Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возвращение судом уголовного дела прокурору: проблемы теории и практики. 3 page





Подсудность, как правило, имеет территориальный характер: она распространяется только на определенные местности в государстве, территория которого разделяется на судебные округа. Суды, находящиеся в этих округах являются компетентными только для дел, возникающих в пределах данной территории. Исключение составляет высший суд государства, например, Верховный суд РФ, распространяющий свою деятельность на все государство).

 

Подсудность в уголовном процессе

Подсудность в уголовном процессе распадается на предметную и местную. Первая установляет, какому судебному органу дело подсудно (мировому судье или окружному суду и т. п.) и называется предметной, потому что степень власти каждого судебного органа обусловливается предметами его ведения. Вторая касается распределения судебной власти между судебными органами одной категории, но разных местностей, т. е. определяет какому именно суду (мировому судье данного участка или другого) подлежит рассмотрение того или иного дела.

Предметная подсудность в свою очередь распадается на общую и особенную, установленную для некоторого класса лиц или разряда дел. Подсудность есть институт публичный. Уполномочивая судебный орган на известные действия, закон тем самым воспрещает ему выходить за границы своей компетенции и признает все те действия, на которые он не был уполномочен, ничтожными. Приговоры уголовного суда, постановленные с нарушением подсудности, никогда не могут иметь силы судебного решения.

Из публичного характера института подсудности вытекает и то, что добровольная подсудность в уголовном процессе принципиально недопустима.

Главным основанием территориальной подсудности в современном уголовном процессе признаётся место совершения преступления, ибо нигде уголовные доказательства, как в период предварительного следствия, так и во время судебного производства, не могут быть обнаружены с таким успехом и исследованы с такою полнотою, как в самой местности, где преступление совершено.

Под местом совершения преступления должно разуметь местность, где был выполнен весь законный состав преступного деяния. Когда преступление слагается из одного действия (нанесение удара при оскорблении, нанесение раны и пр.), положение это не возбуждает сомнений; но когда законный состав преступления обусловливается наступлением известных последствий или когда преступное деяние слагается из нескольких действий виновного, то возникают немалые затруднения (если, напр., смертельные повреждения с намерением лишить жизни причинены в округе одного суда, а смерть последовала в округе другого, или денежные знаки подделывались в одной местности, а сбывались в другой, или кража совершена в несколько приемов, или преступление является длящимся).

В таких случаях подсудность может определяться местом, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них, а в длящихся и продолжаемых преступлениях — местом, где происходили последние преступные действия

20. Дифференциация уголовного судопроизводства и ее перспективы.

 

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает несколько видов уголовного преследования. Разграничение проводится по различным критериям: в зависимости от степени участия в его осуществлении субъектов уголовной юрисдикции; в зависимости от особенностей возбуждения уголовного дела и оснований для прекращения уголовного преследования. В соответствии с обозначенными критериями, учитывая характер и тяжесть совершенного преступления, законодатель дифференцирует уголовное преследование на три вида: частное обвинение (ч. 2 ст. 20 УПК РФ); частно-публичное обвинение (ч. 3 ст. 20 УПК РФ) и публичное обвинение (ч. 5 ст. 20 УПК РФ). Совершенно очевидно, что в рассматриваемой норме уголовно-процессуального закона речь идет прежде всего о классификации обвинения, в материальном его смысле. Разграничение процессуальной деятельности стороны обвинения предлагается осуществлять на основании квалификации преступления, т.е. с учетом содержания требования о привлечении конкретного лица к уголовной ответственности. Законодатель не ограничивается простой констатацией факта зависимости вида уголовного преследования от характера и тяжести совершенного преступления, не отсылает к нормам УК РФ, а перечисляет уголовные дела о преступлениях, преследуемых в порядке частного обвинения и дела о преступлениях, преследуемых в порядке частно-публичного обвинения. Дела об остальных преступлениях преследуются в публичном порядке.

Таким образом, в уголовном судопроизводстве целесообразно говорить только о двух видах уголовного преследования – делах публичных и частных. Такая классификация проводится в зависимости от процессуального порядка деятельности стороны обвинения – частного и публичного.

Дела частно-публичного обвинения необходимо включить в дела публичного обвинения, поскольку процессуальные особенности их расследования и разрешения совпадают, за незначительным исключением, связанным с возбуждением уголовного дела. Но даже при возбуждении уголовного дела данной категории законодатель предусматривает возможность использования обычной процессуальной процедуры. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении частного и частно-публичного обвинений, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

 

Выделение только двух видов уголовного преследования позволит четко разграничить публичные и диспозитивные начала в уголовном процессе, а следовательно, разрешить проблемы, возникающие в связи с этим на практике.

21. Процессуальные полномочия председательствующего в судебном заседании. В соответствии с п.26 ст.5 УПК РФ председательствующий - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично.

Процессуальные полномочия председательствующего определены в статье 243 УПК. Основная задача председательствующего в процессе состоит в обеспечении состязательности и равноправия сторон. Председательствующий не должен допускать необоснованных ограничений прав сторон. Он строго следит за тем, чтобы сторонам были предоставлены равные возможности в представлении и исследовании доказательств, заявлении ходатайств, доведении до суда своего мнения по вопросам, которые обсуждаются в ходе судебного заседания.

Председательствующий руководит судебным заседанием, его распоряжения для всех участников процесса и присутствующих в зале суда обязательны. Неподчинение распоряжениям председательствующего влечет негативные последствия, предусмотренные ст.258 УПК РФ.

22. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Их права и обязанности.

В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, а также поддерживающие обвинение в суде, а также частные лица, поддерживающие в суде обвинение по делам частного обвинения.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995г., органы прокуратуры[2] осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме этого,прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении уголовных дел судами, опротестовывают противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также поддерживать обвинение в суде. В соответствии с п. 55 ст. 5 УПК РФ уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Прокурор – это объединяющее наименование различных работников, занимающих должности прокуроров, заместителей прокуроров, начальников управлений и отделов прокуратуры, прокуроров отдела, старших помощников прокурора, выполняющих функции обвинения и разрешения дела. Прокурорский надзор осуществляется непрерывно на стадиях дознания и предварительного следствия.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор является ключевой фигурой уголовного процесса, он уполномочен: проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего ведения следствия, если ими допущено нарушение норм УПК при производстве предварительного расследования; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи; передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому с соблюдением правил подследственности; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; поручать органу дознания проведение следственных действий, а также давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (ст. 37 УПК РФ).

В судебных стадиях, роль прокурора не менее важна, чем в досудебных, т.к. в судебном заседании по рассмотрению уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения на нем лежит обязанность от имени государства поддерживать обвинение (ст. 15 УПК РФ). Прокурор не только представляет в судебном заседании доказательства обвинения, но также активно участвует в исследовании доказательств, представленных стороной защиты, выражает о них свое мнение, а также излагает свое мнение по любым правовым вопросам, возникающим в ходе рассмотрения уголовного дела.

Наиболее существенным моментом полномочий прокурора при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции является то, что в случае, если прокурор в ходе судебного заседания придет к выводу о том, что представленные им доказательства не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, либо они опровергаются доказательствами, представленными стороной защиты, прокурор, по смыслу ч.7 ст. 246 УПК РФ в обязательном порядке отказывается от поддержания обвинения, излагая, при этом, суду мотивы отказа. Такой отказ, который может быть полным или частичным, влечет за собой прекращение (полное или частичное, соответственно) уголовного преследования либо уголовного дела.

Следователь – должностное лицо органов прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченное в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Как и прокурор, следователь является представителем стороны обвинения, непосредственно осуществляющим уголовное преследование по уголовным делам. В отличие от прокурора, он не может поддерживать обвинение в суде, кроме того, ограничен в полномочиях, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий, наиболее существенно затрагивающих права и свободы гражданина, в том числе подозреваемого и обвиняемого.

При осуществлении предварительного следствия по уголовному делу следователь уполномочен: с согласия прокурора возбуждать уголовное дело;принимать уголовное дело к своему производству или направлять его другому следователю или дознавателю в соответствии с правилами о подследственности (ст. 151 УПК РФ); самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения и согласие прокурора; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Как уже говорилось, следователь лицо процессуально независимое, самостоятельно направляющее ход расследования по уголовному делу.

В случае несогласия (схема 9) со следующими решениями или указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; квалификации преступления; объеме обвинения; избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; направлении уголовного дела в суд или его прекращении; отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; о передаче уголовного дела другому следователю, следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

В случае необходимости прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по этому делу другому следователю.

Начальник следственного отдела выполняет те же функции, что и следователь, но дополненные руководством и организацией деятельности следственных подразделений (ст. 39 УПК РФ).

Кроме полномочий следователя, начальник следственного отдела также имеет право: поручать производство следствия следователю либо нескольким следователям; отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия; вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

Начальник следственного отдела вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными соответственно ст. 38 и 163 УПК РФ.

При осуществлении полномочий начальник следственного отдела вправе: проверять материалы уголовного дела; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении в качестве обвиняемого, избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Но если следователь с этими указаниями не согласен, то он, как лицо процессуально самостоятельное, может их обжаловать прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются избрания меры пресечения, а также проведения следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить прокурору и суду письменные возражения на указания начальника следственного отдела.

Орган дознания – государственный орган, выполняющий определенные административные, распорядительные или хозяйственные функции, которому законом предоставлено право возбуждать уголовные дела и осуществлять предварительное расследование в форме дознания. К ним относятся:

1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно – розыскной деятельности;

2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

На перечисленные органы возлагается обязанность производства предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (глава 32 УПК РФ). Если производство предварительного следствия по делу необходимо, то органы дознания по такой категории дел выполняют неотложные следственные действия (т.е. такие следственные действия, производство которых обеспечит сохранение следов преступления, их изъятие и закрепление в предусмотренной уголовно-процессуальным законом форме), после чего передают уголовное дело для дальнейшего расследования следователю.

Кроме того, в экстренных случаях, правом возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий обладают:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

В случае возбуждения уголовного дела перечисленными органами прокурор незамедлительно уведомляется о начатом расследовании. В связи с удаленностью месторасположения уведомление направляется с помощью средств связи. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Дознаватель – лицо, производящее дознание, т.е. должностное лицо, уполномоченное органом дознания для производства дознания по конкретному уголовному делу (ст. 41 УПК РФ).

В полномочия дознавателя входит право самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.

Прокурор и начальник органа дознания осуществляют контроль за ходом предварительного расследования, проводимого дознавателем, и в связи с осуществлением своих полномочий, в пределах компетенции, они могут давать указания дознавателю, связанные с ходом расследования, проведением отдельных следственных действий и т.д. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу судьи, прокурора, следователя и дознавателя изложены в ст. 61 УПК РФ, которая предусматривает, что эти лица не могут участвовать в судопроизводстве по конкретному уголовному делу, если кто-то из них: является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем по данному уголовному делу; участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, дознавателя, следователя, прокурора, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика в данном уголовном деле; является родственником любого из участников производства по уголовному делу.

Вышеуказанные лица не могут участвовать в производстве по уголовному делу также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе уголовного дела.

Кроме того, имеется ряд ограничений возможности участия в рассмотрении уголовного дела, касающихся непосредственно судей, так, например, судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении данного уголовного дела в суде второй инстанции или в порядке надзора, а равно участвовать в новом рассмотрении уголовного дела в суде первой или второй инстанции либо в порядке надзора в случае отмены вынесенных с его участием приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела; судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде второй инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого уголовного дела в суде первой инстанции или в порядке надзора, а равно в новом рассмотрении того же дела в суде второй инстанции после отмены приговора, определения, постановления, вынесенного с его участием; и, наконец, судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении того же уголовного дела в суде первой или второй инстанции.

При наличии одного из вышеуказанных обстоятельств судья, прокурор, следователь, дознаватель, секретарь судебного заседания, переводчик, эксперт, специалист, защитник, а также представители потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика обязаны устраниться от участия в производстве по уголовному делу. Если эти лица самостоятельно не устранились от участия в производстве по уголовному делу, отвод им может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями.

Потерпевший - физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, что оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора и суда.

О признании лица потерпевшим, дознаватель, следователь, прокурор и судья выносят мотивированное постановление, а суд – определение. С момента вынесения такого постановления (определения) лицо приобретает статус потерпевшего, а также соответствующий круг прав и обязанностей.

Потерпевший имеет право:

1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

2) давать показания;

3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен ст. 5 УПК РФ. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания на родном языке или языке, которым владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) иметь представителя;

9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;

10) знакомиться с протоколами следственных действий, проведенных с его участием, и подавать на них замечания;

11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта, если экспертиза производилась в его отношении (ч. 2 ст. 198 УПК РФ);

12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В том случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, то каждый из них вправе знакомиться с уголовным делом только в части, касающейся причинения ему вреда;

13) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора, решений суда апелляционной и кассационной инстанций;

14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций;

15) выступать в судебных прениях;

16) поддерживать обвинение;

17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

18) приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

19) обжаловать приговор, определение, постановления суда;

20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;

21) ходатайствовать о применении мер безопасности. В соответствии с Федеральным Законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" от 20 августа 2004г. № 119-ФЗ в отношении потерпевшего (свидетеля, частного обвинителя, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденного, оправданного, а также лица, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагога и психолога, гражданского истца, гражданского ответчика, законных представителей, представителей потерпевшего, представителей гражданского истца и гражданского ответчика, а также частного обвинителя (ст. 2 Закона)) могут осуществляться следующие меры обеспечения безопасности как его лично, так и его родственников: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице (т.е. использование вместо действительных данных о личности, псевдонима и вымышленного места жительства); переселение на другое место жительства (в том числе и в другой регион страны); замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (ст. 6 Закона).

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования, и в суде, включая расходы на представителя, согласно правилам, установленным ст. 131 УПК РФ. Указанные расходы возмещаются потерпевшему за счет обвиняемого (а после вынесения приговора – осужденного). Либо, если у обвиняемого нет собственных средств, либо дело было прекращено по реабилитирующим обстоятельствам, или обвиняемый был оправдан, указанные суммы выплачиваются из средств федерального бюджета (федеральное казначейство).

Наряду с правами, потерпевший имеет и определенные ограничения, так, он не вправе:

1) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора и суда;

Date: 2015-07-27; view: 496; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию