Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях комбинированного ДОУ





С целью достижения цели нашего исследования нами была разработана и реализована модель психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста снарушениями речи в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

- Привлечение к сотрудничеству психологов, врачей, учителей, кураторов, родителей;

- Внедрение в логопедическую практику новых достижений науки;

- Раннее выявление, предупреждение и своевременная коррекция речевых нарушений;

- Активная пропаганда педагогических и санитарно-гигиенических знаний среди педагогов и родителей для своевременной пропедевтики речевых нарушений.

- Изучение закономерностей нарушения речи

- Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка

- Использование научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности

Логопедического сопровождения детей состоит из трех блоков:

· диагностического;

· собственно коррекционного;

· контрольного.

· и включает разные формы работы:

· профилактическую коррекционную работу с детьми;

· работу с педагогами;

· взаимодействие с социально-педагогической средой города;

· сотрудничество с родителями.

 

Диагностика.

Логопедом проводится многопрофильное комплексное обследование детей, нуждающихся в логопедической помощи, которое затрагивает не только обследование речи, но и моторики, психического статуса, оптико-пространственного восприятия, интеллекта и логики.

Результатом системного обследования ребенка является квалифицированное логопедическое заключение, выявление сильных и слабых звеньев в развитии психических функций, интеллектуальных особенностей, предпочтений ребенка, с опорой на которые строится последующее обучение.

По результатам обследования заполняется речевая карта на ребенка.

Основными формами логопедической работы с детьми являются индивидуальные и подгрупповые занятия, проводимые несколько раз в неделю. Подгруппы из 2—4 человек формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики речевого нарушения.

- индивидуальные занятия

- подгрупповые занятия

- логоритмика

- пальчиковая гимнастика

- артикуляционная гимнастики;

- методы по развитию темпа и ритма речи

- массаж мышц артикуляционного аппарата (традиционный и зондовый);

- методики по формированию фонематического восприятия;

- лексико-грамматические упражнения;

- дыхательные упражнения;

- использование компьютера для коррекции нарушений письменной речи и др.

 

Структура индивидуального занятия.

1. Работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

2. Артикуляционные упражнения связаны с определенной темой, например «Птицы», «Звери» или сказкой и т.д.

3. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движение челюсти, языка и губ (биоэнергопластика)

4. Упражнения на развитие речевого дыхания.

5. Специальные упражнения на формирование речевого голоса (высоты, силы, тембра).

Структур подгруппового занятия

1. Работа по автоматизации звуков.

2. Расширение словаря.

3. Развитие связной речи.

4. Обучение грамоте

5. Логоритмические упражнения

6. Игры на развитие мелкой и общей моторики.

7. Голосовые и дыхательные упражнения.

8. Игры на внимание.

9. Игры на формирование выразительных средств мимики, жестов и движений.

Основные направления логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

 

1. Развитие речи:

· развитие понимания обращенной речи;

· развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);

· развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);

· развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);

· работа над дыханием и голосом;

· работа над темпом и ритмом речи.

2. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.

2. Подготовка к обучению грамоте.

3. Физическое развитие.

4. Работа с родителями

5. Социальная адаптация:

· формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,

· формирование представлений о самом себе.

Этапы логопедического сопровождения детей от 1 года до 7 лет

I ЭТАП (досадовский, с 1 года до 3 лет)

· Школа молодых родителей (ШМР) – до поступления ребёнка в детский сад:

· знакомство с семьёй, условиями жизни ребёнка, поступающего в детский сад;

· беседы с родителями и членами семьи;

· выступление на собрании родителей.

· Изучение медкарт, карт нервно-психического развития ребёнка (КЗР поликлиники), сбор анамнестических данных;

· Наблюдение за ребёнком, поступившим в детский сад в среде сверстников (после адаптационного периода);

· Собеседование с воспитателями групп, подготовка к обследованию речевого и психомоторного развития (совместно с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем);

· Диагностика (январь). Уточнение уровня речевого и психомоторного развития ребёнка (совместно с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем);

· Составление индивидуальных абилитационных планов и программ (ИАПиП).

· Анализ результатов диагностики на ПМП консилиуме МДОУ ДС (январь);

· Ознакомление родителей с результатами диагностики, абилитационными планами и программами. Включение их в процесс абилитации, обучение их приёмам стимуляции речевого и психомотороного развития;

· Организация стимулирующих речь и моторику игр, упражнений;

· Корректировка ИАПиП в течение года;

· Итоговая диагностика речевого и психомоторного развития (совместно с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем);

· Анализ результатов диагностики на ПМП консилиуме МДОУ ДС (июнь); прогноз динамики развития детей;

· Ознакомление родителей с результатами диагностики. Рекомендации родителям по стимуляции речевого и психомоторного развития в летний оздоровительный период.

II ЭТАП (с 3 до 6 лет)

Изучение и уточнение анамнестических данных, состояние здоровья детей в начале учебного года (сентябрь);

Диагностика речевого развития детей (сентябрь);

· Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами) на ПМП консилиуме МДОУ ДС;

· Определение списочного состава детей, нуждающихся в логопедической помощи, его утверждение;

· Направление родителей с детьми на консультацию к узким специалистам для уточнения клинических диагнозов (по необходимости);

· Заполнение речевых карт;

· Разработка индивидуальных коррекционных планов и программ (ИКПиП) совместно с воспитателями;

· Ознакомление родителей с результатами диагностики. Включение родителей в коррекционный процесс в качестве параспециалистов (обучение родителей через практические семинары, консультативно-практические индивидуальные занятия, работа с индивидуальными тетрадями детей);

· Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;

· Диагностика речевого развития детей-логопатов (срез), (январь). Уточнение логопедического заключения;

· Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами) на ПМП консилиуме ДОУ;

· Уточнение и корректировка ИКПиП (совместно с воспитателями); помещение данных о динамике коррекционного процесса в ИКПиП (ежемесячно);

· Ознакомление родителей с результатами диагностики. Включение родителей в коррекционный процесс в качестве параспециалистов;

· Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;

· Организация и проведение комплексных коррекционных занятий (совместно с другими специалистами ДОУ);

· Диагностика (итоговая) (май);

· Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами) на ПМП консилиуме ДОУ;

· Ознакомление родителей с результатами диагностики;

· Рекомендации родителям на летний оздоровительный период.

· III ЭТАП (с 6 до 7-8 лет)

· Уточнение состояния здоровья детей на начало учебного года (сентябрь);

· Диагностика речевого развития детей (сентябрь);

· Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами) на ПМП консилиуме МДОУ ДС;

· Определение списочного состава детей, нуждающихся в логопедической помощи, его утверждение;

· Заполнение речевых карт;

· Направление родителей с детьми на консультацию к узким специалистам для уточнения клинических диагнозов (по необходимости);

· Разработка индивидуальных коррекционных планов и программ (ИКПиП) совместно с воспитателями;

· Ознакомление родителей с результатами диагностики. Включение родителей в коррекционный процесс в качестве параспециалистов (обучение родителей через практические семинары, консультативно-практические индивидуальные занятия, работа с индивидуальными тетрадями детей);

· Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;

· Диагностика речевого развития детей-логопатов (срез), (январь). Уточнение логопедического заключения;

· Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами) на ПМП консилиуме ДОУ;

· Уточнение и корректировка ИКПиП (совместно с воспитателями); помещение данных о динамике коррекционного процесса в ИКПиП (ежемесячно);

· Ознакомление родителей с результатами диагностики. Включение родителей в коррекционный процесс в качестве параспециалистов;

· Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;

Диагностика (итоговая) (май);

Анализ результатов диагностики (совместно с воспитателями и специалистами) на ПМП консилиуме ДОУ;

Ознакомление родителей с результатами диагностики;

Заполнение школьных карт;

Передача детей, нуждающихся в дальнейшем логопедическом сопровождении, и соответствующей документации учителям-логопедам школ;

Совместно с учителями-логопедами школ разработка рекомендаций для родителей и детей на летний оздоровительный период;

Посещение уроков, собеседование с учителями-логопедами школ с целью анализа речевых возможностей выпускников ДОУ (октябрь – ноябрь);

Педсовет (совместно с администрацией, учителями и учителями-логопедами школ) “Наши дети в школе” (Подведение итогов логопедического сопровождения выпускников МДОУ) (январь).

Примечание: Дети, у которых речь в ходе коррекционного процесса нормализуется, снимаются с логопедического учёта на любом этапе логопедического сопровождения, но остаются на речевом контроле в Центре.

 

Программы логопедического сопровождения

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дислалия», «Дизартрия» (нарушение звукопроизношения):

1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков:

- логомассаж (традиционный и зондовый);

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика (коррекция артикуляционного праксиса посредством развития мелкой моторики).

2. Постановка звуков:

- с механической помощью;

- артикуляционные упражнения

- по подражанию;

- используя приемы речедвигательной ритмики.

3. Автоматизация поставленных звуков:

- в слогах;

- в словах;

- во фразах;

- в связной речи.

4. Дифференциация поставленных звуков:

- смешиваемых по артикуляционному сходству;

- смешиваемых по акустическому сходству.

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дисграфия» (нарушение письма):

1. Коррекционная работа на фонематическом уровне:

- формирование фонематического восприятия;

- дифференциация гласных звуков;

- дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство;

- дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

2. Коррекционная работа на лексическом уровне:

- расширение и активизация словарного запаса;

- слоговой анализ и синтез слов;

- работа по словообразованию.

3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне (коррекция грамматического строя речи):

- работа на уровне словосочетания;

- работа на уровне предложения.

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Дислексия» (нарушение чтения):

- Расширение и активизация словаря;

- Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);

- Формирование фонематического анализа;

- Коррекция зрительного восприятия;

- Коррекция пространственного гнозиса.

- Работа над скоростью и выразительностью чтения.

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «ОНР» (элементы общего недоразвития речи):

1. Активизация и расширение словаря (активного и пассивного):

- предметного словаря;

- словаря признаков;

- глагольного словаря.

2. Формирование фонематического восприятия;

3. Коррекция грамматического строя речи (формирование лексико-грамматических категорий);

4. Работа по словообразованию;

5. Развитие связной речи.

Программа сопровождения для учащихся с логопедическим заключением «Логоневроз» (нарушение темпа, ритма и плавности речи):

- Постановка речевого дыхания;

- Артикуляционная гимнастика;

- Голосовые упражнения;

- Общение короткими фразами;

- Активизация развернутой речи;

- Обучение плавной и слитной речи;

- Речедвигательная ритмика.

Наша модель психолого педагогического-сопровождения предполагает создание специальной службы.

Пропишем обязанности сотрудников ДОУ, участвующих в реализации модели (Таблица 3)

Таблица 3. Сотрудники ДОУ, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении

Должность Функциональные обязанности
1. Заместитель заведующей, курирующий работу службы 1. Руководитель Службы ППС сопровождения планирует, анализирует, корректирует деятельность Службы ППС сопровождения, исходя из целей и задачДОУ. 2. Обеспечивает эффективную работу и взаимодействие специалистов сопровождения (координирует режим работы, распределение функциональных обязанностей, планирование работы). 3. Руководит практическим исполнением программ, составляющих основы деятельности Службы ППС сопровождения. 4. Обеспечивает взаимодействие с воспитателями и другими службами, администрацией ОУ по вопросам организации ППС сопровождения детей, выбора образовательного маршрута и программ для воспитанников, нуждающихся в индивидуальном сопровождении. 5. Руководит работой по разработке системно и индивидуально ориентированных программ. 6. Консультирует родителей и педагогов по основным направлениям деятельности Службы. 7. Организует работу по пополнению информационно-методического и диагностического комплекса Службы ППС сопровождения. 8. Содействует повышению квалификации сотрудников.  
2. педагог-психолог 1. Педагог – психолог организует психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса в учреждении. 2. Определяет основные группы участников образовательного процесса, нуждающихся в психологическом сопровождении. 3. Осуществляет психологическую диагностику выделенных групп, определяет психологические причины затруднений, степень эмоционального благополучия детей, особенности межличностных отношений в коллективе. 2. Разрабатывает и реализует коррекционные и развивающие программы по результатам диагностики; проводит индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, формированию социальных навыков. 3. Взаимодействует с классными руководителями и воспитателями по вопросам индивидуального сопровождения детей. 4. Осуществляет консультирование учащихся, воспитанников, родителей, педагогов, администрации. 5. Ведет необходимую документацию (журналы учета индивидуальных и групповых форм работы, консультаций, карты сопровождения). 6. Способствует пополнению информационно-методического и диагностического комплекса Службы ППС сопровождения.
     
3. Инструктор по физической культуре 1. педагог осуществляет функцию контроля за физическимиусловиями развития ребенка. 2. Осуществляет комплекс мероприятий по выявлению детей «группы риска». 3. Реализует социально - педагогическое сопровождение детей с социально-эмоциональными проблемами, сопровождение социально-уязвимых семей, детей «группы риска»; осуществляет мероприятия по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся и воспитанников 4. Взаимодействует с классными руководителями и воспитателями по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»; 5. Взаимодействует с государственными и общественными социальными организациями вне учреждения для оказания помощи детям и семьям. 6. Консультирует детей, родителей, педагогических работников по проблемам здоровья.
4. логопед 1логопед организует логопедическое сопровождение воспитанников. 2. Обследует детей с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся дефектов речи, комплектует группы для логопедических занятий по результатам проведенного обследования; 3. Проводит работу (индивидуальную и групповую) по коррекции дисграфии, звукопроизношения, нарушения темпа речи, заикания. 4. Консультирует воспитанников, педагогов, родителей по логопедическим проблемам. 7. Ведет необходимую документацию (речевые карты, журнал логопедических занятий, учет достижений детей). 8. Пополняет информационно-методический диагностический комплекс Службы ППС сопровождения материалами из опыта работы.
   

Данная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста была успешно реализована нами в условиях комбинированного ДОУ.


 

Date: 2015-08-15; view: 983; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию