Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятидесятники считают свою веру правильной, потому что на них сходит Святой Дух, и они начинают говорить на разных языках. Почему на них - неправославных - нисходит Святой Дух





Не Святой Дух на них сходит, а дух нечистый. Я был на собрании пятидесятников. Действительно, некоторые начинают бормотать на непонятном языке. Так вот, апостол Павел говорит, что лучше сказать 5 слов на понятном языке, нежели тьму слов на непонятном (1 Кор. 14,19). Почему прежде говорили на разных языках? В первые три века, когда христиане распространяли учение Христово по разным землям и народам, проповедовали, нужно было, чтобы Дух Святой сходил на проповедников и им открывались разные языки. Они шли и проповедовали. В III веке закончилось дарование разных языков, об этом говорится у святых отцов. В России все знают русский язык, потому нужды нет говорить на разных языках, тем более никому непонятных. Именно на таких тарабарских "языках" и говорят на собраниях пятидесятники, бормочут так, что ни сами, ни рядом стоящие ничего не могут понять; потому это "говорение" никому не нужно, это явное беснование. Библия уже переведена почти на 2000 языков и наречий, есть ли смысл учиться бормотать в сектах у пятидесятников?

17. Объясните, пожалуйста, почему люди слушают западных проповедников?

Значит, им нравится. Они не знают Православия, не хранят веру отцов. Как-то западные проповедники устроили во дворце культуры собрание. На сцене - музыка, скрипка играет, в барабаны бьют, пляска. Закончилось представление, выходят две женщины (преподаватели на пенсии) и говорят: "Какая хорошая новая вера. И музыка, и повеселиться можно. И о Боге поговорили. Как хорошо". А в Священном Писании сказано, что Царство Божие силой берется (Мф. II, 12), туда путь тернист, а здесь - молиться не надо, поклоны делать не надо, не надо и посты соблюдать; уверовал - и спасен. Вот как просто! И все оттого, что душа человека исстрадалась по духовности, измучилась, вот она (по неведению) духовный суррогат и принимает.

 

18. Почему нашу Церковь называют воинствующей? Многие искушаются, думая, что мы буквально воюем, боремся с другими религиями и национальностями.

Есть Церковь Небесная - торжествующая: ее наполняют все небесные силы и святые, они уже победили власть греха; и есть Церковь земная - воинствующая: это верующие люди, праведные и грешные, которые ведут борьбу с грехами, сатаной. Апостолы - верные Ученики Христовы проповедовали Слово Божие, их забрасывали камнями, избивали, истязали. Сколько людей пострадало за Христа! Море христианской крови пролито. Эти люди и составляли при жизни воинствующую Церковь, потому что они вели открытую войну с сатаной. А теперь они вошли в обители рая и торжествуют, ибо они победили диавола. Небесная и земная Церковь составляют единую Церковь, единое Тело Христово. Глава этого Тела - Сам Христос. И когда терзают, гонят верующих - терзают Тело Христово, Самого Христа. Льется кровь христианская - это льется Кровь Христа. Вот уже 2000 лет гонят Церковь, а Она все жива. Императоры Нерон, Троян, Юлиан, Деклетиан гнали Церковь Христову, Церковь жива и поныне, а память о них погибла с шумом. Терзали Церковь и коммунисты, море крови пролили. На допросе одному епископу говорили: "Ты один из епископов остался. Все, вас уже нет". А он им ответил: "Но Христос есть! ". Он - епископ, а Христос - Архиепископ, Епископ над всеми епископами. Так что Церковь Христова непобедима!

 

19. Что такое экуменизм?

В начале XX века началось так называемое экуменическое движение (греч. "ойкумена" - "вселенная"), т.е. движение за создание единой вселенской Церкви. Многие думают: а что в этом плохого, Сам Господь говорит: "Да будут все едины" (Ин. 17,21)? Господь всех призывает, но под Свою защиту, в Дом Господень - Церковь. Экуменисты зовут к другому - к смешению всех христианских и языческих конфессий; не к единению во Христе, а в "божестве", которое объединит в себе и "бога" язычников, и "бога" иудеев, и "бога" мусульман... Разве возможно единение иудеев, не признающих Иисуса Христа, с христианами? Христиан с язычниками, шаманами? Какому же "богу" может поклоняться вся эта разноязыкая толпа? Неужели Истинному? Или, может быть, тому, чье имя антихрист? Наша Православная Церковь две тысячи лет молится о единении всех людей, но с молитвой о единении в православном храме, чтобы все присоединились к Церкви, основанной Самим Господом! Здесь же полное смешение вер, религий, уставов, служб, обычаев. Экуменисты стремятся из всех религий получить одну, чтобы дух в ней был един, только дух тот не Христов. Иерусалимская Церковь не принимает участие в экуменическом движении. Наша Россия несколько десятилетий была в оковах - на Кресте. Поэтому в Православную Церковь много вошло еретиков, они хотят соединить язычников и протестантов с православными; внушить нам, что экуменизм - от Бога. Как узнать: от Бога экуменические собрания II съезды или от лукавого? Узнать легко - если там поддерживаются апостольские заповеди, значит, от Бога. Когда Христос пришел, Он пришел не нарушить закон, но исполнить. А так как на этих съездах идут против апостольских правил - они не от Бога. Экуменическая церковь - это церковь последних времен, в этой церкви глава - антихрист. А управлять ею будет сам сатана.

 

20. Какие церкви, кроме русской православной, служат по старому стилю?

Осталось только четыре Церкви, которые сохранили старый стиль: Российская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская. О новом стиле несколько раз говорили на Соборах - в ХУ1, ХУ11, ХУ111, и XX столетиях. И всеми патриархами было провозглашено, что все, кто перейдут на новый стиль, будут преданы анафеме. И поскольку на новый стиль перешли Греческая, Болгарская Церкви, там уже начались изменения, нет таинства Покаяния. Захотел человек причаститься, он просто делает поклон перед Чашей и - подходи, причащайся... Некоторые церкви в Греции остались на старом стиле. Остался на старом стиле Греческий и Болгарский мужские монастыри на Святой горе Афон. Когда Патриарх Кирилл перешел на новый стиль, он узнал, что монастырь на Афоне остался на старом, вылетел туда. Монахи закрыли ворота монастыря и написали на черном полотне красными буквами: "Старый стиль или смерть". И не пустили патриарха. В Болгарии один монастырь тоже не переходил на новый стиль. Вылетели и туда навести порядки. А монахи в сомнении взмолились: "Мы не знаем, Господи, как быть. Вразуми". Когда монахи утром встали на полунощницу (ночью ни ветра, ни бури не было), а два огромных дерева были с корнем вырваны, лежали крестоообразно и преграждали им путь через мост, так что они не могли попасть в церковь. По этому знаку они поняли, что переходить на новый стиль нельзя.

По старому стилю до сего дня нисходит Благодатный Огонь на Гроб Господень в Великую Субботу, по старому стилю освящается вода на Крещение Господне; по старому стилю играет солнце на Пасху...

 

21. Как относиться к Зарубежной Церкви?

В 1918 году из России на Запад уехало около 3,5 миллионов православных христиан и 34 епископа. Их отъезд был промыслителен. Они за границей проповедовали веру христианскую, обращали западных еретиков; и до сего дня они обращают инославных... Страшно другое: если человек уже в наше время ходил в православный храм, а потом ушел в Зарубежную Церковь. Этим переходом такие люди показывают: мол, у вас Бога нет, Он только там - в Зарубежной Церкви. Эти люди, даже если они мученической смертью умрут за веру, не наследуют райских обителей, их ждет ад, потому что они духовные прелюбодеи, раскольники. Я наблюдал за некоторыми людьми, перешедшими в Зарубежную Церковь. Все они сразу же ожесточились, начали говорить: "Вот, патриарх Сергий предал Церковь, подписал декларацию... " Я им отвечал: "Милые мои, теперь православные люди и не знают, и не помнят об этой декларации. Кому она нужна? Бабушка всю жизнь прожила, ничего не зная об этой декларации. Она спасается - молится и без знания об этой бумаге". Говорили они и о том, что коммунисты управляют Церковью, что митрополиты, архиепископы предали Церковь. Но наша Церковь управляется Христом; Он - Основа ее. Он - кормчий. Он - Глава ее. По словам ушедших в Зарубежную Церковь получается, что вся многомиллионная Россия гибнет, а вот маленькая Зарубежная Церковь спасается...

Одна знакомая женщина перешла в Зарубежную Церковь; была она в ней полтора года. Ездила в Суздаль. Вдруг получаю от нее письмо. Пишет: "Батюшка, перед тем, как мне перейти в Зарубежную Церковь, видела сон, которому тогда не придала значения и сразу забыла. А сейчас вспомнила. Вижу - море, пасмурная погода. Огромных размеров идет по морю корабль. Знаю, что на этом корабле находятся православные. А я - в маленькой лодочке и думаю: "В какой же безопасности находятся люди на этом корабле, и в какой опасности нахожусь я на этой лодочке! Я вразумилась, поняла, что действительно нахожусь в маленькой лодочке - Зарубежной Церкви, а большой корабль - Православная Церковь - спасает истинно верующих христиан"...

В чем же причина того, что Зарубежная Церковь не хочет признавать нашу Церковь? А в том, что "здесь Церковь под коммунистами находилась". Хорошо, но ведь Церковь находилась и под татарским игом. И в первые века христианства страшное было гонение на верующих. Даже сам Александр Невский приходило стан на поклон хану. Этот хан за грехи русским был дан. Князь чтил в первую очередь Бога, а не хана, а в стан ходил к нему, чтобы тот не разорял русские земли. Также было и в революцию. Она была нам послана за грехи: люди перестали Богу служить, стали смертно грешить и были наказаны попущением Божиим - государством атеизма.

Израильский народ 400 лет находился в египетском плену. За что? За то, что изменяли Истинному Богу, поклонялись идолам, избивали пророков, много грешили. Подобно израильскому народу, наша Россия за грехи была наказана 300-летним монгольским игом, 70-летним атеистическим. Убивали священников, монахов, верующих; лилась кровь, уничтожались Священное Писание, иконы, святые мощи. Сказано в Библии, в Книге Чисел, что грех родителей ложится на детей и отражается на них до 3-4 колена (Числ. 14,18). Наши прародители, родители согрешили тяжко - пошли против Бога, стали уничтожать храмы. А храмов по святой Руси было около 78 тысяч; 1200 монастырей; 75 семинарий; 4 духовные академии. Все это было закрыто. К 1940-му году хотели полностью закончить разрушение культовых зданий Православной Церкви. Хотели покончить с Богом и с Его последователями, Господь, видя безумие народа и скопление темных сил над русской землей, попустил великую Отечественную войну...

То, в чем нас упрекает Зарубежная Церковь - это вопросы политики, а Церковь в политику не вникает, у нее другие заботы и проблемы. Самое главное в человеке - это душа, а не тело. Государство - это наше тело, а Церковь - душа. Церковь должна быть здорова, т.е. собрание верующих людей должно проводить чистую, святую жизнь. Будем духовно здоровыми мы все, восстановится все и в нашем государстве. А при больной душе будет и тело больное. Господь говорил больным людям: "Прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель свою и иди" (Мф.9,5). И сейчас Господь говорит нашей России: "Прощаются тебе грехи твои, встань и будь здорова телом и душой". И все, кто сейчас пробуждаются от греховного сна, идут каяться, молиться, выздоравливают. Чем больше в России людей придут к покаянию, тем быстрее восстанет, освободится Россия от греха, от власти диавола. Она никогда не будет материально богата, она будет богата духом. И нам надо быть настоящими живыми христианами, нести всем добро и свет. Вот что от нас требуется. Тогда соединятся и Российская, и Зарубежная Церкви.... А если они будут продолжать говорить нам, что мы продались коммунистам, на это мы им ответим: что же вы в трудный час оставили Россию, бросили Родину, соотечественников, верующих? Оставили простой народ на побоище; миллионы были замучены за веру, но народ эту веру сохранил.

 

22. Почему западные страны живут материально лучше, чем Россия?

Много богатых стран на свете, но богатство еще никому не давало радости и внутреннего счастья.

Есть страны, которые стоят на первом месте по жизнеобеспеченности граждан, но они и по самоубийствам занимают первые места. Первые места занимают по тоске, унынию и отчаянию. Многие люди, имея огромные богатства, от тоски и уныния пьют горькую водку, употребляют наркотики, и нет у них ни мира, ни покоя, ни радости в душе. Материальная обеспеченность - это не богатство, это лишний груз души. Самое главное богатство - благодать Божия.

 

23. Слышала, что Православная Византия крестилась двумя перстами. Почему же мы крестимся тремя?

Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. На Втором Вселенском Соборе митрополит Мелетий показал силу креста, сложив три перста. И мы с древности крестимся тремя перстами, во Имя Святой Троицы, прижимая два пальца к ладони в знак того, что Иисус Христос имеет два естества - божеское и человеческое.

 

24. Сейчас многие предсказывают явление на землю Христа, даже называют точные даты. Как к этому относиться?

Христос сказал такие слова: "Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте" (Мф.24,26). Пришествие Христа свершится не на земле, а на Небе. Во второе Пришествие Он явится с Ангелами и будет судить вселенную... А о всех лжехристах, которые будут проповедовать и чудеса творить, Сам Христос предупреждает - "не верьте". Подобные сообщения о пришествии Христа идут от сектантов. Назначат они время, наступит оно, а пришествия нет, и многие говорят: "Ну, вот - писали, и ничего не случилось".

Так вера и пропадает. Когда Христос придет, об этом даже Ангелы не знают. Знает только Отец Небесный; время и сроки сокрыты от нас, известны только приметы последних времен: когда в народе охладеет любовь друг к другу, народ станет гордый, самолюбивый, более сребролюбивый, нежели боголюбивый... Это и будет время собирать плоды, время жатвы...

 

25. Почему говорят, что без Церкви нельзя научиться правильно верить в Бога?

Мы без школы не можем научиться правильно читать, писать, без учебы в институте не получим образования, точно также и без Церкви нельзя научиться вере.

В Церкви совершаются все таинства, здесь Господь - наш Отец и Учитель - принимает общую молитву и покаяние каждого. Начиная с таинства Крещения, человек здесь проходит всей жизнью и отправляется в вечность. Церковь - это школа, которая готовит граждан для Неба. Потому святые отцы говорят: кому Церковь - не Мать, тому Господь - не Отец.

 

26. Когда в церкви много народа, мне это не нравится; все шумят, разговаривают, ходят туда-сюда, это отвлекает. Наверное, было бы лучше, если бы церковь была индивидуальной. Возможно ли такое?

Возможно. Каждый человек - это индивидуальная церковь; трудно тебе, встань в уголке, затвори двери своей души и никого, кроме Господа, не впускай. В Москве, в час "пик", в метро огромные потоки людей, а каждый сам по себе, народу много, а мы считаем, что никого нет, как в пустыне: кто-то по эскалатору едет, газету читает, кто-то конспекты изучает, а ты читай молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (или грешную) ". Есть православные христиане, которые всегда, на любом месте молятся, если знают молитвы на память, так их и читают, а не знают - читают по книге: на обложке "Сказки", а внутри "Молитвослов"... А в церковь нужно ходить каждую субботу вечером и воскресенье утром и все праздники. Если есть возможность, то чаще. А нет на буднях возможности на службе побыть, просто зайдите в храм, сделайте земной поклон и скажите: "Господи, благослови меня на работу". И Господь Вас благословит, с Божием благословением любое праведное дело будет спориться... Иди, трудись во славу Божию.

 

27. Когда происходит спасение человека?

Спасение совершается, когда воля Божия встречается с согласием в человеке на волю Божию. А когда мы свою волю ставим поперек воли Божией, получается крест, и начинаются страдания. А что значит жить по воле Божией? Надо помнить, что без воли Божией ни один волос с головы человека не упадет, потому все принимайте, как от руки Божией. Допустим, кто-то оскорбил нас, обидел, а мы не возмутились, но сказали себе: "Господь это мне попустил для терпения, ибо Он Сам сказал: "Терпением спасайте души ваши. Претерпевший до конца спасется" (Лк.21,19). А если мы не перетерпим, а ближнему дадим сдачу, отчитаем как следует, то потом будем мучиться и страдать; станем злыми, неуправляемыми. И многие неправедной жизнью доводят себя до истерического состояния, попадают в больницы, а то и кончают жизнь самоубийством. Надо помнить, что все мы вызваны в этот мир для подготовки в вечность, для вечной, блаженной жизни. И для того, чтобы душа очистилась, надо много потрудиться, искоренить все пороки и страсти: обиду, раздражение, ненависть, ревность.., - нет числа этим порокам! Как вести с ними борьбу? Сначала выявите в себе самую сильную страсть, которая чаще всего мучает, и объявите ей войну. А когда одну страсть победите, от остальных избавиться будет легче... Вот пришла к нам подруга, вся в возмущении, плачет, причитает. А мы стараемся успокоить ее, расспрашиваем: "В чем причина? Что случилось? " Находим для нее добрые ласковые слова. А когда она поделится с нами, то умиротворяется. Точно также мы должны успокаивать свою душу, когда она немирная, неспокойная. Пришла она в такое состояние, скажи ей: "Ты что разошлась? Обидели тебя? А тебе Господь прощает все твои грехи? Прощает! Почему же тебе не простить ближнего? Ведь Сам Господь говорит: "Какой мерой мерите, такой и вам мерить будут" (Мф.7,2). И вот, когда мы себя осудим, когда вспомним всю свою прошлую греховную жизнь (мысленно пройдемся по всем своим порокам и страстям), то будем думать: "Господь нас терпит, а почему бы и мне не потерпеть ближнего? "

 

28. Правда ли, что Бог создал человека только на земле? Если да, то кто живет во Вселенной?

Да, Господь создал человека только на земле. А во Вселенной живут демонические силы. Центром на земле они избрали Тибет. Интересны слова "небеса" и "поднебесье". "Не-беса" - это место, где нет бесов, где обитает Бог и все святые, Ангелы и Архангелы. А "поднебесье" - это место под небесами, там обитают бесы, злые демонические силы. Места на небесах им нет. Старцы говорят, что нельзя усиленно смотреть в ночное небо, ибо злые духи могут совратить душу.

 

29. Почему одному дается больше дарования, а другому меньше?

Господь знает, кому что дать. Одному дает десять талантов, другому пять, а третьему один. Каждому по силам. Но и спрашивать Он будет с каждого по разному. Кто обрел десять талантов, будет отвечать, как он использовал эти десять талантов на добрые дела, не зарывал ли их в землю?

 

30. Что лучше читать: Библию или Новый Завет?

Библия включает в себя и Ветхий Завет, и Новый. Само слово "библио" греческого происхождения, оно означает "книги". Прежде чем читать Ветхий Завет, надо хорошо изучить Новый Завет, чтобы лучше понять пророчества. Например, в Ветхом Завете (Быт.22,3) мы читаем, что Господь благословил Аврааму сына Исаака, и сказал ему, что он должен принести его в жертву. Авраам привел Исаака на гору Мариям. Там соорудил жертвенник, связал сына, занес над ним нож, но Ангел удержал его. Это пророчество о событиях Нового Завета: приношение Богом Отцом в Жертву Сына Своего - Иисуса Христа. Исаак нес дрова на гору, а Христос Крест на Голгофу. На том месте, где Авраам хотел принести в жертву Исаака, сейчас стоит мечеть Омара. Прежде здесь был Иерусалимский храм. Есть предсказание святых отцов, что иудеи должны восстановить этот храм, и в нем встретить антихриста, которого они примут за Мессию.

Вот еще один пример из сопоставления Ветхого и Нового Завета. Израильский народ 400 лет находился в египетском плену, и Господь послал вождя израильскому народу, и он вывел народ из плена. Подошли они к Красному морю, и увидели за собой погоню. Моисей начертал посохом в воздухе крест, вода расступилась, и народ прошел по дну моря. Бросился за ними фараон со своим войском, и море поглотило их. Так в Ветхом Завете, кроме конкретного, исторического смысла, открывается и пророческий - о будущей Церкви Нового Завета. Все человечество находится в плену злых духов, демонов. Мы оставляем рабство фараона - злых духов, проходя через воды Крещения... Израильский народ от фараона спасся, но он 40 лет блуждал в пустыне, терпел голод, холод, жажду. И Господь не оставлял - давал пищу: манну небесную, перепелов, воду. Но народ Бога не благодарил, возмущался, бунтовал, потому никто из них не вошел в обетованную землю. Вошли только те, кто родился во время сорокалетнего перехода. Так и человек - принял крещение, но это не значит, что все в жизни у него будет прекрасно. Будут и скорби, и бедствия. Но Господь не оставит, пошлет необходимое, если мы будем жить, памятуя слова Спасителя: "Прежде всего ищите Царствия Божия, земное все приложится вам" (Лк. 12,31). Ветхий человек со страстями должен остаться, а душа обновиться, выйти очищенной.

Новый Завет надо читать день и ночь, тогда нам откроется и Ветхий Завет. Мы увидим, как через все Священное Писание красной нитью проходит мысль о спасении души.

 

31. Можно ли просить у Господа веры людям?

Можно просить, чтобы Господь привел к вере мужа, дитя или близкого человека; чтобы вразумил, укрепил. Сейчас у многих людей ум помраченный, не понимают, что Бог есть. Многие наши прихожане жалуются: "На работе постоянно слышу: "Зачем в церковь ходишь? Зачем детей туда водишь, портишь их? " Те, кто задают такие вопросы, несчастные люди - они не знают о том, что сами идут в преисподнюю ада и детей за собой ведут. Вырастут такие дети потенциальными преступниками. Ко мне женщина подошла, рассказывает, что сын освободился из тюрьмы, такой гневливый, злой. Запустил табуреткой в маленького семилетнего братишку, чуть не убил. Добирается до матери. Что делать? Я ее спрашиваю:

- Сколько раз в году в церкви бываешь?

- Редко хожу.

Молитв никаких не знает, постов не соблюдает, в грехах еще и не начинала каяться. Вот, теперь такие плоды и пожинаем.

 

32. Почему за проповедь добра и мира были изгнаны сначала пророки, затем Христос, а потом - православные христиане? Почему мир так зол?

Истинных последователей Божиих всегда гнали. В "Добротолюбии" сказано, что истинным проповедникам Господь посылает посрамление. Не радость, не славу, а посрамление. Если человек проповедует, значит, его обязательно будут гнать, о нем будут говорить плохое. Клевета, сплетни будут около его имени - это козни демонов против духовенства, проповедников. Священнику дана от Бога особая власть - прощать грехи, и поэтому бесы особенно сильно берутся за духовенство. Все силы ада восстают против духовенства. Когда священник говорит проповедь, то весь ад клокочет, весь ад дрожит. Про одного проповедника рассказывали, что он говорил слово, стоя босиком на песке. К нему подполз бес в образе змеи, хотел ужалить - помешать проповеди, проповедник встал на цыпочки, но слова своего говорить не перестал, и змея проползла под пяткой. А говорил он о спасении души.

 

33. Почему у некоторых людей много страстей, а у других - мало?

Те, кто работают над собой, имеют меньше страстей в душе. А те, кто полностью отдались на служение диаволу, исполняют его злую волю - в страстях. И страсти эти связаны друг с другом, как звенья одной цепи. Если человек любит поесть, у него и другие страсти есть - блудные помыслы, гнев, раздражение, ревность... Огромный поток страстей идет друг за другом. Помните, все в духовной жизни взаимосвязано! А когда человек начинает служить Господу, упражняется в какой-нибудь добродетели, точно так же - звено к звену - прилепляются новые добродетели. Одна добродетель цепляет вторую, третью..., десятую. Все в жизни идет по-иному. Человеческая душа уже не страдает. Гордые же, самолюбивые, упрямые, непослушные люди берут на себя страшную ответственность. Они здесь страдают, мучаются и в том мире страдать будут. Их ждут только вечные адские муки, преисподняя, вечный огонь.

 

34. Какую силу имеет проскомидия?

Один афонский монах получил сообщение из России, что его знакомая умерла. Он взял просфору, вошел в алтарь и подал служащему иеромонаху: "Батюшка, помяни о упокоении" и назвал имя. Только тот взял в левую руку просфору, а в правую копие, монах справа от жертвенника увидел умершую. У нее было такое стремление увидеть приносимую за нее жертву! Как только частица была вынута, на лице умершей появилась радостная улыбка, и ее не стало. Служащий иеромонах отдает монаху просфору, а тот не может ее в руки взять. Его спрашивают: "Что с тобой? " Он, еле собрав силы, рассказал виденное. Понимаете, какую великую силу имеет проскомидия, как она важна для тех, кто перешел в тот мир! Они за себя уже молиться не могут, ждут молитв родственников и близких.

 

35. Все ли священники святы?

В Священном Писании сказано: все то, что посвящается Богу, свято (Лев.27,9). Мы знаем, что есть город Иерусалим, он находится в Израиле. Мы называем его Святой Град Иерусалим, хотя в этом городе бывают и убийства, совершаются и насилия, и грабежи; но он посвящен Господу, значит - святой. Одежды священнические могут быть старенькими, рваными, грязными, но они святы. Люди, принявшие крещение, постоянно посещающие богослужения, тоже святы. Они своей жизнью посвящены Господу. Если они согрешают, то приходят и каются на исповеди, и Господь прощает им грехи. Недаром, после того, как на литургии пропоют "Отче наш... ", диакон произносит: "Вонмем", а священник возносит Агнца и возглашает: "Святая святым", т.е. Тело и Кровь Христовы подаются только святым людям.

Священник такой же человек, как и все, но он имеет от Бога особую власть совершать Таинства, он имеет на себе преемственную благодать, идущую через Апостолов от Самого Иисуса Христа. Тут важно еще помнить, особеннно новоначальным, что диавол, аки лев рыкающий, готов в любой момент нас поглотить, оторвать от Церкви, настроить против духовенства. И делает он это очень хитро. Он может как-нибудь во сне показать знакомого священника, духовника в белых ризах, всего сияющего, и тогда у человека возгорается христианская любовь к духовнику. А в другой раз диавол покажет ему священника в ризах, лежащего в грязи. Человек духовно неопытный, поверив первому сну, доверится и второму, решит: "Ага, вот он в каком состоянии, пал, не буду я больше к нему ходить".

 

36. В чем преимущество церковно-славянского языка перед русским?

Славянский язык создали святые церковные люди Кирилл и Мефодий. Славянский язык - благодатный, одухотворенный. Само начертание букв несет в себе Дух Божий. Когда человек читает текст по церковно-славянски, каждое слово входит в душу. Поэтому все православные славянские народы служат на церковно-слапянском языке. Это - богослужебный язык, и ни в коем случае нельзя текст службы переводить на русский, белорусский, украинский. В обыденной жизни мы пользуемся русским и славянским, но не замечаем этого, например: голова и глава, ворота и врата. Многим знакомо выражение "тьма кромешная", но не все знают, что "кроме" по-славянски означает не "сверх того", а "вне" (вне света, вне Бога). Многие приходят в церковь и говорят: "Мы не понимаем славянского языка". Отвыкли люди от него, а некоторые просто не хотят понимать. Нецензурная брань всем понятна, а богослужебный язык, славянский понять не могут. Надо приучать детей в церковь с малых лет ходить, и самим в церковь ходить; не заходить, а ходить, стать прихожанами, а не прохожанами (как называет таких людей один батюшка). Тогда Божия благодать коснется сердца, и человек будет разуметь все слова на славянском языке.

 

37. Почему в церкви не используют музыкальные инструменты, например, как орган у католиков?

Потому, что это излишне. Благодать Божия действует и наполняет душу. Тот, кто уже очистил сердце покаянием, чувствует, как благодать касается струн его души, у человека появляются слезы радости. Один святой человек так говорил о себе: "Когда я вхожу в храм и слышу пение и чтение Слова Божия - они проникают в мою душу - я погружаюсь в океан такой любви, что забываю, что нахожусь на службе. " Святогорец Серафим пишет: однажды он так натрудился, что пришел в свою келию и хотел прилечь отдохнуть, но тут позвонили в колокол, приглашая к службе: "Когда я пришел на службу, мне так тяжело было! А как только началась служба, я погрузился в такую милость Божию, что эта служба мигом прошла". Музыкальные инструменты для тех, кто живет без благодати и не знает, как эту благодать найти. Душа по природе своей христианка, она требует благодати, живет ею. Словом Божиим, молитвой Иисусовой... Но если человек истины не знает, живет вне Церкви, тяжело ему, он пытается пустоту душевную спиртом, музыкой, наркотиками заполнить, но ничто ему не помогает...

 

38. Что означает слово "оглашенные", когда диакон произносит "оглашенные, изыдите"?

Это слово означает человека, который огласил (сказал всем) желание стать православным христианином и принять крещение. Когда в церковь приходит некрещеный человек и говорит о том, что он желает креститься, священник беседует с ним и назначает время испытания. В церкви этот человек объявляется как оглашенный; он может быть на первой части литургии, т.е. литургии оглашенных, слушать чтение апостола, Евангелия, проповедь, наставления. После возгласа "оглашенные, изыдите" оглашенные должны выйти из храма, т.к. начинается литургия верных, когда остаются только крещеные, православные люди.

 

39. Когда диакон призывает на литургии: "Оглашеииые, главы ваши Господеви преклоните", всем ли христианам надо преклонять головы?

Это обращение к оглашенным, т.е. некрещеным, но собирающимся принять крещение, но головы должны преклонять все: и крещеные, и некрещеные. Ведь и мы с вами, хоть и приняли крещение, сравнялись с оглашенными своими грехами. Мы недостойны входить в храм Божий, где уж нам браться рассуждать - поклониться или не поклониться Господу нашему Иисусу Христу. Должны смиряться и с оглашенными стоять, склонив голову. У них внутри горячее желание стать православными христианами - "верными", у нас же ничего, кроме грехов и нечистоты нет.

 

40. Почему гасят свечи во время чтения Шестопсалмия?

Чтение Шестопсалмия - это переход от вечерни к утрене, от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете не было того Света, той Славы, которые принес в Новый Завет Иисус Христос. Недаром на литургии Преждеосвященных даров поется: "Свет Христов просвящает всех".

 

41. Что означает каждение во время службы?

Когда в Эдэмском саду жили первые люди Адам и Ева, они видели красоту Господню, ходили по саду и славили Бога. Храм - это Эдэмский сад. Во время богослужения открываются Царские Врата, алтарь и весь храм становится раем. Священник символизирует Адама, а диакон со свечой - Еву. Они ходят по храму, каждением прославляют Господа, и хор поет: "Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси... " Каждение - это возношение молитвы, благодарение. А потом кончается песнопение, закрывают Царские Врата. Это напоминание о том, что свершилось грехопадение первых людей, они изгнаны из рая, потому диакон выходит из алтаря и возглашает на солее - огненной реке, отделяющей рай от земли: "Миром Господу помолимся. О вышнем мире, о спасении душ наших Господу помолимся... "

 

42. Что означают зажженные свечи и лампады?

Свеча символизирует собой человека. Человек имеет тело и душу. Свеча тоже состоит из воска и фитиля. Но свеча не зажженная особой ценности не имеет, она мертва. Так и человек, если у него нет веры в Бога, если в нем не горит Божественная благодать, - мертв пред Богом. Горящая свеча, как и лампада - это жертва Богу, благодарение за Его благодеяния. И неважно, сколько стоит свеча. Каждый покупает по своим возможностям, Господь любую жертву принимает, была бы она от чистого, сокрушенного сердца.

 

43. Как выглядит Плащаница Господня?

Плащаница - это древняя ткань, пелены, в которые было завернуто Тело Иисуса Христа, когда Его сняли с Креста. Она сохранилась до наших дней и находится высоко под куполом храма в стеклянном ящичке в Италии. На этой ткани запечатлелись Божественные Лик и Тело Спасителя. К самой Плащанице доступа нет, ее не видно. Но рядом есть комната, где висит ее копия в натуральную величину. Она подсвечена, и на просвет видны очертания Тела Иисуса Христа.

 

44. Как святые помогают людям: всем сразу или поочереди?

Представьте себе: Господь, вокруг Него - все святые, Матерь Божия. Они все в Боге и живут Им. И когда в любой из праздников миллионы людей все вместе сразу вознесут свою молитву, то эта молитва сразу и будет воспринята. Миллионы молитв идут к Богу, в Боге святые получают благодать и молятся за людей: "Господи, помоги им! " Помогает не святой, помогает Бог. Как это лучше представить? У меня квартира с телефоном, я хочу позвонить соседу. Я набираю его номер, но попадаю не сразу к нему, за стенку, а сначала через провода на АТС, а потом уже в соседнюю квартиру. И беседую с соседом не через стенку, а через телефонный блок АТС. Точно так же, когда мы обращаемся к святому угоднику Божию, мы молитвой своей выходим на Господа. Святой принимает наши молитвы в Боге, но Центром является Сам Господь; святые - не посредники, а молитвенники за нас пред Богом. Помощь святых мы получаем все сразу, одновременно, потому что помощь Божия не знает границ, времени, пространства.

 

45. Может ли человек не грешить?

В соленом море живет рыба, и она не соленая. В миру - человек, он может жить и не осаливаться - не грешить. Есть же люди, которые свято живут... Но наша святость, конечно, относительная. Сказано: "Один Господь безгрешен" (0ткр.15,4), а мы люди - грешные. Но грех греху рознь. Есть тяжелые грехи, есть мелкие, есть телесные, душевные, мысленные... Главное - осознавать свое недостоинство пред Богом и стараться жить по заповедям, никого не осуждать, себя не превозносить...

 

46. Кто грешнее - Адам или Ева? Мужчина или женщина?

Нельзя так ставить вопрос, есть мужчины и женщины грешные, есть и святые... Многие почему-то считают, что женщина грешнее потому, что Ева соблазнила Адама на грех. Мы в решение женщинам скажем... Да, грех в человека вошел через Еву, она дала вкусить запрещенный плод Адаму. Но, давайте разберемся: кто из них сильнее согрешил? Кто претерпел больший искус? Кто искусил Еву? Высший ангел, который у Престола был и многие тайны от Бога знал; он хоть и падший, но все же ангел. Она не смогла перед ним устоять. Он ее прельстил: "Сорвешь запрещенный плод и будешь все знать, будешь, как Бог". А Адам послушал немощный сосуд - Еву. Муж доверился жене и вкусил плод. Напомним, что и спасение пришло через жену - Деву Марию - Чистейший Сосуд, в Нее вместился Невместимый Бог...

Пред Богом все равны - и мужчина, и женщина.

Пред Богом нет ни мужского, ни женского пола, и на небе все святые люди будут в обновленной плоти, подобно ангелам.

 

47. В "Ветхом Завете" сказано, что денница "возгордился своим могуществом и силою и не захотел любить Бога, исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог". Какие силы управляли им в этот момент; ведь диавола и бесов тогда не было?

Денница возгордился силою и могуществом... Но силу и могущество ему дал Сам Господь, а он все это приписал себе, решил, - что все, знает, все понимает... И на свою сторону увлек третью часть ангелов. Был низринут в бездну, стал сатаною, а ангелы - злыми духами, бесами. А когда сатана искушал Еву, то вошел в змия и спросил ее: "Это правда, что Бог запретил вкушать плоды от всех деревьев? " И Ева ответила: "Не от всех деревьев, а только от одного - от древа познания добра и зла". И диавол внушает ей ту же самую мысль, на которой он попался сам: "А Бог знал, что когда вы вкусите эти плоды, будете сами все знать подобно Богу". И Еве захотелось быть равной Богу, знать все. Она сорвала плод, вкусила сама и дала Адаму. Вкусив, они увидели, что наги и скрылись в лесу, стыдясь своей наготы... Бог призывает Адама, спрашивает, что тот сделал, а Адам обвиняет во всем Еву и Бога: "Жена, которую Ты дал, искусила меня" (Быт. З.). Господь призывает Еву, но и она винит во всем змия и тоже не кается. Если бы они покаялись, сказали: "Господи, прости нас! " - смирились бы, то Господь простил бы их, но этого не случилось, потому они и были выведены из Эдемского рая. И была проклята земля, и все на ней, и свет райский погас, и небо закрылось. И вот уже 7500 лет человек в поте лица возделывает землю, чтобы пропитать себя. Проклял Господь и змия за то, что он впустил в себя диавола, и сказал ему: "Будешь ползать на чреве твоем и питаться землей". Сказал Бог - и стал змий ползать на чреве, хотя до этого бегал на лапках, подобно ящерице. А сейчас многие этому змию поклоняются, даже целые года им посвящают: год дракона, собаки, крысы, свиньи... Как-то вызвали меня причастить одну бабушку, а с ней жила девочка, она нарисовала дракона, повесила его на дверь и написала: "Дорогой дракон, избавь меня от злого Касьяна". Это было в високосный год. Вот детское обращение к диаволу за помощью - и в чем? Чтобы диавол избавил от предстательства святого Кассиана, преподобного, жившего в V веке, много проповедавшего о помощи Божией; его память празднуется 29 февраля, т.е. раз в четыре года.

 

48. Каин после своего злодеяния встретил жену свою. Откуда она, ведь упоминается только об Адаме и Еве, и их детях?

В Библии описаны только самые главные события, рассказывается не о всех людях, а о тех, кто влиял на взаимоотношения человеческого рода и Бога. А человеческий род в Библии исчисляется по мужской линии, помните, как в Евангелии от Матфея: "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его... " Адам прожил 930 лет, за этот срок множество людей появилось на земле, образовались целые народы, так что Каин и Авель были не одиноки.

 

49. В Ветхом Завете упоминаются сыны человеческие, и сыны Божии (Быт.6,2). Кто они, откуда они взялись?

Когда Каин взял жену свою и ушел в страну Нод, он не стал там Богу молиться, каяться, он занялся земледелием, ремеслами: делал из металла копья, орудия труда, украшения, т.е. все его заботы были о плоти, поэтому его называют сыном человеческим. А другого сына Адама - благочестивого Сифа, который строил жертвенники и служил Господу, называют сыном Божиим. Сыны человеческие и сыны Божий умножались. Сыны Божии стали брать в жены дочерей у сынов человеческих, так народ, чистый пред Богом, смешался с теми, кто заботился только о плоти. Потерялась вера в Истинного Бога, и от этих браков стали рождаться исполины... Только 8 человек на всей земле сохранили веру и потому были спасены от потопа - Ной, жена и три сына: Сим, Хам и Иафет с женами.

 

50. Что такое "лоно Авраамово", и кто туда попадает?

Это в притче о богаче и бедном Лазаре. Сказано, что "лоно Авраамово" (Лк.16, 22-31) - это место, где нет страданий и мучений. Авраам был отец праведный, потому с ним был Господь. В Священном Писании так и сказано: "Я Бог Авраама, Исаака, Иакова. Бог не мертвых, но живых". У Бога все живые. Было место Авраама, куда попадали люди, при жизни делавшие праведные дела; они до прихода Христа упокоевались там. Бедный Лазарь попал на лоно Авраама за свое терпение страданий и лишений. А богач, умерев, попал в ад. Увидев Лазаря из огня, богач просил Авраама послать бедного Лазаря на землю к братьям, чтобы предупредить о муках за праздную недобродетельную жизнь. Но Авраам сказал, что нет перехода туда. На основании этой притчи еретики говорят: "Молиться за усопших не надо". Но мы знаем, что по Воскресении Христовом праведники перешли в обители райские. Переход открылся, молиться за усопших нужно.

 

51. Что такое "хамов грех"?

О "хамовом грехе" мы узнаем в истории о Ное и его сыновьях (Быт-9,20-29). После всемирного потопа Ной с сыновьями и женами спаслись, осталось всего 8 человек на земле. Сыновей звали Сим, Иафет и Хам. Однажды Ной случайно выпил забродивший виноградный сок, превратившийся в вино (он не знал прежде этого напитка), захмелел и заснул нагим под деревом. Сыновья подошли к нему и, не глядя на обнаженного отца, накрыли его. А Хам насмехался над отцом. Когда отец узнал об этом, то проклял Хама. От Хама пошли хамиты, а потом все негроидные племена. От Сима пошли семиты - еврейский народ, а от Иафета те, что сейчас живут в Европе и на территории России.

 

52. В Евангелии сказано, что христианин не должен любить мира. Как можно обрести эту нелюбовь и что она означает?

Мы, живя в миру, сталкиваемся везде с мирскими искушениями, но при этом не должны ими "заражаться". Христианин может жить в греховном мире, но грехом не заражаться, быть святым среди соблазнов мира. Так многие святые жили среди житейской мирской суеты, но не заражались суетностью, заботами о благах мирских. И Апостолы Христовы жили среди мира, и Матерь Божия... Надо просто взять себя в руки, не давать свободу языку, ушам, очам и рукам.

 

53. Объясните слова: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью, и враги человеку - домашние его" (Мф. 10,34-36)

Атеисты нам всегда эти слова в упрек ставили: "Видите, что Христос говорит? Он не мир, а разделение принес. " О каком разделении говорит Христос? Вот семья, она не знала Истинного Бога, Учения Христа, кланялась идолам, верила в природу (как нас тому 70 лет учили), и вдруг кто-то в этой семье уверовал. Прочитал Евангелие, покаялся, стал ходить в Церковь, молиться, вот тогда и произошло разделение. Если жена уверовала - муж восстает против жены. Если дитя уверовало, родители восстают. Так и получается, что домашние - враги, изживают из дома дитя. Сейчас многие дети более чистые, чем их родители. Дети душой к Господу приходят, а родителям вера трудно дается, вот они свое дитя и притесняют: в церковь не пускают, отговаривают, ругают. Детям приходится в комнате, в ванной закрываться, чтобы помолиться. Иногда они в окно на службу убегают и через окно возвращаются. Многих детей я знаю, кому пришлось так поступать. Но когда дети усиленно молятся за родителей, постепенно и те приходят к Богу.

 

54. Мне неясны слова из Евангилия от Матфея (Мф. 7,6), где написано: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас"

Слово Божие - это святыня. Если верующий человек начинает его проповедовать, то он может встретить не желающих принять его. Человек, невзирая на сопротивление, начинает носильным путем вбивать в голову знания о Боге. Это и есть "бросание жемчуга под ноги свиньям", они истопчут все. Допустим, человек насытился духом демоническим, душа его уже полна, он внутренне сыт, а мы ему еще даем пищу духовные. А она в него не вмещается, и он эти слова попирает.

Евангелие - это Слово Бога. Разумные люди открывают Евангелие, читают и находят мысли о спасении своей души. Они Словом Божиим живут. Преподобный Серафим Саровский за неделю прочитывал четырех Евангелистов и все Послания. Слово Божие сходило в его душу, и он жил этим Словом. Но Евангелие можно читать с разными намерениями: одни ищут в нем спасение, другие - выискивают противоречия. Например, в Евангелии написано: "Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя", "если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их" (Мф. 18, 8-9). И человек начинает думать: один глаз, конечно, вырвать можно, но второй-то все равно будет видеть. Тогда и второй надо вырывать?... Евангелие надо уметь читать, различать и исторический пласт, и пророческий, и иносказательный, притчевый. Что понимается под словами "вырви глаз", "отсеки руку"? Если соблазняет нас рука (например, любим чужие вещи присваивать), отсеки эту страсть.

 

55. В Евангелии от Марка отцу больного отрока Господь сказал: "Верь, и исцелен будет". Отец же воскликнул: "Верую, Господи! Помоги моему неверию" (Мр. 9,24). Что вмещают в себя эти слова?

Если человек верит, что Господь может помочь, то по вере его и будет. Это касается каждого из нас. Сказано Христом: если мы будем иметь веру с горчичное зерно (а оно самое маленькое из зерен всех растений), то мы можем горы переставлять (Мф.17,20).

Однажды к святому Марку Франческо пришел один человек в пустынное место, где тот обитал. Несколько дней он шел по пустыне, а как пришел, святой его спросил: "А есть ли в миру люди, которые еще имеют веру, хоть с горчичное зерно? Могут ли они сказать горе сей - "иди вон" - и она пойдет? " Только он произнес эти слова, как гора вдруг затряслась и пошла. Он тут же сказал: "Я не тебе говорю, встань на место. Я просто спрашиваю, есть ли вера у людей? " Пришедший увидел это и очень удивился. У Марка Франческо была такая вера, что он, живя на горе на два километра выше уровня моря, где не было воды, целых два года забирался на нее, и все время злые духи стаскивали его оттуда. Господь даровал ему удивительное терпение. У него не было одежды - и он весь оброс волосами. Кормили и поили его Ангелы. Когда этот странник пришел к нему, тогда Ангелы принесли два хлеба и две порции воды - пропитание для двух человек.

Такие люди есть и сейчас. В 1994 году на Святой Горе Афон почил старец Паисий, мне довелось с ним беседовать. Братия после его кончины вспомнили все, что они о нем знали и видели, получилась интересная книга. В ней много чудесного. Старец был простец, и Господь ему за его простоту и веру многое даровал, не оставлял его в трудностях. Когда у старца не хватало еды, ему птицы приносили ее, а в Успенский пост Ангел принес корзину с фруктами... Матерь Божия ему часто являлась, святые... Видел он и Нетварный Свет... И все, кто имеют крепкую веру, легко переносят любые скорби, неприятности. Они как бы горы скорбей передвигают своей верой.

 

56. Объясните, пожалуйста, слова апостола Павла из первого Послания к коринфянам (1 Кор.3,13-15): "У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, по так, как бы из огня"

Человек земными делами строит себе дом спасения, чтобы в нем вечно жить в потустороннем мире. Некоторые строят себе этот дом из золота, серебра, камня, дерева, соломы... - кто как строит. Но когда Господь посылает испытание огнем, то дом, построенный из непрочного материала - неправедных дел, сгорает. Человек может из этого дома выскочить как бы из огня, спастись в последний момент. Господь может помиловать эту душу. Вот, потому и сказано - "спасается как бы из огня". Бывает и такое. Мы всю жизнь делаем добрые дела, строим свой небесный дом и вдруг - нападения со всех сторон. Такие искушения начинаются! Обворовали квартиру, сгорел дом, погиб сын, дочь развелась с мужем... Кажется, что рушится вся предыдущая жизнь. В это время надо хранить душевный мир, чтобы не отчаяться, не впасть в уныние, а быть с Господом. Тогда наши накопления - душевный мир, спокойствие, благодать - сохраняются, и мы с вами спасаемся.

 

57. Как понять Евангельские слова: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным" (Лк. 16,9)?

Как-то пришла к нам одна женщина и говорит: "Я работаю на фабрике, у нас на складе много всякого материала. Может, я возьму и всем раздам его, так я приобрету себе друзей неправедным путем". - "Нет, - говорим мы ей, - тебя за это посадят и доброго дела ты никакого не сделаешь. И те, кому ты дашь материал, тебя не выручат". Как понимать эти слова? Человек, живя на земле, имеет физические силы, какие-то способности - дары Божий и их надо употребить во славу Божию, а не для себя. Это и есть "неправедным путем приобрести друзей". Почему этот путь "неправедный"? Потому что, все, что бы мы не делали ближнему, мы делаем не сами, дарим ему не свое, а Божие.

И богатство, что у нас сейчас есть, оно тоже неправедным путем приобретено. Например, мы что-то посадили в огороде, в саду: виноград, яблони, морковку, огурцы - мы только посадили, а Бог все взрастил. Это все не наше, т.е. неправедное приобретение. И мы, давая другим людям от этого урожая, делясь с ними, приобретаем себе друзей, которые будут за нас молиться. Этого богатства сейчас много, например, коммерсанты занялись бурной деятельностью, у них ведь тоже неправедное богатство. А могут они его употребить и во благо - не копить где-то в банках, а жертвовать на Церковь, подавать нуждающимся. А те за них будут молиться. Многие коммерсанты бывают невоздержанны в винопитии, никак от этой страсти избавиться не могут. Если тот, кто страдает этим недугом, пожертвует храму, монастырям, нуждающимся, сиротам, за него молитва огромной силы пойдет; злой дух пьянства мигом отойдет, и он получит исцеление. Поэтому, когда мы подаем за усопшего или здравствующего страждущего человека, человек исправляется, бес от него отходит и ему становится легче. Вот что означают слова "неправедным богатством".

Священнику дана особая благодать, ни одному царю в мире не дано такой благодати и власти, которая дана Господом Его священнику. Он имеет право совершать все Таинства: от крещения до отпевания, служить Божественную Литургию, принимать исповедь и прощать грехи; многое дано священнику в благодати. Он может держать ее в себе и никому ничего не отделять от нее. Обратится к нему человек, он с ним поговорит с пятое на десятое, ни о чем... А можно по-другому поговорить, посочувствовать, привести к покаянию и простить ему грехи. Когда священник творит добро данной ему Богом благодатью, помогает одному, второму, третьему, тогда он неправедным богатством приобретает друзей - молитвенников за себя самого.

 

58. Есть заповедь: "Возлюби ближнего" (Мр. 12,31). Значит ли это, что мы должны одинаково любить и православных, и инословных?

Мы должны брать пример с Господа. Он больше всех любил Иоанна Богослова за его чистоту и преданность. И все православные христиане, которые любят Господа, чувствуют Его особую любовь. Но любит Господь и тех, кто еще не пришел к вере, детей заблудших. Он ждет их покаяния и обращения.

 

59. Говорят: "Помоги себе сам, и ты спасешься". Если будешь спасать себя, как же ближние спасутся?

Два человека попали в реку - свалились с лодки. Как они могут спастись? Только тогда, когда сами умеют плавать. Или тогда, когда хотя бы один из двоих держится на плаву. Он уже заранее "спас" себя - научился плавать, теперь может оказать помощь и ближнему. Говорят: "Человек из мира ушел в монастырь спасать себя". И это действительно так: ушел для того, чтобы спасая себя, спасти других. Монастыри на Руси всегда были местом, куда притекал огромный поток народа; там шла молитва за Россию. Их молитвой Россия жила. Так что уйти в монастырь - это добровольно вознести себя на крест, на страдания.

 

60. Как понимать выражение "Блажен, кто положит душу свою за друга своя" (Ин. 15,13)?

Любой человек, встав на защиту ближнего, жертвуя своей жизнью, своим спокойствием, поступает по заповеди Христовой. На войне, в экстремальных ситуациях это наиболее ясно проявляется, но бывают и простые житейские случаи, когда человек защищает ближнего.

В 1965 году теперешнего митрополита Ювеналия посвятили в епископы. А я только поступил в семинарию. Инспектор меня вызывает и говорит: "Поедешь в Москву, будешь иподиаконом у Владыки Ювеналия". И я у него три года с книгой стоял... Как-то должен был он приехать служить. Послушание иподиакона - готовить облачение: погладить, посмотреть - все ли на месте. Пришлось гладить ему белый подризник; включил утюг и стал доставать из чемодана подризник, раскладывать его на столике. А утюг уже нагрелся. Люди обычно проверяют готовность утюга, я проверил, и он показался мне не очень горячим, положил на спинку подризника там, где крест. Хотел было провести утюгом, а он не идет. Что такое? Поднял, а там... желтое пятно от утюга! Другого подризника нет, что делать? Матушка-алтарница корочкой хлеба начала чистить пятно, но оно все равно осталось. Вышли владыку облачать, иподиакон держит все на подносе, и первым - подризник с "утюгом". Владыка крестится, целует крест подризника и надевает его. Сзади у него - печать от утюга, видна всему народу. Но он ни одного слова не сказал и даже вида не подал, что что-то не так. Когда служба закончилась, после "Отче наш" я подошел, говорю: "Владыка, простите, это я прижег подризник". Он отвечает: "Ничего, Александр! У меня есть еще подризник, другой, новый... Все бывает". Видите, как он себя повел? Как виден характер человека? Даже вида не подал, не возмутился; все спокойно, уравновешенно... И таких людей, чтобы так вели себя в подобных ситуациях, очень мало. Другой бы стал шуметь, кричать. А он сохранил душевный мир. Даже если кто-то из священников вовремя не даст какой-то возглас, он в тот момент ничего не скажет. А, когда после "Отче наш" подходят под благословение, он спокойно, с любовью скажет: "Отец Борис, а Вы не тот возглас сказали". Тот ему: "Владыка, простите... "

 

61. Демон, который жил в человеке и был изгнан, ходит по пустынным местам и не находит себе покоя. И говорит: "Возвращусь в дом свой". Возвращается и видит, что дом не занят. Тогда берет еще семь демонов злых и приходит, заселяется в этого человека. Для последнего это заселение еще горше прежнего (Мф. 12, 43-45). Как это понять?

Человек принял крещение и стал продолжать прежнюю греховную жизнь, не стал ходить в церковь и молиться. Он при крещении принял в себя Духа Святаго, но потерял дарованную ему в этом Таинстве благодать, и Дух Святый уходит из него. Его душа становится пустой, безблагодатной. Злой дух, изгнанный при крещении, возвращается к прежнему обиталищу своему и видит, что оно не занято Духом Святым, и занимает его, да еще и приводит с собой других демонов...

У нас так и бывает. Огромный поток людей идет креститься, потому что сейчас все крестятся, для них это какой-то магический ритуал. Люди не знают, зачем крестятся. Прежде, чем креститься, человек должен изучить Священное Писание, постоянно ходить в церковь, поучаться христианской жизни. Что от него ждет Господь? Если человек принимает крещение, то он должен знать, что это второе рождение - рождение души. Господь прощает грехи (личные и первородный грех), дает Ангела Хранителя; этому человеку сообщаются благодатные дары Духа Святаго в Таинстве миропомазания. Человек вместе со Христом умирает и воскресает, когда его трижды погружают в воду... Потому он и после крещения должен быть со Христом, жить по Его заповедям. Иначе работать он будет диаволу, и душу его заселят демоны.

 

62. Господь сказал, что не надо думать о завтрашние дне, а надо жить как птицы (Мф. б,25-34). Но как в наше время заботиться о завтрашнем дне?

Как понять Евангельские слова? Заботиться о пропитании и жизни надо, но нельзя, чтобы эти мысли были у нас на первом месте, чтобы мы только и думали о том, как сделать побольше запасов? Как я буду жить? Не нужно этим забивать голову, а, может, сегодня твою душу Господь заберет? И будут все твои заботы излишни. Наши заботы не должны заслонять самого главного - молитв, размышлений о Боге, о спасении души.

 

63. Почему Иисус Христос крестился в 30 лет?

Потому, что по закону никто не имел права быть жителем ранее 30. Христос не нарушил этого закона; только в 30 лет Он вышел на проповедь и принял крещение от руки Иоанна Крестителя.

 

64. Почему Господь повелел никого на земле не называть отцом?

В Священном Писании сказано: "Никого себе не называй отцом" (Мф.23,9), потому что один Отец - Господь, от Него пошла вся жизнь. Недаром мы Его в молитве называем "Отче наш". И многие протестанты, указывая на эти слова, говорят: "Написано, что нельзя называть отцом никого". Но в то же время Господь нас учит: "Чти отца и мать, и будешь долголетен на земле. Кто не чтит отца и мать, да злой смертию умрет" (Мф. 15,4). Апостол Павел пишет к коринфянам: "Вразумляю вас, как возлюбенных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1 Кор.4,15).

Евангелие - это обоюдоострый меч; не так возьмешь - обрежешься. Так что при чтении Евангелия надо быть внимательным, сопоставлять все, что написано на эту тему в разных местах, а главное - просить Господа дара рассуждения и понимания.

 

65. Что означают слова из Литургии: "Святая - святым"? Почему при произнесении этих слов все делают земной поклон?

Во время Евхаристического канона происходит преосуществленне хлеба и вина в Истинные Тело и Кровь Господни. Хор в это время поет: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим... " На дискосе - Тело Христово в виде хлеба. Когда диакон говорит: "Вонмем", тогда священник берет Тело Христово, поднимает и говорит: "Святая - святым". Тело Христово свято, кому Оно может преподаваться? Только святым, очищенным исповедью душам. Поэтому перед этой Святыней и делают земной поклон.

 

66. Что означает число 666?

Когда я еду в машине и мне попадаются машины с тремя шестерками, я крещусь. Это имя антихриста. Имя Христа - три восьмерки. У нас в монастыре машина есть - у нее номер Ж 58-88 ИВ. Все в этом номере интересно. Например, буква "Ж". В Киеве в Софийском соборе найдена на стене славянская азбука. Приехали богословы, ученые, интересовались, почему же буква "Ж" стоит не в общем алфавитном ряду, а выше его? И нашли ответ. Славянские просветители Кирилл и Мефодий, когда составляли славянский алфавит, не поставили эту букву в ряд, а поставили ее выше, потому, что в букве "Ж" две буквы - "I" и "X", сокращенно - "Иисус Христос". И вот, когда читаешь этот алфавит - А, Б, В, Г, Д, В,.. 3- буква "Z" там написана как "7" и недаром на седьмом месте стоит, да еще с "хвостиком", как бы занимает место буквы "Ж". Раньше народ изучал цифровую азбуку, умел читать буквы как цифры, потому Господь и закодировал имя антихриста. В номере нашей машины - три восьмерки. Восьмерка не имеет ни начала, ни конца. Она соединяет небесный мир, и земной, заключает в себе полноту мироздания, полноту времени, вечность. Это - Имя Христа. И буква "Ж" - Иисус Христос, а ИВ (я так рассудил) - "Иисус Воскрес".

 

67. Что означают слова Спасителя: "Ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам" (Мф. 7,7)?

Если кому-то надо, допустим, красивое платье или пальто, или еще какую-нибудь вещь, то мы по городу все магазины обежим. А если услышим, что нужную нам вещь продают в Москве, так и туда поедем, и найдем. Так и в духовной жизни. Господь говорит: если нам что-то надо (например, нам нужна крепкая вера, чтобы муж и дети уверовали), то надо просить это у Него. И Он даст нам все, что потребно, ибо Он все наши мысли знает. Если мы что-то у Бога просим (пусть даже что-то земное), и Он посчитает это нам полезным, Он даст. Например, девушка просит: "Господи, дай мне хорошего мужа! ", а на примете уже есть кто-то. И вдруг этот "кто-то" ускользнул, и не пришлось за него выйти замуж. Некоторые начинают волноваться, даже обижаться на Господа. Одна женщина сказала: "Я очень обижалась на Господа: хотела выйти замуж за одного человека, а он не стал моим мужем. И вышла замуж я за другого. Оказалось, что этот другой всю жизнь меня любит". Бог знает лучше нас, кому что надо! Надо свою просительную молитву всегда заканчивать не упреком Господу, а словами: "Да будет воля Твоя", "Если Тебе угодно", "Не как я, а как Ты". Вот, тогда все будет по-Божьему. И свою волю не надо Богу навязывать.

 

68. Как обрести веру и избавиться от маловерия?

Вера у всех есть. Одни верят, что Бог есть, а другие верят, что Его нет. Для того, чтобы избавиться от безбожия, внутри в человеке должна начаться нравственная жизнь. Человек должен покаяться, а когда мы будем каяться, а в особенности молиться, то мы почувствуем Господа около себя или же в себе. Тогда человек никогда уже не будет сомневаться - есть Бог или же нет. Он и так знает, что Господь в нем живет. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5,8), - так говорит Сам Христос.

Вера - дар Божий; Христос говорит: "Ко Мне никто не придет, если Отец Мой не призовет". Человек сам должен сделать шаг навстречу Богу, ради Господа оставить дурные привычки, страсти. Тогда Господь будет совсем рядом. А Господь нас никогда не оставляет, это мы Его оставляем. Душа наша нераскаянная, в пороках и страстях, находится во тьме, потому она Бога и не видит, и не чувствует. Ее очистить надо...

 

69. Что такое гордость?

Диавол, когда был самым ближайшим к Богу ангелом, захотел быть равным Богу. А он - творение Божие. Возгордившись Божественными дарованиями, он присвоил себе способность все знать, все мочь.

Так и человек, живущий сейчас и обладающий какими-то дарами, талантами от Бога, может возгордиться. Допустим, он имеет дар слов, или способность все запоминать, дар физической мощи пли другие способности, а приписал все это себе. Хвалится этим, гордится; а хвалиться и гордиться надо Господом, что Он даровал ему эти таланты. Как-то я насчет гордыни беседовал с одним человеком и показал ему часы морские. У меня есть такие - большие, тяжелые. Говорю:

- Смотри, этих часов не было, но потом их мастер сделал. Поставили точное время, накрутили, и они идут целую неделю. Ну, они могут гордиться - мол, какие мы сильные, крепкие, мощные, точное время показываем. А я им могу ответить, что они глупые, что если их не накрутить, завода не дать, так они и остановятся, не будут время показывать. А если бы их мастер не собрал, так их бы и не было, чем же им гордиться?

Так и Господь нас вызвал из небытия в бытие, дал нам тело, дал нам душу, все способности. А когда мы эти способности приписываем себе, то мы глупо гордимся - все это не наше, а Господне.

Я видел митрополита Антония (три года я был иподиаконом у митрополита Ювеналия), он приезжал из Англии. Перед приездом договорились его поздравить с днем Ангела. Хор должен запеть "Многая лета", а народ должен подхватить. Митрополит Ювеналий его ублажал: "Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко, благодарим мы все Вас от лица всего народа за то, что Вы к нам приехали, молились с на

Date: 2015-08-15; view: 836; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию