Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тесты по дисциплине (обучающие и контролирующие)





Тема: Культурология как наука

1. Во взаимосвязи культуры с обществом главным является трактовка культуры как:

а) преобразованной природы;

б) как искусственной среды обитания;

в) как ценностно-нормативного основания совместной жизни;

г) как системы образования и воспитания.

2. Культура является манифестацией мирного разума в учении:

а) Г. Гегеля;

б) И. Канта;

в) Л. Уайта;

г) О. Конта.

3. Какое суждение наиболее верно: разнообразие культур определяется …

а) уровнем научно-технического развития;

б) типом социально-экономического устройства;

в) опытом совместного существования.

4. Консолидирующие ценностно-нормативные аспекты совместной жизни людей изучает:

а) социология;

б) культурология;

в) психология.

5. Организационно-функциональные аспекты совместной жизни людей изучает:

а) психология;

б) социология;

в) культурология.

6. Историческая типология культуры исследуется:

а) историей;

б) социальной культурологией;

в) культурной семантикой;

г) социологией.

 

Тема: Методология исследования культуры в современных культурологических концепциях

1. Кто является основоположником цивилизационного подхода к объяснению культуры:

а) Данилевский;

б) Сорокин;

в) Вебер;

г) Тойнби.

2. Что такое цивилизация, с точки зрения О. Шпенглера:

а) вся культура, созданная человечеством;

б) культура, созданная одним определенным народом;

в) завершающая стадия в развитии культуры;

г) высшая стадия в развитии культуры.

3. Какой фактор является определяющим в развитии культуры с точки зрения З. Фрейда:

а) инстинкт самосохранения;

б) инстинкт продления рода;

в) воля к творчеству;

г) воля к власти.

4. Что такое этология:

а) наука, изучающая поведение человека как биологического существа;

б) наука, изучающая поведение человека как общественного существа;

в) наука, изучающая поведение животных в естественных условиях;

г) наука, изучающая поведение животных, общающихся с человеком.

5. Кому принадлежит термин «символическая Вселенная»:

а) Уайту;

б) Леви-Строссу;

в) Кассиреру;

г) Лотману.

 

Тема: Культура как система ценностей

1. Ценности – это:

а) окружающие человека предметы и явления;

б) образы предметов в сознании человека;

в) характеристика субъектно-объектных отношений;

г) значение чего-либо для человека.

2. Массовую культуру характеризуют признаки:

а) индустриально-коммерческий тип производства культурных благ;

б) высокое мастерство и профессионализм;

в) глубина затрагиваемых социальных проблем;

г) ориентация на отдых и развлечение.

3. Что из нижеперечисленного можно отнести к нормам:

а) требования поступать определенным образом;

б) образцы поведения;

в) запреты;

г) привычки;

д) идеалы;

е) законы.

4. Специализированная культура подразделяется на уровни:

а) обыденный;

б) кумулятивный;

в) трансляционный;

г) профессиональный.

5. Семантическая функция характеризует культуру как:

а) знаково-символическую систему;

б) нормативную систему;

в) институциональную систему;

г) смыслообразующую систему.

 

Тема: Культура как знаково-символическая система

1. Наиболее адекватным аналогом целостности культуры являются:

а) язык;

б) символ;

в) знак.

2. Символами могут выступать:

а) только вербальные знаки;

б) вербальные и невербальные знаки;

в) любые предметы.

3. Какое суждение наиболее точно:

а) символ – это знак особого рода;

б) содержанием знака является значение, содержанием символа – смысл;

в) символ – это знак, фиксирующий важную информацию.

4. Наиболее устойчивым и определяющим элементом культуры является:

а) система символов;

б) невербальный язык;

в) естественный язык.

5. Специфичным для человеческого поведения являются:

а) использование информации;

б) способность к символизации;

в) оперирование знаками.

 

Тема: Субъекты культуры

1. Какое из определенных понятий «народ» следует отнести к культурологии:

а) народонаселение, люди, населяющие определенное пространство;

б) население определенной страны;

в) общность людей, объединенных материальным, социальным и духовным творчеством;

г) общность людей, составляющая низшие слои общества в противоположность элите, власти.

2. Как З. Фрейд определяет понятие «масса»:

а) движущая сила истории и культуры;

б) возврат к примитивному человеку;

в) совокупность граждан той или иной страны;

г) низшие слои общества.

