Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения персонала. Оценка эффективности обучения персонала





Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Все многообразие методов обучения персонала можно разделить на два вида – традиционные и активные. Традиционные методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Эти методы обучения на сегодняшний день остаются преобладающими, что доказывает их достаточно высокую эффективность, но они имеют и ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала
К традиционным методам обучения персонала относятся: лекции; семинары; учебные кино- и видеофильмы.

Лекция (лат. lectio – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. Достоинства лекционной подачи материала: лектор полностью планирует и контролирует ход занятия; возможность охвата большой аудитории; относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей). Недостатки лекционной подачи материала: высокие требования к мастерству лектора, необходимые для качественной передачи знаний; низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала; невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей.

Семинар (от лат. seminarium – рассадник, теплица) – форма учебно-практических занятий, которые предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Преимущества семинарских занятий: позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала; помогают обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно рекомендованной литературы; позволяют преподавателю установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент. Недостатки семинаров: семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно небольших группах по 8-25 человек; ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком. Учебные кино- и видеофильмыдля системы бизнес-образования являются относительно новым явлением. Преимущества видеообучения: связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах; наглядность и доступность подачи материала; возможность самообучения и повторения; возможность многократного использования при групповых занятиях и индивидуально; удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства; не требует больших затрат. Недостатки видеообучения: любой просмотр оставляет участников пассивными; кино- и видеофильмы не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся; при отсутствии внешнего контроля, когда никто не заставляет сотрудника «расти и совершенствоваться», довольно остро встает проблема внутренней мотивации; при просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя
Методы активного обучения – методы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие методы активного обучения: тренинги; программированное обучение; компьютерное обучение; деловые и ролевые игры; поведенческое моделирование; разбор практических ситуаций; баскет-метод. Тренинг – тот метод, который способен наиболее оперативно реагировать на все внешние и внутренние изменения. Несомненный плюс тренинга в том, что он повышает мотивацию персонала. Во время тренинга происходит не только передача знаний, что, безусловно, очень важно, но и определенная эмоциональная зарядка людей. Достоинства тренингов: концентрация внимания участников; высокий уровень усвоения информации и интенсивность мыслительных процессов; возможность получить навыки практической работы; усиление мотивации сотрудников компании; обмен личным опытом; командная работа. Тренинги также имеют и ряд недостатков: недолгосрочный эффект от любого тренинга (3-4 месяца); эффект от тренинга, по большому счету, эмоциональный, и заключается в применения этого навыка
При программированном обучении информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера Достоинства программированного и компьютерного обучения: позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе, когда переход к следующему блоку информации происходит только после того, как усвоен предыдущий; высокая структурированность учебного материала, что облегчает усвоение и дает больше возможностей для установления связей с уже имеющимися знаниями. Главный недостаток – затраты на разработку таких программ довольно высоки
Деловые игры – это такая форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей. Преимущества деловых игр: позволяют всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение; позволяют обучить сотрудников моделировать реальные ситуации, научить действовать, как в жизни, чтобы в реальной ситуации не растеряться, не наделать ошибок, действовать эффективно; позволяют оценить готовность и умения персонала решать те или иные проблемы

Ролевые игры также относятся к методам активного обучения. Преимущества ролевых игр: проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов ролевой игры позволяют слушателям лучше понять мотивы поведения и того работника, чья роль проигрывается, и мотивы противоположной стороны; участие в ролевых играх помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в ситуациях

Поведенческое моделирование – это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок. Преимущества метода поведенческого моделирования: позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых; достаточно гибок, чтобы давать больше времени медленно обучающимся участникам.

Разбор практических ситуаций (case-study). Цель этого метода – научить слушателей – как при самостоятельной работе, так и при работе в группе – анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и вырабатывать программы действий. Преимущества метода: каждый участник имеет возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников; актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом участников; высокая мотивация и высокая степень активности участников. Недостатки метода: плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени; можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом; высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата
Баскет-метод – это метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающихся в практике работы руководителей. Преимуществом этого метода является высокий уровень мотивации участников и высокая их включенность в решение поставленных задач.
Оценка эффективности обучения является важным этапом процесса обучения персонала. Ее смысл состоит в том, чтобы установить, какую пользу от обучения работников получает организация, или выяснить, является ли одна форма обучения более эффективной, чем другая. Оценка эффективности обучения работников организации позволяет постоянно работать над повышением качества обучения, избавляясь от таких учебных программ и форм обучения, которые не оправдали возложенных на них надежд. Российские руководители часто не обращают должного внимания на эффективность обучения персонала. Процедура оценки эффективности обучения обычно состоит из четырех этапов: Определение целей обучения. Процесс оценки эффективности обучения начинается уже на этапе планирования обучения, при определении его целей. Цели обучения задают стандарты и критерии оценки эффективности учебных программ. Сбор данных до обучения. Оценка эффективности учебы требует больших затрат времени и достаточно высокой квалификации специалистов, проводящих эту оценку, поэтому многие организации отказываются от такой оценки и просто полагаются на то, что любое обучение работников приносит организации некоторую пользу и в конечном счете оправдывает себя. Эффективность проведенной учебы не всегда можно оценить достаточной точно. Во-первых, возможен отсроченный эффект, то есть обучение даст результаты не сразу после его завершения, а только по прошествии определенного времени. Возможен также кумулятивный эффект, когда достаточно высоких результатов можно ожидать после серии тренингов. И, кроме того, результаты работы отдельных работников, подразделений или всей компании могут улучшиться по причинам, не имеющим никакого отношения к обучению

Date: 2015-07-27; view: 1320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию