Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность менеджмента и управления организацией





Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Термин «менеджмент» широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в Украине получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.

Так что же такое менеджмент?

Во-первых, это современная наука и практическая деятельность.

Во-вторых, это специальные знания и искусство управления.

Термин «менеджмент» многие полностью отождествляют с понятием «управление», считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде.

Однако необходимо обратить внимание на то, что глагол «управлять» и существительное «управление» применяются для всех без исключения сфер и видов деятельности, где обеспечиваются целенаправленность, согласованность и координация движения составных частей системы.

В Советском энциклопедическом словаре управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Однако методы, приемы управления машиной, биологической системой, политической партией или коммерческой организацией неодинаковы.

В английском языке имеются глаголы:

to manage – управлять в хозяйственной сфере;

to govern – управлять в политической сфере;

to control – управлять в сфере техники.

Появление термина «менеджмент» – необходимое уточнение в русском языке понятия «управление» применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка. То есть менеджмент – это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

Учитывая неоднозначность перевода английских терминов на русский язык, возможно было бы интерпретировать это мнение таким образом:

· управление – всеобщая человеческая деятельность,

· менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций.

Применение приемов менеджмента и акцент на научное управление своей собственной жизнью и деятельностью привели к возникновению такой специфической части науки менеджмента, как самоменеджмент.

Сущность управления организацией

Что же такое «менеджмент» как разновидность управления?

Менеджмент (англ. managment) – это управление, заведование и организация производства.

Толковый словарь рыночной экономики. Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Вачугов Д.Д. Менеджмент в упрощенном понимании означает способность управляющего добиться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.

Мескон М. Менеджмент – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Этот термин применим к любым типам организации, но если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration – государственное управление.

Уткин Э.А. Менеджмент – система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции в целях получения прибыли.

Марш Д.Е. Менеджмент (управление) – процесс достижения поставленных целей посредством использования труда людей. В менеджмент входят такие составляющие, как организация, руководство, искусство общения с людьми, способность ставить цели и находить средства для их достижения.

Можно привести множество определений менеджмента, встречающихся в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне:

· менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля;

· это искусство управления и руководства;

· это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал.

Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.

Любое определение менеджмента будет неполным, но в совокупности определения, которые даются разными авторами, раскрывают его сущность.


В менеджменте как системе выделим такие три его грани:

1. менеджмент – это воздействие субъекта на объект управления;

2. менеджмент – это воздействие на объект с четко определенной целью, или это механизм достижения цели;

3. менеджмент – это руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимы знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

В менеджменте как процессе выделим такие наиболее существенные грани:

1. менеджмент – это выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности, называемых управленческими функциями (планирования, организации, мотивации, контроля);

2. менеджмент – это процесс принятия и реализации управленческих решений;

3. менеджмент – это процесс переработки и выработки информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.

При всех недостатках отдельных определений менеджмента нельзя обойти стороной наиболее емкие и яркие определения, которые сформулировали, раскрывая сущность этого явления, классики науки менеджмента:

Тейлор Ф.У. Управлять – значит знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.

Файоль А. Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Друкер П. Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительно работающую группу.

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, считаем необходимым отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности. Именно как вид человеческой деятельности менеджмент является искусством, наукой, профессией людей и т.д.

Управление как искусство. Понятие об управлении как искусстве, то есть способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента, насчитывающей, как известно, несколько тысячелетий. Начало положило зарождение письменности в древнем Шумере, одним из важнейших результатов которого стало образование особого слоя «жрецов-бизнесменов», успешно осуществлявших религиозно-коммерческие и торговые операции. В последующие годы происходило накопление искусства в области как управления государственными делами, так и управления бизнесом.

Управление как наука имеет предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным. На всем протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.


Управление как функция. Многовековое развитие менеджмента[34] предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в XVII-XVIII вв. и связано с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента были его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название «функции управления».

Управление – это люди, управляющие организацией. Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, формирующими организации и управляющими ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял: как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Управление – это аппарат. Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент – специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее мене джмента.

Итак, менеджмент – это управление организацией, прежде всего, в коммерческих, производственно-рыночных условиях, поэтому изучение данной дисциплины включает рассмотрение вопросов о сущности и построении организации как открытой системы управления.

Значение менеджмента.

Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующая координации, согласования, обеспечения, определяет необходимость управления.

К. Маркс. «Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр же нуждается в дирижере».

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, а помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, добиться успеха организации.


В общем и целом необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что современный менеджмент необходим организациям как условие их существования и развития, так как именно менеджмент определяет цели, стратегии, конкретные средства и пути решения задач организации, от него зависит степень реагирования организации на внешние угрозы и возможности использования имеющихся у организации преимуществ и перспектив.

Все предприятия, фирмы, объединения имеют одну общую основу. Это основу имеют и морской торговый порт, и судоходная компания, и университет, так как все они являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров, является причиной, обусловливающей существование менеджмента.

Подходы к науке управления организацией.

Основой методологии[35] менеджмента является системный подход.

В наиболее общей форме сущность системного подхода состоит в рассмотрении объекта исследования и практической деятельности в единстве его внешних и внутренних связей. Термин «системный» имеет тот смысл, что подход должен использовать определенную систему принципов и методов, имеющих общезначимую основу и вместе с тем обладающих специфическими чертами, обусловленными спецификой конкретной предметной области, теоретического исследования или практической деятельности.

Исходными для системного подхода являются понятия «системность» и «система». Системность – атрибут, то есть неотъемлемое существенное свойство объективного мира, одна из его важных характеристик. Сущность системности в том, что все процессы, явления, вещи в объективном мире находятся во всеобщей связи и взаимодействуют как объекты относительно обособленные, обладающие качественной и количественной сторонами и изменяющиеся во времени и пространстве.

Подчеркнем 3 характеристики понятия «системность»:

1. всеобщая связь всех процессов и явлений;

2. относительная обособленность и самостоятельность предметов, вещей, явлений проявляется в том, что они обладают количественной и качественной сторонами;

3. взаимодействие относительно обособленных предметов, вещей, явлений друг с другом.

Взаимодействующие и изменяющиеся во времени и пространстве вещи, предметы, явления представляют собой системы.

Философский энциклопедический словарь. Системный подхо д – это направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как сис тем.

Системный подход к объекту и предмету исследования означает рассмотрение объекта и предмета исследования одновременно и как особой системы (более или менее сложной), и как элемента (подсистемы) более общей системы.

Основные аспекты системного подхода:

· Элементный аспект состоит в выявлении элементов, входящих в исследуемую систему, определении уровня общности системы, ее мощности.

· Структурный аспект предполагает установление структурных характеристик системы: тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости.

· Функциональный аспект состоит в выявлении функций системы в целом и ее компонентов (подсистем), взаимного соответствия этих функций, дублирования функций.

· Интегративный аспект заключается в выяснении цели системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий, в выявлении основного звена, обеспечивающего сохранение объекта исследования как целостной системы.

· Коммуникативный аспект означает определение среды обитания системы, характер субординационных и координационных связей с другими системами, тесноты этих связей.

· Исторический аспект предполагает исследование истории возникновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени и на этой основе прогнозирование перспектив на будущее.

Системный подход основывается на общей теории систем, которая в первую очередь связана с именами А.А. Богданова, Л. фон Берталанфи, П.К. Анохина[36] и др.

В настоящее время ряд авторов считают системный подход универсальной методологией менеджмента. Системный подход получил широкое распространение в современной теории и практике управления.

Кроме системного подхода в науке управления используются и другие. Р.А.Фатхутдинов выделяет 13 научных подходов к управлению: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный (математический), административный, поведенческий, ситуационный. Вероятно, этим не исчерпывается вся возможная палитра подходов. К ним, на наш взгляд, можно добавить: эмпирический, затратный сбытовой, производственный, статистический, инновационный и др. Некоторые из подходов, составляющих методологическую основу науки менеджмента, рассмотрены ниже.

Процессный подход. В соответствии с процессным подходом управление рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – процесс. Данный подход был предложен представителями школы административного управления, а именно А. Файолем, который говорил: «Управлять – означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. М. Мескон отмечает, что «управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций».

Кроме функций управления в теории управления рассматриваются еще 2 вида процессов, не менее важных, чем функции, - это процессы принятия решений и коммуникации. Эти процессы проникают друг в друга, взаимосвязаны между собой, образуя единый процесс управления.

Ситуационный подход. Данная концепция разработана в конце 60-х годов ХХ в. в Гарвардской школе бизнеса (США). Это способ управления, решения проблем в зависимости от складывающей ситуации.

Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Любая ситуация имеет идейную или экономическую основу, исследование которой позволяет понять ретроспективу и определить перспективу.

Согласно ситуационной теории нет универсального подхода, и менеджерам необходимо определить такой подход, который лучше всего будет отвечать данной ситуации и поможет достигнуть управленческих целей.

Таким образом, существует множество подходов к управлению как к науке и практической деятельности, но основу составляют три методологических подхода: процессный, системный и ситуационный.







Date: 2015-08-15; view: 1658; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию