Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сопоставительные шкалы возраста собаки и человека
По нашим наблюдениям, эту шкалу можно дополнить, уточнив сравнительные темпы развития внутри первого года жизни собаки, по месяцам: 2 месяца – приблизительно 4 года человека; 5 месяцев – приблизительно 7-8 лет человека; 6 месяцев – приблизительно 11-12 лет человека; 9 месяцев – приблизительно 13-14 лет человека. Ввиду стремительных темпов развития в первый год жизни, эти оценки менее точны, чем шкалы для взрослых собак, и могут существенно зависеть от породы, индивидуальных особенностей и условий выращивания и воспитания. Тем не менее, приведенные цифры отражают качественное соответствие процессов, происходящих в психике, и смысл каждого из возрастных периодов. Особенности каждого из так называемых "чувствительных периодов" и методика выращивания и воспитания щенка и молодой собаки кратко изложены в Приложении 4. При анализе возрастного развития психики мы используем не только научные результаты (например, [7, 24, 25]), но и аналогии с развитием поведения детенышей псовых в дикой природе. ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ. Щенок рождается после 58-63 дней внутриутробного развития слепым и глухим. Основными каналами поступления внешней информации в мозг являются вкусовой, обонятельный и тактильный анализаторы, также еще несовершенные и нуждающиеся в прижизненном развитии. Хотя достоверные данные о состоянии анализаторов у новорожденного щенка получить трудно, наблюдения позволяют предположить, что психика в неонатальный период уже отличается индивидуальными особенностями. Так, один щенок легче находит сосок матери, другой делает это с большими затратами труда и времени, медленнее учится ориентироваться в пространстве гнезда. Разумеется, эти особенности теснейшим образом связаны с физиологическим развитием плода, однако, их необходимо учитывать при оценке дальнейшего формирования психики как стартовое состояние. Кроме того, при прогнозе и оценке развития психики в постнатальный период необходимо обращать внимание на возможные родовые травмы, следствиями которых являются чаще всего гипоксия головного мозга плода и нарушения структуры позвоночника, приводящие к нежелательным воздействиям на спинной мозг. Основными потребностями щенка в течение первых двух недель жизни следует считать минимум физиологических потребностей. Информационная потребность выражена очень ограниченно и исчерпывается обеспечением пищедобывательного поведения. Можно предполагать, что в самом раннем возрасте щенок еще не выделяет себя из окружающего мира, не осознает существования однопометников, не воспринимает окружающей среды и даже существование матери осознает лишь постепенно. В то же время, уже в неонатальном периоде закладывается и развивается способность к ориентации в пространстве – об этом можно судить по поведению матери, которая в первые дни стремится сама подставить щенкам соски, а позже может ложиться в некотором отдалении от новорожденных, тренируя их пространственное восприятие и заботясь о развитии опорно-двигательного аппарата. Поэтому важным фактором для первых двух недель является размер "гнезда", который должен обеспечивать некоторую свободу матери и позволять новорожденным щенкам перемещаться ползком. К концу второй недели жизни у щенка открываются глаза и уши, благодаря чему ему становятся доступны еще два важнейших информационных канала: зрительный и слуховой. Одновременно щенок встает на ноги и начинает более активно перемещаться в пространстве. С этого момента начинается активный сбор первичной информации об окружающей среде, ее элементарный анализ и построение первых логических структур, связывающих понятия между собой. Неодушевленные предметы осознаются через пространственное восприятие и возможность перемещения – щенок натыкается на стенки гнезда, на находящиеся в нем предметы, на складки подстилки и т.п. Расширение и совершенствование пространственного восприятия становится возможным благодаря развитию опорно-двигательного аппарата и координации движений, которая также представляет собой довольно сложную информационную функцию, хотя и осуществляется бессознательно. Одним из важнейших видов внешней информации, которая должна быть доступна щенку уже к двухнедельному возрасту, является сенсорная информация о человеке – тактильные и обонятельные ощущения, связанные с прикосновением рук человека. Это достигается в процессе ухода заводчика за щенками, который в определенной степени дублирует материнское поведение суки. Начиная с двухнедельного возраста щенок постепенно начинает осознавать важнейшие парадигматические отношения, лежащие в основе логических структур фактографического уровня, а именно: * контраст (противопоставление); * смежность в пространстве; * смежность во времени; * атрибутивные отношения (объект-признак); * агентивные отношения (предмет-действие). Последние две категории отношений в этом возрасте осознаются лишь частично и главным образом через роль матери. Первыми мыслительными операциями, доступными мозгу двухнедельного щенка, являются сравнение и противопоставление. При помощи этих операций он осознает собственную выделенность из окружающего мира и начинает воспринимать существование живых и неживых объектов, отличных от него. Несколько позже осознаются и различия между внешними объектами – в пределах, обусловленных прагматикой информации. Прежде других воспринимается отличие матери от других объектов, что обусловлено пищедобывательным поведением и удовлетворением других физиологических потребностей. Таким образом активизируется фактографический уровень Субъектной Информационной Модели, определяющий собой эталонные логические структуры, которые в дальнейшем служат базой для анализа любой новой информации. Механизмом заполнения фактографического уровня служит ориентировочное поведение, наиболее активное именно в первом месяце жизни (8). При достаточном развитии логических связей между элементами информации пополнение фактографического уровня конкретными данными об окружающем мире может продолжаться в течение всей активной жизни собаки, а анализ данных оказывается успешным. Если логические структуры и отношения фактографического уровня остаются недостаточно развитыми, то в более позднем возрасте новая информация анализируется и используется не полностью, а лишь в рамках структур, сложившихся на первом этапе развития психики. Недоразвитие логических структур фактографического уровня приводит в более позднем возрасте к проявлениям "синдрома ранней информационной недостаточности", главным из которых является гипертрофированное ориентировочное поведение, не ведущее к анализу и использованию новой информации. К трехнедельному возрасту щенок, уже освоивший пространство родильного гнезда и полностью овладевший информацией об этой части мира, нуждается в расширении доступной информации и доступного для исследования пространства, что достигается переводом в более просторный манеж. При оборудовании манежа заводчику следует позаботиться о выделении в нем функциональных зон, различающихся фактурой подстилки. Часть манежа выстилается мягкой подстилкой, предназначенной для сна и отдыха; часть оставляется более жесткой – это игровая зона, в которой щенок проводит время активного бодрствования; выделяется также гигиеническая зона, застеленная гладким и хорошо моющимся покрытием (резина, пластик и т.п.). Сенсорные различия между зонами помогают тренировать и пространственное восприятие щенка. Щенки, задерживающиеся в родильном гнезде после трехнедельного возраста, не получают необходимой тренировки сенсорных анализаторов, что осложняет дальнейшее пополнение фактографического уровня новой информацией. Развитие психики щенка требует постепенного, но постоянного нарастания информационной насыщенности и динамики среды. Освоенная среда становится для развивающегося мозга обедненной, не предоставляя возможностей тренировки и совершенствования. Следовательно, для дальнейшего развития психики совершенно необходим иной режим, тренирующий механизмы психической адаптации (см. раздел 10.1). В противном случае последующее развитие психики замедляется, что подтверждается многократными наблюдениями. Одновременно закладываются адекватные территориальные представления собаки: обедненная среда соответствует по своим характеристикам будущей "зоне безопасности", более динамичная представляет собой аналог будущей "зоны уверенности". После трехнедельного возраста щенок под руководством матери учится разграничивать пространство по функциональному признаку. Поскольку мать уже не находится постоянно с детьми, то щенки вынуждены не только получать, но и запоминать и самостоятельно использовать информацию. Так совершенствуются уже сложившиеся информационные связи и формируются новые логические структуры, основанные на следующих основных отношениях: * целое-часть; * часть-целое; * предмет-процесс; * предмет-материал. В трехнедельном возрасте резко нарастает информационная потребность щенка, проявляющаяся в ориентировочном поведении (8). Это связано с развитием движений и пространственного восприятия. Так, например, в двухнедельном возрасте щенок натыкается на однопометников почти случайно, задевая их, учась миновать при движении и т.п. Однако уже к трем неделям щенок начинает ощупывать однопометников, толкать их, может пытаться сосать части их тела, убеждаясь, что это не сосок матери, и делает это преднамеренно. Немногим позже у щенка появляется и игровая потребность, которая удовлетворяется в общении с матерью и однопометниками. Первые игры щенков направлены на тренировку органов движения, однако уже вскоре игры становятся и незаменимым источником информации. Развитие игрового поведения расширяет представления об активных субъектах и способах общения с ними. В играх щенка активизируется стереотипный уровень СИМ, что выражается в проявлениях поведенческой наследственности (в первую очередь – видовой и породной), а также в освоении стандартных поведенческих программ, обеспечивающих приспособление к реальному образу жизни. Начиная с третьей недели жизни, щенка следует выпускать из манежа на "прогулки" по квартире, разрешая ему отправлять свои надобности вне "логова" – этим закладывается привычка к чистоте в более позднем возрасте. Хотя следует заметить, что до полугодовалого возраста стремление оправляться в логове вполне естественно – тем самым стая скрывает от потенциального врага факт наличия щенков, ослабляющих боеспособность стаи в целом. Во время "прогулок" щенок совершенствует пространственную ориентацию, получает большое количество новой для него информации, знакомится с новыми предметами и их функциями и вырабатывает эффективное поведение для целого ряда повседневных ситуаций. При этом дополнительно развивается стереотипный уровень и формируются первичные критерии поведения, определяющие собой выбор адекватных форм поведения в зависимости от ситуативных факторов. Кроме того, крайне важным этапом развития психики в этот период становится первый прикорм щенков, который важен не только с физиологической, но и с психологической точки зрения. Прежде всего, щенок начинает понимать, что пища может быть получена извне не только от матери. В дикой природе это достигается срыгиванием матерью полупереваренной пищи, которую щенок подбирает с земли. Для домашней собаки этот момент обладает еще большей значимостью, так как щенок получает пищу из рук человека. Так налагаются ограничения на пищедобывательное поведение собаки и формируется пищевая зависимость собаки от человека, на всю жизнь остающаяся залогом правильных межвидовых отношений. Можно предположить, что именно прикармливание щенка формирует ранний импринтинг на человека, что облегчает установление отношений с будущим хозяином. Если заводчики опаздывают с введением прикорма, то это сужает и возможности психического развития собаки. Прежде всего, не соответствующее потребностям щенка питание замедляет темпы психического развития. Кроме того, при неправильном прикармливании уже в раннем возрасте формируются определенные психические качества, на всю жизнь определяющие собой поведение собаки. Так, щенок, получающий прикорм только от срыгивания матери, во взрослом возрасте склонен к самостоятельному удовлетворению пищевой потребности (воровство пищи, "помойничество"), к капризному аппетиту, а роль вкусопоощрительного метода при дрессировке заметно снижается. Те пометы, в которых щенки получают прикорм из общей посуды, демонстрируют в дальнейшем жадность к еде и повышенную пищевую конкуренцию, что может существенно сказываться и на отношениях с хозяином. Прикорм, основанный на сухих и консервированных кормах, резко искажает пищевое поведение, характерное для хищника, а это может обострять другие проблемы психики и поведения у взрослой собаки. Понятно, что нарушения прикармливания выявляются впоследствии с большим трудом и поэтому при анализе проблем нередко упускаются в качестве диагностического признака. Человек может принимать участие и в первых играх щенка, одновременно демонстрируя ему различные предметы и развивая представления об их функциях. Игры с участием человека также способствуют дальнейшему развитию межвидовых отношений. Наблюдения за пометами разных пород и развивавшимися в разных условиях, показывают, что если щенок в трехнедельном возрасте лишен общения с человеком, то развитие его отношений с хозяином в более позднем возрасте существенно осложняется и замедляется, не достигая развитых типов контакта. В частности, у щенков, не приобретших опыта общения с человеком до месячного возраста, заметно затрудняется процесс дрессировки и обучения, чаще возникают проблемы бытового поведения. Процесс кормления щенка человеком создает основу для развития первого в жизни собаки условного рефлекса – это связь между каким-либо сигналом (по усмотрению заводчика) и получением пищи. Тем самым на стереотипном уровне Модели наравне с врожденными поведенческими программами (сложными инстинктами) создаются и стереотипы, инициируемые по воле человека. Так наиболее естественным образом активизируются механизмы ассоциативных связей, включающих поведение человека, – на них в дальнейшем базируется обучение собаки. Благодаря уходу заводчика за щенками, кормлению и играм собака, пока еще не осознавая этого, учится воспринимать человека как потенциального социального партнера, во многом воспроизводящего функции матери. В месячном возрасте нормально развитый щенок обладает следующими основными навыками: * связь между получением пищи и каким-либо условным сигналом (хлопок в ладоши, свист, стук миски, звон колокольчика и т.п.); * элементы развития логического мышления, оцениваемые по реакции на неожиданное внешнее событие (падение предмета, незнакомый звук и т.п.); * знакомство с обстановкой жилища и предметами собственного обихода, а также с бытовой техникой (равнодушное отношение к пылесосу, кофемолке и т.п.); * знакомство с обыденными домашними событиями (приход гостей, уборка квартиры, стирка и т.п.) и спокойное отношение к ним; * спокойное отношение к осмотру, гигиеническим процедурам, к уходу за шерстью, включая расчесывание, тримминг, стрижку. Любое поведение, свидетельствующее об отсутствии перечисленных навыков, должно расцениваться как признак недостаточного развития, которое в дальнейшем потребует от хозяев специальных усилий по формированию психики. Признаками хорошего психического развития щенка, облегчающего установление отношений с новыми хозяевами, воспитание и обучение, в возрасте отъема от матери (на практике это месяц для крупных пород и полтора месяца – для мелких) следует считать следующие навыки: * начальное знакомство с командами "Фу!" и "Ко мне"; * умение слушать человеческую речь и интерес к ней (внимательный взгляд в лицо человека, "перекладывание" головы, реакция на изменение тона и т.п.); * охотное участие в игре с человеком; * освоение предметных игр. Не надо думать, будто в месячном возрасте щенок не понимает поведения человека и обращений хозяина к нему. Активизация стереотипного уровня психики и освоение различных поведенческих программ обуславливают возможность эффективного приспособления к окружающей среде. Поскольку основным приспособительным фактором для домашней собаки должно служить поведение человека и требования со стороны хозяина, то первые же проявления самостоятельности и инициативы в поведении заставляют щенка анализировать реакции хозяина на свои действия и учитывать их в оценке эффективности поведения. Поэтому воспитательные воздействия по отношению к месячному щенку, при всей их специфике, не только оправданны, но и необходимы. Так начинается первичное формирование критериального уровня психики. ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ. В развитии психики этот возраст связан с окончанием формирования структур фактографического уровня (после этого времени возможно их пополнение конкретными сведениями, но реформирование самих структур достигается только специальными методами), а также первичной активизацией стереотипного уровня. С другой стороны, этот период, как правило, ознаменован резким качественным изменением условий жизни щенка, связанным с отъемом от матери и однопометников и передачей в руки нового хозяина. В силу ограниченных пока возможностей обобщения и осмысления новой информации этот переход становится критическим моментом в развитии психики щенка. Тяжесть переживаемого щенком стресса и его последствий (включая отдаленные) непосредственно зависит от адаптивных способностей психики и от исходного состояния фактографического и стереотипного уровней психики. С точки зрения возрастного развития психики оптимальным возрастом отъема от матери следует считать пять-шесть недель (8), когда еще не окончен активный сбор информации и уже весьма активен стереотипный уровень, обеспечивающий наименее болезненное приспособление к изменениям внешней среды. Раньше этого возраста приспособленность и самостоятельность щенка недостаточны для того, чтобы спокойно, без стресса перенести резкие изменения окружающей среды и образа жизни. Позже активность фактографического уровня падает, и это несколько осложняет освоение новой информации, отличной от той, которую щенок познал в доме заводчика. При отъеме от матери в более позднем возрасте требования к состоянию психики в момент перехода становятся особо существенными. Это налагает гораздо большую ответственность на заводчика, который обязан взять на себя заботу о правильном воспитании щенка. В момент перехода в другой дом, в руки хозяев меняется значительная часть сенсорной информации, доступной щенку и составляющей основу его представлений о мире: запахи, звуки, тактильные ощущения. Даже различия в естественной освещенности жилища, обусловленные ориентацией окон, при недостаточном развитии психики могут стать препятствием к эффективному освоению новой информации и адаптации к новым условиям. Чтобы вместить большой объем новой информации, логические структуры фактографического уровня в психике щенка должны уже к этому возрасту обладать достаточной общностью. Процесс адаптации фактографического и стереотипного уровней может продолжаться от двух-трех дней до двух-трех недель и должен проходить в максимально щадящем режиме, сводящем стрессы к минимуму, – это означает необходимость постепенной замены информации фактографического уровня. Поэтому в первые недели пребывания щенка в новом доме рекомендуется максимально приблизить образ его жизни к тому, который привычен для него по первому месяцу. Во избежание психических перегрузок и травм необходимо как можно полнее воспроизвести уже освоенную щенком информацию – время питания и состав пищи, конструкцию спального места, набор игрушек и прочие детали. Воспроизведение деталей окружающей среды приобретает тем большее значение, чем менее развита психика щенка ко времени отъема от матери. Очень полезно забрать вместе со щенком предметы его собственного обихода – подстилку, миску, игрушки и т.п. Окончательное формирование логических структур фактографического уровня связано не только с расширением набора понятий, представляющих ранее освоенные отношения. В это время закладываются логические структуры, реализующие следующие отношения: * родовые; * видовые; * причинно-следственные; * сходство функций; * координация. Таким образом, развитие логических структур охватывает все основные виды парадигматических отношений, представленных в мыслительной деятельности живого существа. Развитию первых двух типов структур способствует количественное накопление информации и анализ сходства среды нового жилища с той, которую щенок уже познал у заводчика. Причинно-следственные отношения и отношение сходства функций основывается на уже доступном щенку анализе событий и поведения хозяев. Отношение координации осваивается на основе ассоциаций, накапливаемых в памяти. Попав в новую для него обстановку, щенок постепенно, без больших единовременных нагрузок должен привыкнуть к новым хозяевам, освоить обстановку жилища. Признаком окончательной адаптации фактографического и стереотипного уровней психики служит появление игрового поведения, то есть стремление к освоению новых стереотипных форм поведения, естественному для этого возрастного периода. В то же время развитие психики во втором месяце жизни собаки требует доступа к информации о более широком круге ситуаций – это обуславливает расширение и совершенствование стереотипных форм поведения, развитие которых в противном случае существенно замедляется. Для нормального развития психики в этом возрасте необходимы прогулки, приступать к которым нужно тогда, когда щенок минимально адаптировался к новой обстановке. Если процесс адаптации затягивается, не следует ожидать его окончания – в этом случае освоение принципиально новой информации о среде вне жилища несколько уравновешивает процесс замены уже имеющейся информации, делая его менее болезненным. Одновременно прогулки способствуют резкому расширению фактографического уровня, давая материал для эффективного построения полного набора логических структур. Радиус уверенного восприятия информации в этом возрасте расширяется от двух-пяти до десяти-пятнадцати ростов в холке. На этом расстоянии щенок слышит и видит хозяина, реагирует на чьи-либо действия, с этого расстояния он подбегает к еде. Для оптимального развития психики и тренировки пространственного, зрительного и слухового восприятия необходимо постепенно расширять зону восприятия, привлекая внимание щенка к предметам, находящимся на ее границе. При дистанционной тренировке предпочтение, как и раньше, отдается слуховым стимулам, так как визуальное восприятие развито у щенка еще недостаточно. ТРЕТИЙ МЕСЯЦ. В этом возрасте основным механизмом психической деятельности становится активизация наследственных стереотипных форм поведения и начальное развитие критериального уровня психики (биологически обусловленные критерии, обеспечивающие выживание). Следует заметить, что, хотя сами критерии эффективности поведения имеют специфически детский характер, реализуя особые правила приспособляемости, тем не менее, сам принцип выбора конкретных форм поведения для широкого набора ситуаций начинает действовать именно в это время. Самым важным моментом в развитии психики в третьем-четвертом месяцах жизни щенка следует считать закладку и развитие механизмов психической адаптации, которые в дальнейшем обеспечивают снижение физиологических и психических стрессовых реакций и максимальную приспособляемость животного к изменениям внешней среды. Максимальная активность стереотипного уровня психики предрасполагает щенка к легкому и естественному первичному освоению простейших благоприобретенных навыков, которые включаются в стереотипный уровень наряду с врожденными формами стереотипного поведения. Навыки, выработанные в этом возрасте, закрепляются очень прочно и надолго остаются основой для надежного управления поведением собаки. К числу простейших навыков можно отнести такие команды управления поведением, как "Сидеть", "Стоять", "Место", "Рядом". В то же время выработка сложных, составных форм поведения (динамических стереотипов) в этом возрасте затруднена и может привести к тяжелой психической перегрузке, надолго приостанавливающей развитие психики. Развитие критериального уровня психики связано с образованием устойчивых связей между привычными, повторяющимися ситуациями и событиями и стереотипными формами поведения. Начатки таких связей заложены еще в первом месяце жизни, но тогда они относились преимущественно к пищедобывательному поведению, а используемые формы поведения были строго регламентированы ограниченными физическими возможностями щенка. Третий же месяц становится периодом активного исследования разных форм поведения и их эффективности по отношению к внешней среде. Щенок получает возможность опробовать разные формы поведения и запоминает результаты, в том числе – и реакцию хозяина на то или иное поведение. Тем самым создаются условия для регулирования поведенческих проявлений и включения в критериальный уровень психики правил, желательных для человека. Самым распространенным примером может служить привычка щенков кусать хозяина, не только в игре, но и в стремлении добиться чего-либо – например, еды. Если хозяин не обращает внимания на укусы, это поведение, не приводя к желательному для щенка результату, вскоре угасает как неэффективное. Если же хозяин, полагая, будто отвлекает щенка, дает ему еду или начинает играть с ним, то у собаки прочно закрепляется связь между укусами и желательными результатами. Разорвать такую связь у взрослой собаки очень трудно. То же касается скуления, лая и других нежелательных форм поведения, которые, вызывая положительный для щенка результат, впоследствии могут закрепиться как знаки, обращенные к хозяину и как способ воздействия на человека и навязывания ему своей воли. Тот же механизм позволяет регулировать и проявления породного поведения, закрепляя желательные стереотипы и ограничивая нежелательные. Именно этот возрастной период предоставляет наиболее благоприятные возможности для модификации породного поведения и расширения возможностей стереотипного уровня. Главная ошибка при выращивании щенков этого возраста состоит в недооценке психологических потребностей и процесса созревания психики. Принято считать, будто двух – трехмесячный щенок нуждается только в правильном кормлении; даже роль прогулок существенно преуменьшается. Следует также учитывать и то излишнее значение, которое придается "карантинному содержанию" в процессе вакцинации щенка. Наиболее частым следствием этих заблуждений является значительное отставание в развитии психики. Преобладающей потребностью третьего месяца жизни является потребность в движении и играх. Наряду с нею сохраняется высокий приоритет потребности в информации. Кроме того, к концу третьего месяца становятся все заметнее и проявления эмоциональных потребностей, относящихся к четвертому уровню. Разумно сочетая удовлетворение этих потребностей, можно создать прочную основу для развития высших уровней психики. Важная особенность третьего месяца жизни собаки состоит в резком расширении радиуса уверенного восприятия – до двадцати-тридцати собственных ростов (то есть, до нормальных размеров зоны уверенности взрослой собаки, хотя в абсолютных величинах эта характеристика остается, по понятным причинам, гораздо меньше). Для правильного развития пространственного восприятия и формирования основ контакта с хозяином в это время необходимо постепенно расширять уверенный подход на подзыв до границ восприятия, а для этого следует отпускать щенка с поводка на прогулке. Внутри этой зоны нужно тренировать способность собаки к ориентации в пространстве, окликая щенка с разных сторон, хлопая в ладоши, привлекая его внимание игрушками. С этого же расстояния тренируется и запрет (команда "Фу!"). Основной механизм развития психики в этом возрасте представляют собой обучающие игры. В естественном развитии мать и другие старшие члены стаи (особенно Пестун и/или Дядюшка) помогают активизироваться врожденным стереотипным формам поведения и разучивают с малышом другие полезные навыки, позволяющие ему быстро и эффективно приспособиться к конкретным условиям обитания. Обучение щенка осуществляется поэтапной выработкой общевидовых и породных форм поведения и строится по пути "от простого к сложному", причем освоение следующего стереотипа начинается только после того, как щенок начинает самостоятельно применять в игре то, что преподано ему ранее. Главной целью этого обучения служит безопасность щенка и эффективность основных форм поведения, а также развитие стратегического мышления, которое обеспечивает построение сложного поведения на основе простых стереотипных форм. Обучающие игры, начавшись после двухмесячного возраста, продолжаются вплоть до полного взросления собаки, одновременно обеспечивая необходимую тренировку тела и психики, но максимум их воспитательного значения приходится на третий-пятый месяцы жизни. Оптимальное развитие стереотипного уровня психики и достаточный набор эффективных форм поведения впоследствии освобождают ресурсы психики для анализа нестандартных ситуаций и для принятия адекватных решений. Недостаточное развитие стереотипных поведенческих комплексов или чрезмерная жесткость их существенно осложняют построение эффективных стратегий и затрудняют приспособление животного к нестандартным и экстремальным ситуациям, делая поведение собаки непредсказуемым. При этом хозяева собаки нередко субъективно видят источник проблем в повышенной возбудимости животного. Учитывая специфику этого периода, задача хозяина состоит в том, чтобы уже к третьему месяцу жизни щенка определить основные требования к взрослой собаке и особенности того образа жизни, который ей предстоит вести (например, поездки за город, в лес, на дачу и т.п.) с тем, чтобы вовремя выработать тот набор навыков, который обеспечит эффективное поведение для всех соответствующих ситуаций. В дальнейшем это не только облегчит управление поведением собаки, но и избавит животное от стрессов. Хозяин может и должен, прежде всего, максимально использовать общевидовые и породные врожденные стереотипы, на которые опирается формирование других форм поведения. Однако именно в этот период хозяину представляется возможность и расширить или изменить породные функциональные особенности, "перевоспитать" собаку, развивая в игре те стереотипы и качества, которые потребуются для последующего применения собаки. Именно в этом возрасте легче всего подготовить, например, овчарку к будущей специализации ищейки, охранника или даже подружейной охотничьей собаки. Терьера или другого "компаньона" (по классификации ФЦИ) можно специализировать на охране хозяина. Важно отметить, что формирование желательных стереотипов – задача далеко не простая. К примеру, выработка охранного поведения вовсе не означает, что необходимо "злить" щенка или разрешать ему "охранять" от хозяев еду, предметы и т.д. Реформирование породных качеств идет только по пути "замены" породных стереотипов на общевидовые, через угашение наследственных качеств и развитие тех, которые призваны их дополнить. Для этого хозяин щенка должен хорошо знать специфику породы, требуемые общевидовые стереотипы и способы выработки желательных навыков по детскому типу (элементы "киндер-дрессировки"). В противном случае возможны серьезные ошибки, чреватые тяжелыми последствиями, которые в первую очередь сказываются на отношении собаки к хозяину и членам семьи. Одновременно следует активно формировать и желательное бытовое поведение собаки, подавляя нежелательные поведенческие проявления, связанные с определенными функциональными стереотипами (такие, как "помойничество", бродяжничество у охотничьих собак; драчливость у боевых собак; чрезмерная настороженность у служебных собак и т.п.). В более позднем возрасте, когда наследственные стереотипы уже активизированы и включены в арсенал вариантов выбора, изменить эти формы поведения будет намного сложнее. Одновременно с подавлением каких-либо стереотипов обязательно следует вырабатывать иные навыки, более желательные для хозяина. Если стереотипный уровень психики остается "пустым", это делает невозможным развитие более сложных видов психической деятельности и построение эффективных поведенческих стратегий для повседневных ситуаций. Необходимо помнить, что управление развитием стереотипов осуществляется не путем запретов и наказаний, а последовательной выработкой интереса к желательным видам деятельности. По существу, этот процесс сводится к реформированию мотиваций собаки. В то же время, параллельно с активизацией тех или иных стереотипов, хозяин определяет и простейшие правила их применения – тем самым человек управляет первичным формированием критериального уровня и повышает значимость своих требований к поведению собаки. Именно таким образом поведенческие требования хозяина впервые включаются в число критериев на правах важнейшего закона, определяющего приспособляемость для выживания. Если в этот период хозяин отказывается от участия в развитии критериального уровня, то в дальнейшем весьма вероятны проблемы, связанные с недостаточным послушанием собаки, "непредсказуемым" (т.е., непонятным хозяину) поведением и т.п. У служебных собак существенно осложняется дрессировка и функциональное обучение. Во всех подобных случаях существенно страдает и контакт хозяина с собакой. Правила применения стереотипов предусматривают не полный запрет, а введение соответствующего поведения в желательные рамки. Так, например, собаке нельзя запрещать кусаться, как делают многие хозяева. В таком случае у собак нередко развиваются искажения пищевого поведения (капризный аппетит, кормление с ложечки и т.д.). Полный запрет кусаться и, тем более, суровые наказания за укусы в этом возрасте у будущих охранных собак приводят к отказу от охранного поведения и к страху перед любым человеком. Более того, в некоторых случаях такие запреты могут повлечь за собой полную блокировку развития функциональных стереотипов. Чтобы не нарушать развитие пищедобывательных и охранных стереотипов, необходимо в игре поощрять захват зубами игрушки, но строго ограничивать силу захвата хозяйской руки. Разумное, направляемое хозяином развитие критериального уровня психики в этом возрасте, при всей его детской специфике, закладывает надежную основу для дальнейшей ориентации собаки на хозяйские требования, для уверенного различения ситуаций и успешного ситуативного обучения. В течение третьего месяца жизни собаки заканчивается действие импринтинга, что оказывает существенное влияние на развитие контакта с хозяином. Кроме того, важное практическое значение (благодаря расширившимся пространственным возможностям) приобретает такая особенность восприятия, как избирательность внимания щенка. Сосредоточившись на чем-либо, щенок с большим трудом и не сразу слышит команду хозяина, замечает другие объекты, переключается на иное поведение. Поэтому именно в этом возрасте совершенно необходимо аккуратно рассчитывать силу действия разных стимулов, учитывая их пространственную близость к щенку и значимость соответствующей потребности. Для усиления мотиваций, связанных с хозяином, рекомендуется использовать ориентировочное поведение щенка, привлекая его любопытство неожиданными действиями и незнакомыми предметами. Для этого можно воспользоваться любыми предметами, оказавшимися под рукой – например, на прогулке можно присесть и перебрасывать из руки в руку камешек, постучать о землю карабином поводка, подбросить свои перчатки и т.д. К концу третьего месяца жизни собаки накопление информации об окружающей среде уступает место ее анализу, а поэтому щенок больше интересуется неизвестными ему функциями предметов, чем ими самими. Появляются начатки исследовательского поведения, т.е. целенаправленного экспериментирования и изучения свойств и функций объектов. Поэтому особого внимания в третий месяц жизни собаки заслуживает такая разновидность обучающих игр, как предметные игры, позволяющие развить интерес к окружающим щенка вещам, их свойствам и способам взаимодействия с ними (от осторожности и избегания до непосредственного использования). Щенок может, к примеру, играть с каким-либо предметом, засовывая его под свою подстилку или кладя сверху, сбоку, Наиболее полезны для развития трехмесячного щенка игрушки-пищалки, а также резиновые игрушки, меняющие объем и форму. Участие хозяина в играх щенка необходимо – оно развивает представления о функциях предметов и о роли человека в отношениях с предметной средой (управляющая роль хозяина). Развивающие игры для щенков и молодых собак представлены в Приложении 5. К концу третьего месяца внимание собаки к человеческой речи развивается настолько, что щенка можно заинтересовать интонацией, незнакомыми словами, попытками лаять, скулить или мяукать и это оказывается сильнее других потребностей. Степень развития разных форм общения и интереса к хозяину в трехмесячном возрасте существенно обуславливает будущий тип контакта. Нормой контакта с хозяином к концу третьего месяца жизни становится бытовой контакт, включающий в себя постепенно складывающийся эмоциональный тип отношений. Такая форма отношений хозяина с собакой наиболее полно удовлетворяет потребности щенка. За третий месяц контакт с хозяином должен упрочиться настолько, чтобы щенок считал человека не просто "обслуживающим персоналом", а самым значительным субъектом, источником удовлетворения своих потребностей и гарантом безопасности. Если щенок привыкает активно искать у хозяина объяснений новых для него событий и защиты от реальных и воображаемых опасностей, это облегчает благополучное развитие психики в следующий критический период. ЧЕТВЕРТЫЙ И ПЯТЫЙ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ. Этот период характеризуется в классической зоопсихологии как "возраст страхов". В психике щенка происходят качественные изменения – преобладающей потребностью становится самосохранение, наиболее часто испытываемой эмоцией – страх в разных стадиях, а наиболее вероятной формой поведения – избегание в разных формах. Особенно частой причиной испуга служит нечто новое, незнакомое, до сих пор не отображенное на фактографическом и стереотипном уровнях психики. Явления, происходящие в психике в "возрасте страхов", связаны с тем, что в это время наступает период осмысления уже накопленной и первично проанализированной информации с окончательным уточнением всех логических связей и структур. Соответственно этому активность щенка в сборе новой информации резко падает. В то же время возрастное физическое развитие делает возможной самостоятельность щенка – в столь широких пределах, которым не соответствует способность к принятию решений. Поэтому возрастные страхи снижают тот риск, которому подвергается щенок при необдуманных поступках. Эти события обуславливают важный качественный переход в психической деятельности щенка – снижение активности первых двух уровней психики и резкое повышение активности эмоционально-модального уровня. Возрастные страхи резко увеличивают значимость информации, имеющей отношение к выживанию. Следовательно, эмоциональный отклик на любые события значительно усиливается. По " формуле стресса " (см. гл. 4) можно определить те параметры, от которых зависит снижение силы эмоционального отклика, – это уменьшение новизны и объемов информации и повышение степени защищенность со стороны социальных партнеров. Заметим, что самооценка в этом возрасте еще не сформирована, поэтому этот показатель не может использоваться для снижения силы стресса. Если степень новизны и объемы информации, подлежащей усвоению, регламентированы предшествующим развитием психики, то смысл такого понятия, как защищенность со стороны социальных партнеров, в этом периоде существенно изменяется. В более раннем возрасте основным социальным партнером щенка была мать, но после окончания действия импринтинга ситуация меняется. В природе детеныш дикого животного в этом возрасте начинает искать защиты у других старших членов стаи, в том числе – и у не знакомых до тех пор. Следовательно, ему необходимо, во-первых, научиться специфическим средствам коммуникации, а во-вторых, осознать соотношения по силе и ответственности, существующие между разными индивидуумами. Этим и определяется тот факт, что "возраст страхов" становится одновременно и периодом первичной социализации щенка. Социализация по детскому типу (первый из трех этапов социализации стайных животных) имеет свою существенную специфику – прежде всего, это использование особых средств коммуникации, впоследствии подлежащих замене на другие виды ритуального поведения, и отсутствие претензий на собственный социальный ранг. Однако важнейшим аспектом этого периода является активизация социального уровня Субъектной Информационной Модели, чему, как было сказано выше, способствует потребность в защите, достигающая в этом возрасте своих пиковых значений. В возрасте первичной социализации первостепенное значение имеют контакты щенка не только со своими ровесниками, но и со взрослыми собаками разных социальных рангов. Наличие "домашней стаи" несколько облегчает ситуацию, но не решает проблемы в целом, так как для успешной социализации крайне важны именно ритуалы знакомства и демонстрации, которые не выполняются в привычном окружении. Пренебрегать каким-либо из нормальных этапов видовой социализации, как это делают многие владельцы щенков из страха перед заболеваниями или нападениями со стороны взрослых собак, ни в коем случае не следует, поскольку именно успешная видовая социализация закладывает основу для дальнейшей нормальной межвидовой социализации. В эксперименте (8) доказано, что у собаки, не прошедшей этапа первичной социализации, впоследствии существенно нарушаются важнейшие формы биологически обусловленного поведения – например, сексуальное и родительское поведение. Если учесть, что именно на родительском поведении строятся отношения собаки с детьми в семье, то становится ясным, насколько важен этот этап социализации. Кроме того, нарушения первого этапа социализации могут повлиять на выставочное поведение собаки и приводят к осложнениям в вязках, что весьма существенно для племенных собак. Первостепенное значение для психики имеет и тот факт, что именно в ходе первого этапа социализации закладываются общие интеллектуальные механизмы распознавания, которые остаются активными в течение всей жизни, обеспечивая анализ ситуации и принятие более или менее адекватных решений, чем и определяется "хорошее" поведение собаки. Так впервые активизируется критериальный уровень СИМ, который должен формироваться в следующем возрастном периоде. Для домашней собаки, однако, главным социальным партнером в возрасте первичной социализации может и должен стать человек-хозяин. Это достигается за счет активного участия хозяина во всех видах деятельности щенка, а особенно – в тех, которые связаны с освоением новой информации, с овладением новыми видами поведения, с приучением к новым ситуациям. Это участие хозяина должно соотноситься со всеми сформированными ранее уровнями СИМ и, что очень важно, включать в себя эмоциональный резонанс, выработку одинакового отношения к окружающему и происходящему. Тем самым обеспечивается общность на эмоционально-модальном уровне Модели, которая, в сочетании с видовыми социальными нормами, служит основой для дальнейшей межвидовой социализации. Необходимо обратить пристальное внимание на одну специфическую черту рассматриваемого возраста – это особая активность щенка в установлении первичного контакта с хозяином. Не случайно этот возраст во многом аналогичен 4-5 годам человеческого ребенка ("возраст почемучек"). Как и у человеческих детей, основным смыслом психической деятельности щенка в этом периоде является уточнение накопленной ранее информации и, параллельно с этим, определение роли старшего партнера-человека в своей жизни. Это выражается в стремлении щенка постоянно "задавать вопросы" хозяину, выясняя не только определенные факты, но и реакцию человека, и смысл отношений с ним. Внешне это выражается в игровом поведении, имитирующем те или иные варианты стереотипного поведения, а также в начальных действиях того или иного стереотипа. По реакции человека щенок выясняет для себя и смысл ситуации, и роль старшего партнера, и эмоциональные аспекты отношений. Поэтому уже в этом возрасте так важно продумать адекватные реакции на то или иное поведение с позиций старшего партнера и демонстрировать щенку правильное отношение к его начальным действиям. Следует помнить, однако, что это "вопросительное" поведение щенка ни в коем случае не означает провокаций по отношению к хозяину или попыток навязать человеку свои требования. Отношения доминирования устанавливаются значительно позже, в период окончательной социализации. На этом этапе определяется лишь возможность доверия к старшему партнеру. Так формируются первичные представления щенка о социальных рангах и межвидовой структуре отношений, что соответствует сути возраста первичной социализации. В то же время при построении эмоционального контакта со щенком возраста страхов следует иметь в виду, что все стрессы и переживания этого возраста закрепляются в психике очень прочно и надолго. Поэтому очень важно выбрать правильную степень и формы выражения как своих реакций, так и сочувствия щенку в любой эмоционально напряженной ситуации, чтобы не усилить неприятные эмоции тем, что щенок может принять за проявления растерянности и неуверенности хозяина. К таким факторам, усиливающим эмоции щенка, относятся в первую очередь высокий тон голоса хозяина (хозяйки) и распевные, воркующие интонации – для человека и то, и другое служит выражением сочувствия и утешения, а для собаки – либо приглашением к игре (неуместным в тревожной ситуации), либо выражением неуверенности в себе. То же относится и к попытке уговорить щенка вести себя желательным для хозяина образом – соответствующая интонация воспринимается как неуверенность человека в правомерности своих требований. Поэтому при любом возбуждении щенка такой тональности голоса следует всеми мерами избегать. Гораздо эффективнее такие формы утешения, как похлопывание щенка сбоку по лопаткам, прижимая его бочком к ноге хозяина, и прикрывание спинки носа сверху ладонью с легким сжатием пальцами и основанием ладони с обоих боков. В качестве средства принуждения целесообразно использовать плотный прижим холки ладонью и минимальные болевые приемы типа щипка (но не в коем случае не удар!!!). Эти жесты хозяина наиболее тесно перекликаются с видовыми ритуалами, выражающими как поддержку и покровительство, так и настоятельные требования со стороны старшего. Одной из распространенных конкретных ситуаций, которых в этом возрасте следует всемерно избегать, является подъем щенка на руки таким образом, что спинка его оказывается прижатой к груди хозяина, а животик открыт наружу. При этом оказываются не защищенными все жизненно важные органы, которые собаки всегда инстинктивно берегут от любых опасностей извне. Особенно вредно выносить щенка таким образом на улицу из дверей, когда критически важен переход в открытое пространство, или "защищать" его таким способом от подбежавшей собаки. Нередко такое неумелое обращение хозяина со щенком становится причиной непреодолимой трусости у взрослой собаки. Совокупность сложных и противоречивых процессов, протекающих в этот период в психике собаки, определяет собой необходимость самого тщательного контроля развития. Искажение эмоциональных реакций и неадекватность формирования модального уровня может провоцироваться врожденными факторами – повышенной активностью и реактивностью, сниженной адаптивностью. Столь же важную роль играют и благоприобретенные качества – низкая стабильность и недостаточная конструктивность поведения, являющиеся результатом предшествующего недоразвития. Если породная и/или фамильная наследственность щенка предрасполагает к эмоциональным перегрузкам, то четвертый-пятый месяцы жизни становятся особо важным периодом развития. Крайне важно правильно диагностировать состояние психики и тип высшей нервной деятельности, не полагаясь на поверхностные наблюдения и субъективные утверждения хозяина щенка, нередко несущие на себе отпечаток распространенных предрассудков. Эмоциональный дисбаланс (как избыточность, так и недостаточность эмоций) существенно снижает способность субъекта к логическому анализу и выработке эффективных поведенческих стратегий. Сиюминутные реактивные эмоции препятствуют выделению существенных и несущественных обстоятельств (распознаванию ситуации), затрудняют типизацию ситуаций и выбор (построение) эффективных форм поведения, приводя к принятию спонтанных и зачастую неадекватных решений. При достаточной социализации и нормальном контакте с хозяином одной из основных причин такого дисбаланса служит непонимание собакой отношения хозяина к событиям и его действий – обычный результат собственной непоследовательности человека и непродуманности его поступков в присутствии собаки. Долгосрочным результатом эмоционального дисбаланса является непредсказуемость поведения собаки даже в повторяющихся, стандартных ситуациях, общая неуравновешенность, склонность к формированию невротических форм поведения. Ввиду повышенной эмоциональной зависимости от хозяина в этих случаях нередки неврозы одиночества, искажения пищевого поведения, капризы и повышенная потребность в комфорте и ласке. Кроме того, у эмоционально переразвитых собак зачастую наблюдается повышенная сексуальность, обострение самосохранения, инфантильное поведение. СЕДЬМОЙ-ВОСЬМОЙ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ. Это – возраст перехода собаки из статуса щенка во временный переходный статус молодняка. В поведенческих проявлениях этого возраста смешиваются детские и взрослые формы поведения, а также могут наблюдаться и специфические формы, присущие именно возрасту молодняка (такие, как выражения социальных претензий). В процессе окончательного взросления многие из этих форм поведения угасают. Непонимание специфики этого возраста хозяевами молодых собак приводит ко многим серьезным ошибкам в воспитании, чему способствуют иллюзии, внушаемые "взрослым" внешним видом собаки. Так, например, многие хозяева молодых собак считают детское ритуальное поведение по отношению к заведомо старшей собаке несомненным проявлением трусости и пытаются искоренить его, добиваясь существенных нарушений в самооценке и социальном поведении. В целом поведение молодняка характеризуется невысокой стабильностью, резко изменяется в зависимости от ситуации (даже от несущественных факторов). Главную роль в этом возрасте играет адаптивность поведения, обеспечивающая выбор разных форм поведения. В связи с этим наиболее активным механизмом для возраста молодняка следует считать многофакторный анализ ситуации с выделением и ранжированием дифференциальных признаков, а наиболее активным уровнем СИМ – критериальный уровень. Изменения, происходящие в этом возрасте, затрагивают все сложившиеся к этому времени структуры психики. На фактографическом уровне существенно изменяется внутренняя информация – физический рост способствует, с одной стороны, расширению физических возможностей, а с другой, – изменяет масштабы восприятия окружающего, субъективно измеряемые по соотношениям с собственными физическими размерами. Вследствие этого подлежит пересмотру и накопленная внешняя информация, точнее – оценка внешних факторов в соответствии с собственными возможностями. Изменения стереотипного уровня заключаются прежде всего в смене форм ритуального поведения, а также во включении в него новых форм врожденных стереотипов и изменении приспособительных стереотипов. Прежнее игровое поведение становится основой реальных форм поведения, применяемых "всерьез". Формируются сложные динамические стереотипы поведения, предусматривающие развитие вариативного, комбинаторного и стратегического мышления, а также определяются представления о результативном и эффективном поведении. Одновременно с этим активизируются новые стереотипы социального поведения – например, появляются некоторые формы покровительства, присущие Опекуну, новое сексуальное поведение и т.п. Важным фактором, существенно определяющим психические изменения этого периода, является резко возрастающая поведенческая активность молодой собаки. Именно в этом возрасте впервые появляются новые мотивации, отсутствующие у щенка (в частности, конкуренция) и требующие активных взаимодействий с партнерами. Это способствует выработке новых критериев выбора форм поведения - в том числе, в состав критериального уровня включаются социально обусловленные требования и альтруистические критерии. Критериальный уровень СИМ реформируется в возрасте молодняка еще значительнее, чем фактографический и стереотипный уровни. Столь же активен в этом возрасте и пятый уровень психики – социальный. Это второй период социализации – по типу молодняка, который подразумевает специфические отношения с сородичами и использование переходных форм ритуального поведения. Опосредованно (но весьма существенно) изменяется и содержание эмоционально-модального уровня, отражающего все трансформации других уровней психики. Таким образом, в возрасте молодняка происходит модификация всей Субъектной Информационной Модели. Этот процесс предполагает довольно строгую регламентацию поведения молодой собаки со стороны старших, благодаря чему формируются альтруистические мотивации и критерии, обеспечивающие нормальное включение молодой собаки в структуру социальных отношений стаи. Важнейшее из изменений, происходящих в психике и поведении молодой собаки, состоит в первичном формировании самооценки субъекта – это и есть главная отличительная черта второго этапа социализации. Ранее, в щенячьем возрасте, самооценка как фактор, определяющий выбор форм поведения, не учитывается, поскольку физические возможности щенка резко ограничены, а самостоятельное поведение, эффективность которого могла бы оцениваться, еще не развито. Самооценка представляет собой субъективное представление о собственной приспособленности к выживанию и социальной ценности. Она складывается из оценки (а) своих физических возможностей и (б) степени адекватности и эффективности своего поведения. Заметим, что адекватные формы поведения включают в себя и альтруистические социальные нормы, диктуемые индивидууму интересами сообщества. В зависимости от условий развития и воспитания, самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Самооценка в наибольшей степени относится к критериальному уровню психики, так как определяет собой приоритетный критерий выбора форм поведения. Вместе с тем, важнейшим фактором формирования самооценки является отношение к поведению субъекта значимых социальных партнеров. По существу, самооценка представляет собой результат баланса мотиваций самостоятельного принятия решений и подчинения, соответствующих критериальному уровню психики и весьма активных у собаки в возрасте молодняка. Важно понимать, что выработка адекватной самооценки невозможна без развития не только самостоятельности, но (строго одновременно!) и подчинения. Напомним, что эти конкурирующие потребности соотносятся именно с третьим, критериальным, уровнем СИМ. Поскольку взросление молодой собаки предполагает не только обретение определенных социальных прав, но и формирование ответственности за свое поведение, то складывающаяся самооценка молодняка и выработка адекватных форм и критериев его поведения вовсе не безразличны для сообщества в целом. Интересы стаи и повышение вероятности группового выживания предполагают наличие адекватной самооценки у всех членов сообщества – в противном случае могут возникать внутренние конфликты, существенно ослабляющие всю стаю. Этим объясняется резкое изменение форм поведения взрослых собак в отношении молодняка. Если щенок обладает преимущественными правами и неприкосновенен для всех взрослых членов стаи, то молодая собака сразу становится объектом жесткого воспитания. Обучение и воспитание щенка происходит главным образом в игре, тогда как молодняк обучается уже методами принуждения и наказания. Примером активного формирования альтруистического поведения у молодняка служит поведение матери, которая обеспечивает пищей щенка, но после полугодовалого возраста может отобрать пищу у подросшего детеныша. Необходимым условием удовлетворения потребностей в самоутверждении и доминировании служит активное общение с сородичами, без которого невозможна адекватная социализация молодняка. Именно в общении с сородичами, как старшими, так и младшими по возрасту и социальному рангу, удовлетворяются потребности молодой собаки в самоутверждении с одной стороны и в подчинении – с другой. При этом, как и в периоде детской социализации, наличие "домашней стаи" не исключает недостаточной социализации молодняка, поскольку в постоянной стае не действуют многие из норм и ритуалов, обязательные для внутривидового общения. Недостаточность внутривидового общения и видовая социальная депривация (в том числе, и чрезмерное вмешательство человека в видовые социальные отношения) приводит к серьезным аномалиям в развитии социального уровня психики и к дальнейшим проблемам в контактах с сородичами. У взрослой собаки это сказывается на выставочном поведении, на поведении на выгуле, при встрече с сородичами на улице и т.д. Проявления недостаточной видовой социализации весьма разнообразны – от агрессии до полного отказа от общения, но в любом случае они влекут за собой эмоциональный дисбаланс, нарастание стрессов и вторичные аномалии поведения и психики. Эффективным механизмом выработки сложных форм поведения и соответствующих критериев служит потребность в подчинении ради безопасности, приобретающая высокий приоритет ввиду активности критериального уровня психики. Требования лидера (видового и/или межвидового) воспринимаются в этом возрасте как своего рода эталонные критерии приспособляемости и выживания, гарантирующие безопасность и эффективность поведения до тех пор, пока не вырабатывается индивидуальная система критериев. При этом следует обратить особое внимание на то, что значительная часть этих критериев направлена на сдерживание естественной возрастной активности. А поскольку очень многие критерии поведения домашней собаки определяются человеком, то ответственность хозяина в части дисциплины и нормирования поведения нельзя недооценивать. Так и только так формируются нормальные отношения с человеком, определяющие собой соотношение самостоятельности и подчинения собаки. Активное лидерство со стороны старших членов стаи создает условия для реформирования социальных представлений и для активизации механизмов активного познания (пятый и шестой уровни психики). Индивидуальное биологическое восприятие окружающего сменяется социальным самоосознанием, усвоением норм сообщества, а эгоистические мотивации должны постепенно уступить место альтруистическим. Детская поведенческая и эмоциональная зависимость от старших ослабевает, сменяясь определенной самостоятельностью в принятии решений и в осуществлении поведения, которая предусматривает ответственность за результаты поведения. Выработка новых критериев поведения, отражающих интересы стаи, обеспечивается также и развитием шестого, концептуального, уровня психики. Для возраста молодняка характерна повторная активизация информационных мотиваций, которая происходит под действием новой внутренней информации и переоценки внешней информации. Поведенческая самостоятельность, обретенная молодой собакой, позволяет ей перейти от сбора информации к активному познанию, выражающемуся в исследовательском поведении. Собака уже не просто регистрирует наблюдаемую информацию, но активно воздействует на окружающую среду по принципу "стимул-отклик" и анализирует последствия собственного поведения и связи между событиями. Экспериментируя и анализируя результаты взаимодействий, собака познает закономерности и регламент разных форм поведения в отношениях с живым и неживым окружением, и это служит основой для дальнейшего формирования идеального уровня СИМ. Этот механизм позволяет животному выработать представления о результативном и эффективном поведении, в том числе, и в социальном плане. Основным инструментом формирования этих представлений являются эмоции, вызванные как правильными, так и неправильными результатами собственного поведения. Если до сих пор щенок не был в состоянии проанализировать и учесть эти результаты, то теперь, ввиду активности шестого уровня психики у животного развивается целенаправленное исследовательское и экспериментальное поведение, которое в социальном отношении может приобретать характер провокаций с целью выявления реакций социальных партнеров. Эта деятельность направлена на познание критериев и закономерностей поведения социальных партнеров (включая человека-хозяина). Отсюда вытекает необходимость тщательного отбора норм поведения, явно демонстрируемых и диктуемых человеком, что еще раз подтверждает настоятельную необходимость дисциплинарного воспитания собаки в возрасте молодняка. Этому способствует и высокая возрастная активность механизмов поведенческой адаптации (вспомним, что человек-хозяин представляет собой для домашней собаки важнейший фактор приспособления, действие которого более выражено, чем действие, например, пищедобывательных механизмов). Следовательно, у домашней собаки, которой предстоит жить в межвидовом социуме, формирование критериального уровня определяется социальными и альтруистическими нормами, диктуемыми человеком. Человек же определяет и критерии результативности и эффективности поведения в широком круге ситуаций и применительно к разным целям. Поэтому ответственность хозяина за воспитание молодой собаки определяет собой дальнейшую удовлетворенность поведением животного в целом и в особенности – социальные последствия его поведения. Недостаточное удовлетворение потребности в подчинении приводит к дефициту в развитии критериального, модального и социального уровней СИМ. Для этих случаев впоследствии характерна растерянность в нестандартных ситуациях, приводящая к дальнейшему снижению самооценки с одной стороны и к утрате доверия к лидеру – с другой. Однако, недостаточность самоутверждения также имеет пагубные последствия для формирования самооценки и для дальнейшего развития психики собаки. Социальная депривация в возрасте молодняка влечет за собой несамостоятельность и неуверенность собаки, нередко приводит не только к отказу от общения с сородичами, но и общей трусости. Для служебных и охранных собак такая депривация чревата осложнениями функционального обучения и значительным снижением рабочих качеств. Результатом недостаточного развития критериального уровня психики в возрасте молодняка становится Date: 2015-08-15; view: 321; Нарушение авторских прав |