Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Истоки и идейные основы средневековой философии. Реализм и номинализм. Проблема веры и разума (Фома Аквинский)
Периодизация: 1) Патристика (II – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви. а) Апологетика (II – III в). Апологеты старались опровергнуть обвинения против христианства о том, что это несостоятельная религия. б) Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства. в) Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную. Западная. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий. Восточная. Григорий Богослов, Василий Великий, Як Златок. 2) Схоластика (IX – XV в). Ранняя, зрелая, поздняя. Представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский. а) Ранняя схоластика (IX – XI в). б) Зрелая схоластика (XI – XII в). в) Поздняя схоластика (XII – XIII в). Представители: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский (1225-1274). Особенности средневековой философии. В Ветхом и Новом Заветах находились революционные для философии идеи. Идея монотеизма (учение о едином Боге); Теоцентризм (Бог – сосредоточение бытия и блага и ее источник); Мир понимается как результат творения из ничего – креоционизм; Бог понимается как нечто абсолютное и трансцендентное (т.е. потустороннее миру); Идея откровения Бога человеку (Бог открывает себя в священном писании); Идея полувоплощения (Бог существует в трех формах:Отец, Сын, Святой Дух); Идея первородного греха; Человек создан по образу и подобию бога и это богоподобие выражается в наличии разума и свободной воли; Идея спасения; Цель жизни – уподобление Богу и богопознание. Душа человека имеет начало, но бессмертна; Телеология – наличие в реальности степени совершенства. Любая вещь (фрагмент реальности) имеет конечную цель – Бог; Провиденциолизм – представления о божественном провидении (промысле). Все существующие существует благодаря поддержке Бога; Эсхатология – мир имеет начало и конец, который связан со вторым пришествием Бога на землю. Человеческое общество имеет свою историю, которая есть движение к конечной цели; Человек – не только тело и душа, но и дух. Дух – причастность человека к Богу; Человек занимает исключительное место в мире. Две линии понимания богословия: а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, которая понимается только в мистическом опыте. Бога нельзя выразить в понятиях человеческого языка; б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо, красота, любовь. Любовь – подлинный путь к богопознанию. Познание через веру. Философия Августина (354 – 430гг.) Его избирают епископом. Окончательно «формирует» средневековую Ф. В целостную доктрину. Его сочинение-исповедь «О граде божием». В центре внимания – проблема бога, вопрос о природе бога, ответ критикам христианства «Что же делал Бог до сотворения мира?» проблема времени и соотношение времени и вечности. Вывод: время есть св-во нашего сознания. Проблема соотношения разума и веры, религии и Ф. Августин придает большое значение Ф. и разума. Вера явл. важнейшим предметом стремлений чел-ка. Но Августин не отвергает и разум. Открыл проблему динамики личности. Внутр. мир чел-ка – арена борьбы противоположностей, разнонаправленных стремлений. Августин – один из авторов концепции предопределения (поиск путей спасения человека). Влияние Августина в философии было определяющим на протяжении долгого времени (до 18в., до схоластики). Постепенно нарастает убеждение в силе человеческого разума. Основная проблема – спор о природе универсалий (общих понятий). Две позиции: реализм и номинализм. Абеляр (1079–1142) – автор концепции концептуализма. Универсалии – понятия чел. разума. Абеляр считает, что универсалии не существуют самостоятельно, но они являются концептами – получ. реальность в сфере чел. разума. Фома Аквинский предложил решение: универсалии существуют трояко: до вещей (как предвечные мысли бога, в соответствии с которыми он творил мир), в вещах (как субстанционная форма вещей), после вещей (как понятия человеческого разума). Date: 2015-08-15; view: 515; Нарушение авторских прав |