Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, задачи, структура и методика освоения учебной дисциплины





Целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является изучение основ гармонизации взаимодействия человека и разноуровневых систем, связанных со средой обитания (производственной, бытовой, социальной, природной, духовной), а также вопросов управления и самоуправления индивидуальной жизнью каждого человека, жизнью больших и малых коллективов, социальной жизнью государств и регионов. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности людей, требований безопасности, защищенности человека и духовно-нравственного уровня общества.

Задачи дисциплины:

· сформировать представление о современном системном кризисе, в котором оказалось общество в нашей стране и мире, основных его причинах и его роли в резком повышении уровня угроз и опасностей для жизни людей;

· дать концептуальные знания о безопасном замысле жизнеустройства общества, безопасном и устойчивом его существовании;

· вооружить методологической базой достаточно общей теории управления для углубленного понимания социально-экономических процессов в современном обществе и выработки адекватных алгоритмов своего безопасного поведения, жизни и всех видов деятельности.

Связь с другими дисциплинами. Дисциплина ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины являются базовыми и необходимы как при освоении курсов, связанных с изучением управленческих процессов в различных системах, а также будут служить опорой для повышения эффективности самой разнообразной деятельности во всех сферах жизни и, прежде всего, в социально-экономической сфере.

Организационные условия изучения дисциплины. Изучение дисциплины предусматривает чтение лекций и проведение занятий в виде семинаров (диспутов, конференций), проводимых в соответствии с плановым распределением времени на протяжении одного учебного семестра, а также написание научно-иследовательского реферата каждым студентом.

Формы контроля: контрольные задания, тесты. Учебный семестр заканчивается зачетом, который может быть проведен в форме защиты научно-исследовательского реферата.

Программа учебной дисциплины структурно состоит из двух разделов:

1. Человек и среда обитания, угрозы безопасности жизнедеятельности.

2. Управление безопасностью жизнедеятельности.

Эти разделы содержат 7 учебных тем. Из-за ограниченности учебного времени предполагается, что по каждой теме будет одна лекция и всего за учебный курс только 3 часа семинарских занятий. Поэтому придется работать больше самостоятельно. С литературой есть сложности, но я дам Вам имена нескольких сайтов, на которых выложены все необходимые нам информационные ресурсы. Программа и Методическое руководство по изучению дисциплины для Вас подготовлены.

Кроме того, каждый из Вас должен будет написать реферат. Это будет для Вас полезный опыт научно-исследовательской работы, хотя и в его начальной форме. Список рефератов подготовлен и в ближайшее время Вы должны будете сделать выбор и начать работу. Указания по подготовке реферата есть в Методическом руководстве. Оцениваться будет, прежде всего, творческая составляющая вашей работы и самостоятельность суждений. По учебному плану освоение дисциплины заканчивается зачетом. Я предполагаю провести зачет в форме защиты рефератов. Лучшие рефераты будут опубликованы.

 

Основные понятия

Центральным понятием в нашей науке о безопасности жизнедеятельности (БЖД) является опасность. Под этим термином мы в дальнейшем будем понимать объекты, явления и процессы, обладающие реальными или потенциальными возможностями нанесения ущерба здоровью или жизни людей и общества, понижения эффективности их созидательного труда и разрушения, обесценивания результатов такого труда в различных сферах деятельности.

Опасными ситуациями являются такие, в которых эти потенциальные деструктивные возможности приближаются к стадии реализации. Сами эти потенциальные возможности мы будем называть угрозами безопасности. Конкретизация негативных свойств и проявлений объектов, процессов, несущих угрозы безопасности, приводит к понятию опасных факторов.

Почему я в определении подчеркнул созидательность труда? Да потому, что разрушительная деятельность – тоже труд. Но ее пресечение является справедливым воздаянием или возмездием отдельным представителям человекообразных существ и не представляет опасности для общества и Человечества.


Почему я в определении не повторяю за многими учебниками по БЖД, что «опасность» – это некое нехорошее свойство материи? Да потому, что бывают такие, например, информационные объекты и процессы, которые гораздо опаснее материальных по своему негативному воздействию на жизни людей.

Пример: информационные мутные потоки, которые изливаются на наших граждан с экранов телевидения. Это – один из главных современных инструментов нанесения ущерба нашему народу, нашему государству. Именно он позволяет опускать целые поколения наших людей, особенно – молодых, в бездну безнравственности, ложных ценностей и неправильного восприятия явлений мира. А вот после этого «опускания» идет деятельность по развалу структур, расхищению материальных ценностей и даже развалу государств (СССР) и т.д. Так что, будем считать опасными следствия, а причины или способствующие условия – вовсе не опасными?

Из определения видно, что безопасность является условным и недостижимым в абсолюте идеалом, поскольку опасности всегда сопутствовали жизни людей. Но можно говорить о достигнутом уровне безопасности. Сравнивать эти уровни. И показатели уровня безопасности являются важнейшими, определяющими составными частями качества человеческой жизни вообще. К сожалению, в настоящее время проблема оценки показателей уровня безопасности является еще методически плохо проработанной. Хотя подобных оценок на эмоциональном уровне каждый из нас встречал предостаточно, особенно в средствах массовой информации.

В старых учебниках пишут, что безопасность жизнедеятельности как наука имеет целью «комфортность» для людей взаимодействия человека и природы, человека и техносферы (а точнее можно было бы сказать – ужасов техносферы, которую он сам же по своему недомыслию и создал). Мы с вами в дальнейшем будем разбираться в том, что комфортность не может быть целью значимой позитивной деятельности людей. История показывает, что цивилизации и народы, которые стремились к комфортности быстро разрушались и приходили к гибели.

Мы будем полагать, что безопасность жизнедеятельности, как наука, должна иметь целью:

1) Изучение основ гармонизации взаимодействия человека и природы. При этом –взаимодействия в тех разноуровневых и взаимовложенных системах, которые связанны с понятием среды обитания человека в различных сферах: производственной, бытовой, социальной, природной, духовной и т.д.

2) Изучение вопросов управления и самоуправления индивидуальной жизнью каждого человека, жизнью больших и малых коллективов, социальной жизнью государств и регионов. Познание законов такого управления, которое должно приносить понижение уровня опасности для жизни людей и их сообществ.

Сегодняшняя жизнь наглядно показывает, что фрагментарность, непоследовательность подходов к безопасности только умножает беды ни в чем не повинных людей. Происходит это потому, что большинство обычных людей, как и власти на всех уровнях, не отдают себе отчет, не понимают механизмов взаимосвязи личной безопасности людей и их корпоративной (общинной) безопасности, не видят цепочки: личная – корпоративная – национальная (государственная) безопасность – безопасность Человечества в целом – безопасность биосферы Земли – безопасность планеты Земля – безопасность Солнечной системы – безопасность Вселенной – Космоса. А если и видят, то считают, что это не их дело, не их уровня. Считают, что можно бесконечно гадить на этой Земле самим или позволять гадить другим (что не намного лучше), в угоду сиюминутной выгоде, не задумываясь о последствиях.


При этом сегодня все же многие стали приходить к тому, что это действительно опасно, когда исчезают или разрушаются материальные ресурсы – ведь гибнет привычная материальная среда обитания (физическая, химическая, биологическая, экономическая, социальная и др.). Но наши традиционные материалистические школа и воспитание не позволяет большинству увидеть намного более опасные колоссальные разрушения в таких сферах, как информационная, биополевая, духовная, нравственная. А ведь это тоже среды нашего обитания!

Безусловно, существует множество факторов опасности природной среды: «У природы много способов убедить человека в его смертности…», – писал Джек Лондон в своем известном рассказе «Белое безмолвие». Но все они не идут ни в какое сравнение с теми, которые несет в себе сам человек. С маниакальной педантичностью, целеустремленностью, изощренностью он создает все более опасные орудия, технологии и методы существования как для других людей, так и для себя, все более разрушающие среды своего обитания. Поэтому известная нам история, особенно – новейшая, показывает непрерывное снижение уровня безопасности жизни, как отдельного человека, так и Человечества в целом. И сегодня можно сказать, что этот уровень уже перешагнул черту чрезвычайной опасности.







Date: 2015-08-15; view: 271; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию