№ п/п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы минимального содержания образования
| Элементы дополнительного содержания образования
| Требования
к уровню подготовки
обучающихся
| Вид
контроля
| Домашнее
задание
| Дата
|
План
| Факт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Личность подростка
(11 ч)
| Переходный возраст
|
| Комбинированный урок
| Определение возраста, понятия: «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение
| Особенности подросткового периода
| Знать определение возраста, понятия: «подросток», «тинэйджер», особенности подросткового периода; иметь представление
о системе цен-ностей подростка, знать пути
и возможности самоутверждения
|
| Для всех учащихся: § 1.
Репродуктивный уровень: в. 1, 3.
Конструктивный уровень: практикум, в. 1, 2
|
|
|
|
| Место подростка в обществе
|
| Комбинированный урок
| Место подростка
в обществе в различные исторические эпохи.
| Познание мира и самого себя. Пути познания
| Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи;
|
| Для всех учащихся: § 1.
Творческий уровень: объяснить смысл
|
|
|
|
|
|
|
| Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость
|
| уметь характеризовать другие возрасты человека
|
| фразы «Подростковый период – испытание, данное каждому человеку»
|
|
|
|
3–4
| Задачи и трудности подросткового возраста
|
| Комбинированный урок
| Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей
внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обо-его пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода
|
| Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи;
уметь характеризовать другие возрасты человека
|
| Для всех учащихся: § 2.
Репродуктивный уровень:
в. 1–3.
Конструктивный уровень: практикум, в. 2
|
|
|
|
|
| Быть взрослым
|
| Комбинированный урок
| Взросление. Сложности вхождения
в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм
и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков
|
| Знать понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм; уметь характеризовать особенности воспитания подростков
|
| Для всех учащихся: § 3.
Репродуктивный уровень:
в. 1–2.
Конструктивный уровень:
в. 4.
Творческий уровень: практикум, в. 1
|
|
|
|
| Физические изменения
у подростков
|
| Комбинированный урок
| Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие
на рост. Акселерация. Телосложение и его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку.
|
| Знать, какие физические изменения происходят в подростковый период; знать определение понятия «комплекс неполноценности», иметь представление о путях преодоления
|
| Для всех учащихся: § 4.
Репродуктивный уровень: в. 1–2.
Конструктивный уровень: практикум, в. 2.
Творческий уровень: составить правила, которые помогут подросткам
|
|
|
|
|
|
|
|
| Комплекс неполноценности, пути его преодоления
|
| комплекса неполноценности
|
| улучшить внешность
|
|
|
|
| Психологический портрет личности
|
| Комбинированный урок
| Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект. Чувства
и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков
| Факторы формирования личности
| Знать определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоция;
знать основные характеристики личности; уметь характеризовать типы темперамента
|
| Для всех учащихся: § 5–6.
Репродуктивный уровень: в. 1, 3, 5 (§ 5) 1, 2
(§ 6).
Творческий уровень: мини-сочинение «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от…»
|
|
|
|
| Самооценка подростка
|
| Комбинированный урок
| Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями.Влияние семьи на само оценку подростка.
| Самопознание
| Знать основные составляющие психической жизни человека, уметь характеризовать уровни самооценки;
|
| Для всех учащихся: § 7.
Репродуктивный уровень:
в. 1–4.
Конструктивный уровень: практикум
|
|
|
|
|
|
|
|
| Низкая самооценка, ее причины и последствия. Завышенная самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка
|
| знать, как влияет семья на самооценку подростка
|
|
|
|
|
|
| Выдающаяся личность
|
| Комбинированный урок
| Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети и их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности
|
| Знать о выдающихся личностях в истории, о факторах, влияющих на развитие выдающейся личности
|
| Для всех учащихся: § 8.
Репродуктивный уровень:
в. 1–4.
Конструктивный уровень: тест на
с. 62–63
|
|
|
|
|
| Лидер и его качества
|
| Комбинированный урок
| Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде
|
| Знать определения понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер;
знать роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства
|
| Для всех учащихся: § 9, подготовка к тесту.
Репродуктивный уровень:
в. 1, 3, 4.
Конструктивный уровень: практикум, в. 1.
Творческий уровень: небольшое сообщение
об известных лидерах
|
|
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность подростка»
|
| Повт.-обощ. урок
| Повторение пройденного материала
|
| Знать материал раздела «Личность подростка», основные понятия и термины
| Тест
| Синквейн «Личность»
|
|
|
|
| Подросток
в социальной
| Социальная среда подростка
|
| Комбинированный урок
| Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности
| Социализация индивида
| Знать понятия: социальная среда, бедность, богатство;
|
| Для всех учащихся: § 10.
Репродуктивный уровень:
в. 1–2.
|
|
|
|
| среде
(8 ч)
|
|
|
| и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе
|
| знать факторы, влияющие на социальную среду подростков
|
| Конструктивный уровень: практикум,
в. 2, 3.
Творческий уровень: как вы понимаете пословицу «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»?
|
|
|
|
|
| Подросток
в группе
|
| Комбинированный урок
| Определение группы, их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм
|
| Знать определение группы, уметь классифицировать группы, уметь соотносить самооценку и влияние группы
|
| Для всех учащихся: § 11.
Репродуктивный уровень:
в. 1, 3.
Конструктивный уровень:
в. 4.
Опережающее задание: придумать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений
|
|
|
|
14–15
|
| Межличностные отношения
|
| Ролевая игра
| Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание – основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде
|
| Знать определение межличностных отношений, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений
| Ролевая игра «Ситуация»
| Для всех учащихся: § 12.
Репродуктивный уровень:
в. 1, 3, 4.
Конструктивный уровень:
в. 5
|
|
|
|
| «Мы» и «Они»
|
| Комбинированный урок
| Непосредственное окружение. Понятие «Я». Понятие «Мы». Понятие
«Они». Кто принадлежит к группе «Мы». Кто принадлежит к группе «Они». Знакомство. Свои и чужие
|
| Знать понятия: «Я», «Мы», «Они»
|
| Для всех учащихся: § 13.
Репродуктивный уровень:
в. 1, 3.
Конструктивный уровень: практикум, в. 2.
Творческий уровень: продолжить фразу «Свои отличаются от чужих…»
|
|
|
|
|
| Мир знакомых и незнакомых людей
|
| Комбинированный урок
| Знакомые и незнакомые, различия
в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». «Свои», их защита. Родственность, солидарность
| Моральный выбор
| Знать понятие «моральный выбор», уметь описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми
|
| Для всех учащихся: § 14.
Репродуктивный уровень:
в. 1–3.
Творческий уровень: практикум, в. 1, 2
|
|
|
|
|
| Социальный портрет молодежи
|
| Комбинированный урок
| Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов. «Ненормальное», или аномальное, поведение.
| Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть
| Знать определение большой группы, уметь анализировать проблемы молодежи в современном обществе, знать, что такое «ненормальное», аномальное, девиантное поведение
|
| Для всех учащихся: § 15, подготовка к тесту.
Репродуктивный уровень:
в. 1–3, 5.
Конструктивный уровень:
в. 4.
Творческий уровень: практикум, в. 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| Различия между «своими» и «чужими». Девиантное поведение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток в социальной среде»
|
| Повт.-обобщ. урок
| Повторение пройденного материала
|
| Знать материал раздела «Подросток в социальной среде», основные понятия и термины
| Тест
| Творческий уровень: эссе «Ценности современной молодежи»
|
|
|
|
| Подросток и закон
(5 ч)
| Юридические границы подросткового возраста
|
| Комбинированный урок
| Понятие юридических отношений. Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка. «Конвенция ООН о правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав
| Правовая информация
| Знать понятие «юридические отношения», знать права
и обязанности детей и подростков
| Работа
с документом
| Для всех учащихся: § 16.
Репродуктивный уровень:
в. 1–3, 5.
Творческий уровень: мини-сочинение «Как подросток может пользоваться своими правами»
|
|
|
|
|
| Подросток как гражданин
|
| Комбинированный урок
| Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права и их характеристика. Основные конституционные обязанности
|
| Знать определение гражданства, пути его
получения, знать основные гражданские права и свободы
|
| Для всех учащихся: § 17.
Репродуктивный уровень:
в. 1–4.
Творческий уровень: сообщение на тему «Гражданин – Отечества достойный сын»
|
|
|
|
|
| Подросток
и его права
|
| Комбинированный урок
| Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами
| Конвенция о правах ребенка
| Знать определение «права человека», знать основные положения «Конвенции о правах ребенка»
| Работа
с документом
| Для всех учащихся: § 18.
Репродуктивный уровень:
в. 1, 2.
Конструктивный уровень: практикум, в. 2
|
|
|
|
|
| Опасный путь преступной жизни
|
| Комбинированный урок
| Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, его виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании
| Презумпция невиновности
| Знать причины противоправного поведения в подростковом возрасте, знать понятия: преступление, проступок, юридическая ответственность, юридическая ответственность несовершеннолетних
|
| Для всех учащихся: § 19,
подготовка
к тесту подготовка к тесту.
Репродуктивный уровень:
в. 1–4.
Конструктивный уровень: практикум
|
|
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток и закон»
|
| Повт.-обобщ. урок
| Повторение пройденного материала
|
| Знать материал раздела «Подросток и закон», основные понятия и термины
| Тест
| Конструктивный уровень: таблица «Подросток имеет право…»
|
|
|
|
| Образ жизни подростка
(6 ч)
| Подросток
в обществе риска
|
| Комбинированный урок
| Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, алкоголизм, наркомания, негативное влияние фильмов о насилии
|
| Уметь характеризовать подростковые ситуации риска, знать источники риска
|
| Для всех учащихся: § 20.
Репродуктивный уровень:
в. 1, 2.
Конструктивный уровень:
в. 4.
Творческий уровень: практикум, в. 2
|
|
|
|
| Проблема одиночества
|
| Комбинированный урок
| Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество. Одиночество
в современном
|
| Знать, что такое подростковая нервозность, раздражительность, защитная агрессивность,
|
| Для всех учащихся: § 21.
Репродуктивный уровень:
в. 1–2.
|
|
|
|
|
|
|
|
| обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии
|
| знать причины депрессии и пути выхода из нее
|
| Творческий уровень: продолжить фразу «Подросток чувствует себя одиноким, когда…».
Опережающее задание: сообщения на тему «Подростковые субкультуры»
|
|
|
|
| Подростковая культура
|
| Комбинированный урок
| Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе. Значение речевого поведения.
| Подростковые субкультуры
| Знать, что такое формальные и неформальные коллективы подростков, знать определение подростковой культуры, уметь характеризовать ее особенности
| Синквейн «Подростковая культура»
| Для всех учащихся: § 22.
Репродуктивный уровень:
в. 1–4.
Конструктивный уровень: практикум, в. 1.
Творческий уровень: провести опрос среди одноклассников на тему «Нравится ли вам современная музыка?»
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пять жанров речевого поведения подростков.
Хвастовство.
Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Одобрение. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Образ жизни
|
| Комбинированный урок
| Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты
|
| Знать понятие «образ жизни», уметь характеризовать факторы, влияющие на образ жизни
|
| Для всех учащихся: § 23.
Репродуктивный уровень:
в. 1–2.
Конструктивный уровень:
в. 3.
Творческий уровень: практикум, в. 2
|
|
|
|
|
| Досуг, отдых, спорт
|
| Комбинированный урок
| Досуг и отдых – часть повседневного образа жизни. Понятие досуга.
|
| Знать понятия: досуг, отдых, спорт, знать различные
|
| Для всех учащихся: § 24–25, подготовка к тесту.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Различные виды досуга. Культурный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.
Определение спорта. Спорт в различные исторические эпохи. Олимпийские игры. Спорт
в ХХ в: профессиональный и любительский спорт. Молодежь и спорт. Современные молодежные виды спорта. Пассивный образ жизни и его отрицательные последствия
|
| виды и основные характеристики досуга
|
| Репродуктивный уровень:
в. 1, 2, 4 (§ 24).
Творческий уровень: сообщение о выдающихся спортсменах нашей страны
|
|
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Образ жизни подростка»
|
| Повт.-обобщ. урок
| Повторение пройденного материала
|
| Знать материал раздела «Образ жизни подростка», основные понятия и термины
| Тест
| Творческий уровень: сообщение по теме «Моя любимая книга».
Опережающее задание: работа над проектом «Город будущего»
|
|
|
|
| Подросток
и его жилая среда
(3 ч)
| Город и село
|
| Комбинированный урок
| Город и село – две основные среды обитания человека.
Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества, особенности сельской среды.
Труд и отдых в городе и в селе
| Вымирающие деревни
| Знать понятия: город, село, знать отличительные черты городской среды; уметь характеризовать роль городов
в развитии общества, особенности сельской среды
| Проект «Город будущего»
| Для всех учащихся: § 26–27.
Репродуктивный уровень:
в. 1, 5.
Творческий уровень: сообщение на тему «Их именами названы улицы»
|
|
|
|
32–33
|
| Мой дом, мое жилище
|
| Комбинированный урок
| Понятие «социальное пространство». Общественная территория,
|
| Знать понятия: социальное пространство, общественная
|
| Для всех учащихся: § 28–29, подготовка к итоговой
|
|
|
|
|
|
|
|
| поведение на общественной территории. Домашняя территория, поведение дома. Личное пространство, социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение и его последствия. Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища. Дом в первобытном обществе. Дом в античности. Дом в Средневековье. Современное жилище и его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья
|
| территория, домашняя территория, личное пространство, социальное пространство подростков, сосуществование людей, перенаселение; знать понятие дома, этапы его эволюции, что такое современное жилище; уметь сопоставлять плюсы и минусы городского жилья
|
| контрольной работе.
Репродуктивный уровень:
в. 1, 5, 6, 7.
Конструктивный уровень: схема «К какой территории относятся…»
(по в. 2).
Творческий уровень: составить маршрут «Мои любимые места в районе»
|
|
|
|
| Итоговое занятие
(2 ч)
| Итоговое повторение
|
| Повт.-обобщ. урок
| Повторение пройденного материала
|
| Знать материал пройденных тем
| К/р
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |