Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо





Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ – школы «человеческих отношений» (1920-1950 гг.) и школы «поведенческих наук» (1950 г. – по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор[29] как основной элемент организации. Для учета «человеческого фактора» разрабатывают менеджерские заповеди – предписания, нормы, правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности.

Например, менеджеры фирмы «Дженерал Моторс» руководствуются следующими правилами:

· будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно для тебя не имеют значения;

· будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно; имей бесконечное терпение;

· будь справедлив, особенно по отношению к подчиненным;

· будь вежлив, никогда не демонстрируй раздражение;

· будь краток;

· всегда благодари подчиненного за хорошую работу;

· не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица;

· не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни;

· выбор и обучение подчиненного – более благодарная задача, чем выполнение дела самим;

· если действия сотрудников в корне не расходятся с твоими решениями, давай им максимальную свободу действий: не спорь по мелочам, которые только затрудняют работу;

· не бойся подчиненного, который способней тебя, а гордись им;

· никогда не применяй своей власти, пока все остальные средства не использованы;

· если твои распоряжения оказались ошибочными, признай вину;

· всегда старайся во избежание недоразумений отдавать распоряжения в письменном виде.

Возникновение школы связано с именем немецкого психолога Г.Мюнстенберга (1863-1916), переехавшего в США и преподававшего в Гарвардском университете, а также с работами американки М.Фоллет (1868-1933), изучавшей социально-психологические отношения в небольших группах.

Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма[30], то есть теории человеческого поведения.

Особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Э. Мэйо (1880-1949). Главный теоретический вывод Э.Мэйо заключался в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.

Представители этой школы выявили, что мотивами поступков людей являются не только и не столько экономические силы, как считали представители школы научного управления, а различные потребности, которые могут лишь частично быть удовлетворены с помощью денег. Следовательно, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то возрастает и уровень удовлетворенности трудом и производительность труда.

Приемы управления человеческими отношениями (консультации с работниками, предоставление им большей возможности общения на работе и др.) оказывают во многих случаях большее влияние на производительность труда, чем физиологические факторы (освещение, вентиляция и др.).

Продолжением школы «человеческих отношений» является школа «поведенческих наук». К представителям этой школы относят американских ученых А.Маслоу[31], Д.МакГрегора, Д.МакКлелланда, К.Арджариса, Р.Лайкерта, Ф.Герцберга, В.Врума и др. Они исследовали аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации, власти, авторитета, коммуникаций и др. Наибольший вклад в изучение проблем мотивации внес А.Маслоу.

Школа поведенческих нау к помогла работнику осознать свои собственные возможности, то есть способствовала росту эффективности организаций за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. Эта школа основное внимание направила на изучение межличностных отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни, продолжает проблемы потребностей и мотивационного поведения.

Становление и развитие количественной школы.

Становление школы науки управления, или количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других связанных с ними областей знаний. Они внесли значительный вклад в совершенствование теории управления. научный метод при анализе работы еще применял Ф.У.Тейлор. До Второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно.


Тезис «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» является основанием для присвоения названия «школа науки управления». Представителями этой школы являются: Р.Акофф, Л.Берталанфи, С.Бир, А.Гольдбергер, Л.В.Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и др.

Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение экономико-математических моделей (ЭММ) и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широкоприменяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

Толчок к применению ЭММ и точных методов в управлении дало внедрение и развитие компьютерной техники.

Развитие теории и практики управления во всем мире позволило сформулировать современную концепцию менеджмента:

· успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям внешней среды;

· организация рассматривается как открытая система, на которую оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.);

· процесс управления организацией – это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который воздействуют факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные;

· применение к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленные цели;

· ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п.

Система теории и практики управления в СССР.

Первая научная школа профессора Н.И. Савина сформировалась еще в начале ХХ в. Изданный труд этого профессора «Резание металла» ставился на один уровень с трудами самого Ф.У.Тейлора.

До Первой мировой войны в России насчитывалось 8 предприятий, работа которых была организована по системе Тейлора, тогда как во Франции – только одно. Гражданская война отбросила развитие менеджмента в России на десятки лет.

Руководство страны и, в частности, В.И.Ленин хорошо понимали, что удержать власть значительно сложнее, чем ее захватить. Делались попытки совершенствовать управление. Однако, кто не знает крылатой фразы Ильича: «Каждая кухарка должна управлять государством»?

Наука управления в период становления нашей страны выступала как научная организация труда (НОТ). Центральный институт труду (ЦИТ) мог выходить с предложениями в правительство и занимался пропагандой НОТ.

Одновременно с конструктивными шагами в области управления происходило следующее. Идеологическая работа и практические действия большевиков были направлены на устранение от управления наиболее подготовленной части населения.

Дзержинский Ф.Э .: «Если приходится выбирать между нашим человеком, но не совсем способным, и не совсем нашим, но очень способным – у нас в ЧК необходимо оставить первого».

Эти «управленческие» принципы распространились впоследствии на все сферы научной и общественной жизни. Они привели к анкетному подбору кадров, игнорированию способностей человека, пренебрежению талантам. Это были потери не только неординарных личностей, но и, как считают специалисты, генофонда будущих талантов и гениев.

Многие идеи, методы и принципы управления, сформированные советской властью, не противоречат научному подходу к управлению производством. Возможно, излишняя политизация экономических процессов не позволяла получить от них должную отдачу, а часто просто формализовала их применение. В результате, когда возникали периоды некоторого послабления в политической атмосфере СССР (период «хрущевской» оттепели), возникал и значительно больший интерес к науке управления. Был организован первый институт управления в Москве. Началась подготовка инженеров-экономистов как специалистов области экономического управления.







Date: 2015-08-15; view: 746; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию