Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление конституционного государства и оформление конституционного (государственного) права
Изменение в системе права связано с определенной социальной группой. В буржуазном праве, это касается, прежде всего, континентальной Европы, преставление об отрасли права. Меняется взгляд на деление права. Зарождаются отрасли права, не все сразу. Одними из первых отраслей права стало государственное, конституционное право, уголовное, гражданское, уголовный процесс, гражданский процесс. Государственное (конституционное) право - это основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества (как решается вопрос о собственности), форму правления, форму государственного устройства, нормы, определяющие организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, определяющие права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему. Значение подданства и гражданства имело значение лишь при зарождении буржуазных отношений, так как они были подданными величества, но и гражданами. Это определяет политический режим государства. Начнем с источников государственного права. В добуржуазный период основным источником государственного права являлся государственный обычаи. Закон как источник государственного права появляется достаточно поздно. В добуржуазном периоде закон исходил от монарха. В буржуазный период ситуация меняется. Основным источником является конституционный закон, который принимался законодательным национальным представительным органом, называется органическим законом. Он становится основным источником. Используется конституционный обычаи. Просто сфера применения резко сужается. Пример. Если возьмем Великобританию, конституционная монархия относилась к дуалистической конституционной монархии. Переход от дуалистической монархии к парламентарной на протяжении 18-19 века был фактически осуществлен на основе государственных обычаев. Переход от дуалистической монархии к парламентарной. Причина в том, что в начале 18 века к власти приходит новая династия, так как старая вымерла, Ганноверская и до сих пор эта династия правит. К власти приходит Георг I, немец в чистом виде. Он приходил на заседание правительства, изначально король был главой государства, исполнительной власти, правительства. И король перестал приходить на заседания, поэтому правительство стало выбирать первого министра, который бы председательствовал там. И это все складывался в государственный обычаи. Формально все членов министра назначал король. Но король не мог через парламент провести своих людей. И он стал сам назначать людей, учитывая то, сколько людей победило на выборах. Это первый шаг в сторону парламентарной монархии. Это признак смешанной формы правления. Раз назначаются лица, которые имеют поддержку от победившей партии, несут ответственность министров перед парламентом. Сначала индивидуальная ответственность, а потом ответственное правительство, а затем солидарная ответственность. Это означает, что король утрачивал свою власть. Премьер-министр стал править. Складывается ситуация, что король царствует, но не управляет. И это значит, что складывается парламентарная монархия (но парламентская республика). Отправная точка зрения была субъективная. Знал бы Георг I английский, не сложилась бы такая ситуация. Другой пример, в США по конституции 1787 года. Данная конституция была составлена наспех по 7 статей. Они писали быстро, так как авторы конституции не могли её писать. Они должны были править международный договор, а взяли и написали конституцию. Страна Масонская. В Кеннеди стреляли с 3 сторон. Во многих ранних буржуазных общества не закреплялся вопрос о конституционном надзоре, но уже в начале 19 века эта проблема проявилась. В 1803 году Верховный суд США рассматривал дело, которое было связано с назначением на должность и некоторыми положениями закона о судоустройстве США 1839 года. Верховный суд, в ходе этого разбирательства, суд вынес решение, что некоторые положения законов противоречат конституции. Верховный суд фактически выполнил конституционного надзора. С 1803 года эта функция на основе государственного обычая закрепилось за Верховным судом США. Соответственно, конституционные законы, которые регулировали бы законы государственного права, могли приниматься разными способами. Термин constitutio в добуржуазном праве не имел современного значения. Он появился в Римском праве периода империи. Сначала диктаторы, а затем императоры смогли принимать законы без одобрения народного собрания. Когда перестали созывать народное собрание, юридически было: народное собрание передало свои полномочия императору и император издает законы без одобрения народного собрания. Термин конституция попал в феодальное общество именно в этом значении. Законы Генриха II именуются конституциями, но это были лишь законы королей. Но когда установилось конституционное государство, монархи были лишены законодательных полномочий и законодательные функции были переданы представительными органам. Это значит, что они не могли принимать закон. Закон принимает коллегиальный представительный орган. Теперь термин конституция принимает современное значение. Это теперь не закон монарха, а основной закон государства. По типу систематизации разделились на 2 группы: 1) Не кодифицированные конституции. В Великобритании, когда конституция не кодифицирована. Но это не значит, что она не писана. Она не составляет единого акта, а совокупность отдельных законов. Еще пример, конституция Франции 1875 года. Они её писали и думали, что будет временной, поэтому они хотели принять конституцию на время, но это самая долгосуществовавшая конституция. 2) Кодифицированные. Составляют основную массу. Это не означает, что не могут быть другие нормы, которые будут регулировать государственный строй. 1895 год – Французская конституция, 1830 года, 1848, 1852, 1958 года. Конституция США, все конституции единой Германии 1771, 1919, 1949 года. Порядок принятия. Очень редко, но применяется октроирование при принятии конституции. Это дарование конституции главой государства. Глава государства дает распоряжение создать комитет для написания конституции и сам вводит эту конституцию. Конституция Японии считается октроированной. Другой вариант принятия конституции через учредительное собрание. В ходе революции, было создано учредительное собрание constituante. Основы конституционного строя. Это временный орган, созданный для написания конституции и его принятии. После его принятия этот временный орган слагает с себя полномочия. Следующий способ – это когда конституцию принимает законодательный орган. Еще один способ – на референдуме. У французов – plebiscitus. Французы много взяли из гражданского римского права. На плебисците была принята конституция Наполеона 1799 года, последующие поправки 1802 года, 1804 года. Граждане проголосовали на референдуме. Гарантом конституционных основ должна была выступать власть. В основу конституционного государства был положен принцип суверенитета народа. Даже король получает свою власть от народа. Раньше возникновение государства истолковывалась с волеизъявления Бога, а теперь думают, что государство создаются людьми (договорная теория) путем договора. Эту теорию пытались критиковать, и вполне основано. Как в конце первобытности люди не собирались и не устанавливали должности. То есть, хотя не напрямую, это исходит из теории согласия людей. Государство создавалось для защиты естественных и неотчуждаемых прав человека. Было 3 декларации, которые говорили о правах человека. Декларация независимости США, а вторая декларация – это Французская декларация прав человека и гражданина 1879 года. Там мысли сходные, но есть определенные отличия. Права человека были необходимы, чтобы обосновать свою независимость на теоретическом уровне. Обращаем внимания, что в США были религиозные фанатики, поэтому сказано, что все люди созданы Богом равными и обладают жизнью, свободой и стремлению к счастью. Первоначальный вариант декларации говорил о собственности, но сыграл большую роль религиозный аспект. Они выступили против, а сошлись на стремлении к счастью. В этой же декларации сказано, что правительство создано для защиты прав человека. Декларация Французская высказывает сходные мысли, но перечень прав немного разный. Под правами человека понимается свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Американцы как отдельное право это не называли, а Французы прямо указывают. Почему же они естественные и неотчуждаемые? Потому что они даны человеку по своей природе, естеству и государство эти права отобрать не может. Чтобы правительство работало нормально и защищало эти права, нужно организовать власть так, чтобы не возникало основы для узурпации и захвата власти. Власть должна быть организована так, чтобы была разделена на 3 ветви. И чтобы была система сдержек и противовесов. История государственного права показывает, что там, где принцип разделения властей не был реализован, в конечном итоге устанавливается диктатура. Пример, Франция. Приходят Якобинцы Монтаньяры к власти в 1793 году. Они заявляли, что принцип разделения властей не эффективна. Это привело к тому, что в конечном итоге устанавливается диктатура Якобинцев Монтаньяров. Следующий пример, Парижская коммуна. Восстание граждан в Париже против центральной власти 1871 год. В конце, когда правительственные войска начали наступление в Париж, они стали расстреливать заложников и т.д. 1917 год к власти приходят несколько партий, во главе с большевиками. Говорят, что гнилой порядок власти с разделением властей и т.д. Государственная дума ни одного кодекса не приняла. Все кодексы были советскими. Они хотели создать эффективный, дешевый, недорогой механизм. Но это приводит к тому, что нет сдержек и противовесов, поэтому власть концентрируется у одного человека. 1931 год – Германия. Установление фашистской диктатуры из-за отсутствия систем сдержек и противовесов. Но, с другой стороны, там, где реализован принцип разделения властей, не может установиться диктатура. Наполеон 1796 года не был диктатором. В конституционном государстве в основу организации власти были положены 2 принципа: Принцип разделения властей и принцип сдержек и противовесов. Исторически мы видим, что несмотря на то, что они очень связаны, у нас есть примеры, когда один принцип бы реализован, а второй не был. Это конституция Франции 1848 (второй республики). Смысл такой: Закреплялась республиканская форма правления. Являлось централизованным унитарным государством. Законодательный орган – национальное собрание. Президент имел сильные полномочия. Но он не могу переизбираться без прохождения 4 лет. Была сильная законодательная власть. На выборах победил племянник Наполеона 1, Луи, а в законодательном собрании получили большинство его противники. По конституции закреплялось мужское равное избирательное право. На выборах Луи Наполеон получил 75% голосов. Тут сыграл авторитет его дяди, и сам он был популярным, опытным политиком. У него были шансы быть переизбранным на новый срок. И чем ближе шло к окончанию его правление, он думал проводить через своих сторонников поправку в конституции переизбираться на второй раз. Но большинства он там не имел. И его противники все поправки проваливали. Сложилась ситуация, что президент обладает большим влиянием, а законодательный орган не хочет этого. Возник конфликт между ветвями власти. В избирательном праве восстановили имущественный ценз национальным собранием, и это было использовано президентом как повод для осуществления государственного переворота «в целях защиты прав граждан». Был проведен переворот, были внесены изменения в конституции. Наука такая, что если не заложат механизм сдержек и противовесов, то устанавливается диктатура. Разделение властей было реакцией на абсолютную монархию. Власть исходила от народа. В связи с этим провозглашался принцип народного суверенитета. Все органы получали свои полномочия от народа. Организация функции исполнительной власти. Хотя в каждой стране есть свои особенности в организации данной власти, но есть общие принципы и функции, которые будут присутствовать у органов. К исполнительной власти относится глава государства, который выступает в качестве главы исполнительной власти и коллегиальный орган, который обычно называется правительством. Если говорить в общем, то исходя из самого названия, руководство в стране на основе принятых законов в законодательной власти. Начнем с главы государства. В зависимости от формы правления глава государства назывался по-разному: при конституционных монархиях назывался монарх, кинг, император и т.д. Отличия и схожести республиканской главы и монархической главы: выполняют функции исполнительной функции. Занимают должность пожизненно, только позже возникает деление. Единственное отличие – это наследственный принцип передачи власти. Даже в современной мире есть монарх выборный, но выборный из рода королей. Выборность появляется в 18 веке, причем это было сделано, чтобы усилить их различие. В истории конституционного права, организация высшей исполнительной власти имело определенные различия: Были 2 тенденции: Принцип единоначалия, принцип коллегиальности. Сроки могут быть разные. Не обязательно 4 года. Они могли колебаться от 1 года до 10 лет. Но исторически случилось, что нормальным считается 4-5 лет. Первоначально, когда происходило становление конституционных государств, бывший абсолютный монарх становился конституционным монархом. Как правило, их деятельность приводила к тому, что они стремились восстановить их прежнюю неограниченную власть. И это приводило к их казни. Обычно из-за таких действий откатываются от принципа единоначалия к коллегиальности. Во Франции в мае 1659 провозглашается, что во главе республики стоит коллегиальный орган. В Англии в 1653 году уже официально создается должность лорда-протектора. Он также являлся председателем правительства, численность которого сокращался от 13 до 21 человека. Когда революция закончилась 1666 году, когда вернулись к конституционной монархии, вновь возобладал принцип единоначалия. Во Франции этот опыт еще заметнее. В 1791 году была принята конституция, которая закрепляла конституционную монархию де-юре (юридически), тем не менее, в таком положении он пробыл до 1792 года, когда установилась первая республика. Новая конституция предусматривала создание высшего органа исполнительной власти, численностью 24 человека. Орган наделялся слабой властью. Он формировался с участием законодательного органа. После того, как монтаньяров свергли, была разработана новая конституция директорий. Хотя они не отказались от принципа коллегиальности, количество исполнительных лиц было сокращено до 5. Почему они сокращаются? Проблема коллегиального органа была в том, что возникала проблема ответственности. Поэтому один из директоров каждый год переизбирался, то происходила ротация. Один из этого состава становится главным на 3 месяца, но проблема в том, что один подписал, а результат всплыл через некоторое время. Поэтому опять возникала проблема ответственности. В следующей конституции Наполеона 1799 года. Создавалась коллегия консулов. При этом было определено, что главой всегда являлся 1 консул, а второй и третий являлись советниками. Выбирались сроком на 10 лет. В таком варианте показалось, что 3 слишком много и в 1894 году была принята поправка к конституции, в которой создавалась должность одного консула, должность которой назвали императором французов. Фактически, в связи с тем, что власть передавалась по наследству, устанавливается власть в виде империи. В итоге пришли, что лучше, когда один человек. Все последующие конституции предусматривали принцип единоначалия. Глава республики, по привычке президент. Во Франции использовался директор, затем консул. То есть этот титул называется по-разному. Термин президент появился в конституции Французов. В Германии первая германская конституция предусматривает конституционную монархию, которая называлась вторым Рейхом. Там термин президент не использовался, но говорилось, что Кайзер президентствует. Но две последующие конституции там глава государства обозначался термином президент. Второй орган, чаще называют правительство. Поняли, что главным должен быть один, но при нем должен быть коллегиальный орган. В Англии кабинет министров. Долгое время правительство не являлось самостоятельным коллегиальным органом, то есть не могло заседать самостоятельно. Если возьмем Францию, то там такая же ситуация. Сначала конституционная монархия. Аналогично, затем возглавляет правительство директор, консул. Если коснемся США, то до сих пор глава государства и исполнительной власти является главой правительства. Это означало, что раз отдельного коллегиального органа они не составляли, то все решения правительства оформлялись указом главы государства. Когда правительство становится самостоятельным коллегиальным органом, орган получает самостоятельность и по этой причине можно заседать без одобрения главы государства. Функции главы исполнительной власти: редкая функция – промульгация. От латинского корня (объявление, обнародование). Это опубликование принятого и утвержденного законодательным органом закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства, в установленном конституцией или законом сроке. Только после этого опубликования, данный закон приобретает обязательную силу. Он только обнародуют. Следующая функция – октроирование. Это дарование конституции главой государства. Не он разрабатывает. Он просто вводит в действие. Это осуществляется в конституционных монархиях. Известны случаи октроирования и в республиках. Глава государства отвечает за безопасность и целостность государства. В конце 1860-го года в США сложилась ситуация, когда часть южных штатов объявили сецессию (выход из состава государства). Часть штатов вышла из-под власти США, поэтому с ними начали войну. Тысячи и десятки тысяч горожан были убиты, чтобы восстановить целостность государства. Любой глава государства отвечает за целостность государства. В связи с эти глава государства издает акты исполнительной власти – указы главы государства или постановление правительство. Указы главы государства подзаконны. В связи с взаимоотношениями главы государства и правительственным органом. Мог применяться принцип контрасигнатуры. Чаще всего применялся в конституционных монархиях, когда к власти приходили бывшие монархи. В Англии, Франции этот принцип закреплен. В случае, если глава государства издает указ, он вступает в силу, только после подписи министра или который предложил данную идею или который отвечает за данное направление. Глава государства назначает высших должностных лиц, включая и министров. Он назначает дипломатов. На ряд должностей может требоваться согласие законодательного органа. Он заключает международные договоры. Но тут должен действовать принцип сдержек и противовесов. Для предотвращения необоснованных решений требуется ратификация (одобрение). В этом случае или весь договор не будет приниматься. Он объявляется войну и заключает мир. В этих вопросах может приниматься принцип сдержек и противовесов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Он поддерживает общественный порядок на территории государства. Он имеет право, которое получило название – вето (интерцессии). Так вот, вето могло быть абсолютным или отлагательным. Абсолютное означает, что если наложил король вето, то больше к обсуждению этого вопроса, законодательный орган не возвращается. С 1707 года стали Британские короли стали не пользоваться этим вето. Отлагательное означает, что оно может быть преодолено повторным голосованием. В разных странах, в зависимости и от структуры по-разному это происходит. Он одобряет и подписывает законы, не является законодательной функцией, связанные с принципом сдержек и противовесов. Это может быть также завуалировано. Еще одна функция – право помиловать. Это функция исполнительной власти, которая связано с принципом сдержек и противовесов. Он не может приказать судье, но он может помиловать, то есть уменьшить исполнение наказания или отменить. Ни в коем случае не путать амнистию и право помилования. Амнистия принадлежит законодательному органу. Амнистия по признакам, а помилование индивидуально. Как преодолевалось вето главы исполнительной власти. Если возьмем орудие управления в Англии. Там очень простое преодоление Вето. Лорд-протектор должен был в течение 20 дней подписать акт законодательного органа. И если он это не делал, то парламент принимал декларацию, что тот ничего не делал и после этого акт вступает в действие без ведома лорда-протектора. Если возьмем Францию, то в конституции 1791 года, было отлагательное вето. Преодолевать, как в США, было невозможно, так как законодательный орган был однопалатным. Чтобы преодолеть вето, надо, чтобы 2 последующих созыва проголосовали за этот закон. Поэтому это был длительный процесс. Классический вариант заложен в конституции США. Если не хотят вносить поправки в закон, повторным голосованием 2/3 голосов. Каждое сословие было представлено в отдельной палате. Везде мы наблюдаем этот процесс. Все эти сословно-представительные органы не имели никаких законодательных полномочий. Монархи издавали законы. Максимум, чего они добивались – это право законодательной инициативы. Парламент сам законы не принимает. В период буржуазных реформ ситуация меняется. Связано с тем, что институт представительства объединяется с законодательством. Конституционная монархия отличается от остальных монархий тем, что есть принцип разделения властей. Республика в Нидерландах. Во Франции республика будет установлена в 1778 году. В США 1787 году. Теперь необязательно всем гражданам было собираться на общее собрание граждан. Принцип национального суверенитета. Сами выражают свою волю при институте представительства. Он становится национальным, то есть представляет всех граждан, причем с законодательными полномочиями, но орган не новый. Обратить внимание, что если возьмем самое первое государство, депутаты избирались с императивным мандатом. Означал, что связан с наказами избирателей, то есть ответственен перед ними. Представительство в должной мере интересы граждан не отражаются. В этом случае императивный мандат им мешает. Естественно, нынешним депутатам это хорошо. Через некоторое время появляется свободный мандат, который означал, что по сути дела депутат не отвечал за свои обещания. Первые конституционные государства формировались в качестве конституционных монархий. Законодательная власть. Конституционное государство устанавливает население. Первый способ - трансформация. Перерождение сословно-представительного органа в орган представительного. Такое демонстрируют в генеральных штатах Нидерландов. А Английская революция была консервативной. Второй способ, когда превращается часть. В ходе 3 революции команда штатов отломилась и регулировала. Французы свой орган не называли парламентом. Законодательный орган называется законодательным органом, а не парламентом. В последствие это национальное собрание объявляет себя учредительным органом, учредить конституцию 1791 года. Третий способ демонстрирует Германия – когда не сам сословно-представительный орган, становится названием одной из палат законодательного органа. Рейхстаг. Четвертый способ демонстрирует США, сюда же и Россия. Новый законодательный орган никак не связан с прежним сословно-представительным органом. Создается совсем новый орган. В США этот орган не называли парламентом, так как в декларации так прописано, что для них это чуждый орган. Депутаты, которые избирались в эти органы, особенно в период революции, должны позаботиться о своей неприкосновенности. В Англии периода революции и Франции, принимают специальные нормы, которые провозглашали депутатскую независимость. В нынешнее время, депутатская неприкосновенность, становится защитой от уголовных нарушений. Но для того времени – это было необходимо. Исходя из того, что представительный орган становится законодательным. Издание, изменение, отмена законов. Соответственно, в связи с этим, чтобы законодательный орган не принимал все, что попало, без одобрения монархии. Сняли с себя все ограничения. Используют диктатуру парламента. Такая ситуация была отрицательной, поэтому в «орудии управления» предусматривалось одобрение закона лордом-протектором и его право вето. Тем не менее, механизм сдержек и противовесов не односторонний. И если надо принять закон, а глава исполнительной власти придурок, то вето можно преодолеть. Механизм преодоления уже объяснен. За законодательным органом остается вопрос о введении новых налогов. В связи с этим, данный орган принимает государственный бюджет. Законодательный орган принимает решение потому, сколько тратить, а дальше исполнительная власть реализует. Также функция ратификации договоров. Связано с реализацией принципа сдержек и противовесов. Объявление амнистий. Не путать с правом помилования, принадлежащим к главе исполнительной власти. То есть определенный круг лиц, попадающих под определение, амнистируются. Утверждает или отклоняет некоторых должностных лиц. Часто законодательный орган имеет право контроля за деятельностью должностных лиц. Также бывает отрешение от должности. В англосаксонских системах используют термин импичмент. Это особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц государства. Это не судебная функция, а политическая. В качестве примера приводится дело Била Клинтона, когда против него началось дело импичмента, из-за дела стажерки. Если бы его привлекли в судебном порядке к уголовной ответственности, он бы сел, но так как решение принималось не судом, его оставили. Проблема в том, что классический вариант от Англии, но есть страны, где законодательный орган не является двухпалатным. Во Франции это делается так: однопалатный орган выдвигает обвинение, а в дальнейшем это дело рассматривает верховным национальным судом, реализуя судебные функции. Как правило, выделяют 2 категории законодательных органов: 1) Однопалатные. Реализуется принцип монокамерализма, однопалатности. 2) Двухпалатный (бикамерализм). Есть определенные закономерности. Если видно, что тут одноплатный законодательный орган – то это государство унитарное. Во Франции, однопалатный орган предусматривался конституцией 1793, 1848 годов. Опять же, та же самая Франция демонстрирует примеры, когда в унитарном государстве парламент был двухпалатный (1814, 1830, 1770 конституций и все конституции последующих республик). Зачем двухпалатный орган, когда достаточно одноплатного. Это связано с тем, что в данном случае верхняя палата будет сдерживать радикализм нижней палаты. В верхней палате устанавливаются более высокие цензы, и народ подбирается более зрелый, поэтому общество будет консервативным. Раз орган выборный, народ может выбирать разные политические взгляды, а частая смена курса, ничего хорошего не приносит. Отсутствует стабильность. Чтобы этого не было, верхняя палат будет сдерживать более радикальную нижнюю. В федеративных государствах законодательный орган двухпалатный. Но есть 2 исключения: Французы по 2 конституциям постановили большее количество палат, конституция Наполеона и конституция его племянника (Луи Наполеона), который стал известен под именем Наполеон 3. Племянник взял за образец своей конституции, конституцию дяди. По конституции Франции 1799 года, была заложена идея, чтобы не позволить законодательному органу усилиться, поэтому процедура принятия была разделена между 4 органами. Право законодательной инициативы предоставлялась государственному совету, формировавшейся главой государства. Гос. совет предлагает законопроект, далее он поступает в трибунат (законодательный орган), который обсуждал его. После него, законопроект шел в законодательный корпус, который уже голосовал за него или против. После этого он поступал в охранительный сенат, который утверждал решение трибуната и законодательного корпуса. 4 органа оказалась очень многим и уже потом, 1807 году трибунат был упразднен, то есть осталось 3 органа, которые участвуют в принятии закона. По конституции 1852 года точно такая же конституция. Далее, законодательный орган обсуждает и голосует. Но даже 3 органа показалось многим, и в 1870 году была проведена конституционная реформа. Государственный совет сохранился как орган с законодательной инициативой, но можно было обойтись без него. Но законодательный орган был преобразован в 2 палатный орган. Это показало, что больше палат не надо. Судебная ветвь власти. К данной ветви власти относились суды разных ситуаций. Начиная с низших судов до верховного. Названия разные могут быть, но смысл, что они высшая судебная инстанция. Главная функция судебных органов – это отправление правосудия. Иногда судебные органы имеют право толкования правовых норм. Если брать страны англо-саксонской системы, то суды занимаются нормотворчеством – создают судебные прецеденты. Судебная власть участвует в реализации власти, привлекают к ответственности граждан и должностных лиц. Функция конституционного надзора (контроля) – это особый вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке законов и иных нормативных актов на соответствие их конституции. В первых конституционных государствах, специального органа, который имел право конституционного надзора. Помимо всего прочего этим занимался охранительный сенат (это законодательный орган). Он выполнял функцию конституционного надзора. По конституции не было конституционного надзора. Связано с тем, что конституцию писали наспех, а во-вторых, для тех времен это была не важная проблема. Но в 1803 году рассматривалось дело с назначением на должность, Верховный суд США принял решение, что отдельные статьи о судоустройстве противоречат конституции. Судебная власть не может изменить закон, но признание их противоречащими, означало, что применять их не следует. Специализированные суды появляются только в 20 веке, даже во второй половине. После того, как был реализован принцип разделения властей, между ветвями власти началось соперничество. Развивается между органами исполнительной и законодательной власти, потому что у судебной власти специфические функции. Поэтому судебные органы стоят особняком в некоторых странах. Исполнительные и законодательные власти. Начнем с конституционной монархии. Изначально все первые конституционные монархии сложились как дуалистические. Германия, до революции 1912 года, Российская империя 1906 года. Характеризуется тем, что монарх обладает реальными властными полномочиями, он сам формирует правительство независимо от того, кто победил на выборах в законодательный орган. Члены правительства отвечают только перед монархом. Хотя в современном конституционном государстве наблюдается переходная форма, которая называется смешанной. Но выделяют только дуалистическую и парламентарную. В Англии сложилась такая переходная форма. Только в начале 19 века в Великобритании устанавливается парламентарная монархия, характеризующееся тем, что монарх не обладает реальными полномочиями. В руках премьер-министра (председателя исполнительной власти) сосредотачивается власть. Республика. Глава государства выборный. Президентская республика. Она так же, как и дуалистическая, характеризуется тем, что глава государства является главой исполнительной власти, который обладает реальными властными полномочиями и сам формирует правительство. Главное, что сам формирует правительство. Вторая форма республики – парламентская. Примером можно назвать ФРГ. Характеризуется, что глава государства не обладает реальными полномочиями. Он является представителем государства. И реальную власть держит правительство. В Германии главой является президент, но республика парламентская. Глава государства выбирается населением. Еще один вид республики – смешанная. Полупрезидентская. Пример такой республики – Германия. Советская республика – особый вид организации власти. Мы видим, что, как правило, большие крупные государства, обычно президентские республики. А мелкие, небольшие государства – парламентские республики. Например, Германия, прибалтийские государства и т.д. Причина в том, что большие государства, как правило, имеют большое количество проблем, поэтому роль исполнительной власти гораздо выше, потому что надо реагировать оперативно. А в маленьких государствах проблем намного меньше, поэтому преобладает законодательная ветвь власти. В современных буржуазных государствах установился смешанный тип. С одной стороны, существуют выборные органы (законодательный орган, судебный, в основном во Франции). В республике глава государства выборный. Это то, что унаследовано от до буржуазных республик. Второй принцип – это назначаемость, которая унаследована от административного аппарата. Эти принципы показывают, возьмем, допустим, нашу Гос. Думу, создать полностью все должности выборными или назначаемыми нельзя, поэтому выбрали смешанный тип. Выборность предполагает борьбу за политическую власть, поэтому возникают политические партии. Сначала появляются фракции во Франции. А затем партии борются между собой за власть, за формирование законодательного органа. Обратить внимание на: Пока партии борются за власть, создаются огромное количество партий, которые не представляют реальной силы. Когда система партийная уже складывается, многопартийность остается, но постепенно складывается ситуация двухпартийности. Например, в США есть много партий, но реально борются демократы и республиканцы. И у нас складывается двухпартийная система – Единая Россия и Коммунисты, но иногда появляется Справедливая Россия. Остальное – мелочевка. Важнейшим институтом конституционного права становится избирательное право. Нужно дать общую характеристику избирательного права. В связи с появлением тайного голосования. Date: 2015-08-15; view: 460; Нарушение авторских прав |