Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Федеральное государственное образовательное учреждение





МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский государственный аграрный университет»

Кафедра философии и права

Учебно-методическое пособие

&

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Для студентов специальностей Казанского государственного аграрного университета

Казань - 2009


УДК 333 (07)

ББК 051.32 Р

 

Составители: доцент, кандидат философских наук, зав. кафедрой философии и права КГАУ Нежметдинова Ф.Т.

 

 

Научный редактор: доцент, кандидат философских наук, зав. кафедрой философии и права КГАУ Нежметдинова Ф.Т.

 

 

Рецензенты: доцент, кандидат философских наук Булатова Д.С.; старший преподаватель кафедры философии и права Харисова Т.А.

 

Технический редактор: зав. методическим кабинетом Ульянова Л.В.

 

Методическое пособие утверждено на заседании кафедры философии и права Казанского ГАУ от 26.11.2009 года.

 

Методическое пособие обсуждено, одобрено и рекомендовано к печати на заседании учебно-методической комиссии Института экономики КГАУ

 

Методическое пособие составлено в соответствии с Госстандартом по дисциплине «Культурология» и предназначено для студентов специальностей Казанского ГАУ.

 

 

УДК 333 (07)

ББК 051.32 Р

Уланов В.П., 2009.

Нежметдинова Ф.Т., 2009.

Казанский государственный

Аграрный университет, 2009.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………….  
2. Цель и задачи дисциплины……………………………………….  
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………………………………………………………  
4. Календарно-тематический план и балльно-рейтинговая оценка знаний студентов…………………………………………………  
5. Содержание дисциплины………………………………………….  
  Тематика лекционных занятий……………………………………  
  Тематика семинарских занятий………………………………......  
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература………………………………………...  
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………...  
8. Тематика контрольных работ……………………………………...  
9. Тематика рефератов………………………………………………..  
10. Методическое руководство. Общая методика обучения………..  
11. Методические указания. Рекомендации по самостоятельной работе студентов. Рекомендации студентам – заочникам для самоподготовки и написания контрольной работы, рефератов……………………...   24-25
12. Формы контроля знаний и учебной деятельности студентов. Перечень вопросов на зачет………………………………………. Перечень экзаменационных вопросов……………………………  
13. Вопросы проверки остаточных знаний у студентов…………….  
14. Тренажер - тестовые задания для студентов……………………..  
15. Краткие тезисы лекций……………………………………………  
16. Краткий словарь терминов и понятий…………………………….  
17. Приложения…………………………………………………………  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблемы культуры традиционно занимали большое место в гуманитарных дисциплинах — в философии, социологии, литературоведении и др. Однако за последние десять - пятнадцать лет все явственнее обнаруживается тенденция к оформлению культурологии в самостоятельную науку. Дисциплины культурологической направленности входят сейчас не только в систему вузовского обучения, но и в школьное образование. Проблемам культуры посвящены сотни монографий и статей, и почти каждый автор подходит к этому явлению со своей точки зрения. Как и следует ожидать в такой ситуации, даже сам термин «культура» не получил еще однозначной интерпретации. Многие исследователи рассматривали и рассматривают культурологию как раздел какой-либо из традиционных научных дисциплин: философии (П. С. Гуревич), семиотики (структуралисты, ранний Лотман), эстетики (М. М. Бахтин) и т. п. Другие же ученые считают, что культурология — это самостоятельная наука (не оторванная, конечно, от своих «соседей» по гуманитарному знанию, но имеющая с ними равные права).

Культурология — одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, а из продолжателей — С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева и др.


Несколько по-другому обстояло дело на Западе, где культурология довольно давно завоевала право называться самостоятельной наукой. Но вот парадокс: развиваясь в совершенно свободных условиях, западная культурология не достигла значительных успехов. Дело ограничивалось в основном частными исследованиями, и общая теория культурологии там не была создана. Из западных ученых и философов, в чьих трудах развивалась культурологическая проблематика, следует назвать К. Леви-строса, О. Шпенглера, Ф. Ницше, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и др.

Хотя культурология и очень молодая наука, но она имеет глубокие, еще донаучные корни. В России вопросы культурологии ставились и отчасти решались в первую очередь в художественной литературе, особенно в той, которую принято называть философской: от Пушкина до Достоевского и М. А. Булгакова. В своих произведениях писатели-философы создали немало культурологических моделей, поэтому в дальнейшем нам придется довольно часто обращаться к художественной литературе, черпая из нее иллюстративный материал, а отчасти постановку и решение культурологических проблем.

Итак, что же это за научная дисциплина — культурология? Прежде всего следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином «культурология» мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом — от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам — от отдельной личности до человечества в целом. В то же время культурологические исследования не могут и не должны подменять собой специальные исследования в области смежных гуманитарных наук: так, культурология не изучает социальную структуру общества и ее институты — это дело социологии; не берется решать вопрос о сущности искусства — это поле деятельности эстетики; не углубляется в проблемы психологии, философии, истории, хотя и соприкасается с этими дисциплинами, как мы далее и увидим.


В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, — культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.


 







Date: 2015-09-03; view: 396; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию