Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрастные закономерности развития психики
Структуры и наполнение Субъектной Информационной Модели, определяющей собой состояние психики и поведенческие проявления в жизнедеятельности любого субъекта, наследуются лишь частично (видоспецифичные и породные стереотипные формы поведения). Информация, описывающая приспособление животного к конкретным условиям жизни, формируется в процессе накопления жизненного опыта и у собак в целом складывается в течение первого года жизни, до наступления половой, психологической и социальной зрелости. В дальнейшем информационное наполнение Модели лишь корректируется и уточняется за счет приспособления к нестандартным ситуациям, однако этот процесс протекает гораздо менее эффективно, чем в раннем возрасте. Структуры же Модели, описывающие логические связи между элементами информации, в зрелом возрасте практически не изменяются. Поэтому учет возрастных закономерностей развития психики чрезвычайно важен с точки зрения анализа и целенаправленного формирования поведения взрослого животного. Кроме всего прочего, оптимальное возрастное развитие психики позволяет осуществить профилактику стрессов, губительных для психики и соматического здоровья собаки. При этом крайне важно учитывать специфику так называемых "чувствительных периодов", существование которых стало одной из важных посылок бихевиоризма. Суть чувствительного периода состоит в том, что на том или ином этапе своего развития психика, в силу внутренних процессов, происходящих в мозгу и в нервной системе, оказывается наиболее восприимчивой к вполне определенной информации, в другие же периоды эта информация не воспринимается или не включается в общую систему представлений. Одновременно с усвоением информации строятся соответствующие логические и ассоциативные связи, активизируются механизмы обработки этой информации. Заметим, что последовательность чувствительных периодов соответствует последовательности уровней Субъектной Информационной Модели, а порядок активизации интеллектуальных механизмов определяется развитием структур каждого из уровней. В целом же это развитие подчиняется общим законам приспособления к среде и условиям существования на каждом из этапов. Поэтому так важно предъявлять живому существу именно ту информацию, которая служит "сырьем" для функционирования данного уровня и связанных с ним видов мышления. Как отставание от природных темпов развития, так и их опережение приводит к формированию неполных и взаимно не согласованных представлений, а следовательно – к нарушению эффективных взаимодействий с миром. Американский зоопсихолог Грегори Бейтсон, один из ведущих представителей направления бихевиоризма, предложил прекрасную образную модель возрастного развития психики, сравнив протекание этого процесса с движением поезда. Окошки в "поезде Бейтсона" открываются и закрываются каждое в определенное время. Если пассажир, едущий в таком поезде, не взглянул вовремя в открывшееся окошко, он никогда больше не увидит промелькнувшего за ним пейзажа. При следующем открытии этого окна (если оно вообще откроется повторно) вид за окном уже изменится, а полученная пассажиром информация будет неточной, измененной или неполной. Точно так же и мозг животного получает возможность эффективного усвоения той или иной информации об окружающем мире только на определенной стадии своего развития. Упущенные возможности в дальнейшем уже не восполняются в полной мере. Заметим, что это связано именно с завершением формирования логических структур каждого из уровней Модели, не подлежащих реконструкции. Вместе с тем неоднократными экспериментами показано, что обогащение информационных возможностей в ходе возрастного развития (особенно в самом раннем возрасте) приводит ко многим положительным эффектам, к числу которых относятся следующие: * ускорение роста и физиологического развития; * совершенствование морфологии и биохимии центральной нервной системы; * ослабление эмоциональной реактивности; * более адекватные реакции организма на физиологические и психологические стрессы; * улучшение результатов научения. Эффекты обогащения среды изучались многими исследователями (Дененберг, Карас, Левайн, Отис, Мюллинс и другие) на разных видах млекопитающих. К числу исследованных факторов относились и возможности общения с человеком. Условия депривации, как показано физиологами, приводят к аномалиям развития зрительного, слухового и обонятельного анализаторов (Томпсон, Херон, Мельцак), к слабому развитию аналитического и логического мышления и, как следствие, к снижению адекватности поведенческих реакций во взрослом возрасте. В частности, собака, воспитанная в условиях депривации, не способна претендовать на ответственный стайный ранг, что во многом определяет собой ее недостаточные рабочие качества. Рассмотрим наиболее важные периоды формирования психики в течение первого года жизни собаки. Чтобы удобнее было сравнить разные периоды развития с особенностями человеческих возрастных категорий, приведем сравнительные оценки возрастов собаки и человека. Для сопоставления возрастного развития собаки и человека существуют различные оценки. Самая грубая из них – распространенная в быту формула пересчета "1:7", которой пользуются большинство дилетантов. Она получена исключительно на основе соотношения величин средней продолжительности жизни этих видов и никак не учитывает нелинейных закономерностей возрастного развития. Более подробные сопоставительные возрастные шкалы разработаны Британской Ветеринарной Ассоциацией (БВА) и французским биологом Ле Боном (см. табл. 1). Эти оценки учитывают как физиологическое, так и психическое развитие и ориентируются на породы собак среднего размера. Напомним, что и сроки жизни, и темпы развития и старения у собак зависят от размера тела: срок жизни крупных собак короче и старение наступает быстрее. Можно считать, что развитие мелких собак в раннем возрасте происходит несколько быстрее, чем у крупных, а затем замедляется, а после 4-5 лет идет существенно медленнее. Старение мелких собак наступает позднее и общая продолжительность жизни увеличивается по сравнению с оценками. Если у немецкой овчарки средняя продолжительность жизни составляет около 10-12 лет, то для мелкого терьера или малого пуделя она может достигать 16-18 лет. Соответственно необходимо и уточнять сопоставительные оценки возраста, приведенные в табл. 4.
Таблица 1. Date: 2015-08-15; view: 346; Нарушение авторских прав |