Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История экономического развития зарубежных государств с нерыночной экономикой
Решающим фактором мирового процесса в послевоенное время стало формирование двух мировых систем: капиталистической и социалистической. Пятнадцать государств Европы, Азии и Америки во главе с Советским Союзом провозгласили курс на социализм. Эти страны, используя опыт строительства социализма в СССР, прошли ряд этапов социально-экономического развития, опираясь на свою историческую специфику. Так, на первом этапе – 1945-1949 гг. в этих странах (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Китай) произошли изменения в политических режимах. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хозяйства началась перестройка экономической структуры при активном политическом и материальном содействии СССР. Была проведена национализация промышленности, транспорта, банковского дела и др. при частичной или полной компенсации. Аграрные реформы создавали условия для развития фермерского хозяйства. Для содействия организации планомерного экономического и культурного сотрудничества в 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Второй этап – 1950-1960 гг. включал при всесторонней помощи СССР индустриализацию и кооперирование крестьянства при ограничении размеров и прав частного землевладения и наделении землей малоземельных, выполнялись пятилетние планы развития народного хозяйства. На начальном этапе деятельность СЭВ была сосредоточена главным образом на развитии товарообмена, координации и развитии внешней торговли, на предоставлении научно-технической документации и информации. В середине этого периода несколько усложнились и расширились формы сотрудничества за счет специализации и кооперирования производства, согласования народнохозяйственных планов и создания совместных научных центров и хозяйственных организаций. На третьем этапе – 1960-1970 гг. с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста стали заметны недостатки созданной в социалистических странах системы хозяйствования. Это выразилось в падении темпов роста промышленности и национального дохода и требовало проведения хозяйственных реформ. Однако эти реформы были свернуты, что объяснялось не только политическим давлением, но и обострением социальных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хозяйствования. В частности, попытка руководства Чехословакии осуществлять курс на постепенную либерализацию и демократизацию в 1968 г. была прервана вводом в Прагу войск стран Варшавского договора. Внутри СЭВ начали проявляться противоречия, в частности, невосприимчивость к достижениям нового этапа НТР и пр. Для преодоления складывавшихся проблем с начала 70-х годов начинают приниматься комплексные долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества в разных сферах хозяйства. Во второй половине 80-х-90-е годы падение темпов роста экономики, отставание наукоемких производств, перекосы в финансовой сфере, рост внешней задолженности, сравнительно низкий жизненный уровень населения и пр. привели к нестабильности политических систем, обострению национальных противоречий, признанию необходимости глубоких социально-экономических преобразований. Попытки решить хозяйственные проблемы путем модернизации административной системы хозяйствования, не прибегая к радикальным переменам, и противоречия внутри СЭВ не дали положительных результатов. И после «бархатных, нежных» революций восточноевропейские страны отказались от дальнейшего социалистического пути развития, провели преобразования в политической и социально-экономической сферах с целью вхождения в мировое рыночное хозяйство. При естественной специфике этих преобразований общими принципами реформ стали: приватизация и демонополизация, формирование экономики открытого типа и достижение финансовой стабильности. Для реализации поставленных задач требовались довольно жесткие меры: либерализация цен и ограничение доходов населения и предприятий, сокращение кредита и повышение ставки процента, уменьшение накладных расходов и др. Летом 1991 г. официально перестал существовать СЭВ, так как попытки наладить эффективное международное социалистическое разделение труда в странах с плановой экономикой оказались неудачными. Довольно интересен опыт социально-экономического развития Китая. В конце 1949 г. Китай был провозглашен Народной Республикой (КНР). Были проведены реформы, направленные на строительство социалистической экономики. В середине 50-х годов социалистический, т.е. государственный, сектор стал доминирующим в народном хозяйстве. Во второй половине 50-х годов в стране проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности путем завышения производственных заданий, возведения в абсолют революционного энтузиазма масс и др. Принцип материальной заинтересованности был отвергнут как проявление ревизионизма. По всей стране были созданы сельские народные коммуны. Политика «большого скачка» и сменившая ее «культурная революция» тормозили экономический рост. Хотя официальная статистика Китая свидетельствовала об экономическом росте. Производство зерна выросло на одну треть. Были введены в эксплуатацию около 1600 новых передовых промышленных предприятий, железнодорожные линии. Создана водородная бомба. Выведены на орбиту космические спутники. Во второй половине 70-х гг. в Китае отмечались значительные экономические трудности: сократились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, резко вырос импорт продовольствия. Жизненный уровень снизился. Характерной особенностью экономической системы Китая к концу 70-х годов стала сложившаяся сверхцентрализация. Роль государства в экономике и других сферах была тотальной. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало их расходы. Роль рынка и товарная экономика отрицались. Товарный дефицит был обычным явлением. Сохранялась карточная система и принцип уравнительности – «все едят из одного котла». Главными методами влияния на экономику стали военно- административные и принудительные. В декабре 1978 г. был взят курс на реформы, сформулированные как необходимость более полного раскрытия потенциала социализма и совершенствования его хозяйственного механизма путем политики: урегулирования, преобразования, упорядочения и повышения. Важнейшим элементом новой политики в деревне явился переход на семейный подряд, что вызвало всплеск трудовой активности крестьян. К середине 80-х годов Китай стал крупнейшим в мире производителем зерна, хлопка, рапса, сахароносных культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса, обладателем самого многочисленного в мире поголовья скота. Повысился уровень жизни населения и др. В экономику страны привлекается иностранный капитал. Были созданы «специальные зоны», где иностранцам предоставлялись определенные льготы. Особенно активно Китай сотрудничал с США, Японией и Германией. С середины 80-х годов наметилось создание плановой системы с сознательным использованием закона стоимости с целью развития социалистической товарной экономики, установлением рациональной системы цен путем обеспечения свободы действия экономических рычагов при усилении руководящей роли коммунистической партии. Успехи были значительны. За два десятилетия политики реформ и открытости ВВП в стране увеличился почти в 6 раз. В 7 раз повысилась производительность труда в земледелии. Китай вышел на первое место в мире по валовому производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на второе – по выпуску телевизоров и добыче угля, на третье – по производству серной кислоты и химических удобрений, на четвертое – по выплавке стали и т.д. Созданы новые отрасли промышленности. Проводилась политика «открытых дверей» и др. Отмеченные достижения не оставляют сомнения о благополучных перспективах экономического развития КНР – одного из будущих лидеров XXI века. Date: 2015-07-27; view: 526; Нарушение авторских прав |