Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бухгалтерской информации, составляющей коммерческую тайну





 

Данные бухгалтерского учета и связанная с ними информация могут представлять интерес как для легальных, так и нелегальных ее пользова­телей. Не секрет, что зачастую информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим заинтересованным лицам (например конкурентам, криминальным эле­ментам и т. п.)- Поэтому обладатель информации имеет право принимать меры к охране ее конфиденциальности. Правоотношения, связанные со служебной и коммерческой тайной, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) (в частности, ст. 139) и другими феде­ральными законами.

Указом Президента Российской Федерации от 06.03.97 № 188 опреде­лен Перечень сведений конфиденциального характера. Пункт 5 выше­упомянутого Перечня касается соблюдения коммерческой тайны. К ком­мерческой тайне относятся сведения, связанные с коммерческой деятель­ностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и феде­ральными законами:

- о структуре производства, производственных мощностях, типах и разме­щении оборудования, запасах товарно-материальных ценностей;

- применяемых оригинальных методах управления организацией;

- подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства; по коммерческим, производственным, научно-техническим и другим вопросам;

- планах расширения или свертывания производства отдельных видов продукции;

- планах инвестиции, закупок, продаж;

- результатах совещаний руководства;

- состоянии расчетов организации;

- финансовом состоянии организации;

- об оригинальных методах и результатах маркетинговых исследований;

- о контрагентах и конкурентах, не содержащиеся в общедоступных источниках;

- подготовке, ходе и результатах переговоров с партнерами;

- сведения, конфиденциальность которых определена в договорах (со­глашениях, контрактах);

- идеи и результаты НИОКР;

- техническая документация и технологические условия к разрабаты­ваемым проектам;

- о коммерческой тайне организаций-партнеров, предоставленные на доверительной основе или в ходе совместных проектов. Например, коммерческий представитель в силу ст. 184 ГК РФ обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках даже по­сле их завершения;

- о личности или имуществе, предоставленные страховщику (ст. 946 ГК РФ);

- тайна банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте (ст. 851 ГК РФ);

- содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтер­ской отчетности (п.. 4 ст. 10 Закона "О бухгалтерском учете");

- налоговая тайна, которую составляют любые полученные налоговым, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

• об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответ­ственности за эти нарушения;

• предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранитель­ным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в час­ти сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, ор­ганами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с положениями ст. 122 Налогового кодекса РФ посту­пившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням. определяемым соответственно Министерством по налогам и сборам РФ, органами государственных внебюджетных фондов, ГТК России.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведе­ния, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмот­ренную федеральными законами. К разглашению налоговой тайны отно­сится, в частности, использование или передача другому лицу производст­венной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюд­жетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей (ст. 102 НК РФ).

Отметим также, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом сведения о финансовом состоянии долж­ника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденци­альный характер либо являющихся коммерческой тайной. Так, согласно ст. 66 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, а органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требо­ванию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Исходя из данного положения, а также общеюридического принципа, гласящего "все, что прямо не запрещено законом, — разрешено, руково­дство фирмы может самостоятельно определять перечень сведений, отно­сящихся к коммерческой тайне, включив в него отдельные виды инфор­мации по своему усмотрению из числа не запрещенных законодательст­вом. Такой перечень целесообразно оформить приказом по организации и довести его до сведения всех сотрудников.

Трудовой договор с работником, который по долгу службы имеет дос­туп к служебной или коммерческой тайне организации, может содержать в разделе "Обязанности работника" требование о неразглашении этих сведений (ст. 57 Трудового кодекса РФ) либо может быть подписано ра­ботником Обязательство о неразглашении коммерческой тайны, напри­мер по следующей форме:

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

о неразглашении коммерческой тайны

10.10.2003

Я, Иванов И. И.

в качестве работника ООО ПКФ «АСТАТ»

в период трудовых (служебных) отношений с предприятием (его правопреемником) и в течение 5(пяти) лет после их окончания обязуюсь:

- не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, кото­рые мне будут доверены или станут известны по работе (службе);

- не передавать третьим лицам и не раскрывать публично сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, без согласия предприятия;

- выполнять относящиеся ко мне требования приказов и инструкций по обеспече­нию сохранности коммерческой тайны предприятия;

- в случае попытки посторонних лиц получить от меня сведения о коммерческой тайне предприятия немедленно сообщить об этом Директору

(должностное лицо или подразделение предприятия)

- сохранять коммерческую тайну тех предприятий, с которыми имеются деловые отношения предприятия;

- не использовать знание коммерческой тайны предприятия для занятий любой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб предприятию;

- в случае моего увольнения все носители коммерческой тайны предприятия (рукописи, черновики, чертежи, дискеты, распечатки на принтерах, кино-, фото-, аудио-, видеоматериалы, модели, изделия и пр.), которые находились в моем распоряже­нии в связи с выполнением мною служебных обязанностей во время работы на Предприятии, передать Нач. коммерческого отдела

(должностное лицо или подразделение предприятия)

- об утрате или недостаче носителей коммерческой тайны, удостоверений, пропус­ков, ключей от режимных помещений, хранилищ, сейфов (металлических шкафов), личных печатей и о других фактах, которые могут привести к разглашению коммерческой тайны предприятия, а также о причинах и условиях возможной утечки сведений, немедленно сообщать Директору

(должностное лицо или подразделение предприятия)

До моего сведения доведены с разъяснениями соответствующие положения по обеспечению сохранности коммерческой тайны предприятия.

Мне известно, что нарушение этих положений может повлечь уголовную, админи­стративную, гражданско-правовую или иную ответственность в соответствии с зако­нодательством РФ в виде лишения свободы, денежного штрафа, обязанности по воз­мещению ущерба предприятию (убытков, упущенной выгоды и морального ущерба) и других наказаний.

 

Должность Подпись И. О. Фамилия

 


Государство, в лице законодателя, стремится дать организации (пред­принимателю) инструменты защиты принадлежащей ей документирован­ной информации, а также предусматривает ответственность за нарушение коммерческой тайны.

Например, ст. 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 №948-1 (с изменениями от 09.10.2002) относит получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца к формам недобросовестной конкуренции.

Действует также ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 № 24-ФЗ (с измен, от 10.01.2003), опре­деляющий права собственника информации на ее защиту и механизмы за­щиты, в том числе с помощью государственных институтов,.

Нормативно-правовые документы предусматривают ответственность лиц. незаконными методами получивших информацию, которая состав­ляет служебную или коммерческую тайну; работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну; контрагентов, сделавших то же во­преки гражданско-правовому договору. Все эти лица в силу ст. 139 ГК РФ обязаны возместить нанесенный владельцу сведении ущерб.

Должностные лица, которые по роду своей профессиональной дея­тельности имеют доступ к информации, составляющей коммерческую тайну коммерческих и некоммерческих организаций или индивидуаль­ных предпринимателей, несут имущественную ответственность за ее раз­глашение.

Так, согласно ст. 25 Закона Российской Федерации "О конку­ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" сотрудники федерального антимонопольного органа (территориального органа) несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Как неправомерное разглашение сведений, так и непредставление не­обходимой информации могут стать поводом для привлечения виновных к уголовной или административной ответственности. Уголовная ответст­венность за незаконные получение и разглашение сведений, составляю­щих коммерческую или банковскую тайну, предусмотрена ст. 183 УК РФ, согласно которой:

- собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем хищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного исполь­зования этих сведений — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет;

- незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, со­вершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишени­ем свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденно­го за период до одного месяца либо без такового.

Статья 5.29 Кодекса об административных правонарушениях Рос­сийской Федерации (КоАП РФ) определяет ответственность за непред­ставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных Договоров, соглашений, как наложение штрафа на виновных лиц в раз­мере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

 

Данные бухгалтерского учета, бухгалтерская информация используются гораздо шире, чем это принято считать. Отметим, что пользователи инфор­мации могут быть разделены приблизительно на следующие группы:

администрация руководители и управленческий персонал, которые несут полную ответственность за деятельность предприятия и дости­жение целей, стоящих перед ним. Успешно работающие менеджеры часто принимают решения, основываясь ни данных бухгалтерского учета, анализируя их. Чаше всего их интересуют следующие вопросы:

• какова чистая прибыль за последний квартал?

• является ли норма прибыли акционеров (или владельцев) адекват­ной их ожиданиям?

• достаточно ли оборотных денежных средств?

• реализация каких товаров наиболее прибыльна?

• какова себестоимость каждого произведенного продукта?

пользователи с прямым финансовым интересом:

• настоящие и потенциальные инвесторы, анализируя отчеты, пыта­ются определить финансовые перспективы организации в буду­щем, целесообразность вкладывания в нее средств;

• настоящих и потенциальных кредиторов интересует наличие у ор­ганизации денег для выплаты процентов и своевременного пога­шения долга;

конкуренты на рынке сбыта и контрагенты также тщательно изу­чают отчеты с целью определения сильных и слабых сторон орга­низации, ее потенциальных возможностей;

- пользователи с непрямым (косвенным) финансовым интересом. За последнее время общество в целом, в лице правительственных служащих и общест­венных групп, стало одним из самых важных пользователей;

- налоговые органы контролируют правильность уплаты налогов и сбо­ров в бюджет и внебюджетные фонды. По каждому налогу в соответ­ствии с законодательством требуется составлять специальную налого­вую декларацию (или расчет);

- регулирующие органы. Большинство организаций предоставляет ин­формацию одному или нескольким регулирующим органам на уровне государства, области и города. Например, организации, предоставляю­щие коммунальные услуги (электричество и газ), должны обосновывать свои тарифы на основе бухгалтерских отчетов;

- другие группы:

• профессиональные союзы изучают финансовые отчеты организаций при подготовке к заключению коллективных договоров;

консультанты инвесторов и кредиторов также имеют непрямой интерес к финансовой деятельности и перспективам бизнеса;

Учет денежных средств
Учет финансовых результатов
группы потребителей, покупатели и общество в целом все больше интересуются финансовым состоянием и прибылями предприятий, поскольку они влияют на инфляцию, окружающую среду, соци­альную обстановку и качество жизни.

 


Date: 2015-08-15; view: 493; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию