Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды литературно-художественных книжных изданий





Виды литературно-художественного книжного издания - традиционно выделяемый уровень почти всех типологических разработок в данной области. Специальная литература по этому вопросу весьма обширна и достаточно подробно проанализирована в ряде диссертаций и научных публикаций. Поэтому мы ограничимся рассмотрением основных точек зрения, наиболее ярко характеризующих тот или иной подход к выделению видов изданий.

Текстологический литературоведческий подход к типологии литературно-художественных книжных изданий в обобщенном виде отражен в написанной Е.И. Прохоровым главе «Типы издания» коллективной монографии «Основы текстологии» (М., 1962) и в его учебнике «Текстология. (Принципы издания классической литературы)» М., 1966), где с наибольшей полнотой рассмотрена проблема видов изданий художественной литературы.

Автор выделяет пять видов литературно-художественных книжных изданий: полное собрание сочинений, собрания сочинений (сочинения), избранные сочинения (избранные произведения, избранное), сборник, отдельное издание одного произведения. При этом в более ранней работе Е.И. Прохоров говорит о том, что виды изданий выделяются в зависимости от состава издания, уточняя в более поздней, что в основу классификации изданий по видам кладется степень полноты состава издания.

В концепции Е.И. Прохорова прежде всего вызывает сомнение выбор основания деления, типологического признака, по которому определяются виды изданий. Действительно, «степень полноты состава издания» можно положить в основу выделения только первых трех предлагаемых им видов издания художественной литературы: полного собрания сочинений, собрания сочинений и избранных сочинений. Для сборника и тем более для отдельного издания одного произведения этот критерий не подходит. Кроме того, «степень полноты состава издания» сама по себе является вторичным признаком, следствием более существенных в типологическом отношении признаков литературно-художественного книжного издания.

В его выборе проявилась специфика текстологического подхода, которому присуще стремление сконцентрировать внимание только на характере подготовки текстов литературно-художественного книжного издания, убрав на второй план менее важные для текстологии собственно книговедческие характеристики книжного издания. Поэтому и попытка систематизации видов книжных изданий художественной литературы сводится при текстологическом подходе лишь к описанию сложившихся к настоящему времени в издательской практике разновидностей изданий, выделяемых по признаку количества включенных в них авторских текстов.

Вызывают возражения и сами виды, называемые Е.И. Прохоровым. Это прежде всего относится к включению в видовой типологический ряд полного собрания сочинений, собрания сочинений и избранных сочинении, которые на самом деле являются модификацией одного и того же вида издания.

Предложенный автором критерий выделения видов изданий не дает возможности точно определить границы между ними, особенно между собранием сочинений и избранными сочинениями. Столь же зыбкой оказывается граница и между сборником и избранными сочинениями.

Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что данная схема видов литературно-художественных книжных изданий была практически первой попыткой их типологической систематизации и в русле текстологии оказалась достаточно продуктивной, особенно в плане редакционно-текстологической подготовки издания классических литературно-художественных произведений.

Близкий по исходным принципам подход к систематизации литературно-художественных видов книжных изданий демонстрирует представитель библиотечно-библиографического направления Б.Я. Бухштаб. Это и понятно, так как Б.Я. Бухштаб широко известен как текстолог, принимавших участие в подготовке многих изданий отечественной классики. Однако для него характерно стремление осмыслить видовую систематизацию литературно-художественных изданий применительно к библиотечно-библиографической работе с ними, а в статье «Проблемы типологии литературно-художественных изданий» и в связи со спецификой книжного дела в целом.

Вместе с тем предлагаемый Б.Я. Бухштабом признак выделения видов изданий «состав текстов» вызывает возражения из-за явно текстологического характера этого критерия, не учитывающего специфику самого литературно-художественного книжного издания. «Состав текстов» не отражает свойств литературно-художественного книжного издания как целостного явления, а сводит его к роли только материального носителя того или иного набора текстов литературно-художественных произведений. Предложенный типологический критерий из всех существенных признаков литературно-художественного книжного издания отражает, и то достаточно ограниченно, только один - предмет и не фиксирует других - целевого назначения и читательского адреса.

Кроме того, «состав текстов издания», так же как и «степень полноты состава издания», - признак количественный, вторичный, который всегда является следствием качественной определенности вида литературно-художественных книжных изданий. Не случайно поэтому Б.Я. Бухштаб, говоря о видовом различии между сборником и собранием сочинений, вынужден был прибегнуть к помощи другого типологического критерия, не совпадающего с «составом текстов издания», - «степени отраженности» в литературно-художественном издании творчества какого-либо автора: «Сборник обычно отражает какую-то часть литературного наследия, творческого пути писателя... Собрание сочинений... стремится все же показать его творчество в целом...». Таким образом, автор, хотя и в скрытой форме, вынужден использовать такой типологический признак литературно-художественного книжного издания, как его предмет, и в меньшей мере - целевое назначение.

Достоинством предложенной Б.Я. Бухштабом системы видов литературно-художественных книжных изданий следует считать выделение модификаций каждого вида изданий, стремление построить исчерпывающую видовую схему:

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

Полное собрание сочинений

Полное собрание текстов

Полное собрание текстов с избранными нетворческими текстами

Полное собрание произведений

Полное собрание художественных произведений

Полное собрание произведений одного жанра

Собрание избранных произведений

СБОРНИК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Авторский сборник

Коллективный сборник

Альманах

Антология

Хрестоматия

ИЗДАНИЕ ОДНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Эта система видов литературно-художественных книжных изданий отличается от предложенной Е.И. Прохоровым тем, что в основной видовой ряд выделены только три вида изданий, каждый из которых обладает качественными отличиями и обобщенно отражает специфику этой группы. В схеме Б.Я. Бухштаба учтено и наличие больного количества модификаций внутри каждого вида литературно-художественных изданий.

Вместе с тем в этой схеме есть и очевидные противоречия. Так, нельзя согласиться с выделением «полного собрания произведении одного жанра» как варианта собраний сочинений, а также с целесообразностью выделения «полного собрания сочинений», «полного собрания художественных произведений» и «полного собрания произведений одного жанра» в одном типологическом ряду. «Полное собрание произведений одного жанра» даже на основе критерия, выдвинутого самим автором, есть модификация «сборника произведений». Ведь несмотря на исчерпывающий состав произведений одного жанра, в издании все равно будет отражена только часть творчества этого автора, а не все творчество в целом. То же можно сказать и о «полном собрании художественных произведений», поэтому «полное собрание художественных произведений» скорее может быть квалифицировано как разновидность сборника», чем «собрания сочинений».

Б.Я. Бухштаб выделяет еще три группы полных собраний сочинений, которые различает по наличию или отсутствию в них «нетворческих» текстов. Здесь, видимо, сказались изъяны издательской практики, когда некоторые разновидности собраний сочинений, особенно полных, появляются в «недовоплощенном» виде по различным объективным и субъективным причинам. Отсюда и наличие конкретных, якобы «полных собраний сочинений», которые таковыми не являются. Поэтому неправомерно включать в типологические схемы различные издательские неудачи и неосуществленные замыслы.

Б.Я. Бухштаб обоснованно вводит в схему видов изданий такие варианты сборника произведений, как авторский и коллективный. В особую подгруппу коллективных сборников исследователь выделяет также исторически устоявшиеся формы сборников, как антология, альманах, хрестоматия. Однако Б.Я. Бухштаб не до конца выдержал предложенную им схему систематизации сборников и в окончательный вариант включил только одну группу традиционно выделяемых коллективных сборников. В ней также не нашли отражения разновидности авторского сборника.

Редакционно-издательский и редакционно-текстологический подход к типологии видов литературно-художественных книжных изданий наиболее последовательно представлен в работах Н.П. Лаврова. При этом его взгляды развивались в направлении выработки принципов общекниговедческой систематизации литературно-художественных книжных изданий.

В учебном пособии «Издания художественной, детской литературы, по искусству, филологии» (М., 1979) Н.П. Лавров пытается ввести новый типологический признак выделения видов изданий - «издательский замысел», который определяется им как «способ удовлетворения общественного интереса к литературе, к творчеству писателя» и который диктует число включаемых в книгу произведений и принцип отбора их».

К сожалению этот критерий так и остался только декларированным, а сама схема видов изданий строится автором на основе «состава издания». Далее Н.П. Лавров прямо указывает, что «основой выделения видов служит состав издания». Таким образом, за основание деления и здесь принимается вторичный количественный признак, что приводят к неточностям и в самой схеме видов литературно-художественных книжных изданий, и в мотивировке выделения каждого из них.

Н.П. Лаврова, как и Б.Я. Бухштаба, неверный выбор типологического признака видов литературно-художественных изданий заставляет использовать при решении наиболее сложной видовой проблемы - отличия собрания сочинений (особенно его варианта - собрания избранных сочинений) от сборника дополнительный признак. Так, исходя из признака «состав издания», Н.П. Лавров определяет сборник как издание, которое содержит ряд произведений одного или нескольких авторов. Если брать за основу данное определение сборника, то его невозможно будет отличить от собрания сочинений, которое тоже можно определить как издание, содержащее ряд произведений одного автора. Это, видимо, понимает и Н.П. Лавров, потому что в дальнейшем, анализируя собрание избранных произведений, он вводит новый признак вида изданий - «степень представленности» в издании творчества писателя. Этот видообразующий признак оказывается достаточно близким по своему содержанию к таким типологическим признакам литературно-художественного книжного издания, как предмет и целевое назначение.

Схема видов литературно-художественных изданий и их разновидностей, предложенная Н.П. Лавровым, является дальнейшим развитием схемы Б.Я. Бухштаба по своим принципиальным положениям:

1. Издание отдельного произведения: а) с полным текстом; б) с сокращенным текстом.

2. Сборник: а) авторский - жанровый, тематический, хронологический и т.д.; б) коллективный - жанровый, хронологический, жанрово-хронологический, тематический и т.д.: альманах, антология, хрестоматия.

3. Собрание сочинений: а) собрание избранных произведений; б) неполное собрание сочинений; в) полное собрание сочинений.

В основной видовой ряд выделяются только три вида изданий: издание отдельного произведения, сборник и собрание сочинений, которые в совокупности со своими разновидностями отражают практически все существующие варианты изданий. К достоинствам анализируемой схемы следует отнести и более последовательное, чем у Б.Я. Бухштаба, выделение модификаций каждого из видов изданий.

Несмотря на недостаточно строгое определение сборника как вида литературно-художественных книжных изданий, Н.П. Лавров более последовательно, чем Б.Я. Бухштаб, отразив в своей схеме основные разновидности как авторских, так и коллективных сборников. При этом разновидности сборников выделяются строго по признаку, на основе которого формируется их состав: жанровые, тематические, хронологические, жанрово-хронологические и т.д.

В то же время неверно выделение двух вариантов издания отдельного произведения: с полным текстом и с сокращенным текстом. Прежде всего полнота или неполнота текста - это характеристика литературно-художественного произведения, а не литературно-художественного книжного издания. В случае сокращения текста, его адаптации мы имеем дело с текстом уже другого литературно-художественного произведения, которое должно рассматриваться не как вариант более полного, а как иное литературно-художественное произведение. Оно выходит в свет как отдельное издание одного произведения, а не как вариант его.

Схема видов литературно-художественных книжных изданий, предложенная Н.П. Лавровым, является одной из последних по времени разработки и поэтому учитывает все предыдущие, их достоинства и недостатки. Однако автору не удалось избежать недостатков, обусловленных влиянием текстологического подхода. Наиболее удачные части схемы связаны как раз с использованием автором других типологических признаков, не текстологического, а книговедческого характера (например, при выделении вариантов собраний сочинений). Кроме того, Н.П. Лавров назвал, хотя и не использовал, такой типологический признак, как «издательское назначение» (близкое к целевому назначению), а также указал на связь вида литературно-художественных книжных изданий с читательскими интересами, то есть косвенно признал, что вид издания завесит и от читательского адреса.

Более строго выдержанным книговедческим подходом отличается схема видов литературно-художественных изданий, разработанная С.П. Омилянчуком в его кандидатской диссертации «Собрание сочинений как вид издания» (М., 1971). Именно в этом исследовании впервые было сформулировано определение вида литературно-художественных книжных изданий как книговедческой категории и каждый вид издания определялся в связи с целью (целевым назначением) этого способа организации «литературного наследия автора» в издание. За основание деления видов литературно-художественных книжных изданий принималось целевое назначение, то есть один из наиболее существенных типологических признаков, отражающий их специфику как субъектов и результатов литературно-художественного книжного общения. Кроме того, в определение каждого вида включался в скрытой форме и такой типологический признак, как предает книжного издания. Так, давая определение собрания сочинений, С.П. Омилянчук писал: «Собрание сочинений - это опосредованный в издании, во всех основных признаках и характеристиках его, способ организации литературного наследия автора в отдельное издание с целью научно обоснованной характеристики творчества писателя в целом».

Используя данное основание деления, автор называет три вида литературно-художественных книжных изданий: собрание сочинений, сборник, издание отдельного произведения. Все они выделяются в зависимости от необходимости отражения в издании творчества какого-либо писателя соответственно в целом, в части и в единичном. Заслуживает также внимания и вывод С.П. Омилянчука о том, что понятия «полное собрание сочинений», «сочинения», «избранное» лишены конкретного научного содержания и что на их основе невозможно создание классификационной схемы видов изданий художественной литературы. Этот подход позволил ограничить основной видовой ряд литературно-художественных книжных изданий только тремя видами изданий. Несколько позже к этому же выводу пришли, как мы видели, и Б.Я. Бухштаб, и Н.П. Лавров, оставив, правда, эти термины для обозначения вариантов собрания сочинений.

В целом позиция С.П. Омилянчука является наиболее соответствующей современным книговедческим представлениям о типологии книги и поэтому наиболее перспективной при разработке проблем видовой дифференциации литературно-художественных книжных изданий. Вместе с тем в этой концепции есть и определенные недостатки, связанные с приписыванием литературно-художественному книжному изданию несвойственных ему «литературоведческих функций». Если обратиться к определениям видов изданий, то мы увидим, что во всех них целью оказывается «научно обоснованная характеристика», «специальное научное исследование или популяризация творчества автора». Безусловно, литературно-художественные книжные издания могут выполнять и выполняют в обществе и эти функции, но они не являются основными, существенными, типообразующими. Подобные функции являются компетенцией литературоведения, и их нельзя автоматически переносить на литературно-художественные книжные издания.

Проанализировав основные концепции видовой систематизации литературно-художественных книжных изданий, можно прийти к выводу, что, несмотря на различие в подходах к определению типологических критериев видов изданий, большинство исследователей считает правомерным выделение в основном ряду только трех видов: собрание сочинений, сборник, отдельное издание одного произведения. Однако существующее разнообразие определений каждого из видов литературно-художественных книжных изданий и расхождения в определении их модификаций создают непреодолимые трудности в использовании этой схемы в практике советского книжного дела и особенно в книжной торговле.

Возникает необходимость упорядочить эту схему, используя типологические признаки литературно-художественного книжного издания в их диалектическом единстве. Таким системным признаком мы называли предмет, целевое назначение и читательский адрес. Он же является и основанием выделения видов этих изданий. Необходимость и правомерность такого подхода подтверждается ж тем, что почти все исследователи данного вопроса осознанно или неосознанно их использовали или питались использовать.

Важно также отметить, что названия видовых категорий - собрание сочинений, сборник, издание одного произведения, хотя и заимствованы из практической издательской терминология, в своем содержании с ними не совпадают. Кроме того, эта терминология сама еще не устоялась и поэтому предстоит найти более подходящие обозначения некоторых видовых категорий.

При таком подходе правомерно выделить три вида литературно-художественных книжных изданий: собрание сочинений, сборник, моноиздание, каждый из которых будет иметь свой предмет, целевое назначение и читательский адрес. Все вместе они будут являться уровнями первого этапа конкретизации литературно-художественного книжного издания, внутренними категориальными уровнями, отражающими различные способы организации литературно-художественного произведения в книжное издание. Систематизация этих уровней должна происходить по принципу их выделения от более общего к более частному, по принципу отражения литературно-художественным книжным изданием «всеобщего - особенного - единичного» в способах организации литературно-художественного произведения в книжное издание.

Первый уровень отражает наиболее общий способ организации литературно-художественного произведения в книжное издание, где литературно-художественное произведение понимается как «всеобщее», как всеобщий, целостный результат литературно-художественного общения, как отражение этого процесса и его результата в целом, результатом такого способа организации «всеобщего» литературно-художественного произведения будет «всеобщее литературно-художественное книжное издание», целостный всеобщий результат литературно-художественного книжного общения.

Предметом такого «всеобщего» литературно-художественного книжного издания является литературно-художественное произведение как всеобщий результат литературно-художественного общения, то есть процесс и результат литературно-художественного общения в целом, отраженный в книжном издании во всей его целостности.

Этот уровень видов литературно-художественных книжных изданий соответствует традиционному виду изданий - собранию сочинений. И это действительно так, потому что в литературно-художественном общении индивидуальность автора имеет решающее значение для характеристики его результата - литературно-художественного произведения. Поэтому характеристику литературно-художественного общения (художественной литературы) и его результата в целом можно получить лишь отражением в книжном издании творчества отдельных авторов также в целом, то есть при помощи ряда «авторских» собраний сочинений.

Целевым назначением этого высшего вида литературно-художественных книжных изданий является обеспечение обращения в обществе литературно-художественных произведений, организованных в книжное издание на уровне «всеобщего», отражение в литературно-художественном книжном общении процесса и результата литературно-художественного общения, а в конечном счете и процесса и результата словесной художественной деятельности в целом в наиболее общем и сложном виде. Таким образом, этот вид изданий решает задачу обеспечения литературно-художественного книжного общения на уровне «всеобщего», задачу отражения в этом общении «всеобщего» литературно-художественного произведения в наиболее сложной и многообразной форме.

Для читательского адреса этого вида изданий характерна направленность на удовлетворение читательского «книжного» интереса к результату литературно-художественного общения в целой, то есть ко всей совокупности произведений одного автора (к авторскому «всеобщему» литературно-художественному произведению).

Литературно-художественное собрание сочинений представляет собой вид книжного издания, предметом которого является литературно-художественное произведение как всеобщий целостный результат литературно-художественного общения, целевым назначением - обеспечение отражения в литературно-художественном книжном общении результата литературно-художественного общения в целом, на уровне «всеобщего», читательским адресом - направленность на удовлетворение общественного «литературно-художественного книжного» интереса ко всеобщему результату литературно-художественного общения в целом.

Следующим уровнем выделения видов литературно-художественных книжных изданий является такой способ организации литературно-художественного произведения в книжное издание, в котором результат литературно-художественного общения отражается только как часть целого.

Предметом этого уровня, который соответствует понятию «сборник», является литературно-художественное произведение как результат какой-либо части литературно-художественного общения, литературно-художественное произведение как «особенное». Выделение этой «части», этого «особенного» во всеобщем результате литературно-художественного общения может происходить и происходит по самым различным признакам. Все они связаны со спецификой литературно-художественного общения и поэтому отражают типичные части целого литературно-художественного процесса. Такими частями могут быть литературно-художественные произведения одного жанра, одной темы, одного историко-литературного периода, одной национальной литературы, одного литературно-художественного направления и т.п.

Предмет литературно-художественного сборника может отражать часть творчества различных авторов, - и тогда это будет коллективный сборник, или часть творчества одного автора, - и тогда это будет авторский сборник.

Под целевым назначением понимается задача обеспечения обращения в обществе средствами книжного общения литературно-художественного произведения на уровне «особенного», задача отражения в литературно-художественном книжном издании процесса и результата литературно-художественного общения, а в конечном счете и процесса и результата словесной художественной деятельности в какой-либо их части.

Для читательского адреса литературно-художественного сборника характерна направленность на удовлетворение общественного читательского «книжного» интереса к процессу и результату литературно-художественного общения в какой-либо его части. При этом и сам читательский интерес выступает как часть, как «особенное» целого, «всеобщего» читательского интереса. Этот читательский интерес может проявляться как интерес к части творчества нескольких авторов или как интерес к части творчества одного автора, что соответственно отражается и на читательском восприятии этого вида литературно-художественных книжных изданий.

Литературно-художественный сборник можно определить как вид книжного издания, предметом которого является литературно-художественное произведение как часть всеобщего, целостного результата литературно-художественного общения, целевым назначением - обеспечение отражения в литературно-художественном книжном общении результата литературно-художественного общения в какой-либо его части, на уровне «особенного», читательским адресом - направленность на удовлетворение общественного «литературно-художественного книжного» интереса к какой-либо части всеобщего результата литературно-художественного общения. Этот вид литературно-художественных книжных изданий имеет две основные разновидности; авторский и коллективный литературно-художественный сборник.

Следующим уровнем выделения видов литературно-художественных книжных изданий является такой способ организации литературно-художественного произведения в книжное издание, в котором результат литературно-художественного общения отражается только как отдельный элемент целого, как «единичное».

Предметом этого вида изданий, который называется «издание отдельного литературно-художественного произведения» или, вслед за ГОСТ 16447-78, литературно-художественным «моноизданием», является литературно-художественное произведение как элемент всеобщего результата литературно-художественного общения, как литературно-художественное произведение на уровне «единичного».

При всей кажущейся простоте предмет этого вида литературно-художественных книжных изданий оказывается довольно сложным явлением и к тому же недостаточно изученным. Так, например, стихотворный сборник, составленный самим автором и образующий единое целостное литературное произведение (как «Цветы зла» Ш. Бодлера), по своим формальные признакам (сборник стихотворений) должен быть предметом литературно-художественного сборника, а по своим существенным признакам (целостное литературно-художественное произведение) он должен быть предметом литературно-художественного моноиздания. Аналогично обстоит дело и со сборниками прозаических произведений «малых жанров» - сборниками рассказов, повестей («Записки охотника» И.С. Тургенева). Во всех этих случаях подобные литературно-художественные произведения можно рассматривать не как простую совокупность, а как некое целое, единое литературно-художественное произведение, которое и составляет предмет литературно-художественного моноиздания.

Целевым назначением издания отдельного литературно-художественного произведения является задача обеспечения процесса литературно-художественного книжного общения на уровне «единичного», задача отражения в литературно-художественном книжном издании всеобщего процесса и результата литературно-художественного общения, а в конечном счете и всеобщего процесса и результата словесного художественного творчества каким-либо его единичным элементом.

Под читательским адресом этого вида изданий понимается направленность на удовлетворение общественного интереса, общественной потребности в литературно-художественном книжном общении на уровне «единичного», направленность на удовлетворение общественного «читательского литературно-художественного» интереса к единичному элементу всеобщего процесса и результата литературно-художественного общения.

Издание отдельного литературно-художественного произведения или литературно-художественное моноиздание определяется как вид книжного издания, предметом которого является литературно-художественное произведение как единичный элемент всеобщего, целостного результата литературно-художественного общения, целевым назначением - обеспечение отражения в литературно-художественном книжном общении этого элемента всеобщего результата литературно-художественного общения, читательским адресом - направленность на удовлетворение общественного «читательского литературно-художественного книжного» интереса к такому элементу всеобщего результата литературно-художественного книжного общения.

Date: 2015-08-15; view: 675; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию