всем кому захочется – бесплатно. Самые лучшие концерты бывают летом, и они называются фестиваль «В гостях у Айвазовского». Задача 5. В день города в Феодосии бывают концерты, конкурсы, игры. В прошлом году я был на двух концертах и участвовал в трех играх. Это заняло 205 мин. Если бы я был на трех концертах и участвовал в одной игре, это заняло бы 255 мин. Сколько занимает минут один концерт и одна игра (в среднем)? Если пройти мимо музыкальной школы, мимо памятника Пушкину и памятника Ленину, перейти через железнодорожный переезд, то окажешься перед пляжем «Камешки». Задача 6. На Землю прилетели инопланетяне на двух летающих тарелках. На Земле они нашли два вида термометров и не знали, каким из них лучше пользоваться. Чтобы проверить это, они прилетели в Феодосию на пляж и стали измерять температуру воды в море. У одних инопланетян термометр пока показал 20 градусов, а у других – 68 градусов. Какими термометрами они пользовались, если дело было в конце июня? А еще есть в Феодосии Золотой пляж. Все говорят, что он называется так потому, что там песок желтый, как золото. А у меня есть своя версия. Есть такая легенда: генуэзцы договорились с татарами (в те времена в Крыму татары жили) о покупке земли. А татары захотели взять у генуэзцев столько золота, сколько умещается на шкуре быка. Может быть, это золото сыпали на шкуру там, где сейчас Золотой пляж. До Золотого пляжа можно доехать автобусом. Иногда туда можно добраться и катером. Прошлым летом катер не ходил. Когда плывешь на катере, можно вблизи увидеть большие корабли. По мне больше нравится ездить катером на более далекие расстояния, например, в Коктебель. Задача 8. Один курортник загорал два дня, и у него слезло 5 см2 кожи, другой – 6 дней, и у него слезло на 10 см2 больше. Сколько дней загорал третий курортник, если у него слезла со спины вся кожа? (Длина спины была 45 см, а ширина – 35 см.) В центре возле базара расположен магазин «Детский мир». Поднявшись по лестничке, вы увидите столько игрушек! Глаза разбегаются! Велосипеды, самокаты, конструкторы, машины... Но все они китайские, ломучие, поэтому лучше покупать на «мосту», хотя там тоже много китайских. Еще игрушки продаются на центральном рынке, на рынке на Крымской, летом возле пляжа – плавающие игрушки. Недавно открыли новый игрушечный магазин «Семейный дом». По там все дороже, чем в старом «Детском мире». Один попрыгунчик стоит 80 гривен! Задача 10 (трудная). Ночью, когда продавцы и покупатели уходят домой, игрушки оживают. Они устраивают балы, аттракционы, снимают кино игрушечной кинокамерой, ставят спектакли в игрушечных театрах, устраивают гонки. Однажды две лучших машины на радиоуправлении соревновались между собой. Первая разогналась еще до старта до скорости 210 см/сек, которую сохраняла до финиша. Вторая разгонялась после старта и проехала с такой же скоростью только вторую половину пути. К финишу вторая пришла на две секунды позже. Половина пути – 420 см. По сколько см прибавляла скорость вторая машина каждую секунду в первую половину пути?
Музеи
Я не хотел писать эту главу, потому что про музеи пишут во всех взрослых путеводителях. Но потом я пошел в краеведческий музей и решил все-таки про музеи написать. Краеведческий музей еще называют «музей древностей». Он находится на набережной. Но вход в него со двора, с улицы Галерейной. Во дворе этого музея стоят каменные львы. Они сделаны еще до нашей эры. У них очень худые и гладкие спины. Это потому, что родители сажают на них верхом своих детей и потом их так фотографируют. Спины у львов от этого совсем стерлись. Задача 11. В первый день курортник использовал в своем фотоаппарате 6 кадров. Во второй день – 28 кадров. Сколько он использует в третий день, если у него пленка на 36 кадров? А еще в краеведческом музее есть «Арифметика» Магницкого 1703 года выпуска. Она хранится в специальном сейфе. Если очень-очень попросить, то ее принесут и покажут. В этом старинном учебнике есть геометрия, география, оптика! Задача 12. Так как «Арифметику» Магницкого не выставляли напоказ, а держали в сейфе, решать из нее задачи могли только домовые. Без задач, которые решил домовой Вася, они решили 42 задачи. Без задач, которые решил домовой Евстафий, – 34 задачи, а без задач, которые решила домовиха Августина, – 26. Сколько решил каждый? Картинная галерея находится рядом с краеведческим музеем, в доме, где раньше жил Айвазовский. У входа там стоит охранник с дубинкой. Это потому, что все картины очень ценные и известные на весь мир. Особенно красиво в первом зале. Там стеклянный потолок, и от этого картины видны еще лучше. Самая большая картина – «Среди волн». Ее даже взглядом охватить трудно! На ней море как настоящее. Ее поместили на самом видном месте. Еще в Картинной галерее есть зал, посвященный детству Айвазовского. Там стоит музыкальный инструмент, на котором играл Айвазовский. Задача 14. Три новых русских пришли на экскурсию в картинную галерею. Первый щупал картины руками, второй громко разговаривал по мобильному телефону, а третий снял картину со стены и сказал, что хочет ее купить. Им назначили штраф. Первому – 50 гривен, второму – 110 гривен, третьему – 485 гривен. А у новых русских, хоть они и богатые, гривен не было, а были доллары. Сколько долларов заплатили все три вместе, если курс доллара на тот момент был 5 гривен 30 копеек? Задача 15. Два мальчика ловили на волнорезе рыбу. Один поймал 40 селедок, а второй – золотую Рыбку. Говорит ему Рыбка: «Отпусти меня обратно в море, я дам тебе за это 20 тортов!» Пришел мальчик домой, а на столе – 20 тортов. Если бы второй мальчик продал свои торты, он бы получил на 120 гривен больше, чем первый за свои селедки. Сколько стоит одна селедка?
Еще пляжи
Если пройти парк насквозь, перейти через железную дорогу, завернуть за девятиэтажное здание, которое стоит на берегу, попадешь на пляж Суворинские камни. Там и правда в начале лежат камни. Некоторые очень большие. На них даже можно загорать. Когда вода еще холодная, когда еще нельзя купаться, можно сидеть на большом камне и болтать в воде ногами. Задача 17. На детском пляже загорали дети из лагеря. Их было 21. Все они лежали в линеечку – мальчик – девочка, мальчик – девочка... Мальчики были толстые и худые. Первым и последним лежал мальчик. Девочек было на 5 больше, чем толстых мальчиков. Сколько было худых мальчиков? Еще в Феодосии есть второй городской пляж. Он находится в районе автовокзала. В Феодосии много гостиниц, кафе, ресторанов. Это все для курортников. Летом всегда приезжает Луна-парк и стоит возле моря. Только он очень дорогой. Задача 19. В Москве на вокзале в очереди за билетами в Феодосию стояли люди. Стояли в таком порядке: две женщины, два мужчины, три девушки, две старушки, и опять в таком же порядке. Кто был двадцать третьим? Вообще в Феодосии хорошо, особенно в июне и ранней осенью, когда народу немного. Приезжайте и увидите сами!
Журнал «Культура и время». Москва, 2007, № 3
Date: 2015-08-24; view: 492; Нарушение авторских прав |