3. Какой фактор лежит в основе типологии личностей:

а) особенности характера;

б) ориентация на специфические ценности;

в) принадлежность к определенной социальной группе;

г) принадлежность к определенной религиозной группе.

4. Что означает понятие «интеллигенция»:

а) самый культурный слой общества;

б) самый революционный слой общества;

в) слой общества, который воплощает и обеспечивает духовную и умственную жизнь общества;

г) самый духовный слой общества.

 

Тема: Миф и религия в системе ценностей культуры

1. Какое из определений мифа вы считаете правильным:

а) быль;

б) сказка, выдумка;

в) то, чего не было;

г) единство выдумки и реальности.

2. Какое из определений религии вы считаете правильным:

а) вера в Бога;

б) вера в потусторонние силы;

в) вера в сверхъестественное.

3. Какая из перечисленных религий не относится к мировым религиям:

а) христианство;

б) ислам;

в) иудаизм;

г) буддизм.

4. Что из перечисленного можно назвать «светской» религией:

а) вера в научно-технический прогресс;

б) вера в коммунизм;

в) вера в силу искусства («красота спасёт мир»);

г) вера в добрую природу человека (человек по природе добр).

 

Тема: Культура и современные мировые религии

1. К народно-национальному типу религии принадлежит:

а) буддизм;

б) индуизм;

в) ислам.

 

2. Какое суждение неверно:

а) мировая религия монотеистична, а этнонациональная политеистична;

б) мировая религия характеризуется ярко выраженной прозелитичностью;

в) мировые религии носят межэтнический характер.

 

3. Судьба мира в целом в буддизме выражается понятием:

а) сансара;

б) карма;

в) дхарма.

4. Целостность мира в индийской мифологии поддерживается:

а) кармой;

б) дхармой;

в) сансарой.

5. Согласно христианству главным средством борьбы со злом является:

а) любовь;

б) терпение;

в) страдание;

г) всё перечисленное.

6. В православии Святой Дух исходит от:

а) Бога Отца;

б) Бога Сына.

7. Понятие, выражающее предметы веры в исламе, называется:

а) иман;

б) дин;

в) исхан.

 

Тема: Мораль как гуманистическое основание культуры

1. Основными понятиями морального сознания являются:

а) долг;

б) красота;

в) вера;

г) добро;

д) смысл жизни.

2. Императивность морали основана на:

а) вере в сверхъестественное;

б) личных убеждениях человека;

в) страхе наказания;

г) общественном мнении.

3. Моральный поступок определяется по:

а) соответствию общепринятым нормам;

б) последствиями;

в) мотивации;

г) цели.

4. Существенным признаком свободы является:

а) осознанием необходимости;

б) отсутствием ограничений;

в) возможности выбора;

г) возможность поступать как хочется.

5. Нравственная культура ХХ века характеризуется:

а) возрастанием индивидуализма;

б) гуманности;

в) агрессивности;

г) ответственности;

д) единства;

е) эгоизма.

 

Тема: Наука и техника в системе культуры

1. Какой важный фактор бурного развития и техники выделял М.Вебер в за падной культуре:

а) католицизм;

б) протестантизм;

в) общечеловеческие ценности.

2. Какие из перечисленных принципов не присуще науке:

а) рационализм;

б) причинность;

в) критичность;

г) волюнтаризм;

д) субъективизм.

3. Какой подход выводит развитие техники исключительно из её внутренних законов:

а) «ценностный детерминизм»;

б) «технологический детерминизм»;

4. Согласно какому подходу техника возникает из стремления человека защититься от окружающей среды:

а) волевой подход;

б) рациональный подход;

в) натуралистический подход.

 

Тема: Искусство в системе культуры

1. Что служит формой отражения действительности в искусстве:

а) понятие;

б) норма;

в) образ;

г) догма.

2. Какие виды искусства относятся к пространственным:

а) живопись;

б) музыка;

в) театр;

г) кино;

д) скульптура.

3. Какое направление в искусстве ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания оригинальных про изведений на коллаж:

а) классицизм;

б) постмодернизм;

в) символизм;

г) модернизм.

4. В традициях какого художественного направления работали великие русские писатели и художники: Пушкин, Достоевский, Толстой, Репин, Сури ков, Щепкин:

а) романтизм;

б) символизм;

в) реализм;

г) модернизм.

 

Тема: Культура и природа

1. В культурологи природой называется:

а) естественные условия существования человека;

б) материя;

в) Вселенная;

г) человек в его телесности.

2. Какое суждение наиболее точно выражает взаимосвязь природного и культурного:

а) природа и культура – противоположные и взаимосвязанные сферы реальности;

б) природа и культура – формы бытия человека;

в) культура – преобразованная человеком природа.

3. Какой признак характерен для экоцентрического экологического сознания:

а) человек – высшая ценность;

б) сохранение природной сферы для будущих поколений;

в) отказ от иерархической картины мира;

г) природа – объект человеческой деятельности.

4. Отказ от иерархической картины мира как признак экологического сознания означает:

а) признание равнозначности всех уровней бытия;

б) признание единства всех уровней бытия;

в) признание однородности Вселенной;

г) отказ от принципа развития.

Тема: Социодинамика культуры

1. Перекодирование социокультурного содержания из мировоззренческо-научной подсистемы в соционормативную происходит по схеме:

а) образ-действие;

б) понятие-образ;

в) понятие-образ-действие;

г) образ-понятие-действие.

2. Какая из перечисленных целей культурной политики государства является основной, центральной:

а) выражение интересов различных субъектов культуры;

б) максимальное участие культуры в решении социальных проблем;

в) финансовое обеспечение деятельности культурных учреждений;

г) совершенствование системы образования.

3. Решающим фактором в современной теории модернизации является:

а) рост национальной элиты;

б) сочетание традиций и новаций;

в) экономический рост.

4. Главной проблемой глобализации современной культуры является:

а) сохранение национального своеобразия;

б) утверждение системы общечеловеческих ценностей;

в) реализация принципа сотрудничества в межгосударственных отношениях.

 

Тема: Человек в мире культуры

1. Какое из приведенных ниже определений наиболее полно раскрывает содержание инкультурации:

а) обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре;

б) процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде;

в) целенаправленная передача этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему;

г) процесс усвоению культуры через эмиграцию в страну с другой культурой.

2. К какому типу культуры относится понимание личности как автономного субъекта деятельности:

а) древнегреческой;

б) классической индийской;

в) русской национальной;

г) новоевропейской.

3. В каком типе культуры понятие «телесная красота» предполагало идеальную красоту:

а) в современной западноевропейской;

б) в древнегреческой;

в) в культуре эпохи Возрождения;

г) в культуре эпохи европейского абсолютизма.

Тема: Межкультурные коммуникации

1. Общением называется:

а) процесс обмена информацией;

б) вид коммуникации;

в) социально-психологический аспект коммуникации.

2. Под ритуальной коммуникацией понимают:

а) процесс передачи информации о мире;

б) информацию, включающую этнические предубеждения, стереотипы, пристрастность, предрассудки, обывательское мнение;

в) информацию, выраженную в приказе, совете, просьбе;

г) процесс соблюдения или выполнения социально-предписанного поведения.

3. Какое из определений культурной перцепции является наиболее точным:

а) восприятие традиций своей культуры;

б) восприятие традиций и ценностей чужой культуры;

в) отношение к представителям чужой культуры;

г) оценка данной культуры представителями иных культур;

д) враждебный характер восприятия другой культуры.

4. Этноцентризм – это:

а) оценка чужой культуры через понимание её ценностей;

б) понимание другой культуры с позиций собственной;

в) понимание культуры в её собственном контексте;

г) растворение одного народа в другом.

 

Тема: Типология культур

1. По структурному признаку выделяют:

а) культуру социальной организации и регуляции;

б) физическую культуру;

в) культуру социальной коммуникации, хранения и накопления информации;

г) экологическую культуру;

д) массовую и элитарную культуру;

е) культуру познания и рефлексии.

2. Цивилизация – это:

а) этап исторического развития;

б) общественно-экономическая формация;

в) обособленные культурно-исторические типы;

г) отдельное общество;

д) материальная культура.

3. Национальная культура возникла:

а) в рабовладельческую эпоху;

б) в первые века нашей эры;

в) в период развития феодализма;

г) в период формирования капиталистических отношений.

4. В конфуцинско-даосистском типе культуры утвержается:

а) смерти нет, есть бесконечная цепь перевоплощений;

б) жизнь человека определяется не судьбой, а кармой;

в) человек должен жить в соответствии с ритуалом;

г) человек должен следовать естественному, необходимом закону природы – дао.

5. Профессиональный тип культуры обусловлен:

а) делением общества на классы;

б) общественным разделением труда;

в) разными способностями людей;

г) общественной потребностью;

д) многообразием видов деятельности.

 

Тема: Проблема Запад-Россия-Восток в культурологическом аспекте

1. Какие особенности мировоззрения (сознания) характерны в большей мере для европейского типа культуры:

а) традиционализм;

б) антропоцентризм;

в) коллективизм;

г) интуиция, мистика;

д) рациональность;

е) индивидуализм.

2. Кто из ученых, определяя своеобразие культурно-исторического развития России, назвал её «русским Востоко-Западом»:

а) Ключевский В.О.;

б) Трубецкой Н.С.;

в) Бердяев Н.А.;

г) Шпенглер О.;

д) Тойнби А.

3. Представители какого течение русской общественной мысли XIX века отстаивали самобытный путь развития России и русской культуры:

а) западники;

б) евразийства;

в) славянофилы;

г) почвенники.

4. Какие установки и ценности в большей мере характерны для русской культуры:

а) индивидуализм;

б) утилитаризм, расчёт;

в) коллективизм;

г) изоляционизм;

д) бескорыстие, непрактичность;

е) открытость.

 

Тема: Культура и формирование современной глобальной цивилизации

1. Кто первым в истории теоретической мысли ввёл понятие «цивилизации»

а) К. Маркс;

б) В. Мирабо;

в) Л. Морган;

г) Ж.Ж. Руссо.

2. Какая теория ставит в основу развития общества критерий уровня технико-технологического развития:

а) теория объединяющей роли «мировых» религий;

б) теория стадий экономического роста;

в) теория определяющей роли способов материального производства;

3. Какой фактор ускоряет развитие современных интеграционных процессов в мире:

а) распространение мировых религий;

б) НТР;

в) распространение и утверждение общечеловеческих ценностей.

4. Понятие метакультуры означает:

а) размывание ценностей западноевропейской культуры;

б) накопление общечеловеческих ценностей;

в) стирание межкультурных различий;

г) принятие ценностей какой-либо культуры в качестве общего основания.

 

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧёТУ

1. Культура как специфически человеческий мир: общая характеристика.

2. Предмет культурологии.

3. Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

4. Многообразие методов культурологического исследования как отражение многогранности и полифункциональности культуры.

5. Социально-историческое и социологическое направления в исследовании культуры.

6. Психоаналитическое направление в культурологии.

7. Структурно-семиотические исследования культуры.

8. Эволюционистская концепция культуры Л. Уайта.

9. Ценностная природа культуры. Классификация и иерархия ценностей.

10. Специализированная и повседневная, массовая и элитарная культуры.

11. Знак и символ. Символическое поведение человека.

12. Язык как знаковый способ фиксации, хранения, переработки и передачи культурной информации.

13. Понятие субъекта культуры. Народ и личность как субъекты культуры.

14. Миф как форма осмысления мира. Универсальность мифа.

15. Сущность религии. Роль религии в генезисе культуры.

16. Типология религий.

17. Религиозное сознание в культурной жизни XX века.

18. Понятие морали. Самодостаточность и универсальность моральных принципов.

19. Проблемы нравственного развития. Нравственное сознание в XX веке.

20. Наука как вид деятельности и социальный институт.

21. Наука и мораль. Нравственная ответственность современного учёного.

22. Сущность современной НТР и ее социально-культурное значение.

23. Сущность эстетического освоения мира. Искусство и мораль.

24. Художественное сознание XX века. Постмодернизм как явление современной культуры.

25. Взаимосвязь природы и культуры. Природа как ценность культуры.

26. Социокультурная обусловленность современного экологического кризиса. Понятие экологической культуры.

27. Роль культуры в социализации индивида.

28. Модели культурного человека и их эволюция.

29. Типы культурных процессов.

30. Модернизация и глобализация в современной культуре. Феномен контркультуры.

31. Межкультурное взаимодействие, его механизмы и типы.

32. Культурная перцепция и национальные отношения.

33. Типологии культур как отражение полифункциональности культуры и её соотнесенности с социальными структурами.

34. Христианский и конфуцианско-даосисткий типы культуры.

35. Индо-буддийский и исламский типы культуры.

36. Понятие субкультуры. Молодежная субкультура.

37. Система ценностей западно-европейского типа культуры. Крушение европоцентризма.

38. Современная социокультурная ситуация в России.

39. Цивилизация как социально-культурная общность. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития.

40. Формирование единой мировой цивилизации и проблема сохранения культурного многообразия.

 

Date: 2015-09-03; view: 826; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию