Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года





Оптимизация размещения сельского хозяйства и связанных с ним отраслей

Важным направлением стратегии развития сельских территорий является постепенный переход к рациональному размещению сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по территории России. Рациональное размещение отраслей сельского хозяйства, прежде всего, дает возможность возделываемым сельскохозяйственным культурам наиболее эффективно использовать биоклиматический потенциал территорий, что сказывается на величине и стабильности урожаев, росте доходности сельскохозяйственного производства.

Рационализация размещения сельского хозяйства связана с разработкой плана, базирующегося на результатах решения экономико-математической модели, и его (плана) последующей реализации. В рыночной экономике должна быть создана мотивация для товаропроизводителя, побуждающая его к принятию хозяйственных решений, соответствующих упомянутому плану размещения сельскохозяйственных культур и связанных с ними отраслей животноводства. Для этих целей необходимо разработать адекватный организационно-экономический механизм, встраивая его в структуру Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на соответствующий плановый период.

В приложении 4 приведены оценки роста располагаемых ресурсов сельского населения, ассоциированные с реализацией данного стратегического направления развития сельского хозяйства, свидетельствующие о том, что имеется существенный потенциал роста располагаемых ресурсов сельского населения, реализация которого может быть выполнена в рамках данной стратегии.

Повышение занятости и доходов сельского населения с учетом территориального планирования и размещения производительных сил

Происходящие в результате модернизации сельскохозяйственного
производства структурные сдвиги в занятости сельского населения
обусловливают необходимость принятия дополнительных мер по
диверсификации сельской экономики, поддержке малого и среднего бизнеса,
кооперации, стимулированию развития несельскохозяйственных видов
деятельности на селе.

Приоритетными направлениями такой диверсификации должны стать:

- совершенствование социальной, отраслевой и территориальной структуры сельского хозяйства;

- развитие крупного и мелкого производства в сельском хозяйстве;

- развитие сельской кооперации;

- оптимизация сельского хозяйства и связанных с ним отраслей;

- развитие несельскохозяйственных видов деятельности на селе;

- создание и развитие ремесленных центров в сельских поселениях;

- развитие сельского экологического туризма.

Сочетание крупного и мелкого производства является основой устойчивого развития сельского хозяйства в стране. 27,8 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных организаций обеспечивает 48,7% производства продукции сельского хозяйства. Они являются основным производителем зерна (74,5%), сахарной свеклы (89,6%), подсолнечника (70,6%), скота и птицы (69,6%)[4]. В сельскохозяйственных организациях занято 1,7 млн. чел.

Малые формы хозяйствования на селе представлены 409 тыс. субъектами малого и среднего предпринимательства, обеспечивающими занятость 1,2 млн. селян. Кроме того, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., в Российской Федерации работает 20,2 млн. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан. Из общего числа личных подсобных хозяйств 12,8% получали основной и дополнительный доход от своей сельскохозяйственной деятельности. На 1 января 2013 г. было зарегистрировано также 268,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

В малых формах хозяйствования содержится значительное количество сельскохозяйственных животных: 10,7 млн. голов крупного рогатого скота (55% общего поголовья в стране), в том числе 5,1 млн. коров (59%), 19,5 млн. овец и коз (82%). В совокупности сектор малых форм хозяйствования обеспечивает более 50% объема производства валовой продукции сельского хозяйства. Здесь производится 25,5% зерновых и зернобобовых культур, 89,1% картофеля, 83,7% овощей, 33,1% скота и птицы и 54,2% молока. Таким образом, этот сектор играет важную роль не только в обеспечении занятости сельского населения, но и в обеспечении продовольственной безопасности страны.

До реформ аграрная структура во всех регионах была примерно одинаковой. В процессе реформ произошла резкая дифференциация аграрных структур субъектов Российской Федерации. В части регионов сохранился корпоративный тип аграрной структуры с преобладанием (более 50%) сельскохозяйственных организаций в структуре валовой продукции. В значительной части субъектов РФ, наоборот, доля СХО резко снизилась и КФХ и ЛПХ стали давать более 70% валовой продукции, т.е. сложился семейный тип аграрной структуры. В остальных субъектах РФ сложился смешанный тип аграрной структуры


Государственная поддержка не может не учитывать сложившуюся региональную аграрную структуру, и должна оказываться дифференцированно.

Поддержка и развитие сельскохозяйственной кооперации должны стать ключевым направлением поддержки фермеров и сельских жителей, ведь по образному выражению А.В. Чаянова, «кооперация есть продолжение крестьянского хозяйства». Сельскохозяйственные кооперативы как системообразующий элемент агропродовольственного сектора присутствуют в экономике всех развитых стран, опыт развития кооперации имеется и в дореволюционной России.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы различных направлений деятельности, создаваемые на сельских территориях, решают задачи повышения доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене реализации его продукции, обеспечения доступа своих членов к заёмным ресурсам, снабжения продукцией производственного назначения, обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов.

Развитие сельскохозяйственной кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости на селе, повышения покупательной способности сельского населения и, в конечном счёте, устойчивого развития сельских территорий. Потенциально социальной базой кооперации в сельской местности являются не только все сельские жители, но и 40 тыс. действующих сельскохозяйственных организаций, а также около 300 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (включая индивидуальных предпринимателей).

Сельскохозяйственная кооперация представляет собой массовое, демократическое, современное социальное движение, призванное обеспечить достойный уровень жизни сельского населения, продовольственную безопасность страны, сохранность сельскохозяйственных земель, повысить уровень человеческого капитала на селе. Количество зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов за период с 2006 по 2014 г. увеличилось почти в 7 раз и по состоянию на 1 января 2014 г., по данным Росстата, составило 6223, из них 1831 - кредитных, 993 – перерабатывающих, 3399 – снабженческо-сбытовых.

Более чем по 100 стабильно работающих кооперативов создано в Волгоградской, Иркутской, Калужской, Кировской, Липецкой, Оренбургской, Саратовской, Тюменской областях, Республиках Бурятия, Дагестан, Мордовия, Татарстан, Чувашской Республике, Краснодарском, Забайкальском и Красноярском крае. Лидерами кооперативного движения по численности являются Пензенская область – 974 работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов и Республика Саха (Якутия) – 216 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В некоторых субъектах Российской Федерации объёмы кредитования, предоставляемые кредитными кооперативами малым формам хозяйствования, сопоставимы с банковскими (традиционно это Тюменская, Астраханская, Волгоградская, Кемеровская, Самарская, Саратовская области и Краснодарский край). Однако сами кооперативы получают ничтожную долю государственной поддержки. Так, в 2013 году СПоК получили всего 226 субсидируемых кредитов и займов на сумму 1276,7 млн. руб. Таких низких показателей не было за всё время реализации Госпрограммы. Было прокредитовано всего 5,5% работающих снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов. Среди СКПК доступ к заёмным средствам получили 307 кооперативов (25 % от работающих) на сумму 435,7 млн. руб.


Специфической проблемой сельскохозяйственной потребительской кооперации является недостаточность собственных средств; только применительно к сельскохозяйственным кредитным кооперативам и только на время острота данной проблемы была частично сглажена участием ОАО «Россельхозбанк» в ряде СКПК в качестве ассоциированного члена. В 2009 г. инвестиции в форме взноса Россельхозбанка как ассоциированного члена были произведены в паевые фонды 12 кредитных кооперативов в размере 45 млн. руб., в 2008 г. - 25 млн. руб., за 2 года реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» - 640 млн. руб.

В настоящее время сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 78 субъектах Российской Федерации в более чем 1000 сельских поселений. Членская база сельской кредитной кооперации составляет около 200 тыс. пайщиков, активы превышают 10 млрд. руб.

В России сформировалась 3-х уровневая система сельскохозяйственной кредитной кооперации. В 34 субъектах Российской Федерации кредитными кооперативами первого уровня созданы региональные кооперативы 2-го уровня. В 2004 г. по инициативе региональных кооперативов был создан Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» (кооператив 3-го уровня). Более быстрыми темпами система кредитной кооперации развивается там, где она имеет поддержку со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ.

Второй год действует Концепция развития кооперации на селе до 2020 года, принятая на Первом Всероссийском съезде сельских кооперативов (март 2013 г., г. Санкт-Петербург), в которой прописан ряд мероприятий в области нормативно-правового регулирования, финансово-экономической поддержки, информационно-консультационного обслуживания, совершенствования системы кооперативного обучения.

В целях выполнения решений первого Всероссийского съезда сельских кооперативов в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в подпрограмму «Поддержка малых форм хозяйствования» планируется включить дополнительное основное мероприятие «Грантовая поддержка кооперативов на развитие материально-технической базы». Однако принимаемых государством мер недостаточно.


Очевидно, что без достаточной материальной базы и в условиях конкуренции с крупными рыночными интеграторами развиваться кооперативам крайне тяжело. Они нуждаются в поддержке государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Она должна состоять, во-первых, в первоочередном развитии потребительских, обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов, которые являются наиболее перспективной формой кооперации на селе. Во-вторых, провести водораздел между потребительскими кооперативами и потребительскими обществами и подумать о возможности их объединения в единую систему. В-третьих, уделить особое внимание предоставлению кооперативам «общественных благ» (информация, обучение, научное внедрение, техническое консультирование). В-четвёртых, предоставить финансовую поддержку доказавшим свою дееспособность кооперативам. Разумеется, программа поддержки требует строгих средств мониторинга и контроля и должна ограничиваться во времени.

Кооперирование крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств позволит повысить уровень доходов сельского населения и улучшить качество жизни на селе.

Развитие несельскохозяйственного бизнеса – важный источник занятости и доходов сельского населения, значение которого было существенным всегда в силу сезонности аграрного труда и невозможности обеспечить интенсивную круглогодичную занятость сельского населения в сельскохозяйственном производстве. В будущем его роль еще более возрастет по мере сокращения удельного веса сельского хозяйства в сельской экономике.

Основными направлениями развития несельскохозяйственного бизнеса являются:

- хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции;

- заготовка древесины и деревообработка, производство строительных материалов и строительство;

- народные промыслы и ремесла;

- бытовое и социально-культурное обслуживание населения;

- заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья;

- сельский туризм;

- развитие сельской торговли.

Россия обладает уникальными природно-климатическими и культурно-историческими особенностями, позволяющими развивать практически все популярные виды туризма, одним из которых является сельский туризм. Доля сельского туризма в России пока невелика и на сегодняшний день составляет 1,5-2%. Однако в России есть все предпосылки для развития этого вида туризма.

По оценкам Всемирной туристкой организации сельский туризм (агротуризм), являясь одним из направлений экологического туризма, объединяет широкий спектр различных видов отдыха и развивается быстрыми темпами в зарубежных странах, а также входит в пятерку основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 г.

Несмотря на то, что в России работа по развитию сельского туризма еще только начинается, уже сегодня можно говорить о наличии позитивного опыта в этой сфере: в стране реализуются десятки проектов по сельскому туризму, таких как «Дорога к дому» (Ленинградская область), «Зеленый дом» (Горный Алтай), сеть «В&В» (Прибайкалье), имеется опыт организации агротуристских предприятий по таким моделям, как «пансион», «тур с проживанием в кочевом традиционном жилище», «национальная деревня», «сельская гостиница», «гостевой дом» и др.

Лидерами в организации деревенского туризма являются Владимирская, Вологодская, Ивановская, Новгородская, Архангельская, Ленинградская, Псковская, Самарская, Тверская, Тульская, Ярославская и Пензенская области, республики Карелия и Чувашская, Подмосковье и окрестности Санкт-Петербурга.

Развитие сельского туризма между Москвой и Санкт-Петербургом чрезвычайно перспективно (Новгородская, Псковская, Тверская области). В населенных пунктах с сохранившейся инфраструктурой, но малочисленным населением проще разместить гостевые комплексы, сельские усадьбы.

Кроме того, в России начали появляться и ассоциации, деятельность которых направлена на продвижение сельского туризма: Ассоциация развития агротуризма, Ассоциация владельцев сельских усадеб (Республика Карелия).

Принимая во внимание возрастающий интерес к развитию сельского туризма, ежегодно при поддержке Ростуризма проходят международные форумы по сельскому туризму: в 2012 г. в Алтайском крае прошел I Международный форум «Сельский туризм», в 2013 г. - II Международный форум прошел в г. Белгороде и в этом году - совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Оренбургской области с 21 по 24 августа, в юбилейный для Оренбуржья 2014 г.

Россия интересна для туристов со всего мира. При создании необходимых условий и развитии инфраструктуры сельского туризма у нас есть все шансы для того, чтобы в будущем наша страна стала одним из мировых лидеров сельского туризма.

Издревле сельское население России занимается кустарными промыслами и ремеслами. Подсобные промыслы и вспомогательные производства позволяют обеспечить круглогодичную занятость. Значительно эстетическое и воспитательное значение художественных промыслов – во многих изделиях мастеров воплощено народное понимание прекрасного. Занятия промыслами и ремеслами - это реальный путь повышения доходов сельского населения. Во многих регионах проходят мастер-классы по различным народным промыслам.

Промыслы и ремесла, которыми занимались и занимаются сельские жители, исключительно разнообразны. Это деревообрабатывающее, кирпичное, гончарное производство, производство упаковочных ящиков, бочек и иной тары, плетеных корзин и мебели, веников и метел, пакли, щеток и кистей, садово-огородного инвентаря (черенки для лопат, ручки для напильников, деревянные молотки и грабли и др.), веревочное производство, изделия из бересты и соломы, художественная вышивка и резьба по дереву, кружево, шитье, вязка и роспись, металлообработка, изготовление домашней утвари (ложки, ушаты, решета, игрушки и др.), изделия из лыка, скорняжный и кожевенный промыслы и многое другое.

В современных условиях, когда трудно изыскать значительные материальные и финансовые ресурсы для организации местной промышленности, предприятия народных промыслов имеют ряд несомненных преимуществ, а именно:

относительно небольшие капитальные вложения при организации и функционировании производства;

дополнительная круглогодичная занятость для работников, имеющих сезонную занятость по основному месту работы (сельхозпроизводство, заготовка леса и лесотехнического сырья);

возможность организации надомного труда, и поэтому относительно небольшой штат постоянных работников на предприятии;

возможность использования дешевых материалов и вторсырья для производства многих изделий;

возможность привлечения к занятиям промыслами представителей различных возрастных и социальных групп населения (пенсионеры, инвалиды, старшеклассники и др.).

Традиционно изделия народных промыслов реализуются через действующую торговую сеть – художественные салоны, магазины промышленных товаров, сувенирные магазины и киоски, постоянные художественные выставки, аукционы и др. Значительный объем продукции может быть реализован через временные торговые точки – киоски, павильоны и торговые места на рынках, распродажах, ярмарках, местах скопления туристов и др. Для предприятия важно установить договорные отношения с оптовыми покупателями – торгово-закупочными организациями, центрами и ассоциациями народных промыслов, магазинами-салонами и др.

 







Date: 2015-08-15; view: 921; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию