Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности периода поздних рабовладельческих государств. Правовое положение населения. Особенности государственного строя. Причины возникновения республик
Особенности данного периода связаны напрямую с очень важным изменением. Все общества, существовавшие до начала 1 тыс. до н.э. были основаны на олово и бронзе. В конце 2 тыс. до н.э. Общества, основанные на металлургии бронзы, приходят в упадок. Исчезает Египетское государство. В Месопотамии Ассирийская держава. В древней Индии была Индская цивилизация. В Китае династия Инь. Крито-микенская держава. Поначалу, это связывали с нападением врагов. Но после внимательного изучения материала, исследователи пришли к выводы, что сначала общества пришли в упадок, а затем внешние враги завоевали. Причина в том, что общества, основанные на металлургии железа, пришли в упадок, так как были исчерпаны ресурсы в тот период. Особенно наглядно стало заметно у греков. Металла настолько не хватало, что они начали изготавливать оружия из камня. Это вело и к тому, что общество стало деградировать. Новый виток развития государственности стал связываться с освоением металлургии железа. Во 2-1 тыс. до н.э. Хотя этот предмет требует более высокой температуры, он распространен более широко. Это дало стальные орудия. Они были более прочные, поэтому позволяли произвести больший объем работы. Растет производительность труда, по сравнению с бронзовым. Этот рост ввел к экономическому подъему, что влекло за собой ускорение экономического развития. Везде, где было основана металлургия железа с примесью углерода. Экономическое развитие ускорилось где-то в два раза. Начерта вообще это знать? Это имело далеко идущие последствия. Это не региональные изменения. Важность в том, что экономическое ускорение повлекло за собой экономические изменения, выражающиеся в том, что те функции, которые ранее выполнял государственный сектор экономики, теперь переходят к общине. Это функции: 1) Развитие межрегионального обмена. Если раньше, существовали специальные должностные лица, то теперь, так как производительность возросла, мы наблюдаем финикийскую колонизацию (11-9 веков до н.э.). За ней последовала великая греческая колонизация. А кроме этого, была еще малая римская колонизация (5-3 веков до н.э.). Которые осуществляли этот обмен. Осуществляет община. 2) содержание и развитие ремесла. В тот период степень экономического развития был недостаточно высоким, чтобы ремесленники могли обмениваться своими работами (это в бронзовом периоде). Затем, в первом 1 тыс. до н.э. появляются целые кварталы общинников ремесленников. Функцию развития ремесла берет на себя община. Раз темпы ускорились, то теперь надо больше горшков и они могут себя этим обеспечить и прокормить этих ремесленников. 3) Связанная с вопросами культа. Это вопрос о жертвоприношении. Храмовое хозяйство выросло. Теперь же, эту функцию берет на себя община. Теперь же жертва приносится за счет общины. Развитие и содержание системы ирригации. В тех обществах, где ирригация все-таки нужна была, у государственного сектора экономики, вместо 4 функций осталась только одна функция. Это поддержка системы ирригации. Это привело к тому, что выполнять эту функцию нужно меньше чиновников. Государственный сектор экономики уменьшается в размерах. Основным сектором становится общинный сектор экономики. Государственный сектор – совокупность хозяйств, членов рода правителей. Экономическая база власти правителя резко уменьшается. Раз земель меньше, то и чиновников надо меньше, то есть уменьшается социальная база правителя. Раз надо выполнять меньше функций, то и уменьшается политическая база правителя. Результатом этого стало – в 1 тыс. до н.э., несмотря на то, что формируются большие государства, власть правителя была ограничена. То есть в 1 тыс., там, где ирригация нужна была, неограниченной власти не возникло. Ранняя монархия в рамках территориального государства, а не общин государства. В Законах Ману власть Великого правителя была ограничена. Действовал совет советников (паришад). Правитель В Древней Индии действовал раджа-сабха. Это был не представительный орган, а просто приезжали люди из общин и обсуждали решение Махараджи. Следовательно, он не имел неограниченной власти, так как в Законах Ману прямо сказано, как он должен действовать, и содержится прямая угроза, что если он не будет этим Законам подчиняться, он потеряет власть. Аналогичная ситуация складывается в Персии, где власть правителя тоже была ограничена. Долгое время не было неограниченной монархии в Китае. Если возьмем те территории, где ирригация уже не нужна была? Там ситуация более интересна. В связи с тем, что 3 функции перешли от гос-нного сектора к общинной, то возникает вопрос, нужен ли государственный сектор экономики? Где ирригация не нужна, происходили другие изменения, которые привели к установлению республик. Республики возникают у реки Ганг, Сирии, Северной Африке. Не только в Греции и Италии. В ряде государств сохранялась монархическая форма правления. Древнегреческое государство – Спарта. Первые государства в Греции возникли во 2 тыс. до н.э. В конце 2 тыс. до н.э. расселяются новая волна греков – греки дарийцы. Волна греков дарийцев докатилась до Пелопоннеса. Эта волна дошла до Лаконии. Поселились 4 поселочками на берегах реки. В 10 в. До н.э. они объединились в один город – называемый Спартой. Там жили греки дарийцы. Они покарали другие государства. Одна из общин – Аниклы – упорно сопротивлялись. И им не удавалось долго захватить эту общину. В конце 9 века, когда поняли, что их покорить не удастся, и поэтому их включили в состав Спарты в качестве 5 части. Раз они не смогли силой покорить, они объединилось, поэтому во главе Спарты было 2 правителя. В Спарте назывался – Архагет. Стало 2 Архагета. То есть один из дарийцев, а другой из ахитцов. Монархия должна быть единовластью, а тут диархия, соответственно, процесс развития на этом не закончился. Архагеты не имели никакой гос-нной собственности. Не только в Спарте, в Афинах, в Риме – главы гос-ва кормились за счет наделов. В разных государствах по-своему называлась эта земля. Государственного сектора нет, нет экономической базы. Нет государственного сектора, то нет необходимости набирать чиновников, то есть, нет социальной базы. Раз управлять нечем, то не формируется административный аппарат управления. Поэтому в общине существует только орган управления общиной. Не формируется политическая база правителя. В такой ситуации правитель не мог победить в борьбе со знатью. Спарта демонстрирует особую переходную форму правления между ранней монархией и республикой. Вот два Архагета. На рубеже 9-8 веков до н.э. во главе Спарты оказался регент при малолетнем Архагете. Он назывался опекуном Архагета в Спарте. Его звали Ликург. Он провел реформу органов государственного управления, органов управления общины-государства. Он реформировал Совет знати. Совет знати назывался герусися, от слова «геронт – старец». Этот термин не должен вводить в заблуждение. Это название совета, совета знати. Ликург определил, что в совете знати должно быть 28 геронтов. Он назначил своих сторонников. И после был установлен возрастной ценз не менее 60 лет из знати. Почему именно 28. Двумя особыми членами совета знати он сделал 2 архагета + 28 геронтов. Если ранее должности Архагетов были самостоятельными, то теперь они становится членами Совета знати. То есть без поддержки знати они не смогут принять никакого решения. После реформы Ликурга был учрежден коллегиальный орган 5 эфоров. «Эфор – наблюдатель». А орган Эфорат. Они 5 высших должностных лиц в Спарте. И они при определенных условиях могли сместить архагета. То есть они получали рычаг контроля над архагетом. Архагеты оказались под полным контролем знати. Что же за форма правления? Монархии уже вроде нет. 2 архагета. Судебные полномочия архагетов были ограничены. У них были только в основном военные функции. Но, чтобы утвердилась республика, надо было ликвидировать должность архагетов. В Спарте такого не произошло. В Спарте установилась переходная форма от монархии к республики. Но, в отличии от них, в Афинах этот процесс завершился. В 721 году должность Басилея как главы государства была ликвидирована и вместо них создается коллегия 3 архонтов. В коечном счете стало 9 архонтов. И все они разделили между собой функции Басилея, то есть правителя. Это означает, что устанавливается республиканская форма правления. Эта должность была ликвидирована знатью. В Риме в 510 году до н.э. в Риме произошла сходная ситуация. В Риме мы знаем это в подробностях, последнего 7 Рекса, которого звали Тарквиний Гордый, был изгнан. И вместо должности рекса создается новая должность двух консулов (consulo – я совещаюсь). Они распределили часть функций Рекса. Для выполнения религиозных функций бы создан священный рекс (rex sacrorum). Законодательные функции присваивает народное собрание. А в 12 таблиц – постановление народного собрания имело силу закона. Тут также функции монарха распределены между несколькими должностными лицами. Устанавливается республиканская форма правления. Сам термин республика происходит из римского права. Res publicum – общее дело. Восстание против Тарквиния Гордого организовали Патриции. Гордый начал казнить Патрициев в борьбе со знатью, и те начали восставать. И Плебеи поддержали патрициев, так как правитель не уделял внимания народу. Указ о справедливости. Должник нес не только имущественную, но и личную ответственность. Если правитель не защищает общинников от знати, то они не будут ему помогать. Обратить внимание, что за установление республики боролась знать. Когда знать эту власть забрала, это привело к ликвидации должности правителя и установлению республиканской формы правления. Республика не хуже монархии. Они просто разные формы правления. Рядовым общинникам выгодна монархия, так как монарх в борьбе за знать будет защищать свои интересы. То есть будет общий враг, но каждый из своих интересов. Установление республики приводит к тому, что знать, неограниченна, и должников начинают гнобить. Широко распространяется долговое рабство. И общинники этим не довольны и начинаются военные столкновения. Такая ситуация очень опасна, так как люди начинают друг друга убивать. Доходили до того, что резали даже детей. И в результате находили человека, который бы действовал в интересах и знати и граждан. В Афинах это произошло в 594 год до н.э. по реформам Солона. Без правителей, рядовым общинникам стало только хуже. На Руси было представление – «о добром царе». Оно заключалось в том, что князя в борьбе за знать, находила поддержку у общинников. Знать что-то вытворяет, а добрый правитель наведет порядок. Эта идея идет из древности, когда правитель искал в борьбе за знать способы защиты общинников. Аналогичная ситуация сложатся с тиранами в Греции. Они опирались на власти общинников. Эта Тирания поддерживалась только до тех пор, пока они уделяли внимание общинникам. Республики в до буржуазный период были маленькими государствами. В древности общины государства. В древности это общины государства, так как продолжают действовать органы общинного управления. Это собрание общины. В до буржуазный период республики были маленькие. Это связанно с тем, что в тот период отсутствовал институт представительства. Это означало, что в тот период люди считали невозможным, что они кого-то выберут, а он будет представлять интересы людей. Каждый гражданин осуществлял свои права лично, либо приходя в древности на народное собрание. И участвовал в принятии законов. По этой причине получалось, что, чтобы народное собрание работало нормально, их должно быть не так много. Республиками могли быть государства, на которых проживает ограниченное число граждан. Поэтому они не могли быть большими. Возможность появления больших государств в республиканский период. Когда за республику борется знать, то ранняя форма государственного устройства консервируется. Когда власть захватывает в общине государстве, то она более не заинтересована в увеличении государства. Если в общине у знати вся гос-нная власть, то в территориальных гос-ва у знати только органы местного самоуправления. Когда Римское общество в 3-2 веках до н.э. достигает развитого уровня, общество развитое остается община государство. Это приведет к тому, что начнется политический кризис, в Греции кризис полиса, а в Риме кризис республики. Это приведет к возникновению монархии Македонской династии, а в Риме период республики завершится установлением империи. Установление монархии было неизбежным. Date: 2015-08-15; view: 567; Нарушение авторских прав |