Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос Основные логические операции с объемом понятияОбъем понятия —своего рода класс утверждений о существовании понятий, поэтому с объемами можно обращаться как с классами (множествами), т.е. применять ранее определенные операции над классами (.множествами). Рассмотрим операции в связи с теми или иными видами отношений между понятиями. Операции сложения объемов понятий. Если суммировать объемы понятий A и B, то в их сумму входят все элементы объема A и все элементы объема В. Например, при сложении понятий море и суша получим понятие «земная поверхность, включающее в себя все, что есть на море, и все, что есть на суше. Складывать можно любые понятия, но не всегда результаты сложения обозначают реальные предметы и не всегда нужны в познании. Сложение имеет смысл, когда складываются дополняющие друг друга понятия, например понятия, исчерпывающие некоторый объем. Допустим мы имеем понятия, полагающиеся разнородными, в действительности составляющие единое целое, общее понятие. В этом случае сложение понятий приводит к открытию этого целого т.е. к появлению нового понятия. Вычитание объемов понятий. Разностью множеств (классов) А и B называется множество тех элементовтов класса А, которые не являются элементами класса B. При вычитании объемов возможны два варианта, когда между объемами A и В нет общего, тогда вычитание B из A или А из B оставит их неприкосновенными, и нового понятия не получится. Второй вариант, когда А и В пересекаются или одно множество включает другое. Тогда разностью объемов понятий послужит часть объема уменьшаемого. Например, разность объемов понятий «птицы» и "домашние животные» есть «дикие птицы». Рассмотрим умножение объемов понятии. Общей частью, или пересечением двух классов, называется класс элементов, содержащихся в обоих данных в множествах, т.е. это множество (класс) элементов, общих обоим множествам. Например, перемножив объемы понятий "птицы- и «хищные животные», получим «хищные птицы". Умножение имеет смысл там, где есть совместимость понятий, и может помочь нам найти ее там, где она ранее не была известна. Там, где совместимости нет, умножение не дает результатов. Отрицание объемов понятий состоит в том. что некоторый объем относительно данной характеристики объявляется пустым. Для этого явления или вещи, считавшиеся существующими, полагаются плодом воображения или результатом ошибки. Например, в разряд воображаемых понятий перешли не только существа мифологии и религии, но и целый ряд понятий науки: теплород, животный магнетизм и т.п. То же самое относится к понятиям, связанным с исчезающими языками, культурами, вилами растений и животных. Дополнение объемов понятий — это такая операция, при которой для произвольного класса A составляется новый класс А' из тех и только тех элементов универсального класса, которые не содержатся в классе A. Дополнением к А будут все множества, в которых не содержится ни одного элемента, входящего в объем A.
|