Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии восприятия





До сих пор мы обсуждали ключевые факторы, влияющие на восприятие. Теперь рассмотрим стадии, включающие в себя обработку информации, которые в конечном итоге определяют восприятие и реакции человека (рис. 5.4). Стадии обработки информации включают в себя привлечение внимание и отбор инфор­мации; структурирование информации; интерпретацию информации и воспро­изведение информации.

Рис. 5.4. Процесс восприятия

 

Привлечение внимания и отбор. На наши органы чувств постоянно воздей­ствует такой объем информации, что если бы мы ее не фильтровали, то быстро захлебнулись бы ею. Благодаря селекции, доступной становится только ничтож­ная часть общей информации. В какой-то степени эта селективность обусловлена контролируемой обработкой информации — принятием сознательного решения по поводу того, какой информации уделить внимание, а какую проигнорировать. В этом случае воспринимающие индивиды осознают, что они обрабатывают ин­формацию. Вспомните, как вы в последний раз были в шумном ресторане и от­фильтровывали все звуки, кроме тех, которые производил беседующий с вами человек.

В отличие от контролируемой обработки информации существует непроиз­вольная селекция воспринимаемым индивидом. Например, вы можете вести ма­шину, не думая сознательно о процессе вождения; в это время вы можете раз­мышлять о проблеме, возникшей на работе. Ведя машину, вы испытываете воздействие информации, поступающей из окружающего мира, например от све­тофоров и других автомобилей, но вы не уделяете сознательного внимания этой информации. Подобная селективность внимания и автоматическая обработка информации великолепно действуют в то время, когда вы ведете машину. Одна­ко, если в это время происходит какое-то непредвиденное событие, например на дорогу выскакивает животное, вы можете попасть в аварию, если не сможете бы­стро переключиться на сознательную обработку информации.

Структурирование. Даже если на стадии привлечения внимания осуществля­ется селективное отсеивание информации, предстоит еще отыскать способ эф­фективного структурирования информации. Это достигается с помощью схем. Схемы — это когнитивные рамки, которые представляют структурированные зна­ния о конкретной концепции или стимуле и создаются посредством опыта4. Схе­ма содержит информацию о внешности самого человека, его поведении и лич­ности. Например, человек, обладающий схемой решительности, склонен воспринимать себя именно с этой точки зрения, особенно в ситуациях, требую­щих проявления лидерских качеств.

Схемы описывают способ, с помощью которого люди сортируют окружающее на различные категории, типы или группы в зависимости от сходных воспринимае­мых признаков. Эти категории часто обозначаются как прототип; они представля­ют собой абстрактный набор признаков, обычно ассоциирующихся с принадлеж­ностью объекта к одной категории. Как только прототип сформировался, он хранится в долгосрочной памяти; он воспроизводится всякий раз, когда необходи­мо сравнить, насколько соответствует какой-либо человек признакам прототипа. Например, у вас в сознании может существовать прототип «хорошего рабочего», включающий в себя упорный труд, ум, пунктуальность, четкость и решительность, этот прототип используется как эталон при сравнении с конкретным рабочим. Сте­реотипы, как было сказано в гл. 4, можно рассматривать как прототипы, возникшие на основе таких демографических характеристик, как пол, возраст, физические воз­можности, расовая и этническая принадлежность. В начале главы, например, мы узнали, что слово «провинциал» связан со стереотипом, основанным на многочис­ленных демографических и поведенческих характеристиках. Фестиваль представ­ляет собой попытку общества изменить этот стереотип.

Схемы — это когнитивные рамки, которые представляют структурированные знания о конкретной концепции или стимуле и создаются посредством опыта.

На рис. 5.4 видно, что схемы важны не только на стадии структурирования; они влияют и на остальные стадии процесса восприятия. Более того, схемы в огром­ной степени опираются на автоматическую обработку информации, что позволя­ет людям прибегать к контролируемой обработке лишь в случаях необходимоети5. Наконец, как мы увидим в дальнейшем, факторы, описанные ранее, например искажения восприятия, так или иначе влияют на схемы6.

Интерпретация. Как только определенные стимулы привлекли ваше внима­ние и вы сгруппировали или структурировали эту информацию, наступает следу­ющий этап — раскрытие причин, лежащих в основе действий. То есть если даже внимание вас и вашего друга привлекла одна и та же информация и вы структу­рировали ее одинаково, интерпретировать ее вы можете по-разному или припи­сать воспринятому вами различные причины. Например, будучи менеджером, вы можете приписать комплименты со стороны дружелюбно настроенного подчи­ненного тому, что он является активным работником, тогда как ваш друг может истолковать это же поведение как подхалимаж.

Воспроизведение. До сих пор мы обсуждали стадии восприятия таким обра­зом, как если бы все они происходили в одно и то же время. Однако в этом случае мы игнорируем очень важный компонент — память. Каждая из предыдущих ста­дий формирует часть памяти и вносит свой вклад в хранящиеся в ней стимулы или информацию. Для того чтобы использовать информацию, хранящуюся в на­шей памяти, мы должны воспроизвести ее. Это ведет нас к следующей стадии — воспроизведению (рис. 5.4).

Все мы иногда не можем воспроизвести информацию, хранящуюся в нашей па­мяти. Еще чаще наши воспоминания стираются, вследствие чего удается воспроиз­вести лишь часть информации. В этом очень важную роль играют схемы. Схемы мешают людям запоминать вещи, не входящие в них. Например, основываясь на вашем прототипе признаков, описывающих «высокоэффективного работника» (упорный труд, пунктуальность, ум, четкость и решительность), вы можете пере­оценивать эти признаки и недооценить другие, когда вам придется давать оценку выполнению работы подчиненным, о котором у вас сложилось хорошее мнение. Так, вы сможете переоценить решительность человека, поскольку она является ос­новным компонентом вашего прототипа высокой эффективности.

На самом деле люди одинаково часто обращаются как к несуществующим, так и к реально существующим признакам. После того как прототипы уже сформиро­вались, они изменяются с огромным трудом и склонны существовать в течение длительного времени7. Ясно, что эти искажения могут породить проблемы при оценке выполнения работы и повышении работников по службе, не говоря уже о массе прочих затруднений как на работе, так и вне ее. С другой стороны, прототи­пы позволяют вам «упрощать» информацию и снижать перегрузку. Таким обра­зом, прототипы — это обоюдоострое оружие.

Date: 2015-08-15; view: 1740; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию