Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя





1. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

2. При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявленные ими в таком порядке, сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя

3. Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и в очередности, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

4. После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.

Сохраняют силу требования граждан, перед которыми лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

5. Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

 

21.Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.

Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Статья 44. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

Объявление гражданина умершим

1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.

2. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

3. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Последствия явки гражданина, объявленного умершим

1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

2. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 302 настоящего Кодекса.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

 

22. Опека и попечительство: основания и цели установления, условия осуществления.

Опека и попечительство — это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлены опека или попечительство).

ГК регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей), органы опеки и попечительства, назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей, исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей, доверительное управление имуществом подопечных, прекращение опеки и попечительства.

Основные цели института опеки и попечительства — защита прав и интересов граждан, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в особых мерах правовой помощи и содействия, а также специальные цели — применительно к несовершеннолетним (гражданам, не достигшим 18 лет), которые остались без попечения родителей. К таким несовершеннолетним закон относит: детей-сирот, у которых умерли оба или единственный родитель; детей, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:

- отсутствием родителей или лишением либо ограничением их в родительских правах;

- признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными; нахождением родителей в лечебных учреждениях; объявлением родителей умершими;

- отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей;

- уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

- отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статьи 32 и 33 ГК определяют круг лиц, над которыми устанавливаются опека и попечительство, а также статус и основные гражданско-правовые обязанности опекунов и попечителей.

Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами: малолетними (т.е. несовершеннолетними в возрасте до 14 лет) и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Попечительство устанавливается над гражданами, не обладающими (в силу закона или решения суда) полной дееспособностью: несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (частично дееспособными) и гражданами, ограниченными в дееспособности судом вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Основное различие понятий «опека» и «попечительство» состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

Опекун выступает представителем недееспособных в силу закона и, восполняя отсутствующую общую гражданскую дееспособность своего подопечного, совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки и другие юридически значимые действия. Исключение составляет ограниченный круг сделок, которые по закону вправе совершать малолетние (в возрасте от 6 до 14 лет). Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, несет опекун (п. 3 ст. 28 ГК). Опекуны могут быть освобождены от ответственности, если докажут отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Опекун также отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Опекуны не могут совершать сделки, предусмотренные п. 2 ст. 37 ГК, а попечители — разрешать их совершение без предварительного письменного согласия органов опеки и попечительства.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

Опекун или попечитель назначается соответствующим актом (постановлением, решением и т.п.) главы местной администрации с соблюдением условий, предусмотренных законом.

Установление опеки (попечительства) ГК связывает с определенным сроком — в течение одного месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости ее установления, т.е. с момента, когда получено решение суда, признающее гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, либо с момента, когда эти органы узнали, что ребенок остался без попечения родителейПолномочия опекуна (попечителя) подтверждаются удостоверением, выданным органом опеки и попечительства.

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только граждане, которые обладают для этого необходимыми способностями и качествами.

Лица, перечисленные в п. 2 ст. 35 ГК, ни при каких условиях не могут быть опекунами (попечителями). К ним закон относит несовершеннолетних, т.е. лиц, не достигших 18 лет (в том числе и эмансипированных несовершеннолетних); лиц, признанных судом недееспособными, т.е. душевнобольных и слабоумных (ст. 29 ГК); лиц, ограниченных в дееспособности (ст. 30 ГК); лиц, лишенных родительских прав (ст. 69, 70 СК).

Согласия самого подопечного на установление опеки (попечительства) и назначение конкретного лица опекуном (попечителем) не требуется, однако в случаях, если это возможно (исходя из возраста и состояния здоровья), его желание выявляется и учитывается, хотя и не является обязательным условием для назначения опекуна (попечителя).

Несовершеннолетним, воспитание и содержание которых полностью осуществляются государственными воспитательными учреждениями различных типов (домами ребенка, детскими домами, специальными (коррекционными) учреждениями для детей с отклонением в развитии, домами инвалидов и др.), опекуны (попечители) не назначаются. Не назначаются они и гражданам, помещенным в соответствующие лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и т.п. Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) возлагается в этих случаях на администрацию указанных учреждений (директора, главного врача и т.п.) без специального назначения. Конкретные обязанности учреждений как опекунов или попечителей установлены в положениях (уставах) о таких учреждениях.

Одному лицу может быть назначен только один опекун (попечитель). В то же время одно лицо может быть опекуном (попечителем) двух и более подопечных (например, в отношении нескольких несовершеннолетних детей — родных братьев и сестер).

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны также заботиться об их обучении и воспитании.

В соответствии со ст. 39 ГК определены основания, при наличии которых опекуны (попечители) освобождаются от своих обязанностей. Такими основаниями являются:

- восстановление у родителей возможности самостоятельно воспитывать своих детей, защищать их права и интересы (восстановление в родительских правах, отмена их ограничения, выздоровление родителей, освобождение из мест лишения свободы и т.д.);

- усыновление (удочерение) несовершеннолетнего;

- помещение несовершеннолетнего в воспитательное или другое учреждение на полное государственное обеспечение.

Основанием для освобождения опекуна недееспособного совершеннолетнего лица может послужить помещение последнего в лечебное учреждение или в учреждение социальной защиты населения.

Опекун (попечитель) может быть освобожден от выполнения обязанностей по опеке (попечительству) и по его личной просьбе, мотивированной уважительной причиной. Исчерпывающего перечня таких причин закон не содержит. Они определяются с учетом конкретных обстоятельств и интересов подопечного.

Если причины, по которым опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей, не являются (не могут быть признаны) уважительными, это может послужить основанием для отстранения опекуна (вместо его освобождения), но отношения по опеке (попечительству) все равно прекращаются, поскольку их уже нельзя считать нормальными. Для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей достаточно объективных обстоятельств (п. 1 и 2 ст. 39 ГК). Наличия его вины для принятия этой меры не требуется. Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей, предусмотренное п. 3 ст. 39 ГК, является, по существу, санкцией за виновное поведение и влечет целый ряд неблагоприятных последствий. Так, эти лица в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями несовершеннолетних (ст. 127,146,153 СК).

Опекуны (попечители) отстраняются, если они:

- уклонялись от выполнения обязанностей;

- злоупотребляли своими правами; использовали свои полномочия по опеке (попечительству) в корыстных целях;

- оставляли подопечных без надзора и необходимой помощи.

 

23.Акты гражданского состояния: понятие, виды, порядок регистрации.

Актами гражданского состоянияпризнаются такие юри­дические факты, которые определяют гражданское и гражданско-правовое состояние положения граждан и имеют юридическое значение.

Закон выделяет следующие группы актов граждан­ского состояния:

· юридические факты, которые признаются актами гражданского состояния независимо от регистрации в установленном законом порядке (рождение и смерть человека);

· юридические факты, которые признаются актами граж­данского состояния только в случае их регистрации (зак­лючение и расторжение брака, изменение имени).

Регистрация актов гражданского состояния про­изводится органами записи актов гражданского состо­яния (ЗАГСами), состоящими при органах местного самоуправления, путем внесения юридического факта в со­ответствующие актовые книги и выдачи гражданам свиде­тельств на основании этих записей. Данные свидетельства удостоверяют факт государственной регистрации произве­денного акта гражданского состояния.

Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

1. рождение;

2. заключение брака;

3. расторжение брака;

4. усыновление (удочерение);

5. установление отцовства;

6. изменение имени;

7. смерть.

Аннулирование, восстановление записей актов граждан­ского состояния, внесение в них изменений производятся по решению суда.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица предполагает участие гражданина в различных договорных отношениях, совершение им юридических действий, связанных с исполнением договорных и иных обязательств, с предъявлением претензий и исков и т.д. Все юридические действия гражданин-предприниматель совершает от своего имени и на свой риск. В случаях, когда в предпринимательской деятельности участвуют лица, обладающие частичной дееспособностью, такие лица совершают юридические действия с согласия законных представителей - родителей, усыновителей, попечителя (см. абз. 1 п. 1 ст. 27 ГК).

В сельском хозяйстве предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в форме ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое хозяйство может состоять из одного лица, которое является главой хозяйства и признается индивидуальным предпринимателем. Если в деятельности хозяйства участвуют трудоспособные члены его семьи, другие родственники и иные лица, то они предпринимателями не являются. В качестве предпринимателя выступает только глава крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК).

Необходимым условием участия гражданина в предпринимательской деятельности является государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, порядок осуществления которой определяется законом.

Если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, то к сделкам, которые он совершает, суд может применить положения, установленные для предпринимателей. В частности, к нему применяются правила об ответственности предпринимателя без вины за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (п. 3 ст. 401 ГК), о недопущении ограничения ответственности перед потребителем (п. 2 ст. 400 ГК) и другие нормы, регламентирующие предпринимательскую деятельность.

 

24.Понятие и признаки юридического лица. 25. Конструкция юридического лица как форма управления предпринимательским риском.

Юридическое лицо - это не что иное, как организация, имеющая в хозяйственном ведении, собственности или оперативном управлении какое-либо обособленное имущество, а также по своим обязательствам этим имуществом отвечающая. Такая организация может от своего имени осуществлять и приобретать личные неимущественные и имущественные права, быть ответчиком и истцом в суде, нести обязанности. Юридические лица имеют самостоятельную смету и баланс.

Юридическими лицами именуют особые образования, обладающие некоторыми специфическими признаками, которые образуются и прекращаются в специальном порядке.

Прежде чем рассмотреть признаки и виды юридических лиц, необходимо разобраться, какие функции выполняет данный институт. В первую очередь, это оформление коллективных интересов. Институт юридического лица упорядочивает, организует внутренние отношения между его участниками, а также преобразует их волю в волю целой организации, позволяя ей при этом выступать от собственного имени в гражданском обороте. Вторая функция - это объединение капиталов. Имеется в виду, что юридическое лицо (особенно акционерное общество) есть оптимальная форма для долговременной централизации капиталов. Третья функция - ограничение предпринимательского риска. Имущественный риск участника можно ограничить суммой вклада в общий капитал какого-либо конкретного предприятия благодаря конструкции юридического лица. Четвертая функция - управление капиталом. Имеется в виду возможность более гибко использовать капитал, который принадлежит одному лицу в разных сферах предпринимательской деятельности.

Признаки юридического лица - не что иное, как внутренние свойства, которые ему присущи, причем каждое из них является необходимым. А все вместе признаки юридического лица достаточны для признания организации субъектом гражданского права.

Юридические лица в Российской Федерации обязательно проходят процедуру государственной регистрации, а также у большинства из них есть печати, банковские счета, но все это лишь внешние атрибуты, которые совершенно не отражают сущность юридического лица.

В настоящее время признаки юридического лица делят на четыре группы:

1. Юридическое лицо проявляет свое организационное единство в определенной иерархии, а также соподчиненности органов управления (коллегиальных или единоличных), которые составляют его структуру. Кроме того, оно проявляется в четкой и точной регламентации всех отношений между участниками.

2. Признаки юридического лица продолжает следующий признак: при помощи обособленного имущества создается материальная база для деятельности данного образования. Для любой практической деятельности требуются соответствующие инструменты: знания, предметы техники, денежные средства. Исходя из этого, имущественная обособленность юридического лица есть не что иное, как объединение таких инструментов в целый имущественный комплекс, который принадлежит данной организации, а также отграничение его от, принадлежащих другим лицам, имуществ.

3. Третий признак - любое юридическое лиц только самостоятельно несет ответственность по собственным обязательствам.

4. Четвертый признак - так как юридическое лицо выступает в гражданском обороте исключительно от собственного имени, у него есть возможность приобретения, осуществления гражданских прав, несения обязанностей от своего имени. Кроме того, оно может выступать ответчиком и истцом в суде. Данный признак считается итоговым и одновременно является целью, ради которой юридическое лицо собственно и создается.

 

26.Порядок возникновения юридических лиц.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 44 ГК).

Таким образом, юридическое лицо должно обладать следующими признаками:

1)Организационное единство. Это означает, что юридическое лицо имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией.

2)Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества всех других юридических и физических лиц, государства и административно-территориальных единиц. В зависимости от вида юридических лиц они являются собственниками этого имущества, либо субъектами прав оперативного управления этого имущества либо субъектами права полного хозяйственного ведения.

3)Самостоятельная ответственность юридического лица по своим обязательствам выражается в том, что юридические лица отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Учредитель, участник, член юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя или собственника.

4)Самостоятельное выступление юридического лица в гражданском обороте и в любом суде от своего имени. Это означает, что юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде, выступает в качестве самостоятельного субъекта права в отношениях с другими органами государственной власти и управления

Юридические лица образуются в порядке, установленном законодательством применительно к их определенным видам.

Большинство юридических лиц в Республике Беларусь образуются в явочно-нормативном порядке. Учредители свободно, по своему усмотрению принимают решение об образовании юридического лица, проводят необходимые процедуры и регистрируют его. Явочным этот порядок называется потому, что для признания организации юридическим лицом достаточно оформленного надлежащим органом самого факта объединения определенной группы лиц в организацию. При этом никаких специальных распоряжений или разрешений для этого не требуется. Регистрирующий орган проверяет соблюдение установленного законом полрядка образования таких юридических лиц и соответствие законодательству их учредительных документов. Явочно-нормативный порядок образования юридических лиц именуют также регистрационным, поскольку юридическое лицо образуется решением собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких физических или юридических лиц с последующей регистрацией созданного юридического лица. В этом порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, общественные объединения, фонды.

Разрешительный порядок образования юридического лица имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Установление разрешительного порядка возникновения юридического лица имеет целью проверку законности и целесообразности создания такого рода организаций. В разрешительном порядке возникают предприятия с иностранными инвестициями, жилищно-строительные кооперативы.

Распорядительный порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение возникает на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа. В большинстве случаев в таком порядке возникают государственные предприятия и организации. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают приказы и распоряжения об образовании юридического лица.

Договорно-правовой способ (порядок) возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В этом порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.

При возникновении юридических лиц любым из названных способов должен быть соблюден определенный порядок. Прежде всего необходим один из вышеперечисленных актов, соответствующий характеру создаваемого юридического лица (распоряжение, разрешение, договор). Затем должны быть разработаны учредительные документы.

3.Учредительные документы юридического лица. Государственная регистрация.

(ст. 47,48 ГК)

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах, определены в статье 48 ГК. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях – иных коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации независимо от способа создания в порядке, определяемом законодательством. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В случаях, предусмотренных законодательными актами, юридическое лицо подлежит перерегистрации.

Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования установлен Положением о государственной регистрации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 № 11 с изменениями и дополнениями. В соответствии с этим Положением государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

коммерческих организаций с иностранными инвестициями – облисполкомами (Минским горисполкомом);

банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Национальным банком;

страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями – Министерством финансов;

торгово-промышленных палат – Министерством юстиции

коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций, некомерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций – администрацией свободных экономических зон;

субъектов хозяйствования, за исключением вышеперечисленных облисполкомами (Минским городским исполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.

Регистрация и ликвидация государственных органов, религиозных организаций, политических партий и других общественных объединений осуществляется другими органами в соответствии с законами об этих организациях и объединениях.

Государственная организация осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов и заполнения собственником имущества анкеты установленного образца со сведениями, необходимыми для решения вопроса о государственной регистрации.

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

 

 

27.Прекращение юридических лиц. Реорганизация юридических лиц.

Прекращение юридических лиц складывается из двух весьма разных процедур, а именно реорганизации и ликвидации. Всё это вместе складывается в прекращение юридического лица.

Реорганизация – это способ прекратить юридическое лицо с переходом его прав и обязанностей другому лицу. Единым термином это называется «правопреемство». Оно всегда присутствует при реорганизации.

Ликвидация – это способ прекращения юридического лица без правопреемства, то есть совершенно необратимый способ.

Реорганизация происходит в следующем порядке:

1. Принятие решения о реорганизации.

Принять такое решение могут:

· Учредители юридического лица (участники юридического лица);

· Орган юридического лица, к компетенции которого учредительными документами отнесён этот вопрос. Чаще всего это общее собрание.

В случаях, предусмотренных законом, решение о реорганизации может производиться по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. По их решению чаще всего касается разделения и объединения (в связи с необходимостью соблюдения антимонопольного законодательства).

Если государство принимает решение о реорганизации, а юридическое лицо не начинает в установленные сроки реорганизацию, то государство обращается в суд и тогда осуществляется насильственно, принудительно.

Реорганизация происходит в пяти формах:

1) Слияние.

2) Присоединение.

3) Разделение.

4) Выделение.

5) Преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При слиянии, преобразовании и присоединении оформляется передаточный акт, а при выделении и разделение – разделительный баланс.

Статья 59.

Порядок реорганизации.

1. Принимается решение о реорганизации. Об этом решении юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней сообщает в ФНС как в регистрирующий орган. В этом сообщении (уведомлении) должно быть указано с обязательным указанием даты, с которой начинается реорганизация, и формы реорганизации.

2. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись, что данное лицо находится в процессе реорганизации.

3. Сведения о реорганизации необходимо опубликовать. Закон требует, чтобы публикаций было как минимум две с периодичностью один раз в месяц. Происходит это после того, когда появилась запись в реестре. Закон определяет и средство массовой информации, в которых это стоит сделать – это должно быть опубликовано в соответствующих СМИ, которые публикуют сведения о регистрации. «Вестник государственной регистрации».

В публикации должны быть указаны сведения о каждом участвующих в реорганизации юридическом лице, сведения о создающимся юридическом лице (то, которое будет только образовано, его ещё нет), форма организации, порядок и условия заявления требований кредиторами. А в некоторых случаях и ряд ещё.

4. Заявление требований кредиторов. Этот этап не является обязательным всегда, потому что его может не быть в том случае, если кредиторы решают не обращаться с требованием. Это статья 60 ГК РФ.

У кредиторов реорганизуемых юридических лиц существуют следующие права:

1) Потребовать досрочного исполнения обязательств от своего контрагента, находящегося в реорганизации.

2) Если досрочное исполнение обязательств невозможно, требовать прекращения обязательства и возмещения вызванных этим убытков. Теперь закон требует, чтобы требования перед этими кредиторами возникли до публикации уведомления о реорганизации.

3) ГК в части 3 статьи 60 закрепляет специальное правило: «Кредиторы юридического лица – ОАО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до публикации сообщения о реорганизации вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательств и возмещения убытков в случае, если реорганизуемого юридическое лицо, его участники или третьи лица не предоставят достаточного обеспечения исполнения соответствующих обязательств». Требования эти могут быть заявлены не позднее 30 дней после публикации

Если все обязательства реорганизованного юридического лица будет происходить до реорганизации – всё прекрасно. А если после… В этом случае ГК говорит о том, что вновь образованные юридические лица становятся солидарными должниками между собой (если юридическое лицо прекратилось) и с тем изначальным юридическим лицом, если оно не прекратилось.

5. Реорганизация будет окончательно завершена после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении реорганизуемых и создании новых юридических лиц в процессе реорганизации.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольная ликвидация

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

 

29..Банкротство юридических лиц.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица наступает при его неспособности удовлетворить денежных требований кредиторов.

По решению суда банкротом может быть признано коммерческое юридическое лицо (исключение казенное предприятие), а также потребительский кооператив, благотворительный и иной фонд.

Несостоятельным юридическое лицо может быть признано и по решению учредителей юридического лица.

Неспособным удовлетворить требования кредиторов признается лицо, не исполнившее свои обязательства в течение трех месяцев с даты, когда должно было их исполнить.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:

– должник,

– конкурсный кредитор,

– уполномоченные органы

Процедуры банкротства:

o наблюдение;

o финансовое оздоровление;

o внешнее управление;

o конкурсное производство;

o мировое соглашение.

Наблюдение – процедура банкротства, которая применяется к должнику для сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление (санация) – процедура банкротства, которая подразумевает под собой оказание финансовой помощи должнику для погашения его обязательств и восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление – процедура банкротства, при которой внешний управляющий проводит ряд мер по восстановлению платежеспособности организации. Меры по восстановлению платежеспособности осуществляются в соответствии с утвержденным на общем собрании кредиторов планом. Данный план содержит меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на год и может быть продлено еще не шесть месяцев. Все полномочия по управлению делами организации-должника переходят в руки конкурсного управляющего. Имущество, составляющее конкурсную массу по согласованию с кредиторами продается на публичных торгах. Из вырученной суммы производится удовлетворение требований кредиторов. Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной при ликвидации организаций. По завершению расчетов конкурсный управляющий предоставляет суду отчет. Рассмотрение данного отчета и вынесение на его основе определения судом является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента юридическое лицо считается ликвидированным.

Мировое соглашение – соглашение между должником и кредиторами по поводу прекращения производства по делу о банкротстве. Применение данной процедуры возможно на любой стадии. Сторонами соглашения являются общее собрание кредиторов и уполномоченных органов и руководитель должника – юридического лица, внешний управляющий или конкурсный управляющий. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Согласно п. 4 ст. 61 ГК участь несостоятельности (банкротства) может постичь все юридические лица, кроме

1.казенного предприятия (из коммерческих организаций), а также

2.учреждения, политической партии и религиозной организации (из некоммерческих организаций).

Закон о банкротстве посвящен не только вопросам ликвидации юридического лица: наряду с ликвидацией (конкурсным производством - гл. 7) он предусматривает также антикризисные процедуры, направленные на предотвращение несостоятельности (банкротства) (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление - гл. 4-6). Все они (а также мировое соглашение, направленное на прекращение производства по делу о банкротстве - гл. 8) могут применяться в рамках производства по делу о несостоятельности (банкротстве) (ст. 27).

В случае если арбитражный суд признает юридическое лицо несостоятельным (банкротом), к последнему применяется ликвидационная процедура - конкурсное производство, вводимое сроком на один год с возможностью его продления не более чем на шесть месяцев (ст. 124 Закона о банкротстве).

С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):

1.считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;

2.прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов, за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;

3.управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему, действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).

Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.

 

30.Полные товарищества и товарищества на вере: сравнительная характеристика.

Полное товарищество — участники (полные товарищи) такого то­варищества занимаются в соответствии с заключенным между ними договором предпринимательской деятельностью от имени товари­щества и несут ответственность по его обязательствам принадлежа­щим им имуществом.

Особенности полного товарищества:

один гражданин может быть учасником долько одного поленого товарищества;

в наименовании товарищества должны содержаться имена товарищей либо иное указание на организационно-правовую форму («полное товарищество»);

создается и действует на основании учредительного договора;

управление деятельностью осуществляется по общему согласию участников (один участник — один голос);

дела товарищества ведутся либо каждым участником, либо сов­местно (при согласии всех участников), либо отдельными товари­щами;

прибыль и убытки распределяются пропорционально долям в складочном капитале. Не допускается соглашение об устранении от участия в прибыли или в убытках;

товарищество ликвидируется по решению участников или суда, в случае если в товариществе остается один участник (в течение 6 ме­сяцев он может преобразовать товарищество в общество).

Учредительный договор полного товарищества должен содер­жать:

наименование юридического лица с указанием организацион­но-правовой формы;

его местонахождение;

порядок управления деятельностью юридического лица;

условия о размере и составе складочного капитала товарищества;

условия о размере и порядке изменения долей каждого из участ­ников в складочном капитале;

условия о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкла­дов;

порядок распределения между участниками прибыли и убытков;

условия об ответственности участников за нарушение обязанно­стей по внесению вкладов;

условия выхода учредителей (участников) из его состава.

Права, обязанности и ответственность участника:

обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с учре­дительным договором;

обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации;

остальную часть вклада должен внести в установленные догово­ром сроки;

при невнесении вклада в срок обязан уплатить проценты с нев-несенной части вклада и возместить убытки;

вправе совершать сделки от своего имени и в своих интересах, однородные со сделками товарищества, только при согласии ос­тальных товарищей;

при совершении однородных сделок в своих интересах без согла­сия товарищей обязан возместить убытки;

несет субсидиарную ответственность своим имуществом по обя­зательствам товарищества;

выбывший участник несет ответственность по обязательствам, возникшим до его выбытия, в течение 2 лет после выбытия;

новый участник отвечает по всем обязательствам товарищества, в том числе и возникшим до его вступления;

вправе с согласия остальных участников передать свою долю дру­гому участнику товарищества или третьему лицу;

соглашение об ограничении или устранении ответственности участника ничтожно.

Изменение состава участников товарищества возможно в случае:

смерти одного из участников;

признания одного из участников безвестно отсутствующим, не­дееспособным, ограниченно дееспособным;

признания одного из участников банкротом;

ликвидации участвующего в товариществе юридического лица;

обращения кредитора взыскания на часть имущества одного из участников, соответствующую его доле в складочном капитале;

выхода одного из участников;

передачи всей доли другому участнику или третьему лицу;

исключения одного из участников по требованию в судебном порядке оставшихся участников из-за грубого нарушения им сво­их обязанностей.

Последствия выбытия из состава участников. Выбывшему уча­стнику выплачивается стоимость части имущества, соответствую­щей его доле в складочном капитале, или по соглашению выдается часть имущества в натуре.

В случае смерти участника его наследник может вступить в уча­стники только с согласия остальных участников, в противном случае он имеет право на соответствующую доле умершего часть имущест­ва товарищества.

При выбытии одного участника доли оставшихся участников со­ответственно увеличиваются.

Участник вправе выйти из товарищества, заявив об отказе от учас­тия в нем не менее чем за 6 месяцев до фактического выхода. Согла­шение об отказе от права выхода из товарищества ничтожно.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — товари­щество, состоящее из полных товарищей, которые осуществляют от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отве­чают по обязательствам товарищества своим имуществом, и вклад­чиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпри­нимательской деятельности.

На полных товарищей, участвующих в товариществе на вере, рас­пространяются все правила полного товарищества.

Особенности товарищества на вере:

гражданин может быть полным товарищем только в одном товари­ществе на вере, вкладчик может участвовать в нескольких из них;

наименование товарищества на вере должно содержать име­на полных товарищей и указание на организационно-правовую форму;

товарищество на вере создается и действует на основании учре­дительного договора, подписанного полными товарищами;

управление деятельностью товарищества осуществляется пол­ными товарищами;

вкладчики не вправе участвовать в управлении дел, оспаривать действия полных товарищей по управлению;

вкладчик обязан внести вклад в складочный капитал, что удосто­веряется свидетельством об участии;

вкладчик имеет право получать часть прибыли, знакомиться с го­довыми отчетами и балансами, выйти из товарищества по оконча­нии финансового года, передать свою долю другому лицу.

Деятельность товарищества на вере может быть прекращена:

по решению участников;

по решению суда;

при выбытии всех вкладчиков (полные товарищи могут преобра­зовать товарищество на вере в полное товарищество).

Товарищество на вере сохраняется до тех пор, пока есть один вкладчик и один полный товарищ.

 

Отличительный признак Полное товарищество Товарищество на вере
Участники (учредители) Индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации То же, что и в полных товариществах. Вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица
Ограничения по численности учредителей Не менее двух Не менее двух (один полный товарищ и один вкладчик)
Учредительные документы Учредительный договор, подписанный всеми учредителями Учредительный договор, подписанный полными товарищами
Наименование уставного капитала и требования к его минимальному размеру Складочный капитал. Минимальные требования к размеру законом не определены    
Ответственность учредителей по обязательствам Полные товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом Полные товарищи несут ответственность, как и в полном товариществе, коммандитисты — в пределах своего вклада  
Управление Осуществляется по общему согласию всех участников (или большинством голосов) Управление осуществляется полными товарищами.  
Порядок распределения прибыли Прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале Для полных товарищей распределение прибылей и убытков аналогично полному товариществу. Вкладчики получают часть прибыли товарищества, причитающуюся на их долю в складочном капитале  
Порядок выхода участника из товарищества Выход возможен при подаче заявления не менее чем за 6 мес. до фактического выхода из товарищества. При выходе участнику выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующая доле участника в складочном капитале Для полных товарищей порядок выхода аналогичен полному товариществу. Вкладчик вправе выйти из товарищества на вере по окончании финансового года, получив при этом свой вклад  
Порядок ликвидации товарищества Ликвидируется по основаниям, установленным ст. 61 ГК РФ, а также если в товариществе остается единственный участник Ликвидируется по основаниям, установленным ст. 61 ГК РФ, а также при выбытии всех участвовавших в товариществе вкладчиков  

 

 

31.Общества с ограниченной ответственностью: особенности правового положения.

Специальным актом гражданского законодательства, определяющим в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение общества с ограниченной ответственностью (ООО), права и обязанности его участников, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации такого общества, является Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон), принятый на основании прямого указания пункта 3 ст. 87 ГК РФ и введенный в действие с 1 марта 1998 г. В нем развиты и конкретизированы соответствующие нормы Кодекса о хозяйственных обществах, в частности об обществах с ограниченной ответственностью. Кроме того, в Законе установлено много правил, не имеющихся в ГК РФ.

Устанавливая основы статуса обществ с ограниченной ответственностью (ООО), ГК РФ определяет понятие и основы правового положения таких хозяйственных обществ (ст. 87), правила об участниках обществ (ст. 88), основные требования к учредительному документу (ст. ст. 52 и 89), формированию уставного капитала (ст. 90), основы организации управления в обществе с ограниченной ответственностью ООО (ст. 91), особенности реорганизации и ликвидации таких обществ (ст. 92), правила о переходе доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (ООО) к другому лицу (ст. 93) и о выходе из общества его участника (ст. 94).

Закон развивает и конкретизирует нормы Кодекса, регулирующие правовое положение юридических лиц (ст. ст. 48 - 65 ГК РФ), применительно к обществам с ограниченной ответственностью (ООО), а также нормы, устанавливающие основы статуса и организации деятельности таких хозяйственных обществ (ст. ст. 87 - 94 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 87 ГК РФ правовое положение обществ с ограниченной ответственностью (ООО), а также права и обязанности его участников определяются Кодексом и Законом. Таким образом, круг нормативных правовых актов, регулирующих статус хозяйственных обществ данного вида, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности участников таких обществ ограничены. При этом отношения, отражающие специфику некоторых ООО, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 1 Закона, регулируются специальным законодательством, о чем подробнее будет сказано ниже.

Иные (помимо указанных в пункте 1 ст. 1 Закона) отношения с участием ООО могут регламентироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами. Главным образом это отношения, участниками которых могут быть юридические лица независимо от их видов. Примерами правового регулирования таких отношений могут служить: Трудовой кодекс РФ, регламентирующий трудовые отношения вне зависимости от видов юридических лиц, являющихся работодателями, и форм собственности (ст. 11), Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", регулирующий отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерации, в том числе и учрежденными в форме ООО, другие нормативные правовые акты, имеющие общее значение для всех юридических лиц.

На основании пункта 3 ст. 95 ГК РФ нормы Кодекса об обществах с ограниченной ответственностью (ООО), а соответственно и положения Закона применяются также к обществам с дополнительной ответственностью, поскольку иное не предусмотрено специальными правилами, установленными для этих обществ (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14).

По общему правилу в части определения порядка создания и правового положения общества с ограниченной ответственностью (ООО), прав и обязанностей его участников, порядка его ликвидации и реорганизации Закон обязателен для всех ООО на территории Российской Федерации, кроме случаев, когда иное установлено самим Законом. Например, пункт 2 ст. 1 Закона в качестве исключений из данного правила определяет, что особенности порядка создания, реорганизации, ликвидации и правового положения названных в нем отдельных разновидностей обществ с ограниченной ответственностью (ООО) определяются федеральными законами. Что же касается прав и обязанностей участников таких обществ, то, по смыслу пункта 1 ст. 1 Закона и пункта 3 ст. 87 ГК РФ, данные отношения регулируются Кодексом и Законом. Нормы законов, определяющих особенности порядка создания, реорганизации и ликвидации, а также правового положения обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции, в части регулирования прав и обязанностей участников указанных обществ, защиты их прав и интересов должны быть производными от ГК РФ и Закона. Начиная с 1 января 2010 г. в таком же правовом режиме действуют ООО, осуществляющие частную охранную деятельность.

Для кредитных организаций, действующих в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), предусмотрен несколько иной правовой режим (п. 3 ст. 87 ГК РФ).

Особенности страховых организаций определяются в соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997 г.), а также подзаконными нормативными правовыми актами.

Инвестиционная деятельность регулируется, в частности, Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", который применяется в части, не противоречащей Федеральным законам от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг". Кроме того, данная сфера отношений регламентирована рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, ведомственными нормативными правовыми актами. При этом перечисленные законы об инвестиционной деятельности в настоящее время не упоминают об особенностях правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сфере инвестиционной деятельности. Порядок осуществления иностранных инвестиций в общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, установлен в пункте 3 ст. 1 Закона.

Особенности обществ, действующих в области производства сельскохозяйственной продукции, в том числе реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", могут быть предусмотрены федеральными законами. При этом согласно особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в области сельскохозяйственного производства относятся лишь к тем из них, которые созданы на базе колхозов, совхозов и других предприятий, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством, либо вновь образованы для ведения деятельности в этой сфере и не распространяются на общества, действующие в промышленности и осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукц

Date: 2015-08-15; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию