Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор программно-методических материалов обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития





 

Как уже упоминалось, в настоящее время существует ограниченное количество программных и методических разработок для обучения детей со сложными нарушениями. В их числе программа по обучению слабослышащих дошкольников с комплексными нарушениями развития и программно-методические материалы для обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ссылки 2, 3).

Имеются также программно-методические разработки, основанные на опыте работы и рекомендованные для разных категорий детей с комплексными и множественными нарушениями (см. список литературы). Несмотря на значительную вариативность содержания, представленного в методических материалах, можно выделить общие подходы к оказанию коррекционной помощи детям с комплексными (сложными) нарушениями развития вне зависимости от структуры дефекта.

В качестве необходимых составляющих коррекционной работы рекомендовано:

1. Ранняя диагностика и включение в систему специальной помощи сразу же после выявление первичных нарушений.

2. Оказание комплексной коррекционной помощи специалистами разных служб и ведомств, ориентированной на устранение индивидуальных проблем каждого ребенка.

3. Расширение коррекционного образовательного пространства за пределы учреждения: оказание помощи не только в условиях ОУ, но и дома.

4. Определение в качестве приоритетного направления коррекционной помощи социальной адаптации и развития индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему уровне.

5. Обеспечение вариативности форм обучения детей с комплексными нарушениями с учетом возможностей ребенка. Содержание большинства программ предполагает предметную подготовку с возможностью перехода на беспредметное обучение тяжелых детей или усложнение содержания по отдельным учебным дисциплинам для детей с более высоким уровнем развития.

6. Планирование содержания программы обучения и воспитания детей и подростков с комплексными нарушениями осуществляется с учетом уровня развития и компенсаторных возможностей, индивидуально-типологических особенностей, структуры нарушения и степени потребности в посторонней помощи, а не возраста ребенка.

7. Обеспечение разных форм организации детей в зависимости от этапа обучения: на начальном этапе предусмотрено индивидуальное обучение и сопровождение каждого ребенка, на последующих – подгрупповые и фронтальные занятия.

8. Включение членов семьи в качестве активных участников коррекционного образовательного процесса. Использование вариативных форм работы с семьей.

Сложность и неоднородность структуры при сочетании нескольких первичных нарушений обусловливает необходимость дальнейших исследований в области нормативно-правового и программно-методического обеспечения системы коррекционной помощи детям данной категории. Наименее изученными являются вопросы организации условий и планирование дифференцированного содержания коррекционной помощи детям с учетом степени и структуры нарушения.

В содержании программно-методических материалов отражены основные принципы, направления и этапы работы с детьми, имеющими сложные (комплексные) нарушения развития. Однако, учет региональных особенностей и условий, созданных в каждом образовательном учреждении, является необходимыми компонентами обеспечения эффективной коррекционной работы с детьми данной категории.

Рассмотрим, какие из указанных выше базовых составляющих коррекционного обучения детей со сложными нарушениями развития не обеспечены в полном объеме в республике Карелия в настоящее время.

  • Отсутствуют службы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Детям «группы риска» раннего возраста преимущественно оказывается лишь медицинская и социальная помощь.
  • Наблюдается тенденция к позднему вовлечению родителей (семьи) в качестве активных участников коррекционного процесса.
  • В связи с интеграционными процессами и совершенствованием нормативно-правовой базы специального образования РФ и РК, увеличился приток детей с ОВЗ в образовательные учреждения общего типа. При этом в большинстве ОУ отмечается недостаточность или отсутствие условий (материально-технических, методических и кадровых и др.), необходимых для осуществления коррекционной работы и реализации программ соответствующего вида. Наиболее неблагополучная картина наблюдается в небольших городах, сельской местности РК. Ограниченность выше названных условий приводит к тому, что многие образовательные учреждения не имеют лицензии на реализацию программ коррекционного или интегрированного обучения, но принимают детей с ОВЗ (в т.ч. со сложными нарушениями) по заявлению родителей.
  • Во многих ОУ не предусмотрены вариативные формы обучения детей со сложными нарушениями развития, в частности переход на беспредметную подготовку с учетом психофизических возможностей ребенка.
  • Зачастую индивидуальная образовательная программа ребенка со сложными нарушениями недостаточно ориентирована на социальную адаптацию и развитие индивидуального жизненного опыта ребенка. Кроме того, отсутствуют единые требования к составлению индивидуальной образовательной программы.
  • При планировании и организации коррекционной работы специалисты и педагоги отдают предпочтение программно-методическим материалам, ориентированным на один ведущий дефект, что не позволяет учитывать структуру нарушения и индивидуальные особенности ребенка. В некоторых случаях за основу индивидуальной образовательной программы берутся программные и методические материалы из опыта работы специалистов других регионов РФ, что не позволяет учитывать региональные особенности.

Для организации эффективной коррекционной работы в РК с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, необходимо адаптировать имеющиеся программно-методические материалы (в т.ч. рекомендованные Министерством образования РФ) с учетом заявленных региональных проблем, условий, созданных в ОУ и структуры нарушений каждого ребенка.


Анализ имеющихся программно-методических материалов позволил определить общие принципы, условия организации среды, направления, формы организации и обучения детей со сложными нарушениями развития.

Так основополагающими принципами коррекционной работы с детьми данной категории являются:

Принцип социально-практической направленности обучения. Предусматривает преодоление зависимости ребенка от ближайшего окружения, подготовку к самостоятельной жизни в обществе на максимально доступном уровне. Содержание коррекционной работы должно способствовать овладению социальными навыками в различных сферах (самообслуживание, социальные контакты, трудовая и профессиональная подготовка и другие).

Принцип воспитывающего характера обучения. Предполагает целостное воздействие на ребенка одновременно в двух направлениях: обучение знаниям, умениям и навыкам и воспитание личности с целью подготовки к деятельности и жизни в обществе.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированное коррекционное воздействие предусматривает учет в коррекционной работе вариативности и специфичности структуры нарушения, а также уровня развития детей. На основании данного принципа осуществляется деление детей на подгруппы, подбирается вариативное содержание, методы и средства обучения, различные виды помощи детям (направляющая, стимулирующая или обучающая). Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательного маршрута на каждого ребенка с учетом степени проявления нарушения, индивидуально-типологических особенностей, компенсаторных возможностей.

Деятельностный принцип коррекционного обучения. Обучение осуществляется в процессе различных видов деятельности с опорой на ведущий для каждого возраста и доступный для овладения данного ребенка с учетом его психофизических особенностей и структуры нарушения. Основным признается овладение ребенком не знаниями, а определенными доступными и необходимыми для самостоятельной жизни в обществе практическими действиями.


Принцип полисенсорной основы обучения. Предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие компенсаторных возможностей ребенка. Осуществляется максимальное обогащение сенсорного опыта ребенка. В процессе обучения необходимо использовать комплекс методов и приемов для формирования целостного образа об объектах и явлениях окружающего мира.

Принцип единства диагностики и коррекции нарушений. Предполагает осуществление комплексной и систематической поэтапной диагностики каждого ребенка, на основании которой составляется ИПО, отслеживается динамика развития и уровень овладения программным материалом. Это позволяет корригировать содержание программы на всех этапах обучения.

Принцип коммуникативной направленности. Предусматривает развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со взрослым. При этом предусматривается возможность выбора альтернативных средств коммуникации (пиктограммы, Блисс-символы, жесты и др.). Однако развитие речевого общения определяется как необходимое условие расширения коммуникативных связей.

Авторы программно-методических материалов, рекомендованных для детей со сложными (комплексными) нарушениями определяют сходные условия организации образовательной среды на уровне учреждения.

ü Нормативно определена предельная наполняемость группы (класса) для детей со сложными нарушениями развития – 5 человек. Но в условиях интегрированного обучения количество детей может меньше.

ü Введение дополнительных ставок специалистов (психолога, дефектолога, логопеда) для оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Медицинская помощь осуществляется специалистами, работающими по договору.

ü Организация щадящего режима предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов. Включение в структуру занятий физпауз. Рациональное чередование разных видов заданий: практических, игровых, речевых, познавательных с преобладанием практических. Непрерывное психологическое сопровождение обучения.

ü Особая организация максимально насыщенной сенсорной среды для развития компенсаторных функций ребенка с опорой на все сохранные анализаторы. Разделение коррекционного пространства на зоны (столовая, игровая, коррекционная, двигательная и др.) для оказания различных видов помощи.

ü Введение дополнительных подготовительных (пропедевтических) этапов в программы предметного и беспредметного обучения и использование в обучении стратегии «маленьких шагов», т.е. разделение сложного алгоритма действий на составляющие, отработка каждого компонента с последующим объединением в единое действие.


ü Параллельное использование материалов из различных разделов на всех занятиях, взаимосвязь и взаимодополнение программных тем.

ü Составление индивидуальной программы на каждого ребенка с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

ü Включение в учебный план специальных коррекционных занятий с учетом вида и структуры нарушений. Например, занятия ЛФК, логопедические занятия, СБО, ритмика и т.д.

ü Ведение мониторинга за динамикой развития ребенка и усвоением программы на основе качественной оценки показателей.

ü Оказание своевременной и доступной помощи на всех этапах обучения в ситуациях затруднения (дифференцируемой по виду и степени).

ü Необходимость обновления и пополнения методической базы за счет использования современных технологий обучения с учетом структуры нарушения.

ü Использование комплекса методов обучения с преобладанием наглядно-практических и игровых.

ü Дифференциация форм обучения с учетом степени и структуры нарушений, уровня интеллектуального развития, потребностей ребенка в посторонней помощи (предметное, беспредметное обучение).

Беспредметное обучение предусматривает планирование содержания работы по следующим направлениям:

v формирование представлений ребенка о себе и окружающем,

v развитие навыков коммуникации,

v формирование навыков самообслуживания и безопасной жизнедеятельности,

v подготовка к овладению простейшими видами учебной деятельности,

v социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.

Предметное обучение предполагает овладение содержанием по основным учебным дисциплинам. В учебный план входят предметы с учетом вида и структуры нарушения. Так, например, для детей с тяжелой умственной отсталостью в учебных план включаются следующие предметы:

1. Родной язык (развитие речи, чтение, письмо)

2. Математика (элементарный счет)

3. Мир животных, мир растений

4. Изобразительное искусство

5. Музыка, пение

6. Физическая культура, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд

7. Ремесло [6]

В программно-методических материалах предусмотрена комплексная коррекционная помощь по трем основным направлениям:

I. Лечебно-профилактическая и восстановительная работа.

II. Коррекционная психолого-педагогическая помощь.

III. Социально-бытовая и доступная профессионально-трудовая подготовка.

Ряд проведенных исследований и практика доказывает, что результативность обучения и воспитания ребенка с особыми возможностями здоровья во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи. В некоторых программах определены основные направления сотрудничества с семьей, имеющей ребенка с комплексными нарушениями развития.

Несомненным достоинством многих программ являются:

Варианты индивидуальных программ обучения: форма и примерные образцы заполнения:

& Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

 

Примерное содержание коррекционной работы по всем направлениям обучения и воспитания, в том числе по предметно-практической деятельности допрофессиональной подготовки:

& Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

& Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

& Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г.Пскова: [Программно-методическое пособие]/ Под ред.С.В.Андреевой. - Псков:ПОИПКРО, 2000.- 140 с.

& Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. МО РФ. Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. С-Петербург "Образование", 1996. Под ред. Л.М. Шипициной.

Тематическое планирование работы по каждому предмету с расчасовкой:

& Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. МО РФ. Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. С-Петербург "Образование", 1996. Под ред. Л.М. Шипициной.

 

Примерные формы проектов воспитательской работы и режимы дня:

& Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

& Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г.Пскова: [Программно-методическое пособие]/ Под ред.С.В.Андреевой. - Псков:ПОИПКРО, 2000.- 140 с.

 

Примерный план работы дефектолога:

& Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

 

Материалы для педагогического обследования:

& Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г.Пскова: [Программно-методическое пособие]/ Под ред.С.В.Андреевой. – Псков:ПОИПКРО, 2000.- 140 с.

 

Система игр и упражнений для досуговой деятельности Фрёбеля и карточки с играми и рекомендациями к использованию Ульриха Бера. Конспекты логопедических и коррекционно-развивающих занятий воспитателя на разных этапах обучения. Материалы для индивидуальной характеристики ребенка:

& Новые технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях интернатных учреждений (методическое пособие для дистанционного обучения воспитателей и педагогов домов-интернатов). Материалы аналитического научно-методического центра "Развитие и коррекция". Москва, 2002 г.

 

Характеристика этапов коррекционного обучения детей и подростков с выраженным умственным недоразвитием. Образец диагностической карты психологического профиля развития ребенка, анкета для родителей, содержание и перечень коррекционно-развивающих игр:

& Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

 

Представленные программно-методические разработки следует адаптировать с учетом психофизических особенностей и компенсаторных возможностей каждого ребенка со сложными (комплексными) нарушениями развития. В этой связи первостепенное значение приобретает индивидуальный подход к планированию коррекционной работы.

 







Date: 2015-08-15; view: 1151; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию