Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сегментация и гибкость рынка труда





Сегментация рынка труда – это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда.

Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, схема управления.

Вторичный рынок труда – это рынок, для которого характерны текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, рост квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов.

Причины разделения рынка труда на сегменты: различие в уровне экономической эффективности производства; различие в уровне социальной эффективности труда; различие в уровне социальной эффективности производства.

Сегментация рынка труда предусматривает разделения рынка труда на внутренний и внешний. Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами. Этот рынок обуславливается наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. Внешний рынок труда – это система социально трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу.

В сфере занятости населения выделяют сегментацию рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства. Всех лиц, занятых в экономике подразделяют на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном, неформальном секторах. Внутри неформального сектора выделяют несколько разновидностей занятости: по профессионально-квалификационному уровню доходов выделяются квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа и работа, не требующая квалификации. По статусу занятые в неформальном секторе выделяются лица, занятые только в неформальном секторе, и лица, занятые как в неформальном, так и в формальном секторе. По способу осуществления неформальной деятельности и получения доходов выделяются индивидуально занятые работники, работники и владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленные работники зарегистрированных организациях, неучтенная, укрываемая от налогообложения деятельность предприятий формального сектора, приносящая их сотрудникам неучтенные доходы, неучтенная деятельность работников, осуществляемая на рабочем месте.

Важной характеристикой рынка труда является его гибкость, которая увеличивает мобильность на нем. Гибкость может быть разных видов: количественной – выражающейся в изменении количества занятых, уровня заработной платы в ответ на изменение отдельных факторов; функциональной – предполагающей гибкие режимы труда и занятости, изменение в системах оплаты труда.

Гибкий рынок труда – рынок, обеспечивающий предоставление любых форм занятости, в т.ч. предполагающих выход за рамки нормативной продолжительности рабочего времени (рабочего дня, рабочей недели, круглогодичной занятости) и (или) традиционных требований к рабочему месту.

Причины функционирования гибкого рынка труда:

1) – научно-технический прогресс, связанный с опережающим развитием профессиональных знаний работников и компьютерных, информационных технологий вызывает серьезные изменения на рынке труда, выражающиеся в сокращении занятости в сфере материального производства и в сфере услуг и одновременно рост доли и абсолютной величины безработицы;

2) - рост уровня безработицы, увеличение общего благосостояния, а также борьба трудящихся в защиту своих прав привело к сокращению

рабочего времени;

3) - изменение структуры рабочей силы: увеличение доли женской рабочей силы, увеличение доли молодежи и эта часть занятых предпочитает иметь гибкий режим труда.

Основные черты гибкого рынка труда:

- широкое применение нестандартных форм занятости;

- гибкие формы найма;

- стимулирование всех форм подвижности рабочей силы, включая географическую;

- развитие различных форм профессиональной подготовки и переподготовки персонала.

На практике становление гибкой занятости шло по разным направлениям и принимало различные формы. Среди них можно выделить следующие:

• нестандартные режимы использования полного рабочего времени, которые практикуются в различных формах: подвижное использование рабочего времени, функциональная смена рабочих мест и др. подвижное использование рабочего времени – перспективная форма, учитывающая запросы потребителей (например, работа предприятий сферы услуг вечером и в выходные дни), организация работы науно- исследовательских и проектных институтов, некоторых видов производства в плане равномерной загрузки в течение суток и ускоренной отдачи дорогостоящего оборудования.

• Нестандартные формы занятости, к которым относится применение труда занятых неполный рабочий день, временных занятых, надомных работников, разделение рабочих мест, работа на принципах субподряда и т.п.

• Гибкость в вопросах приема и увольнений можетиспользоваться при заключении коллективных и индивидуальных, письменных и устных договоров, а также путем ограничения срока их действия, упрощенного процесса увольнения работников (сведения к минимуму или исключению согласований с профсоюзами, органами занятости, трудовой инспекцией и т.д.).

• Гибкость в управлении издержками связана с изменениями всистемах заработной платы, с повышением гибкости установления и регулирования оплаты труда.

Гибкая занятость – это современная форма рынка труда. Она является ответом на достигнутый уровень развития производительных сил общества, на циклический характер общественного воспроизводства.

Гибкость имеет три аспекта:

- гибкость производственной задачи, которая предусматривает наличие у работника нескольких ключевых навыков, что позволяет переводить его по мере надобности с выполнения одного вида работы на другой;

- количественная гибкость, обозначающая, что численность персонала может быть увеличена или сокращена, пожеланию работодателя;

- гибкость в оплате труда, что означает, что уровень вознаграждения определяется не коллективным договором между профсоюзом и представителями администрации предприятия, а соотношением рыночных сил спроса и предложения на рынке труда.

 

6. Конкурентный рынок труда: понятие, характеристика.

Конкурентный рынок труда - рынок труда, на котором большое количество фирм без сговора между собой предъявляют спрос на конкретный вид рабочей силы большого числа рабочих, не являющихся членами профсоюза.

Совершенно конкурентный рынок труда характеризуется полным, абсолютным равенством условий купли-продажи рабочей силы: одинаковыми квалификацией, качеством труда, наличием полной информации о свободных рабочих местах и уровне заработной платы, мобильностью рабочей силы, невозможностью воздействовать на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца.

Конкурентный рынок труда определяется следующими характеристиками.

1. Большое количество фирм, конкурирующих с друг другом за наем определенного вида труда на одинаковые рабочие места.

2. Большое количество работников, имеющих одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающих свои услуги труда.

3. Ни работники, ни фирмы не могут контролировать рыночную заработную плату.

4. Совершенная информация, получение которой не связано с издержками, и совершенная мобильность.

7. Монопсония на рынке труда.

В небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения, фирма-наниматель выступает как монопсонист (единственный покупатель).

Кривая спроса фирмы на труд dL показывает, как изменяется величина требующегося фирме труда при изменении его цены (и прочих равных условиях).

Следует не забывать, что фирма нанимает дополнительное количество работников для производства дополнительного продукта MPL и соответственно для получения дополнительной выручки MRPL. Поэтому кривая спроса на труд совпадает с кривой MRPL и связана с убывающей предельной производительностью труда – следовательно, имеет «падающую» форму (понижается).

Рис. 5. Монопсония на рынке труда

Кривая предложения труда для монопсонической фирмы совпадает с кривой совокупного предложения для рынка труда. В то же время она представляет собой одновременно кривую средних издержек (АС) для фирмы, поскольку показывает ставку заработной платы одного работника, которую следует платить. При этом для привлечения дополнительных работников следует увеличить ставку. К тому же новая ставка должна распространяться на всех работников (за одинаковую работу должна быть одинаковая заработная плата).

В связи с этим дополнительные издержки на труд (MIC) больше средних – графически это отражается в том, что кривая MIC лежит левее и выше АС.

Следует иметь в виду, что, нанимая дополнительного работника и увеличивая ставку заработной платы, монопсонист теряет на увеличении заработной платы, но выигрывает на получении дополнительной выручки MRPL.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма будет уравнивать предельные затраты на труд MIC и MRPL – точка А. Количество нанятых работников составит Lm, а ставка заработной платы wm – соответствующая точка m на кривой sL.

Таким образом, если в случае совершенной конкуренции равновесие устанавливается в точке k – точке пересечения кривых спроса и предложения (ставку заработной платы wk получило бы Lk рабочих), то монопсонист нанимает меньше работников (Lm) и платит им меньшую ставку заработной платы - wm. При этом работники получают ставку заработной платы меньше, чем созданный ими предельный продукт в денежном выражении (MRPL) на величину Am. А фирма добавляет к своим доходам сумму, равную площади BAmwm.

 

Date: 2015-08-15; view: 767; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию